В предыдущей главе я рассказала, как вредно постоянное избыточное влияние, направленное на ребёнка.
Сейчас мы поговорим о качественном внимании, которое насыщает ребёнка, и даёт ему спокойствие.
По поведению малыша мы можем понять, дали мы это внимание, или нет.
Внимание родителя – это один из важных факторов счастья и здоровья малыша.
Внимание может быть низкокачественным, мы назовём его «вода», и высококачественным, мы назовём его «хлеб».
Этот образ родился в моей работе с клиентами.
Дитя подходит к маме, и просит «хлебушка», а мама ему наливает и даёт ему «водички». Малыш пьёт «водичку», и просит опять «хлебушка». Ему опять «водичку». И представьте, что это повторяется изо дня в день, из года в год.
Иногда дитя вырастает, так и не поев «хлебушка» толком, испытывая постоянный голод по глубокому и качественному общению.
Как понять, что дитя не получает от вас «хлебушка»?
Малыш часто ноет, мало играет и занимается сам, или вообще не умеет развлекать себя самостоятельно. От него слышится постоянное: «мама-мама, мам».
Несамостоятельность, капризность, болезненность, приставучесть – вот признаки голода по качественному общению.
Если же дитя спокойно может и умеет играть. Прибегает за помощью или пообщаться только иногда, периодически, весело, спокойно, инициативно и энергично, то значит вы достаточно даёте ему «хлебушка», то есть, качественного внимания. Ещё принимаем во внимание, что всем деткам нужно разное количество качественного внимания.
А теперь разберём технику выдачи того самого «хлеба».
Чтобы дать ребёнку, или любому другому человеку, да и не только человеку, животному, растению, всему живому, целительное внимание, мы обязательно должны быть «в себе». То есть быть своим вниманием и присутствием в своём теле. Подробно мы это состояние рассмотрели в главе «Мама, вернись домой».
Следующий шаг, это выделить определённое время для кормёжки «хлебушком».
И приступить непосредственно к самому процессу.
Конечно, в идеале, никто не должен отвлекать от этого процесса. Но если побыть вдвоём не получается, то пробуйте и практикуйте в доступных условиях.
Очень хорошо начинать, используя инициативу ребёнка, когда он сам расположен к спокойному общению. Это может быть перед его засыпанием в дневной или ночной сон.
Можно просто выделить время, когда вам удобно, примерно минут 30. Сама практика удержания качественного внимания обычно не длится дольше 5 минут. Но на неё нужно настроиться перед началом и выделить время после самой глубокой фазы, чтобы побыть в шлейфе события, не убегая сразу.
Первое, настраиваемся на себя с помощью медитации «Древо». Возвращаемся вниманием в своё тело, и какое-то время после медитации наслаждаемся присутствием в себе. Дарим это время себе искренне и качественно.
После того, как насытились присутствием в себе, подходим к ребёнку, и начинаем дышать определённым образом: вдох носом, выдох ртом. Нюхаем ребёнка, как будто он цветок, и нам интересен и приятен его запах.
Вдыхаем носом его энергию в себя, пропускаем её сквозь своё тело, от паха до сердца, и возвращаем на выдохе ртом ему обратно из своего сердца всю его энергию.
При этом внимательно на него смотрим, но не таким взглядом, как в прицел винтовки, а рассеянным, мягким взором. Если сравнить взгляд со светом, то вы глазами не светите на него фонариком или даже лазером, а изливаете мягкий, рассеянный свет, как от ночника или торшера. Веки при этом чуть прикрыты, на губах лёгкая улыбка.
Слушайте внимательно его дыхание, его слова или звуки, которые он издаёт. Вникайте в них, если нужно, отвечайте, но не прекращайте осознанное дыхание.
Если это уместно и удобно в этой ситуации, гладьте его, трогайте.
Можно гладить по животику, по плечу, руке, спинке, по ножке. Можно делать лёгкий массаж ладошки, пальчиков. Но не увлекайтесь, ваша задача – не массаж, а тактильный контакт. Прислушивайтесь к своим ощущениям. Какой он на ощупь?
Тёплый или прохладный, суховатый или влажный, шелковистый или шершавый?
Просто безоценочно наблюдайте за всеми мелочами и нюансами.
Во время дыхания, активно исследуйте запах ребёнка. Постарайтесь получить удовольствие от процесса.
Конечно же, эту практику в полном объёме удобнее проводить с маленьким ребёнком, с подростком же мы скорее всего ограничимся внимательным наблюдением и слушанием, пропусканием его энергии сквозь себя.
Также, объём практики зависит от состояния ребёнка. Если он активно играет и бегает, то только дышим им, смотрим и слушаем.
Эта же практика качественного внимания применима для улучшения отношений с мужем или женой.
Дарить исцеляющее внимание может как мама, так и папа, и любой близкий человек.
«Кормление хлебушком» можно и нужно проводить ежедневно, минимум по одному разу, можно чаще.
Эту практику нужно обязательно применять, когда дитя болеет.
Качественное внимание можно адаптировать и к ситуации, когда малыш не рядом, а, например, в больнице или находится на расстоянии. В таком случае, мама так же, возвращается в себя, уделяет себе внимание, а затем настраивается на ребёнка, представляет его рядом с собой. Мысленно общается с ним. Слушает и нюхает его образ, чередует внимательное, тихое слушание со своими словами или мыслями.
Если дитя в больнице, то мама говорит ему:
«Ты сильный и живучий.
Твоё тело легко справляется с исцелением через болезнь.
Всё лечение, которое проводят тебе медики, идёт тебе на пользу.
Все вещества и лекарства, которые попадают в твоё тело, наполнены живительной, исцеляющей энергией и приносят тебе только пользу.
Врачи и весь персонал больницы самым наилучшим образом проявляются рядом с тобой, выполняют свои обязанности добросовестно, с любовью к тебе и всему живому.
Все манипуляции и операции идут на пользу твоим телу и психике. Ты переносишь их легко.
Я люблю тебя.
Я благословляю тебя на жизнь».
Эта, так называемая декларация намерения и желания, действует как благословение. А благословение матери – это очень сильное воздействие.
Благословение и уравновешенное спокойствие очень помогают ребёнку, где бы он ни находился, и что бы с ним ни происходило. Сознание, или если хотите, душа ребёнка, получает эти импульсы от мамы через любые расстояния, и даже через время.
Ни в коем случае нельзя представлять любые негативные сценарии и картинки, касающиеся ребёнка, себя самой или других людей. Если они появляются, их немедленно необходимо заменить на декларацию желаемого, на благословение. И повторять это благословение мысленно или вслух до тех пор, пока негативные картинки не сотрутся из мыслей.