Марат Нуртдинов Психосоматика для чайников 2.0

Предисловие во второму изданию



Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu



После первой публикации «Психосоматики для чайников» прошло совсем немного времени, но медицинская наука, психология развиваются с огромной скоростью, поэтому возникла необходимость пересмотра некоторых положений, представленных в данном манускрипте.


Очевидно, что само название, достаточно тенденциозно, однако за этой иронией скрывается сверхдетерменированость человеческой психики, ведь в любом человеческом творении отражается внутренняя сущность человека, мы проецируем, вольно ли невольно свои паттерны поведения, гештальты, фантазии на художественные произведения, музыку и пр.


И, конечно, одной из моих целей была популяризация психоанализа, без излишней апелляции и восхваления Фрейда. Восторженность неофитов, пропагандирующих учение, уже набила оскомину, агрессивная реклама психоанализа, вызывает отторжение у существенной части нашего населения.


Ни в коей мере не отрицая заслуги Фрейда, который был настоящим гением и подвижником науки, последователи восторженными отзывами превратили в научном медицинском сообществе психоанализ в некую догму, квазинауку, это на своей шкуре я испытал в полной мере.


В то же время, колоссальный поток никчемной, токсичной информации заполнившей поле человеческой мыслительной деятельности привел к разочарованию значительной части ученых-медиков в успехах традиционной медицины.


Психиатры в Советском Союзе и новой России монополизировали эту область медицины, и, прикрывшись психиатрической терминологией, надолго забаррикадировали для интернистов этот священный Грааль.


Еще одной причиной послужившей написанию этой книги стала тенденция молодых врачей все проявления психологических особенностей человека страдающих соматическим расстройством сводить к диагнозу «психосоматика». Этот ярлык, обезоруживает человека, а психологи, психоаналитики не могут в полной мере оценить важность телесных проявлений в генезисе страдания.


Поэтому важным считаю необходимость совместного лечения психосоматозов врачами и психологами.


Телесная природа сознания уже не вызывает сомнения у большинства прогрессивных авторов, открытия последних лет в области ментального здоровья, в частности феномен «множественной личности», подрывают устоявшиеся схемы преподавания медицины, и мне как профессору кафедры хирургических болезней больно смотреть на то, как мастодонты медицинской науки, отрицают эти открытия. То, что множественная личность при переходе из одного состояния психики в другое способна изменять группу крови, нивелировать сахарный диабет, не укладывается в их ригидные парадигмы.


С другой стороны, открытия последних лет в области локализации в головном мозге очагов якобы ответственных за соматические проявления вызывает двойственные чувства, во-первых, давно понятно, что «зоны Брока» и прочие локации, это попытка подтвердить идеи Вирхова с его редукционизмом, и они не выдержали проверки временем, ведь головной мозг функционируют в ритме нейронных сетей, и эти сети могут брать на себя выпадающие функции, они могут мигрировать, образовывать новые связи.


В то же время, стремление психоаналитиков, психиатров, психологов стандартизировать подогнать под определенный параметр, поставить диагноз человеку, определить тип личности вызывают удивление.


Уже давно стало понятно, что геном человека его активация происходит под влиянием внешних факторов, и попытка привязать пациента к какому-то психотипу это дань нашему незнанию. Эволюция психоанализа показала, что в человеке зарыты нечеловеческие возможности, и скрытые резервы можно индуцировать, в каждом из нас присутствует и «демонстративный» тип личности и обсессивно- компульсивный, и прочие, и при должном старании и везении, можно их активировать.


Значительное влияние социальных факторов на психическое развитие давно отмечают специалисты в области ментального здоровья, и в этой области достигнуты грандиозные успехи, а уж роль семейных констелляций в развитии психических дефицитов давно не вызывает сомнений. Однако, проблема заключается в том, как человеку вырваться из под влияния миросоциального окружения?


Проблема лечения зависимостей, все еще вызывает вопросы, хотя специалисты работающие в этой области, давно используют программу «Десять шагов», которая показала свою относительную эффективность, и сводится в сущности к формированию новых отношений.


Определенная разорванность в изложении животрепещущей проблемы психосоматики связана с моим искренним желанием объять необъятное, достучаться и до молодых врачей и новоиспеченных психоаналитиков, и до «простых» читателей интересующихся механизмами объединяющими психику и тело. Сарказм в названии книги обусловлен вызовом, брошенным мной авторам, пишущим под диктовку спичрайтеров.


Ведь гений Фрейда состоял в том, что он признавал свою роль компилятора, его идеи, объединенные в слове «психоанализ», звучали и в текстах Гегеля, и Шопенгауэра и, конечно, Серена Кьеркегора, и, тем не менее, именно он создал более или менее полноценную схему исследования функционирования человеческой психики, показал, что деятельность человеческого мозга и тела имеет тенденцию эволюционировать, и в то же время держаться устоявшихся паттернов.


Нон- фикш, жанр крайне сложный для творчества, особенно для ученого, популяризация науки состоит в искусстве пройти по тонкой грани между желанием донести важную научную информацию и не свалиться в зубодробительные формулировки, не понятные ни врачам, ни психологам. Эта идея становится практически невыполнимой в связи с тем, что и медицина крайне неопределенная наука и психоанализ наука об иррациональном, о тех лечебных факторах которые с древнейших времен позволяли излечивать неизлечимое, о Вере, Надежде и Любви.


Поэтому в очередной раз надеюсь на снисхождение уважаемый читатель.


Хотел бы выразить слова благодарности преподавателям Башкирского государственного медицинского университета за поддержку и понимание.


Отдельная признательность профессору кафедры хирургических болезней и новых технологий с курсом ИДПО БГМУ Суфиярову Ринату Сабитовичу, за ценные советы и рекомендации.


Не могу не отметить своих клиентов, пациентов, за их мудрость терпение, понимание, каждый из которых индивидуальность.


Особо хочу поблагодарить своих студентов, которые отличаются проницательностью и креативом.


О терапии психосоматозов.


В последние годы весьма популярным стало обсуждение роли психической травмы в развитии психических расстройств и психосоматических заболеваний в том числе.


Из истории психоанализа известно, что Фрейд в начале своей карьеры полагал, что простое воспоминание о травматическом событии с использованием гипноза излечивает пациента от мучительных недомоганий. Но при анализе отдаленных результатов оказалось, что простое проговаривание травматических событий, обеспечивает инсайт, который сам по себе приятен, но не дает гарантии излечения от хвори. Поэтому и был придуман психоанализ, который обеспечивает процесс воспроизведения психического материала, но только к концу ХХ стало понятно, что даже длительная проработка травматических психических событий не дает гарантии предупреждения рецидива.


Заслугой Фрейд стала констатация того факта, что для психики характерно проигрывание травматических воспоминаний, таким образом она пытается справиться с ядерным конфликтом, глубина залегания которого существенно ниже.


Травматические психические воспоминания искажают восприятие окружающего мира, но фиксация этих воспоминаний осуществляется на уровне проприоцепции, то есть на телесном уровне, поэтому гениальность Вильгельма Райха состояла в том, что он первым предложил телесно-ориентированную психотерапию. Собственно, отголоском его открытия стала модная тенденция так называемых «обнимашек». То есть, «обнимашки», это психотерапевтическая процедура в том, числе. Но об этом чуть позже.


Фрейд полагал, что психосоматические больные не подходят для психоанализа.


Ряд современных авторов в алгоритм диагностики психосоматических болезней рекомендуют включение исследование анамнеза на предмет актуальной травмы, то есть считают важным поиск связи психотравмы и последующей патологии. Например, описывается случай, когда отец семейства попал в автодорожную катастрофу, в результате которой погибла вся его семья, а его последующая жизнь, была драмой закончившейся его гибелью, несмотря на неоднократные госпитализации в профильные клиники, психоанализ у известного в Европе специалиста IPA (Международной психоаналитической ассоциации).


Подчеркивается, что иногда психотравма бывает настолько разрушительной, что преодолеть ее последствия не представляется возможным.


Обсуждается роль групповой терапии в торможении реализации последствий боевой травмы, но показано, что группы, состоящие только из участников боевых действия мало эффективны, поскольку воспоминания с однополчанами не приводят к кардинальным изменениям, хотя обеспечивают важную роль социальной адаптации, но повторюсь, не блокируют развитие рецидивов.


При глубоком психоанализе, имею ввиду частота встреч от 2 раз в неделю или длительность более 4 лет, удалось установить, что в истории пациентов всегда есть травматические воспоминания, тщательный анализ показывает, что восприятие травмы осуществляется через призму микросоциального окружения.


То есть, если девочку изнасиловали в детстве, и окружение впоследствии трактуют эту историю с отвращением, то ближе к подростковому возрасту формируется патологическое самовосприятие. В свою очередь, в зависимости от силы темперамента формирует или мазохистические или садистические радикалы в характере личности.


Не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось впечатление, что Ваш покорный слуга отрицает роль ПТСР в генезе психосоматических заболеваний, ни в коей мере, более того мои исследования показали, что психическая травма, которую пережили дети концлагерей фонит даже и внуков.


Я лишь пытаюсь показать, что ПТСР является важным, но не определяющим фактором в развитии психосоматики.


И, возвращаясь к современным способам психотерапии посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) как предшественнику психосоматических заболеваний, необходимо отметить, что групповые виды спорта, тайцзицюань, йога, художественное творчество, театр, танцы и пр. все это веками апробированные способы адаптации к новой реальности, восприятию себя жертвой.


Есть мнение, что медитация обладает положительным влиянием на течение ПТСР. Кроме того, есть положительные результаты использования «Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)».


Однако, открытия Британской независимой группы, и таких психоаналитиков как Мелани Кляйн, Дж.Боулби, Уилфред Бион, Гарри Гантрип, Рональд Фэйрбэрн, Дональд Винникотт, М.Балинт показали, что психотерапии могут быть подвержены все виды психических недомоганий, более того они открыли, что человеческие отношения являются самым мощным терапевтическим фактором, и страдающий человек попадающий в новый формат взаимоотношений испытывает новый психологических шок, который избавляет его от предыдущих страданий.

Загрузка...