За тысячи лет эволюции человеческое тело сильно трансформировалось во всем своем психофизиологическом проявлении, и не меньше изменились условия, в которых живет homo sapiens. Нам больше нет необходимости слушать землю, чтобы определить численность и направление движения войска или стада диких животных, нет нужды уметь отличать запахи, приносимые ветром, или слышать хруст ломающихся веток при приближении противника в лесу. И, в принципе, круглосуточно думать о выживании уже нет надобности, потому что в XXI веке, особенно живя в городах, довольно сложно умереть с голоду или от нападения врагов при захвате территории. Мы не вырабатываем навыков умения охотиться, не нужно думать о том, что из-за отсутствия дождя в следующем сезоне могут начаться голодные времена, нет необходимости ехать в библиотеку соседнего города для поиска определенной информации.
Во многом жизнь человека стала проще и комфортнее. Человечество давно изобрело колесо, письменность, шестерни, лазерные технологии и все то, что приводило к технологическому прогрессу. Теперь у нас есть электричество, канализация, газ, авиа- и автопромышленность, есть компьютеры и смартфоны, в которых есть любой вид услуг – от развлечений до способов заработка. Сегодня невозможно представить жизнь без интернета, хотя в конце прошлого века Всемирная сеть воспринималась скорее как диковинное развлечение.
И весь технический прогресс несомненно сильно повлиял на сознание современного человека и продолжает это делать. Поэтому одна из самых интересных и важных задач – научиться взаимодействовать с новыми технологиями. И в процессе этого взаимодействия мощные изменения происходили не только в мире, который окружает человека, но и во внутреннем – все это время эволюционировала и психика человека.
Тысячи лет менялось наше отношение друг к другу, к этой жизни, коммуникациям между людьми, принятым нормам, законам, культуре или религии. Постепенно зарождалось знание людей о том, что такое социум, нормы поведения, как правильно и неправильно мыслить, говорить и делать, что можно назвать приличным поведением, а что нет.
«Что такое хорошо, и что такое плохо» Владимир Маяковский рассказал еще в 1925 году. Правда, это было всего лишь отражение реальности через призму психики автора этой детской истории, а значит, это очередная концепция того, как нужно жить. Но для тела эти слова совсем ничего не значат, ведь у него свои законы.
Дальше. Понятия чести, благородства, морали, клятвы, обещания – зарождались, возводились в абсолют, затем обесценивались, забывались, вспоминались вновь и много раз меняли свое значение, сводя на нет слова или закладывая в них абсолютно новый смысл.
А вот что за все это время в человеке ничуть не изменилось – это базовые программы. Они были заложены биологической эволюцией в тело физическое тысячи лет назад – выжить и размножиться. Это важно для любого живого существа, а значит, вопрос чисто биологический, заложенный на генном уровне, и не нам с вами его пытаться изменить. Однако кое-что все-таки изменилось – это восприятие этих программ психикой.
Из-за комфорта и удобства в современном мире вопрос выживаемости человека если не закрыт, то приближен к этому максимально. Как я уже сказал, едва ли у вас получится умереть с голоду. Разве что из-за страха или собственного упрямства, никому не рассказывая, вы решитесь на голодовку, не выходя из дома. Но наше тело это совершенно не интересует. Оно всегда заинтересовано в том, чтобы ему было тепло и комфортно, поэтому вопрос выживаемости для него всегда на первом месте. Правда, у современного человека изменились условия, и теперь 90 % опасностей, которые якобы грозят жизни, – выдуманы нашим мозгом. И такой виртуальной опасностью для человека может стать что угодно:
– А вдруг меня уволят с работы из-за сокращений?
– А вдруг самолет разобьется?
– А вдруг застрявший лифт оборвется и упадет?
– А вдруг зарплату снизят?
– А вдруг меня муж бросит (причем не сейчас, а лет через 10)?
– А вдруг, идя домой после работы, я споткнусь, упаду лицом об асфальт, получу увечья, и тогда мне придется сделать операцию и наложить швы? Значит, я стану некрасивой и на меня больше никто не посмотрит.
– А вдруг (можете вставить свой вариант)?
Наверняка кто-то из вас уже узнал себя в вышеописанных вариантах. И таких «а вдруг» у людей, учитывая весь технический прогресс и более комфортные условия жизни, меньше не становится.
И все это не лишено смысла как минимум потому, что наш мозг не может не думать. Причем неважно, есть ли снаружи какие-либо раздражители. И тому существуют доказательства в виде научного исследования.
В 50-х годах XX века нейропсихолог Джон Лилли решил выяснить – может ли мозг человека вообще не думать, и для этого ученый провел очень необычный эксперимент. Согласно его регламенту, разных людей по очереди помещали в темную звуконепроницаемую комнату. В ней была ванна, наполненная водой температурой 34 градуса. Считается, что такие условия лучше всего изолируют от восприятия любых сигналов извне. Так вот, испытуемый погружался в воду в маске с кислородом для получения неограниченного количества воздуха.
Получается, что человека лишали всех ощущений: тактильных, зрительных, обонятельных, слуховых и вкусовых. Смысл был простой – проверить, уснет ли человек от отсутствия сигналов извне и что вообще будет делать мозг без влияния на него каких-либо раздражителей. Так вот, испытуемые во время эксперимента не просто не уснули, а вышло все с точностью до наоборот. Их мозг начал функционировать в разы активнее, чем обычно, и в большинстве случаев это были зрительные и слуховые галлюцинации. То есть люди не изобретали вторую периодическую систему химических элементов и не становились полиглотами, но они видели умерших, слышали вокруг себя голоса, «попадали» в другие миры и даже «выходили» из своего тела.
Так что мозг в любом случае придумает, чем себя занять, а уж пофантазировать на тему очередного «а вдруг» для него тем более не составит никакого труда. Особенно для человека, который принял позицию жертвы и окружил всю свою жизнь перекладыванием ответственности на других. И это зачастую происходит из-за внутреннего страха, который человек не всегда может в себе отследить. А что делает страх? В первую очередь отнимает огромное количество энергии у нашего тела.
Мозг, в принципе, в этом отношении большой транжира, но когда он направляет свой вектор внимания на страх, тогда и силы уходят в геометрической прогрессии, и иммунный ответ падает не меньше. Плюс к этому нашему мыслительному органу намного проще будет моделировать идеи страхов на тему очередного происшествия в жизни, чем изобретать двигатель внутреннего сгорания или эликсир вечной жизни.
И самое главное – страх усиливает любой уже существующий симптом или запускает новый, который для тела и будет ассоциироваться со страхом. Хотя и само по себе это чувство – мощный симптом, который поставит под сомнение даже состояние человека, который ничем не болеет. И здесь сразу стоит отметить, чего же на самом деле боятся люди.
Для начала важно понять, что в нашем теле расслабление = безопасность, а напряжение = опасность. И все вроде стремятся к первому, но многие путают понятие опасности и безопасности.
С одной стороны, человек чего только не боится. И я сейчас не про фобии. В них всегда содержится психогенный компонент, запускающий конфликтную ситуацию, который включает реакцию тела, и вот с ней и нужно работать. Поэтому о фобиях разговор отдельный. А вот если смотреть с точки зрения страха, то в первую очередь приходит мысль о смерти. Именно этого, по идее, боится человек. Но такая позиция привычна, хоть и вызывает сомнения. Все это объясняется тем, что у тела есть защитный механизм для того, чтобы выживать. При этом у диких животных, например, нет подобного страха. Когда приходит время, животное просто ложится и умирает. А поскольку мы с вами в первую очередь существа биологические, то в этом смысле ничем от животных не отличаемся. Но поскольку человек – это животное со сложно устроенной психикой, то все уже не так однозначно, и теперь рассмотрим страх исходя из этого контекста.
На уровне психики человек всегда стремится к чему-то лучшему в своей жизни. И если путем проб и ошибок человек так и не получает желаемого, значит, вопрос эффективности КПД скрыт не в самих действиях, а в образе мыслей. И с точки зрения психики существует одна важная и совсем не очевидная причина страха – человек боится своего счастья. Довольно странное выражение на первый взгляд, поэтому здесь нужно пояснить.
Люди живут и стремятся к собственному комфорту, понимая, что для этого необходимо что-то делать и менять – либо в работе, либо в себе (а можно и так и так). Но если вы выполняете привычные обязанности в офисе и имеете средний доход, но хотите его увеличить, то логично предположить, что нужно что-то делать по-другому. Потому что если продолжать делать старое, ничего не изменится. Правда, это уже вторично, потому что действие вовне мы всегда воспроизводим изнутри себя, а значит, видимости перемен внешнего в этом случае недостаточно.
Те, кто понимают это, начинают задумываться о том, что менять надо что-то внутри себя, тогда это приведет к другим результатам на работе. Правда, такой путь более осознанный и энергозатратный. Есть те, кто отказывается так думать и не согласны обращать вектор внимания внутрь себя, а значит, такие люди отворачиваются от своей внутренней правды, считая, что в их низкой зарплате виноват работодатель. Но здесь важно понимать – это не те люди, которые испугались смерти и поэтому боятся посмотреть внутрь и увидеть неудавшуюся версию себя, а наоборот. Они боятся стать счастливыми. Именно раскрытие, познание себя и реализация – становятся главными причинами страха для многих. Иначе бы они не жили так, как живут сейчас. Они боятся стать лучшей версией себя, боятся стать счастливыми и соответствовать себе, потому что не знают, что это такое и как с этим жить. Им страшно от той неизвестности, в которую нужно будет шагнуть, ведь тогда придется стать лучше, чем собственные родители, придется познать самих себя и свои же способности. В таком случае мозг может притягивать за уши любую мысль, чтобы оправдать себя, но в действительности он говорит: «А вдруг я еще счастливым стану… а это страшно».
Познание себя – вот от чего на самом деле бегут очень многие люди. Внутренний мир человека – это то место, где становится по-настоящему страшно, потому что там находится не внешний противник, а самый дорогой и близкий человек – ты. И смелость – это не про побег из реальности, а про шаги навстречу к себе. К себе настоящему.
Зимой 2020 года в морозном Иркутске я проводил клиентский день. Это формат групповой терапии, в котором по очереди работаю с вопросами каждого из клиентов. Одна из участниц пришла с запросом – вернуть свой голос. На группе она разговаривала сиплым и почти хрипящим голосом, и создавалось ощущение, что у нее тяжелая форма ларингита.
По ее словам, последние 12 лет ее голос постепенно пропадал и ни одна из форм терапии, которых было много, не помогала от перенапряжения в гортани. Медики пытались вернуть голос женщине, воздействуя на горло, т. е. на следствие, но причина запуска оставалась нетронутой, поэтому улучшений не возникало и тело продолжало усиливать запущенную когда-то реакцию.
При помощи простых вопросов, погружая женщину в легкий гипноз, я вывожу ее психику на ту самую ситуацию, которая много лет назад запустила реакцию тела с очень простой командой – «молчать».
Она начинает подробно описывать все, что вспоминает, – ребенок, школьные годы, рюкзак за спиной, вечер. «Еще по дороге домой я заметила, что за мной идет парень. Я испугалась, прибавила ходу, но он не отставал и, когда я забежала в подъезд дома и начала подниматься по лестнице к квартире, он догнал, схватил меня и завалил… Я молчала и терпела. Помню, что когда он убежал, из соседской квартиры выглянула женщина. Увидела меня полураздетой, все поняла и ничего не сказала. А я вернулась домой и решила, что никому об этом рассказывать не буду».
Биологический смысл реагирования тела предельно понятен. «Я буду молчать» – сказала она себе. «Я буду молчать» – повторил мозг, отдав сигнал телу. Гортань, не задумываясь, начала выполнять команду мыслительного органа, с каждым годом сопротивляясь внутреннему посылу тела – быть услышанным.
Продолжаем терапию. Погружаю ее еще глубже в ту ситуацию, и она проговаривает вслух все, что наблюдает: «Я не вижу этого парня, и вообще ничего не вижу, там темнота». Понимаю, что психика ищет все способы избежать возвращения к драматичной ситуации, несмотря на то что мозг хорошо помнит эту историю. А дальше ко мне приходят необходимые слова, адресованные именно этой женщине. Проговаривая их, я замечаю, что переходя через порог страха, женщина снова оказывается в той ситуации. Через слезы, принятие тех событий и позволение происходить всему, что было, разрешает себе еще и получить удовольствие и найти важный смысл происходящего. А дальше психика принимает одно-единственное решение – говорить и проявлять себя – как в той ситуации, так и в жизни в целом.