Что говорят врачи?
Усиливает ли стресс симптом?
Что происходило накануне заболевания?
Из какой сферы убежал в болезнь?
Что болезнь помогает достичь?
Что болезнь помогает избежать?
Были ли у вас в прошлом психосоматические заболевания?
Как справлялись до сих пор с предыдущими заболеваниями и как справляетесь с нынешним?
Имеется ли неблагоприятная наследственность?
Вы видите какую-то связь между своими заболеваниями и заболеваниями ваших родителей?
Что вы помните о своих детских болезнях?
Как к вам относились родители, когда вы болели?
Часто ли болела мама, а папа? Чем? Как себя вели?
Чему вас научили родители, когда речь идет о болезнях?
Как в вашей семье относились к больным? Болезням, смерти?
Чем вас радовали болезни в детстве, если такое случалось?
Сохранилось ли у вас какое-то убеждение относительно болезни из детских воспоминаний, которое по-прежнему служит вам руководством к действию?
Как вы сами повлияли на развитие своего заболевания?
Что означает для вас избавиться от болезни?
Что в этом может быть плохого?
Какие чувства вам помогает выразить болезнь?
Как болезнь вас защищает? В чем выгода болезни?
Чем вы платите за те выгоды, которые даёт болезнь?
Предложите пациенту подумать, какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставила ему болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т. д. Обсудите, что клиенту мешает удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни.
Какие симптомы вы испытываете?
Какой орган поражен? За что он отвечает?
Как вы ощущаете болезнь?
Какой характер боли?
Переведите качественные характеристики в психологические через метафору, связывая метафору с данными анамнеза жизни.
Примеры:
Кожные проблемы:
У вас чешутся руки что-то сделать?
Что-то вас раздражает как заноза под кожей?