Психология времени (хронопсихология) является одним из направлений психологической науки. Она не занимается философскими или физическими концепциями времени и не нацелена на изучение объективного времени.
Предмет психологии времени: психическое время.
Объект: закономерности восприятия и репрезентации времени в психике.
Проблемы психологии времени как науки:
– является ли темпоральная организация человека единой, или содержит независимые друг от друга уровни;
– какова единица индивидуального психологического времени человека;
– каковы индивидуальные характеристики переживания времени;
– каким образом происходит интериоризация социального времени;
– каким образом психика конструирует будущее;
– возможны ли коррекционные подходы к темпоральной организации и каковы они, и другие вопросы.
Задачи психологии времени:
– изучение истории исследований времени в психологии (исторический аспект);
– исследование психофизиологии восприятия и оценки времени в рамках задач психологического исследования времени (психофизиологический аспект);
– исследование возрастных особенностей психологии времени (онтогенетический аспект);
– изучение репрезентации и конструирования субъективного времени и временной перспективы личности (психологический аспект);
– изучение социальной психологии времени (социально-психологический аспект);
– изучение методов и методик исследования в психологии времени (диагностический аспект);
– разработка и апробация методов коррекционной и психотерапевтической работы с нарушениями восприятия, репрезентации, конструирования времени, нарушениями временной перспективы и темпоральной мотивации (коррекционный аспект);
– исследование и применение методов и методик повышения эффективности деятельности с использованием разработок психологии времени (консультационно-развивающая работа).
Несмотря на то, что проблематика времени и его связи с мыслящим человеком рассматривалась и до становления психологии как науки (Гераклит, Зенон, Аристотель, Августин, Декарт, Кант, Лейбниц, Ньютон и многие другие), здесь необходимо в краткой форме коснуться исследований проблемы в научной психологии.
О способности приспособления внутренних процессов организма и свойств психики под внешние условия писал еще Г. Спенсер в 1855 году: «приспособление внутреннего под внешние условия». Пожалуй, с этого предположения началась линия концепций, которые говорят о существовании специальных образований в организме, способных подстраиваться и замечать ход физического объективного времени.