План
1.1. Предмет, задачи, основные понятия психологии влияния.
1.2. Виды психологического влияния в зависимости от уровня его организации.
1.3. Виды психологического влияния в зависимости от коммуникативно-личностного потенциала субъекта влияния.
Литература
1. Дерюгин В.И. Теневая психология. М., 2003.
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
3. Куницына В.Н. Межличностное общение. СПб., 2002.
4. Михайлюк Е.Б. Психология влияния. Ростов н/Д, 2003.
5. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новосибирск, 2003.
6. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. СПб., 1998.
7. Сидоренко Е.В. Личное влияние и противостояние чужому влиянию (Психологические проблемы самореализации личности). СПб., 1997.
8. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2003.
10. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). Минск, 2004.
Под термином «влияние» принято понимать процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним. Соответственно, психология влияния изучает процессы и результаты изменения поведения человека, его воззрений и суждений как другим человеком, так и средствами массовой информации, рекламой и пр.
Психологическая манипуляция, по В.И. Дерюгину (2003), это постановка человека в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя крайностями (альтернативами). Психологическую манипуляцию часто называют психологической ловкостью. В Оксфордском словаре термин «манипуляция» определяется как акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка. Данное слово заменило термин «макиавеллизм»