Введение

Проблемы управления совместной деятельностью, которым посвящена данная монография, связаны с изменениями, происходящими в современном обществе: с ускорением инноваций, необходимостью координировать действия в условиях высокой неопределенности, вступлением в «сетевой век», где создание, переработка и передача знаний оказываются основными источниками повышения эффективности совместной деятельности и приобретения власти в организации, а электронные технологии обеспечивают многоканальность и децентрализованность обмена информацией.

Быстрые изменения подталкивают управленческие команды, трудовые и проектные группы к совместной импровизации и опоре на интуитивный уровень обработки информации. Ведущим становится совместно-творческий тип совместной деятельности, когда востребованной оказывается способность команд быстро менять состав и ролевую структуру, легко переключаться из режима исполнительской деятельности в режим групповой рефлексии и творчества.

Успех в современном обществе все больше зависит от способности группы обращаться к своему и чужому опыту. Новые электронные технологии и сетевые организации облегчают обмен знаниями и повышают ценность прошлого опыта одного сообщества как ресурса для других. Сегодня мы постепенно вступаем в стадию глобализации, когда индивиды и небольшие группы людей могут на равных конкурировать или сотрудничать с крупными организациями. Участники совместной деятельности впервые получают прямой и практически мгновенный доступ к проектам и результатам деятельности других людей и коллективов, где бы они ни находились. Вместе с тем экономическая деятельность в «плоском» мире информационно-коммуникативных технологий сопряжена с множеством новых психологических проблем: в отличие от обмена информацией, трансфер знаний и технологий затруднен социально-психологическими и культурными барьерами.

Объем информационных потоков сегодня настолько велик, а обновление профессиональных знаний настолько стремительно, что важным становится не то, сколько мы знаем, а то, знаем ли мы, где искать необходимую информацию, знаем ли мы тех, кто знает. Иными словами, сегодня знания все меньше локализованы в памяти отдельных людей и все больше – в отношениях между ними, в межличностном и межгрупповом взаимодействии. Таким образом, социально-психологические факторы становятся решающими в инновационной деятельности и процессах организационного научения.

Целью данной монографии является анализ нескольких новых направлений исследований в области психологии управления совместной деятельностью. Под совместной деятельностью в данном случае понимается, прежде всего, трудовая деятельность, характеризующаяся взаимосвязанностью и взаимозависимостью ее участников. В центре нашего внимания будут управленческое видение будущего и совместная импровизация, групповой разум, групповая креативность, организационное научение и обмен знаниями, формирование социального капитала организации и социальные сети. Социально-психологический анализ данных феноменов в наши дни приобретает особую актуальность, так как проливает свет на более фундаментальную проблему современности – механизмы социальной интеграции в условиях быстрых изменений и высокой неопределенности.

Данный труд, конечно, не может претендовать на полное освещение ключевых направлений и проблематики современной психологии управления совместной деятельностью. Эта книга задумывалась как анализ тех социально-психологических феноменов, которые являются важнейшими в экономике знаний. Этим объясняется наша сосредоточенность на психологических механизмах коллективного принятия решений, порождения знаний и обмена ими в совместной деятельности. Теоретическая разработка и эмпирическое изучение многих затронутых здесь феноменов только начинаются. Поэтому основную свою задачу авторы выдели в том, чтобы привлечь внимание отечественных специалистов к данному научному направлению и наметить перспективы дальнейших исследований.

В первой главе монографии намечаются основные теоретические парадигмы управления совместной деятельностью, представленные в зарубежной социальной психологии последних 15 лет, в том числе в сетевом и социально-когнитивном (информационном) подходах.

Вторая глава работы посвящена анализу отдельных аспектов совместной деятельности в условиях дефицита времени и высокой неопределенности: роли лидерского образа будущего в управлении совместной деятельностью; психологическим факторам успешной совместной импровизации; роли интуиции в групповой работе.

В третьей главе анализируются социально-психологические факторы групповой креативности, выделяются основные тенденции в отечественной и зарубежной психологии совместного творчества, намечаются наиболее перспективные направления исследований.

В четвертой главе монографии мы обращаемся к роли социальных сетей в жизни современных организаций, раскрываем социально-психологическую специфику управления персональными сетями контактов и сетевыми сообществами.

Пятая глава посвящена социально-психологическому анализу социального капитала организации. Нами выделяются социально-психологическая структура и функции социального капитала организации, намечаются основные подходы к его определению. Рассматриваются некоторые из социально-психологических феноменов, входящих в структуру социального капитала: доверие, социальные сети, просоциальное поведение, организационная идентичность, а также групповые представления и ценности организационной культуры.

В шестой главе рассматриваются психологические аспекты экономики знаний и управления знаниями в организациях. На основании результатов собственных эмпирических исследований, а также данных, полученных другими авторами, раскрывается социально-психологическая природа знания, выделяются социально-психологические факторы обмена знаниями между сотрудниками организации. Особое внимание уделяется связи внутриорганизационного доверия и ориентации сотрудников на обмен знаниями, а также феноменам групповой рефлексивности и корпоративной памяти.

Наконец, седьмая глава посвящена ряду прикладных аспектов обмена знаниями в организациях. Если в предыдущих главах основное внимание уделялось групповому уровню анализа, то здесь мы обращаемся к межличностным отношениям: психологическим факторам, влияющим на эффективность обучающего взаимодействия опытных сотрудников и новичков, инструкторов и операторов.

Авторы благодарны сотрудникам лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Т. П. Емельяновой, А. Б. Купрейченко, А. Н. Лебедеву, Е. Н. Резникову, В. П. Познякову, В. А. Соснину, а также отечественным психологам А. Г. Асмолову, Т. Ю. Базарову, С. А. Липатову, В. А. Штроо и другим за ценные советы и поддержку при разработке ряда освещенных в книге научных проблем. Особую благодарность и глубокое уважение нам хотелось бы выразить покойным Екатерине Васильевне Шороховой и Петру Николаевичу Шихиреву – нашим учителям, научные идеи и пример которых вдохновлял нас в работе над данной книгой.

Загрузка...