Введение

Все люди по своей природе – коллективные существа. Так уж устроен наш мир, что нам необходимо взаимодействовать и находить друг с другом общий язык. И от того, насколько умело мы это делаем, зависит вся наша жизнь. Наше благополучие, достаток, успех и даже наше самочувствие зависят от того, как мы относимся друг к другу.

Целостность и единство семьи, например, зависят от взаимоотношений родителей, от того, насколько они способны видеть и понимать общие цели, а также от того, как они относятся к своим детям и как поступают с ними. То же самое можно сказать и о работе. От наших взаимоотношений с сотрудниками, клиентами и поставщиками зависит успех нашего дела, а значит, и наши доходы. Когда мы понимаем себя и других, мы поступаем мягче и точнее. Наши действия создают прочное основание для счастливой и успешной жизни.

Для плодотворных взаимоотношений надо уметь «видеть» характер человека. Это значит осознавать, какими природными качествами он наделен и как они проявятся в различных обстоятельствах. Такая способность не является врожденной. Ее можно приобрести только с опытом. Действительно, чем дольше мы знаем определенных людей, тем лучше видим их сильные и слабые стороны. Мы наблюдаем их в различных обстоятельствах и накапливаем знания о том, кто из них и как справляется с трудными ситуациями в своей жизни и к чему это приводит. Выбор людей с подходящими качествами для сотрудничества позволяет экономить уйму времени, сил, средств и нервной энергии.

Все популярные психологические системы классификации людей по типам требуют заполнения десятков анкет и проведения различных тестов.

В повседневной жизни они не применимы.

Но что делать, если перед нами – незнакомый человек? Тут мы часто оказываемся «не на высоте», поскольку ни родители, ни школа не дали нам системы знаний, позволяющей определять характер незнакомого человека по одному лишь его внешнему виду.

Как правило, состоявшиеся педагоги, психологи и руководители к сорока-пятидесяти годам способны интуитивно угадывать характер незнакомого человека и приблизительно оценивать его потенциал. Чем они за это заплатили? Бессонными ночами, потерей здоровья и, как правило, утраченным доверием людей, с которыми им не удалось достичь взаимопонимания. Если бы в начале своей деятельности они обладали объективным знанием о типах тела, о том, как связаны между собой внешний вид человека и его психология, все могло быть иначе.

Известно, что все популярные психологические системы классификации людей по типам требуют заполнения десятков анкет и проведения различных тестов. Без этого никто вам ничего не сможет сказать о незнакомом человеке. К тому же подобные системы полезны только при приеме на работу. В повседневной жизни они не применимы. Мы не можем, например, подойти просто так к незнакомому человеку и предложить: «Простите, я хотел бы с вами подружиться, но не знаю о вас ничего. Не могли бы вы заполнить вот этот вопросник, чтобы я определил ваш характер и понял, будет ли наше общение полезным?» Можно представить себе абсурдность подобной ситуации?! А если бы это даже случилось – где гарантия, что человек ответит на вопросы искренне и честно? Он может захотеть произвести на нас хорошее впечатление. Будем ли мы способны отличить, где правда, а где ложь? Конечно же, нет. Это наглядно показал американский психолог Дэвид Розенхан еще в 1973 году, чем вызвал огромный переполох в мировом сообществе врачей-психиатров. Эксперимент Розенхана проходил в два этапа.

Современная система тестов далека от совершенства. Опыт Розенхана показал неспособность тестов и опросников дать объективную характеристику незнакомого нам человека.

Первый этап включал привлечение психически здоровых людей, которые, попадая на прием к ничего не подозревавшим врачам-психиатрам (самым серьезным специалистам по психологии), симулировали наличие непродолжительных слуховых галлюцинаций. Целью эксперимента было «внедрить» здоровых симулянтов в двенадцать психиатрических больниц, расположенных в пяти американских штатах.

Результат был стопроцентным – все симулянты были успешно госпитализированы, и у всех были выявлены психические расстройства. После госпитализации псевдобольные начали вести себя естественно, как и прежде, и сообщили персоналу больниц о том, что чувствуют себя хорошо и уже не испытывают никаких галлюцинаций. Но врачи не стали никого из них выписывать, поскольку полагали, что у них обнаруживаются симптомы протекающего психического заболевания (шизофрении). В результате некоторые симулянты провели в больнице несколько месяцев. Всех их заставили признать наличие психического заболевания и принимать лекарства. Таково было условие их выхода из психиатрических больниц. Узнав об эксперименте Розенхана, врачи, возглавлявшие больницы, были возмущены и, отстаивая свою компетентность, предложили ему прислать симулянтов снова, гарантируя, что они их обнаружат. Розенхан не стал посылать симулянтов, но не сообщил об этом главврачам. Тем не менее, через некоторое время ему победно сообщили, что врачи выявили значительное количество симулянтов. Стало очевидно, что система тестов далека от совершенства, поскольку врачи ошибочно приняли за симулянтов реальных больных. Опыт Розенхана показал неспособность тестов и опросников давать объективную картину о незнакомом нам человеке.

В свете сказанного выше возникает логичный вопрос: существует ли такая система знаний, которая еще в самом начале нашего взаимодействия с людьми позволяла бы нам получить объективную оценку их характера и склонностей? Да, такая система знаний действительно существует.

Психолог, гипнотизер, мистик и писатель Георгий Иванович Гурджиев проводил работу по поиску и сбору утерянного знания о человеческих типах.

Более того, она позволяет достаточно точно определить психологический тип человека по внешнему облику в течение нескольких минут наблюдения за ним. Данная система является самой древней из всех известных нам систем классификации людей по типам тела. В конце XIX – начале XX века опытный психолог, гипнотизер, мистик и писатель Георгий Иванович Гурджиев проводил работу по поиску и сбору утерянного знания о способах развития высших возможностей человека, частью которого является знание о человеческих типах. Постепенно к его работе присоединились сотни учеников и последователей из разных стран мира. Они продолжили дело Гурджиева и взяли на себя работу по проверке этого знания. Так, в начале 80-х годов прошлого века широкий круг добровольных исследователей приступил к проверке знания о психологических типах. Добровольцы были из разных стран, принадлежали разным культурам, расам и социальным слоям. Все они совершали ежедневные наблюдения за собой и другими и вели дневники. Наблюдения собирались и критически оценивались. Выверенные наблюдения группировались по отдельным признакам, создающим целостную картину о каждом человеческом типе и его проявлениях. В этом тридцатилетнем исследовании приняли участие более одиннадцати тысяч человек из сорока стран мира, расположенных в пяти частях света.

Загрузка...