Страх и тревожность.
За страх отвечает, конечно же, инстинкт выживания. Полезное и нужное чувство для критических ситуаций, но сильно мешающее там, где угрозы жизни и близко нет. Будучи ребенком, любая хоть немного стрессовая ситуация может казаться опасной для жизни, поэтому в психике прописывается реакция на подобные ситуации как на страшные. Инстинктивные реакции формируются к 5 годам. Будучи уже взрослым, человек просто опирается на уже сформированные ранее реакции нейронных цепочек, хотя сознательно уже может различать что опасно, а что нет, но ничего со своими ощущениями поделать не может. Психике важнее всего выжить, поэтому выгоднее сделать все реакции на основе негативного опыта автоматическими. Ведь негативный опыт весомее позитивного. Лучше жить несчастным, чем не жить вообще – такова логика инстинктов.
А часто у нас первый опыт чего-либо бывает позитивным? Сколько ошибок делается, прежде чем что-то получается? Во многом ли мы получает одобрение от родителей и окружающих? Поэтому у многих людей столько различных страхов: выступления на публике, высоты, воды, звонков, знакомств, секса, скорости, ошибки, неизвестности, больших денег или нищеты, а так же многого другого. Но в основе всего этого лежит первичный страх смерти. И от самооценки он точно не зависит.
Приводят к этим страхам незначительные для родителей и сверстников ситуации, но значимые для психики ребенка. Например, в детстве ребенок что-то нарисовал, а мать вместо того, чтобы его поддержать, посылает нахер, уроки делать, потому что мешает ей телек смотреть. Или отчитает при всех в магазине, потому что игрушку попросил, на которую нет денег. Она такие ситуации вообще не запомнит, а для ребенка это может стать причиной того, что он станет бояться выразить себя на людях. Всегда есть причина и следствие. И понять какой негативный опыт прошлого до сих пор оказывает огромное влияние на жизнь можно, лишь отслеживая свои чувства и стремления. К счастью, во взрослом возрасте первый негативный опыт уже не оказывает такого влияния, как в детстве, психика уже сформировалась. Вопрос только в том, какая.
Если бороться со страхами, и тем самым их ретравматизировать, они превращаются в панические атаки. Если страх лежит не очень глубоко в психике, то есть вероятность его побороть. Ежели нет, то велика вероятность усугубить проблему. Раз ты не понимаешь по-хорошему, что это делать опасно, психика усиливает страх до сильной психосоматики в виде панической атаки. Ее силой воли уже точно не перебороть.
Если в детстве часто приходилось волноваться, напрягаться, нервничать, бояться, то развивается генерализованная тревожность. Это сказывается на всём организме, в особенности, на сердце, пищеварении, нервной системе, а также ведет к бессоннице, проблемам с памятью, концентрацией, потенцией. Тревожность очень распространена, и многие считают ее неотъемлемой частью жизни, и даже не представляют жизнь без нее. Со временем, если ничего с этим не делать, убрать психологическую причину уже не достаточно для избавления от тревожности, и тогда нужно в целом образ жизни менять, чтобы организм в порядок пришел.
Именно тревожность не дает почувствовать в полной мере спокойствие и умиротворение в жизни, процессуальное удовольствие здесь и сейчас. Даже полноценно отдыхать не дает, вынуждая постоянно чем-то занимать внимание, например, перманентным листанием ленты ВК.
Производные страхов: жадность и накопительство, агрессия.
Жадность подталкивает к накоплению ресурсов, что повышает шансы на выживание. Один из мотивов до бесконечности зарабатывать и откладывать на будущее.
Агрессия – защитная реакция на страх. Психика видит спасение от страха в том, чтобы убежать или напасть. Либо убегай, либо нападай. Поэтому одни тревожные люди пассивно-трусливые, а другие – агрессивные. Они пытаются окружающих задавить морально, и не потому что они крутые и сильные, а потому что сами боятся. Действительно сильным людям самоутверждаться за счет других нет необходимости. Особенно это характерно для детей, ведь они бывают довольно жестоки. Просто в таком несознательном возрасте сложно контролировать свои инстинкты. Многие, даже когда выросли, по-прежнему этому не научились.
Стыд.
Стыд, стеснительность, робость, смущение, зажатость – все это одно и то же. За стыд отвечает стадный инстинкт. Самоопределение чувства выражается в убеждениях, что ты плохой, недостойный, глупый, некрасивый. Кажется, что все тебя оценивают, причем негативно. Это чувство было жизненно необходимо в древние бородатые годы, когда люди жили в общинах, царил злой патриархат, а негры ели белых людей. Так вот, именно оно подталкивает к тому, чтобы человек себя вел как все, был частью общины, иначе его изгонят. А остаться одному в те времена означало практически верную смерть, и не от грусти да одиночества, а банально от хищников и чужих.
Сейчас же это чувство не имеет такой жизненной важности, и нужно лишь чтобы человек вел себя социально приемлемо: не садился срать посреди улицы, не шуршал пакетом с чипсами в кинотеатре и так далее. Дабы не нарушать зону комфорта и личные границы других людей, чтобы не получить за это праведных пиздюлей.
Совсем другое дело, когда стыд не дает не то, что себя выражать в этой жизни, но и элементарные вещи делать, без дискомфорта и борьбы с собой. Познакомиться девушкой, поговорить с начальником, купить в магазине молоко и презервативы, и тем более, сексом заняться – не удается без внутреннего напряга, самосаботажа, и мыслей о своей ущербности. Телесно проявляется как покраснение или побледнение, потливость, тахикардия, тремор, желание деть куда-то руки и отвести взгляд. Нередко может дополняться тревожностью и виной. Тогда возникают моменты ступора, невозможность слово вымолвить, или наоборот, словесный поток флуда, а также блокируются лицевые мышцы, делая лицо человека каменным и безэмоциональным.
Ясное дело, что в таких случаях невозможно стать общительным экстравертом, пикапером, оратором, актером, и вообще комфортно взаимодействовать с обществом и творчески себя выражать. Особенно проблемно бывает с сексом.
Аналогично страху, стыд возникает вследствие неверной настройки психики в детстве, из-за внушений родителей и окружения. Например, начинается сцена секса в фильме – родители переключают канал. Ребенок считывает стыд родителей и начинает воспринимать секс как что-то нехорошее, неодобряемое родителями.
Другой пример: вышел перед классом стишок рассказать, где-то оговорился, запнулся, а одноклассники начали над ним угорать. Ребенок воспринял на свой счет, что он глупый и неправильный, и начнет стыдиться потом выступать или что-то рассказывать, особенно личное.
Третий пример: ребенок бегает по дому, играет, а мать на кухне стряпает и ее раздражает кипиш этот. Тогда она говорит ребенку с раздражением: не мешай. Он запоминает от самого близкого человека, что мешать нехорошо, и в будущем будет стесняться что-то попросить у людей, стесняться разговаривать и дурачиться при других людях, дабы никому не помешать и не навязаться, даже продавцу в магазине.
Производные стыда: импотенция в раннем возрасте, запрет на выражение эмоций, различные страхи.
Импотенция в раннем возрасте не редкость. Тому причина в большей степени стыд, а так же страхи, предубеждения о грязности и греховности секса, вина за желание разобраться в том, откуда берутся дети, и за само сексуальное желание. Вообще потенция дело тонкое, и зависит от образа жизни и уверенности, психологического настроя. Поэтому подобными внушениями легко создать проблемы подрастающим детям.
Запрет на выражение эмоций возникает, когда ребенок принимает решение, что лучше вообще ничего не чувствовать и не испытывать, чем ощущать негатив, поэтому в нём давится эмоциональность и чувствительность. А это уже серьезная проблема, порой не просто эмоций выразить не может, так вообще не может их ощутить. Это создает сложности при терапии, и потому необходимо заново развивать свою чувствительность.
А еще многие ошибочно думают, что причиной чувства неправильности и недостойности себя является плохая самооценка. Но это с точностью до наоборот, плохая самооценка – следствие. И складывается она не только из неврозов или их отсутствия, но и из качества сфер жизни (здоровье, отношения с окружающими, обеспеченность, интересы, работа, саморазвитие и т.д.). Чем более развиты в совокупности сферы жизни, чем меньше невротичности и самоограничений, тем лучше самооценка. То есть, это совершенно зависимая от вышеперечисленного, динамическая величина, которая может меняться неоднократно в течение дня из-за успеха/фейла в сфере жизни или проявления невроза. Верхушечка пирамидки, вот что такое самооценка, и воздействовать на нее бесполезно, не убрав причины и не работая над качеством своей жизни.