Как пишет А. А. Столяров (2000), в отношении совести возникло терминологическое запаздывание, когда субъективное переживание в отношении дурного или доброго, совершенного или планируемого действия уже существует, но еще не обозначено специальным понятием.
Схоластика – систематическая европейская «школьная философия», сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.
Релятивизм – признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 1. С. 99.
Гольбах П. Карманное богословие. М., 1959. С. 172.
Гольбах П. Система природы. М., 1940. С. 140.
Руссо Ж.-Ж. О влиянии наук на нравы. СПб., 1908. С. 56.
Гегель Г. Ф. В. Феноменология духа. М., 1959. С. 339–352.
Там же. С. 351–352.
Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. С. 630.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 6. С. 140.
Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2011. С. 152.
И все же справедливости ради надо сказать, что в реальной жизни на одного Дон Кихота приходилось по несколько «рыцарей», которым понятия «совесть» и «честь» были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и «портили» деревенских девушек.
Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953–1959. Т. 12. С. 23.
Епитимья – исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, принимавшего таинство покаяния, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры.
Источник: Newsland.com/news/detail/id1126091.