Раздел 2 Возрастная психология и кризисы возраста

Возрастная психология

Рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет задать вопрос: «Что со мной происходит? Почему это со мной происходит?» Так мы встречаемся с необходимостью нового знания о себе. Но где это знание взять? Здесь приходит на помощь наука, предлагающая обобщенные сведения, в которых можно (думаю, что нужно) найти ответ на эти вопросы.

Возможности для анализа своей и чужой жизни дает возрастная психология – одна из самых сложных и интересных отраслей современной психологии. Без знания о периодах жизни человека нельзя работать учителю в школе, воспитателю в детском саду, врачу в больнице, адвокату в суде, психотерапевту в клинике… Без этого знания трудно быть мамой, папой, дедушкой, бабушкой и даже ребенком (особенно взрослым ребенком).


Возрастная психология рассматривает такие вопросы:

1. отношения между людьми разного возраста и осознание человеком своего места в системе этих отношений;

2. естественные биологические часы, которые сам человек осознает благодаря другим людям;

3. изучение личностного развития и закономерностей, которые возникают во взаимоотношениях людей разного возраста.

Рассмотрим специфику становления характера и личности в разном возрасте и начнем с момента рождения.

Различают два этапа развития ребенка: внутриутробный и внеутробный (постнатальный).

Внутриутробный период длится с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения (38–40 недель). В течение первых 11–12 недель происходит формирование органов и тканей плода. Значительную роль здесь играет состояние здоровья матери и условия ее жизни. Неблагоприятные факторы могут привести к формированию врожденных аномалий.


1. Период новорожденности

Ранний неонатальный – с момента перевязки пуповины до 7-го дня жизни. Ребенок адаптируется к существованию вне материнского организма. Начинают функционировать легкие, малый круг кровообращения, закрываются пути внутриутробной гемодинамики. Совершенствуется терморегуляция. Ребенок переходит на энтеральное питание (через рот). В эти дни могут возникнуть пограничные состояния; могут развиться заболевания, начавшиеся внутриутробно.

Поздний неонатальный – с 8-го до 28-го дня. Продолжается адаптация, интенсивно развиваются зрительные анализаторы. Трудности в адаптации – у недоношенных и переношенных детей. Высока чувствительность к стафилококковой, стрептококковой, условно патогенной кишечной палочке, сальмонелле. Патологические процессы быстро генерализуются.


2. Грудной возраст (с 28-го дня до 1 года)

Физическое и психическое развитие идет высокими темпами. Налаживаются интенсивные обменные процессы. До 3–4 месяцев жизни младенец сохраняет пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому обладает устойчивостью к кори, краснухе, паротитной инфекции. В этом возрасте проявляется предрасположенность к анемии, рахиту, гипотрофии. Часты нарушения пищеварения из-за функциональной незрелости ЖКТ.


3. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет)

Идет быстрое созревание центральной нервной системы. Закрепляются двигательные навыки, формируется речь, растут молочные зубы. Так как пассивный иммунитет утрачен, ребенок болеет чаще.


4. Дошкольный период (с 4 до 7 лет)

Совершенствуются функции всех систем и органов, идет дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса, развивается скелет, молочные зубы начинают меняться на постоянные. Ребенок больше болеет ОРВИ и детскими инфекциями, учащаются случаи ожогов, отравлений, уличных и транспортных травм.

Возраст с 3 до 5 лет – это возраст телесного развития, когда внешней доминантой психической деятельности ребенка служит игра, а внутренней – обретение взрослых смыслов жизни.

В 4 года активизируются способности ребенка. Дети начинают постигать смыслы окружающей их жизни. Недаром именно в этом возрасте они играют в ролевые игры, имитирующие жизнь взрослых: в дочки-матери, магазин, профессии и тому подобное.

Дети, не игравшие в возрасте 3–5 лет, не способны играть и в 7, и в 16 лет. Они не играют со сверстками, им неинтересно во дворе, потому что они не воспринимают игру как игру.

В возрасте 5–7 лет такие дети проявляют симптомы сильной неврастении, демонстрируют свое «я сам» и упрямятся, часто капризничают, обижаются. Они могут постоянно болеть, подсознательно используя болезнь как способ управления вниманием родителей. Возраст от 5 до 7 лет – этап воспитания духа, время строгого послушания. Тело и душа должны содержаться в строгости.


5. Возраст от 7 до 10 лет

На внешнем плане ведущей деятельностью становится учебная, на внутреннем – ученическая.

Сначала ребенок обретает духовные силы в утробе матери, затем учится способам общения (от рождения до 3 лет), потом узнает смыслы жизни (от 3 до 5), усваивает идеи труда и послушания (до 7 лет). В 7–10 лет он приобретает способность сознательно учиться – то, без чего в принципе невозможно обретение мастерства.

В возрасте от 7 до 10 лет ведущим оказывается душевное становление детей.

При этом, если до 7 лет в отношениях со взрослыми проявлялось послушание, то с 7 лет в душе ребенка возникает живое действие – почитание взрослых.

В этом возрасте дети искренне хотят учиться и обладают нужными для этого внутренними резервами. Дети, которые с радостью прошли все три года этого периода и запечатлели учение как радость, всю жизнь будут способны учиться. Такие глубокие основы закладываются в возрасте 7–10 лет.


6. Специфика психологии подросткового периода (с 10 до 17 лет)

Считается, что 10 лет – это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешности.

В этом возрасте особую роль в воспитании играет личный пример. Пример влияет на подсознание и поэтому формирует личность быстрее, чем апелляция к интеллекту и слова о полезности и социальной ценности того или иного поступка.

Десятилетние мальчики – драчуны. Почему ребенок дерется? Почему игнорирует замечания взрослых? Обычно это происходит потому, что его друзья и взрослые оценивают его поведение с разных точек зрения. Друзья и он сам считают, что тот, кто не дерется, – трус. Поэтому требования родителей сын считает придирками, не придает им значения, особенно если они высказываются слишком часто или грубо.

Ценности возрастной группы и родителей постепенно начинают расходиться. Учитывая это, нельзя критиковать и наказывать провинившегося ребенка при посторонних, тем более в присутствии сверстников! Такое поведение взрослых дети уже могут воспринять как унижение. Это впоследствии приводит к замкнутости и отказу от повиновения. Игнорирование замечаний, сенсорная глухота и слепота – формы психологической защиты ребенка.

В этом возрасте дети повышенно внушаемы. Когда взрослые твердят: «Ты неряха, ты злой, ты жадный», – названная черта таким образом только закрепляется, и кроме того, у ребенка быстро ухудшается характер.

Чем младше ребенок, тем легче он поддается внушению! Поэтому еще до наступления подросткового возраста надо всегда внушать ребенку: «Ты добрый, щедрый, достойный». «Нет, ты у нас не обжора, ты просто очень любишь кашу, наверное, богатырем будешь». «Нет, он совсем не жадный, он просто бережет свои вещи и игрушки».

Если ребенок начинает нарочно придумывать и хвастаться, – это, как правило, свидетельствует о нереализованных потребностях во внимании, любви, признании. Если в этом случае изобличать ложь, да еще грубо, то это не может привести к положительным результатам. Надо искать причины такого поведения.

Дети говорят неправду, когда им приходится спрашивать разрешения взрослых на поступки, относящиеся к их личной жизни, или когда они думают, что им скажут «нет», или когда родители задают неуместные вопросы. Концентрация внимания на раскрытой лжи – ругань, наказание, плач – закрепляет привычку лгать.

К этому возрасту ребенок уже должен иметь свое место в доме: комнату, часть комнаты, стол. В тех семьях, где у десятилетнего ребенка нет пространства, которое он сам контролирует, отношения между ребенком и родителями более конфликтные.


В 11 лет (с началом полового созревания) меняется поведение. Если десятилетние дети активны и почти всегда в хорошем настроении, то в 11–12 лет скелет ребенка вытягивается, движения становятся угловатыми, неуклюжими, теряется грация (особенно у мальчиков).

У ребенка растет дух противоречия, гордость, он становится импульсивным, у него часто меняется настроение, он нередко ссорится со сверстниками.

В этом возрасте ребенок особенно болезненно переносит стиль воспитания, подавляющий активность и инициативу. Если взрослые не хотят обсуждать с подростком своих указаний, а пользуются только прямым давлением, то это может вызвать негативизм.

Безапелляционная требовательность и неуважение родителей приводят к тому, что подростки не желают общаться с ними, становятся замкнутыми и лживыми. Это способствует тому, что ребенок сформируется в забитого, пассивного, неуверенного в своих силах человека. Однако излишняя свобода – тоже еще непосильный груз.

Для воспитания правдивости необходимо приобщить ребенка к кругу, с которым он будет чувствовать общность. Отвечая социальным ожиданиям окружающих, которые видят в нем хорошие черты, подросток будет стараться поступать лучше.


Причины проблем с общением у школьников:

• 10 % детей оказались в изоляции из-за различных физических дефектов и особенностей: заикание, шепелявость, лишний вес, рыжие волосы и т. п.;

• 8 % – из-за отставания в интеллектуальном развитии (плохо понимали учебный материал, имели ограниченные интересы);

• 24 % – хорошо и отлично успевающие ученики, которые не пользовались уважением одноклассников из-за эгоизма и заносчивости.


Дети с физическими недостатками часто теряют уверенность в себе и уходят в себя. Если ребенком пренебрегают, он недооценивает свои силы и преувеличивает трудности. Тогда, вместо того чтобы решать жизненные задачи, он будет искать окольные пути, проявляя в этом слабость, либо начнет демонстрировать жестокость.

С другой стороны, красивые дети могут прийти к убеждению, что должны получать все блага жизни без усилий. Таким образом они тоже упускают шанс оптимально подготовиться к жизни.

Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У мальчиков при этом высокая тревожность, часто проявляются невротические симптомы, они хуже контактируют со сверстниками. У таких подростков недостаточное самоуважение, им труднее усвоить мужские роли, поэтому они часто гипертрофируют их: ведут себя агрессивно, грубо, драчливо. Сильная зависимость от матери у них может сочетаться с чувством враждебности.

Любопытный анализ того, кто из членов семьи что запрещает детям, проведен в работе Т.А. Репина:

– запреты, касающиеся безопасности подростка, составляют – 42 %;

– запреты, направленные на сохранение вещей и порядка в доме – 28 %;

– связанные с охраной покоя взрослых – 22 %;

– запреты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интересов семьи, – всего 8 %.


При этом:

– матерей больше всего волнует безопасность ребенка и порядок в доме;

– отцов собственный покой;

– бабушек и дедушек – безопасность ребенка.

Попутно отметим, что родители далеко не всегда добиваются желаемого поведения от своих детей оптимальными приемами. Известно несколько способов формирования ложного родительского авторитета:

– подавление инициативы детей родительской властью;

– сохранение жесткой дистанции между собой и детьми;

– педантичная требовательность, бесконечное резонерство;

– подкуп.


Но особенно раздражает детей и чреват большими неприятностями в будущем демонстративный стиль. Это такое поведение родителя, когда он, не стесняясь, жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, заявляет, что сын растет «бандитом» и прочее. Подобная демонстративность приводит к тому, что ребенок утрачивает стыдливость, становится неспособен к раскаянию в своих поступках, не учится внутреннему контролю над своим поведением, озлобляется по отношению к взрослым, особенно родителям.


В 12 лет у подростка частично сглаживается импульсивность, вызванная началом гормональной перестройки, и отношение к миру становится более спокойным.

Растет его автономия в семье и одновременно усиливается влияние, которое на него оказывают сверстники. Он охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Логическая память и мышление интенсивно развиваются, что определяет главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор.

Воспитывая ответственность у подростка этого возраста, полезно давать ему значимые для повседневной жизни задания. «Послушай, я тороплюсь. Если ты меня не покормишь, убегу на работу голодным. Организуй что-нибудь поесть!»

С той же целью можно подготовить список разных видов неприемлемого (девиантного) поведения – от самого рискованного до совсем не рискованного, например таких: глотнуть наугад из колбы в химической лаборатории, кататься ночью на велосипеде в темной одежде, ежедневно принимать аспирин, не советуясь с врачом, курить гашиш, водить автомобиль после рюмочки спиртного, сходить в солнечный день к приятелю.

Обсуждая их с подростками, надо постараться переключить их интересы, переориентировать их с алкоголя и наркотиков на такую деятельность, которая способна удовлетворить нормальное стремление к удовольствию и риску в безопасных формах.


Существенная черта 13-летнего подростка – обращенность внутрь себя.

Бурное развитие сознания и самосознания обусловливает нарастающий интерес к себе, поэтому подросток склонен уходить в себя, становится самокритичен и чувствителен к критике, начинает интересоваться психологией. Они скептически относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе.

Продолжается гормональное созревание, которое ускоряет перестройку организма и поддерживает колебания настроения.

Кражи, нечестность, нередко наблюдаемые у детей этого возраста, часто вызваны потребностью в контакте со сверстниками: деньги и вещи выступают как способ стать популярнее. Поэтому родители должны стараться давать подростку карманные деньги, а не заставлять его выпрашивать.

Подростковый возраст – критический для формирования личности. Возрастает уровень свободы и ответственности, позволяющий сформировать индивидуальное мировоззрение как систему личностных ценностей.

Большинство подростков старается продемонстрировать и утвердить свой характер.

В этом возрасте период усиливается интерес к бессмертию. Сосредоточение на этой проблеме показывает, что подросток осознает конечность своего существования и внутренне интенсивно борется с тревогой. Этот интерес может привести даже к всплеску фанатизма и уходу в какую-либо секту.

Подростки в этот период начинают ухаживать за представителями противоположного пола, причем это определяется не столько наступлением половой зрелости, сколько некими представлениями, принятыми у сверстников. Появляется определенный интерес к порнографии – без всякого понимания того, что она действует подобно наркотику: сначала обостряет ощущения, а потом начинает их притуплять, опустошая эту сферу жизни на многие годы.

Колебания настроения в этом возрасте имеют специфические проявления. Тревожность выражается в напряженных отношениях со сверстниками. Перестраивается система мотивов, и ценность общения в семейном кругу снижается. Самым большим авторитетом пользуются друзья, а не родители. Но это снижение авторитета взрослых имеет временный характер.

В 14 лет внимание опять сконцентровано на окружающем мире – интраверсия сменяется экстраверсией. Специалисты допускают, что это связано с завершением полового созревания.

В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. У него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру, появляется склонность сравнивать себя с другими.

Особенно быстро развиваются мыслительные способности, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему уму, который в силах, по его мнению, преобразовать окружающую жизнь.

Возраст 14–15 лет – это то время, когда люди начинают всерьез оглядываться вокруг и задумываться над значением жизни. Нервные срывы в этом возрасте связаны с утратой душевного равновесия из-за отсутствия ясной перспективы.

Подросток уделяет больше внимания своим внешним данным. Он становится чувствительным к обидным замечаниям окружающих по поводу его внешности. Это проявляется в непрерывном рассматривании себя в зеркале (Ах! Какой длинный нос, редкие зубы, веснушки, угри…). Иногда возникает даже идея собственного уродства – акцентирование какой-либо физической особенности, которую якобы все видят и им это неприятно.


Максимализм самостоятельности – главная особенность 15-летних.

Юный человек отвоевывает право на собственную позицию, убеждения, привязанности.

Он проявляет дружелюбие, веселость, общительность. Самые важные и наиболее ценные для подростка качества других – верность, честность и доброта.

Отношения со сверстниками приобретают особенную ценность. Их отличие теперь в том, что информация, адресованная друзьям – интимная, а значит, секретная. Для этого требуется большое доверие, а доверие всегда связано с риском. Доверие возникает в предположении, что человек способен разделить его ценности.

Стремление к полной независимости, жажда освобождения от внешнего контроля сочетаются у подростка с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Обычно в этот период начинают строить жизненные планы.

Подросток становится более раним и восприимчив к вредным влияниям. Иногда он перестает доверять окружающим взрослым. Его поведение может отклониться от нормы из-за неправильно сформированной самооценки и неумения адекватно оценивать других. Подростокам также свойственно предъявлять к себе более низкие требования, чем к окружающим.

Для него особенно важны ситуации напряжения и риска. Предмет его постоянного внимания – такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Ему присуща жажда необычной деятельности, влечение к опасности, таинственности.

Проявляя интерес к волевым качествам других, он постоянно стремится обнаружить их у себя. Он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней прямотой.

Ведущий мотив поведения в этом возрасте – желание утвердиться среди ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для подростка типично стремиться к такому статусу в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. Подросток гордится принадлежностью к группе, даже если «входным билетом» в нее служит, например, употребление наркотиков (нередко это – «плата» за принятие группой).

Самое большое число проявлений жестокости приходится на возраст 11–16 лет. Истоки ее – во внутреннем конфликте личности с неадекватно завышенными притязаниями. Члены группы, имеющие невысокий статус, остро ощущают неудовлетворенность, у них падает самооценка, они в наибольшей степени подвержены влиянию групповой атмосферы. Тогда они прикрывают внутреннюю неуверенность, недостаточную самостоятельность вызывающими манерами, грубостью.

Низкая самооценка предрасполагает к асоциальному пути развития. Девиантное поведение проистекает из ситуаций унижения или эмоционального ущемления.

На этом этапе подросток должен понять, что соперничать лучше в спорте, а не в драке, утверждать себя в глазах сверстников нужно благородными поступками, а не хулиганством, а демонстрировать взрослость – зрелыми делами, а не курением и выпивкой.

В это время особенно важно, чтобы у подростка были условия, позволяющие своевременно включиться в трудовую деятельность старшего поколения.

Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, родители – на отдаленных. Это источник конфликтов между ними.

Для предотвращения таких конфликтов не надо непрерывно говорить подростку, что он должен делать, и не следует задавать вопросов, на которые ему так не хочется отвечать. Чужие люди чаще, чем родители, получают удовольствие от общения с детьми, потому что, не чувствуя ответственности, не изводят их наставлениями.


В 16 лет подросток восстанавливает душевное равновесие.

Появляется жизнерадостность, растет внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность. Подросток устремлен в будущее.

Нервозность, неловкость, демонстративность могут создавать впечатление отклонений, но такая эмоциональность в этом возрасте нормальна.

При этом еще остается односторонность в оценках, нетерпимость, категоричность. Социальная активность в юности нередко принимает форму негативизма и радикальной критики. Сомнения взрослых в обоснованности мрачного взгляда на жизнь не убеждают бунтаря. Изменить это отношение на положительное можно только привлекая молодого человека к разрешению ситуации, которая раньше вызывала его активный протест.


Главная особенность юношеского возраста (16–18 лет – ранняя юность, 18–25 лет – поздняя) – это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других.

Физическая коммуникация начинает постепенно заменяться словесным общением: объятия, поглаживания, щипки заменяются комплиментами, иронией, шутками и намеками.

Выбор друзей из числа ровесников – проявление стремления к равноправным отношениям. Дружба со старшими по возрасту может свидетельствовать о потребности в опеке и руководстве, а с младшими о том, что этот выбор вынужденный. Такой выбор нередко отражает какие-то психические трудности, например застенчивость, несоответствие уровня притязаний и возможностей.

Возникает необходимость в самоопределении. Выбор специальности связан с самоограничением, и это порождает внутреннюю напряженность. Быть взрослым – вопрос не только возраста.

Возникает юношеский кризис самотождественности. В ранней молодости молодые люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и к взрослой жизни.

Особенности развития личности (биологические точки активности творчества)

12 лет – половое созревание, активное развитие логических и интелектуальных способностей;

23 года – апогей развития логических и интелектуальных способностей (получение высшего образования);

30–32 года – вершина творческих способностей (большой опыт специалиста, профессионала, время для дополнительного обучения, переквалификации);

45 лет – кульминация активной деятельности (достижение совершенства в работе);

60–63 года – последний подьем в творческой и профессиональной деятельности.

Кризисы возраста

О возрастных кризисах говорят многие и много. Я предлагаю вам свою версию, связанную с личным и профессиональным опытом, наработанным за двадцать лет.

Существует периодизация развития человека, в которой отражены представления о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Ее основные возрастные рамки:

– граница юности и молодости – 20–23 года;

– молодости и зрелости – 28–30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);

– граница зрелости и старости – 60–70 лет.


Давайте рассмотрим кризисы возраста с момента рождения ребенка.

Кризис новорожденности – самый яркий и очевидный кризис в развитии ребенка: происходит смена среды, выход из утробы во внешний мир.


Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)

Кризис одного года имеет позитивное содержание: здесь неприятные симптомы очевидно и непосредственно связаны с достижениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

В этот период для ребенка кризисное слово – «нельзя». Он всегда хочет быть рядом с мамой, ему необходим контакт (хотя бы визуальный). Малыш путается под ногами, это раздражает уставшую маму, она кричит «нельзя». Ребенок по интонации понимает, что мама сердита, пугается и еще больше хочет поддержки, и еще настойчивее лезет под ноги. Дорогие мамы, ребенку необходим контакт с вами как минимум до восьми лет. Наберитесь терпения, ведь малышу предстоит еще не один кризис.


Раннее детство (1–3 года)

Кризис трех лет называется также фазой строптивости или упрямства. В этот короткий промежуток времени личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет упрямство, негативизм, своеволие.

В этот период возникает много проблем и у родителей, и у детей. Развитие негативизма (желания сделать все наперекор старшим) приводит к постоянному упрямству. Важно понимать, что ребенок в это время нуждается в общении и контакте. Уговорить его сложно, проще сработает манипуляция – выбор без выбора.

Например, собираясь на прогулку, ребенок настойчиво требует одеть его именно в то, что ему нравится, иначе пускается в слезы и истерики. И у вас есть выход – вы предлагаете ему выбрать из двух одинаково теплых вещей то, что он хочет. Ребенок воспринимает это как «я решил сам» – и капризы проходят. Выбор без выбора возможен и для еды, игрушек, прогулок.

Еще одна особенность этого периода – ребенок, изучая мир, изучает также и боль, и жестокость, пробует ущипнуть, укусить и так далее. Нужно обращать внимание на это и учить ребенка правильно вести себя. Если поведение повторяется, тогда и ребенка можно ущипнуть в ответ – показать и объяснить, что это неприятно и больно. Ребенок навсегда запомнит это ощущение. Нельзя не замечать этого поведения ребенка, иначе в будущем он может вырасти садистом или проявлять жестокость к членам семьи.

Положительные итоги этого периода: возникают новые характерные черты личности ребенка, он осознает себя в этом мире, как взрослый человек. Обратите на это внимание. Начиная с трех лет, обсуждать дела и разговаривать с ребенком можно и нужно, как с маленьким взрослым человеком.


Дошкольный возраст (3–7 лет)

Кризис шести-семи лет – кризис взросления и перехода в школьную жизнь. Спасибо родительским установкам: «Вот пойдешь в школу – будешь знать» приводит ребенка в ужас. Он был любимым малышом, все внимание уделяли ему – и на тебе! В школе – взрослая жизнь и ответственность. Конечно, ему страшно.

Важно в этот период объяснять ребенку, что школа – это новый интересный этап в его жизни: много приятелей, интересные уроки. Хорошо также делиться своими воспоминаниями о том, насколько это здорово – школа. Еще важно сходить вместе с ребенком в будущую школу, чтобы он посмотрел на классы, коридоры, детей на переменках, столовую и так далее. Дети по природе любят стабильность, им не хочется менять свой образ жизни. Поэтому ребенка нужно подготовить к новой жизни и рассказать про свой школьный опыт.

Во время кризиса семи лет нарушается психическое равновесие, проявляется неустойчивость воли, настроения. Но есть и хорошая сторона: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.


Школьный возраст (7–17 лет)

Кризис двенадцати-тринадцати лет. 12 лет – опасный период для нас, взрослых. В это время для ребенка приоритетным становится мнение ровесников, одноклассников, а не родителей. Опасность этого периода – сильно заниженная самооценка, критичность к своей внешности у ребенка, особенно у девочки. Все у них не так: они «толстые», «уродливые», «некрасивые». Эти комплексы, касающиеся внешности, могут в будущем сыграть злую шутку – заниженная самооценка ребенка будет мешать ему развиваться и воспринимать мир счастливым и прекрасным. Конечно же, причина и в родительских установках – мы видим красоту развития ребенка и обращаем внимание на его тело, которое он сам воспринимает как ненавистное: «Моя ты ушастенькая», «рыженькая»…

Важно в этот период не критиковать его и не давать критиковать другим. Это касается и учителей, и родственников, и друзей, и прохожих. Ребенок очень болезненно относится к своей внешности и способностям, поэтому важно его поддерживать. Объясните ему, что сложный период длится один-два года, научите ребенка ухаживать за свои телом, лицом – современная косметика, а лучше народные средства позволяют девочке справляться с проблемами кожи. Критика в этот период особенно опасна. Отслеживайте это.

13 лет – еще более сложный возраст. К проблемам 12 лет добавляется интерес к эзотерике, психологии, магии. Отслеживайте, какие книги, сайты и прочее интересуют ваших детей в этот период. Есть опасность, что ребенок, способный на абсолютное доверие неземным силам, привлечет к себе мошенников и манипуляторов. Особенно опасны характерные для этого периода суицидальные наклонности. Обращайте внимание на новых знакомых и новые интересы своих детей. Повторяйте ребенку, что вы его любите и никогда не бросите.

Возраст полового созревания имеет негативные особенности: падает успеваемость, снижается работоспособность, появляется дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывается и отмирает прежняя система интересов. Умственная работа подростка становится менее продуктивной – это вызвано тем, что меняется ее способ: от подражания к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.


Юность (от 17 до 20–23 лет)

Юность – всего лишь начало взрослой жизни. Детство остается в прошлом. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Все психические функции в основном сформированы, личность начинает стабилизироваться, границы между возрастами носят все более условный характер.


Кризис семнадцати лет – рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

У тех подростков, которые покидают стены школы после девятого класса, поступают в технические колледжи или идут работать, посещая вечернюю школу, этот кризис смещается и происходит в пятнадцать лет.

Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них – время проб и ошибок. Они говорят: «Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже».

Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в пятнадцать. Д.Б. Эльконин отмечал, что это самый трудный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.

Для тяжело переживающих этот кризис характерны различные страхи. В это время ответственность за сделанный выбор, реальные достижения – уже большой груз. К нему добавляются страхи перед новой жизнью, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут вызвать невротические реакции (приступы гастрита, нейродермит, головные боли, скачки давления) и обострение хронических заболеваний.


Кризис восемнадцати (20) лет

Жизнь проходит под девизом «Нужно оторваться от родительского дома». А в 20 лет, когда человек уже по- настоящему отдалился от семьи (институт, военная служба, поездки и прочее), возникает другой вопрос: «Как удержаться в мире взрослых?».

Двадцатилетние люди связывают свои основные трудности с появлением ответственности, которой не было раньше. Но они ценят свой возраст, который вместе с проблемами приносит и более широкие возможности.


Молодость (от 20–23 до 30 лет)

Молодость охватывает период жизни от окончания юности в 20–23 года до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых). Некоторые авторы продлевают верхнюю границу молодости до 35 лет. Молодость – время создания семьи, освоения выбранной профессии, определения своей роли в общественной жизни. Молодость – пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и воплотить идеалы. В молодости более доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, полнее и интенсивнее всего общение, легче всего устанавливаются и полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость – лучшее время для самореализации.

Люди легче всего знакомятся и адаптируются к совместной жизни также в молодости. Те, кто не создал семьи до 28–30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающая очень трудной совместную жизнь.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Более половины разводов совершается в молодости. Пресловутое «не сошлись характерами» – самая частая формулировка при расторжении брака.

Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная общность. Любовь между мужчиной и женщиной – это гораздо больше, чем просто одна из сущностных связей с миром, пусть чрезвычайно важных.

В молодости человек приобретает профессиональное мастерство и компетентность. Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, со временем становятся кандидатами наук. В искусстве, в инженерно-технической деятельности проявляют наивысшие способности, становятся руководителями, главными специалистами по соответствующим направлениям.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности – главные приобретения этого возраста.

Установление и развитие дружеских связей – важная сторона жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень. При этом большую часть своих друзей люди приобретают именно в совместной деятельности, среди товарищей по работе или учебе.


Кризис 30 лет

В этом возрасте одолевает мысль: «А чего я достиг?» Семья, профессия, привычный образ жизни «сковывают» человека. Появляется стремление вычеркнуть пройденный путь и начать все сначала. Одинокий человек принимается искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти «в свет». Бездетные пары пытаются завести детей.

Около 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У них изменяется представление о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. «У человека на границе третьего десятилетия жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как, при сложившейся и внешне благополучной жизни, несовершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности» (А.В. Толстых).

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Его нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Они, как и весь кризис, знаменуют переход от молодости к зрелости. Согласие с миром, способность быть самим собой – вот то условие, отсутствие которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная его потеря возможна тогда, когда в окружающем мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласию человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.


Зрелость (30–70 лет)

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 до 70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает сорок лет жизни – от 25 до 65 лет.


Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность

В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни – профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости это были овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, то затем наступает время реализации себя, раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Важнейшая особенность зрелости – осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие зрелой личности приводит к избавлению от неоправданного максимализма, характерного для юности и молодости, выработке взвешенного и многогранного подхода к жизненным проблемам, в том числе в вопросах профессиональной деятельности.

После тридцати жизнь становится более рациональной и упорядоченной. Люди начинают обосновываться, обзаводятся жильем и делают попытки продвинуться по служебной лестнице.

Женщины, как правило, достигают пика своей сексуальности, но при этом требуют, чтобы мужчины питали к ним прежде всего уважение. Мужчины понимают, что в сексе они уже не те, что в восемнадцать лет. У них ярче, чем у женщин, проявляются первые признаки старения.


Кризис 40 лет

Коррективы жизненного замысла

К 40 годам заканчивается «возраст молодости» ученых, писателей и т. д. Достигнув середины жизненного пути, уже можно видеть, где он заканчивается.

Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любое из этих изменений может привести к кризису.

У 40-их вряд ли появятся новые друзья.

Чтобы добиться наивысших достижений, необходимы еще и пробивные способности. В 40 лет уходят последние шансы вырваться вперед. Кто до сих пор не был замечен, тот и впоследствии будет обойден.

Часть людей проживает еще один «внеплановый кризис» в возрасте около сорока. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если он не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко происходит из-за обострения семейных отношений. Дети к этому времени обычно вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые родственники и представители старшего поколения семьи. Прекращение непосредственного участия в жизни детей способствует окончательной определенности в супружеских отношениях. Зачастую оказывается, что кроме детей супругов ничто значимое не связывает. Человеку, переживающему кризис 40 лет, приходится вновь перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «Я – концепцию». Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека, привести к смене профессии и созданию новой семьи.

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что, достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и так далее. Затем наступает спад – постепенное убывание продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути.


Отношения с детьми

Зрелость – время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека – вырастить своих детей. И тут надо помнить, что отношения между родителями и детьми определяет не только на эмоциональная основа, но и стиль воспитания.

Определенные сложности появляются во взаимоотношениях, когда дети вырастают. Например, когда младший ребенок покидает родительский дом, оставшиеся вдвоем родители, лишенные привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни. Климат в семье так же изменяется, когда взрослый ребенок приводит в родительский дом супруга. В идеальном случае система старых отношений вовремя перестраивается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни психологических игр, родители «отпускают» от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

В 45 лет люди начинают всерьез задумываться о том, что смертны, и если не поспешат определиться, жизнь превратится в выполнение тривиальных обязанностей для поддержания существования. Эта простая истина вызывает шок. Переход ко второй половине жизни кажется очень жестким и слишком быстрым, чтобы его спокойно принять.

Бесстрастная статистика констатирует: число разводов у людей, достигших 40–45 лет, возрастает.


В 50 лет нервная система становится железной: многие уже слабо реагируют на внешние раздражители вроде окрика начальника или ворчания жены. В своей профессиональной сфере при этом они остаются ценными работниками. Именно в этом возрасте люди хорошо умеют отделять главное от второстепенного, полностью концентрируются на важнейших вопросах, и это дает высокие результаты.

К 50 годам многие люди словно заново открывают для себя радости жизни – от кулинарии до философии. Буквально в один момент они могут решиться изменить образ жизни и взяться за его осуществление с завидной педантичностью.

Очевидные плюсы сильно омрачает существенный минус: у многих 50-летних мужчин заметно слабеет потенция.

Около 55 лет приходит теплота и мудрость – особенно у тех, кто сумел занять высокие руководящие должности. Друзья и личная жизнь становятся важны как никогда. Дожившие до этого возраста чаще всего заявляют, что их девизом стало «не заниматься ерундой». У некоторых появляются новые творческие способности.

Кризис наступает тогда, когда человек понимает, что все-таки занимается ерундой. Женщины в эти годы выходят на распутье. Кто-то жалуется: «Я никогда ничего не могла сделать для себя. Все только для семьи… А теперь уже поздно». Некоторые, напротив, с удовольствием принимают, что способны жить для других, наслаждаться своим садом или вживаться в роль бабушки.


56 лет и далее

Удивительным образом этот возраст оказывается возрастом расцвета почти у всех ученых, достигших славы. Есть много художников, которые создали свои лучшие произведения после 70 лет. По преданию, японский художник Хокусай сказал, что все созданное им до 73 лет ничего не стоит. Тициан писал свои выдающиеся картины, будучи почти столетним. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и другие композиторы творили до 80 лет.

Кстати, писатели, художники и музыканты по сравнению с учеными и бизнесменами часто могут дольше выполнять свою работу. Причина в том, что в глубокой старости человек все глубже погружается во внутренний мир, в то время как способность к восприятию происходящего во внешнем мире ослабевает.

Зрелость и психологический возраст

Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

• хронологический (паспортный);

• физический (биологический);

• и психологический.


Остановимся на понятии «психологический возраст», обозначающем то, на сколько лет человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст. Психологический возраст – возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходе между зрелостью и поздней зрелостью происходит последний кризисный период, отмеченный психологами, – кризис ухода на пенсию.

К сожалению, наша действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить – не работать. Большое число пенсионеров продолжает работать: во-первых, чтобы ощущать себя нужными, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений. Тем не менее, этот последний кризис – тоже достаточно тяжелое испытание для «очень взрослых людей».


И напоследок:

Возрастная динамика психологического развития человека

Возрастная динамика психологического развития человека


О периодизации в жизни

Также заслуживает внимания периодизация возраста, предложенная известным психотерапевтом Сергеем Ковалевым, и его опыт работы с семьями.

В жизни каждого человека есть циклы, петли личной жизни. Когда человек «застревает в петле» – уходит радость жизни.

• в 1,5 года важна МАМА – она дает базовое доверие в миру;

• в 1,5–4 года важен ПАПА – он учит ребенка лидерству, ведет за собой. ПАПА = справедливость;

• в 4–8 лет проявляется способность говорить и понимать мир (идет развитие интеллекта);

• в 8–12 лет – развиваются сексуальные и моральные воззрения (каким будет ребенок, его культура, мировоззрение). После 12 лет наступает период «чистого листа», новый уровень жизни с новой периодизацией.


По мнению психотерапевта, жизнь взрослого человека раскладывается на двенадцатилетние циклы. Три таких цикла в сумме дают полный трехуровневый период:

Первый период – 12 лет (снижение) – 24 года (стабилизация) – 36 лет (повышение).

Второй период – 36 лет (снижение) – 48 лет (стабилизация) – 60 лет (повышение) …

Существуют и неполные циклы.

0–6 лет (его еще называют «нулевым» периодом) – познание мира и себя;

6–12 лет – начальное образование, первичная социализация;

12–18 лет – обучение жизни, дружбе;

18–30 лет – обучение профессии;

30 лет – это период вершины в деятельности.

30–42 года – формирование структуры жизни личности – семья, работа, карьера, друзья, соседи… Этот период должен закончиться в 42 года. До 42 лет – мы обычно знаем, что делать. После – наступает кризис среднего возраста!

Многие «застревают» в «ревущем сороковнике», не переживают его, начинают пить, погружаются в депрессию, не движутся вперед, не видят в жизни смысла!

42 года – высшая точка устремлений и приобретений. Не будет помощи со стороны, не будет поддержки – появится ощущение падения, возврата назад, ухода и ненужности.

На самом деле это наступает период «возвращения себя».

42–54 года – период возврата себя себе. Начинается нормальная жизнь для себя, индивидуализация. Когда личность, принимая всех (работа, друзья, семья, дети) не находит себя в своей же жизни, у нее возникает ощущение: «Меня нет. Где я сам?». Жизнь занята обязанностями, обслуживанием потребностей других. И нужно пройти возвращение к себе, возвращение себя, вернуть себе то, что до этого отдал в социум, вернуть САМОСТЬ.

Это период принятия себя, своего назначения, своего дела (но не долга!). Чтобы сохранить психическое, физическое и духовное здоровье, надо понять: я у себя один. Это не эгоизм, это новый этап развития личности. И это серьезно.

Если не прожить его и не найти себя, то в 52 года наступает старость и дряхление (вы же видели пятидесятилетних стариков и семидесятилетних молодых?).

Есть и полуциклы: 3 года – 6 лет – 9 лет.

На этих полуциклах люди и могут «застрять в петле»: будут ходить по кругу без возможности выйти, так как не осознают, что не принимают данной ситуации.

Необходимо осознать – на этом этапе что-то закончилось (молодость, работа, мода… моложавый старик – смешно). Это страшно – но факт!

Надо понять и принять это – иначе момент прозрения наступит, но позже и коснется сразу всех сфер жизни. Это опасно!

Необходимо осознать, оценить: что было до этого – ушло. Иначе можно «застрять», и тогда все начинает повторяться, но на новом и более трудном витке. Отсюда – скука, апатия, депрессия…

Если вы «застряли», то надо понять:

– когда начался этот период;

– что ушло и что было;

– что нужно решить и как это сделать;

– дать себе разрешение на это;

– чему научил предыдущий цикл;

– в чем ценность опыта, на котором вы «застряли»;

– каковы ваши будущие действия.

(Например – научиться жить для себя, а не работать для всех, пользоваться достигнутым, а не работать дальше для «детей», сказать «нет» девизу «поживем потом», не ждать благодеяний от других…)

54–66 лет – обретение космического сознания. Знать свою МИССИЮ – вот смысл деятельности в это время жизни.

66–78 лет – период космической мудрости.

Циклы бытия, или этапы жизни

Иметь

Необходимо понять, что вы хотите иметь на данном этапе, ваши цели и стремления. Если нет целей – возникают проблемы.

Иметь можно не столько материальное, сколько духовное – спокойствие, удовольствие, равновесие, уверенность, друзей, семью, родственные связи, рабочий коллектив. Как ни банально – надо хотеть иметь, а не требовать и выбивать. Пространство изобильно. Пространство – дружественная среда.

Делать

Надо четко определить, что требуется сделать для достижения цели – своего «иметь».

Знать

Что надо знать, чтобы «делать»? Какая нужна информация? Какие способности и умения?

Взаимоотноситься

Это значит – упорядочить отношения с другими. Просчитать, кто «полезен» и «бесполезен». В мире бизнеса и денег это нормально. Закон «подобное притягивает подобное» никто не отменял. Есть необходимые, близкие отношения, а есть необязательные, механические. Желательно раз в два года выбрасывать свою записную книжку (произойдет хороший отсев – нужные люди найдут контакт, а остальные – «лишние» на данном этапе).

Быть

«Я есть»-идентичность: с кем мы себя идентифицируем, тем мы и являемся. Надо понять, кем вы себя видите, где и с кем работаете, как отдыхаете.

Нельзя идентифицировать себя с пенсионером (жить для пенсии), с больным, с одиноким, безработным, нищим…

Психологи провели эксперимент, в котором исследовали, может ли человек психологически вернуться в молодость и как это скажется на его внешнем виде и поведении. Несколько десятков пенсионеров на два месяца «вернули» на двадцать лет назад (тогда это были 50-е годы). Они жили «в стиле 50-х»: мода, разговоры, газеты музыка… Обследования после эксперимента показали что внешне и внутренне все помолодели на двадцать лет!

Сценарии нашей жизни мы берем от родителей, семейного и школьного воспитания, установок и социальных правил.

Любая жизнь – это расцвет, независимо от возраста. Нет заката в жизни – мы его себе делаем сами. Жить можно очень долго, но есть люди, которые умирают задолго до физической смерти (есть шутка: умирают в двадцать пять, просто их до восьмидесяти не хоронят).

Сильный человек – тот, у которого есть смысл жизни, планы на три, пять, двадцать лет вперед. Пока есть смысл жизни – есть понимание будущего: увидеть детей, внуков, написать книгу, научиться играть в шахматы, построить дом, посадить дерево, вырастить сына… Смысл жизни – не в материальном, и не во власти, влиянии, возможности манипулировать. Кто стремится к власти – в детстве был изгоем.

Жизнь движется, и каждая ступень – не последняя.

О темпераменте

Когда говорят о разных темпераментах, то имеют в виду многие психические различия между людьми – в глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, в темпе, энергичности действий – и другие динамические, индивидуально устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Вопрос темперамента и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает врожденные аспекты поведения, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства определенного темперамента не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой и образуют систему.

Течение психических процессов и поведение человека зависит от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и была развита его последователями.

И.П. Павлов считал, что тип нервной системы – врожденный и относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который служит психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить и на людей.

Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, то есть особенности темперамента, составляют важную часть индивидуальных психологических различий. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляются в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и тому подобное.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как восприимчивому к любой работе; холерику, как страстному, неистовому и активному человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика – замкнутость и застенчивость; у флегматика – безразличие к людям, сухость; у сангвиника – поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика – поспешность решений.


Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, скуп на внешнее проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным, он не делает импульсивных порывов, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик настойчиво доводит дела до конца. Переключение внимания и смена деятельности у него происходит несколько замедленно. Его стереотипы устойчивы, и поведение часто недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех делах, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивого внимания и большого терпения.

Общеизвестно, что человек флегматичный – довольно миролюбивый, дружелюбный и позитивный, но он никогда не проявляет ярких эмоций.

Это человек надежный и спокойный. Для него характерны:

• рассудительность;

• твердость;

• спокойствие;

• внимательность;

• инертность;

• доброта.


Это хорошие качества, среди которых, пожалуй, не хватает некоторой эмоциональности. Такой человек никогда не станет восклицать: «Я люблю тебя!» – скорее, покажет это делом или шепнет на ушко.


Холерик — быстрый, страстный, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением. Ему свойственны эмоциональные вспышки, быстро гаснущие. Его нервные процессы не уравновешиваются, это его резко отличает от сангвиника. «Холерический тип, – отмечает И.П. Павлов, – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». «Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу».

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Его повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

Холерик – личность активная, нервная, он не может усидеть на одном месте. Это агрессор и одновременно большой затейник. От воспитания и судьбы зависит, станет ли он звездой экрана или серийным убийцей, но он никогда не останется в тени. Таким людям обычно свойственны:

• непостоянство;

• нервозность;

• активность;

• эмоциональность;

• импульсивность.


Сангвиник — горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, быстро реагирующий на события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся с неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Они очень продуктивны в работе, когда им интересно, но если работа не интересна, он относится к ней безразлично, испытывает скуку.

И.П. Павлов дает следующую характеристику сангвинического темперамента: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник без труда приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, хорошо контактирует с окружающими его людьми, общителен. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен быстро переключать внимание и менять виды деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит работа, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенного внимания.

Это «живчик», натура позитивная и жизнерадостная. Ему улыбается удача, его любят окружающие, а неприятности обходят его стороной. И проблемы он решает легко и играючи. Самые яркие признаки сангвиника:

• веселый нрав;

• беззаботность;

• общительность;

• оптимизм;

• доброта.


Меланхолик — человек легко ранимый, склонный к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертен: занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни он легко становится застенчивым, робким, нерешительным и даже трусливым. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов там, где требуется повышенная чувствительность, реактивность, быстрая обучаемость, наблюдательность.

«Меланхолический темперамент есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» – пишет Павлов.

Это человек переживает проблемы глубоко внутри, разрушая себя самого. «Меня не любят», «меня не понимают» – это о нем.

Меланхолику трудно быть в центре внимания, он часто меняет свое настроение и склонен к депрессиям.

Характерные для него качества:

• замкнутость;

• ранимость;

• рассудительность;

• недоверчивость;

• пессимизм.


Это не значит, что меланхолик – угрюмый сноб, но он больше других склонен к тихим депрессивным состояниям, не может выплескивать агрессию наружу и держит все в себе.

Человек любого темперамента может быть способным и неспособным – это не влияет на его таланты, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие – другого. От темперамента зависят:

• скорость психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

• пластичность и устойчивость психических проявлений, легкость их смены и переключения;

• темп и ритм деятельности;

• интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

• направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).


Из многих научных разработок ясно, что человек включается в решение постепенно. Со временем уменьшается число ошибок и время решения одной задачи. Тогда говорят, что «работоспособность растет» или «работник разогревается». Затем наступает максимум (плато), далее эффективность снижается до нуля (отказ от решения, отдых). У каждого человека такая кривая повторяется периодически – это и есть его индивидуальная характеристика. Если случайно выбранным людям предложить один и тот же поток задач, то их кривые разогрева можно будет разделить на четыре типа, которые в точности соответствуют четырем темпераментам:

• быстрый подъем – высокое и короткое плато – быстрый спад (холерик);

• умеренно быстрый подъем – умеренно высокое и короткое плато – умеренно быстрый спад (сангвиник);

• медленный подъем – низкое и длинное плато – медленный спад (флегматик);

• очень медленный подъем – высокий всплеск в середине и возврат – медленный спад до нуля (меланхолик).


Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность.

Ригидность – инертность, консервативность, трудность в переключении психической деятельности.

Существуют несколько видов ригидности:

сенсорная – пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

моторная – трудность перестройки привычных движений;

эмоциональная – продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

памяти – пересерверация, навязчивость образов памяти;

мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач.


Качество, противоположное ригидности, – пластичность, гибкость, подвижность, адекватность. К особенностям темперамента относится и тревожность – напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, которые человек воспринимает как угрожающие. Люди с повышенным уровнем тревожности склонны неадекватно реагировать на различие степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление удалиться от угрожающих событий и непроизвольно сужает поле восприятия в тяжелой ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие его психических процессов. Темперамент определяет способ, каким человек воспринимает и переживает события и говорит о них.

Загрузка...