Ладони человека – непосредственный объект изучения хироманта. Именно руки для него являются зеркалом души человека. Здесь мы исходим из старого оккультного принципа, что большое отражается в малом и наоборот[1]. Поэтому является возможным делать выводы о способностях, характере и судьбе человека лишь по его небольшой части – ладони.
Изучение этой книги, дорогой читатель, покажет вам, что хиромантия вобрала в себя многое из астрологии, медицины, психологии и дерматоглифики. Она всегда являлась проводником современных хироманту идей и представлений о человеке (поэтому неизбежно содержала в себе и суеверия). И чем современный специалист-хиролог более сведущ в достижениях данных направлений, тем проще ему работать, тем точнее формулировки и продуктивнее советы.
В прошлом господствовала точка зрения, что линии – это «сгибательные складки», образующиеся на ладонях в процессе труда. Этот миф был развеян уже современной наукой, открывшей, что основные линии формируются у младенца еще в материнской утробе. Прикладная точка зрения хироманта здесь заключается в том, что линии – это отражение нервной системы человека. По рисунку линий и их количеству мы можем судить о том, как человек реагирует на события жизни. Вскоре вы узнаете о значении линий руки столь много, что сможете понять, экстраверт перед вами или интроверт, человек экспрессивный или сдержанный, идеалист или циник, сторонник творческого самовыражения или любитель рутины.
Мы еще неоднократно вернемся к этому, но, чтобы упростить понимание книги, заметим, что профессиональный анализ ладони в XXI веке включает в себя три этапа: осмотр внешних параметров обеих рук, изучение папиллярного узора пальцев и ладони и, конечно, рассмотрение самих линий. Все три этапа имеют свое значение. Проигнорировав значение дерматоглифики (узоров кожи), вы можете сделать неправильные выводы о темпераменте человека. И специалист, работающий лишь со значениями узоров на пальцах, также рискует упустить важные моменты из виду. Так, к нему на прием могут прийти два обладателя десяти петлевых узоров на пальцах, что даст схожие интерпретации. Но если у одного из них на руках будет обилие линий, а у другого – только лишь три основные, это уже будет намекать на огромную разницу в их реакциях на события внешнего мира.
Если у вас есть возможность раздобыть резиновый валик и типографскую краску, мы рекомендуем освоить методику отпечатков. Она позволит вам стать самим себе и близким диагностом и психологом. Ведь что бы ни говорили раньше, линии на руках могут меняться. Фиксируя эти перемены, мы можем понять, в какую сторону движемся.
Все линии нашей ладони можно разделить на главные и второстепенные. К основным в разные эпохи относили разные линии (например, линию Меркурия), но здравый смысл говорит, что таковыми можно считать лишь те, что всегда присутствуют на ладони. А это линии Жизни, Головы и Сердца. К ним также можно условно отнести и линию Судьбы, которая хоть изредка и отсутствует на руках, но отличается своей глубиной, яркостью и частотой встречаемости. Основные выводы о психологических склонностях и судьбе человека хиромант делает именно по этим четырем линиям. Хотя это не означает, что нужно игнорировать второстепенные и мелкие линии. Например, мы увидим в дальнейшем, сколь важное сообщение несет наличие или отсутствие линии Солнца.
Практикуя хиромантию, современный специалист не спешит делать выводов по одиночному знаку, что было характерно для средневековых хиромантов Запада и до сих пор остается актуальным для хиромантов Востока. Важен целостный, совокупный анализ всех характеристик ладони. В противном случае нам не миновать ошибок. Порой будут встречаться противоречия, которые нужно будет попытаться свести к некой общей и единой картине. И это искусство. А ведь никто не говорил, что душа человека проста и однозначна!
В хиромантии вот уже которое столетие ценится ее способность не только раскрывать психологию, сильные и слабые стороны человека, но и предсказывать судьбы. И именно с предсказанием она ассоциируется у большинства людей. Кто-то, как поется в песне Жанны Рождественской, очень «желает знать, что будет». А кто-то открещивается от прогноза, называя его самопрограммированием. Кто же прав? Мы считаем, что хиромантия полезна тем, что заранее (за годы) высвечивает негативные тенденции состояния здоровья, предупреждая нас о том, на что требуется обратить внимание. Также она говорит о том, в каком возрасте стоит ждать удачного периода, а в каком – трудностей и неурядиц. Это помогает подготовиться к тенденциям будущего и что-то скорректировать в своей деятельности и жизни. Факт, что линии в принципе могут меняться, намекает на то, что мы можем в определенных пределах изменить судьбу и рука тут – компас изменений. Но если в прогнозировании мы будем делать упор на трудностях, неудачах, болезнях, лихорадочно искать вероятные даты разводов и собственной смерти – такая консультация вряд ли обернется чем-то хорошим, фиксируя человека на его страхах.
В консультации по хиромантии очень важен ответственный, позитивный психологический подход, цель которого – не блеснуть способностью прогнозировать, а найти оптимальное решение или линию поведения для своего клиента.
История искусства чтения по руке насчитывает несколько тысячелетий. Мы не знаем многого о том, когда впервые зародился интерес к изучению линий. Самые древние косвенные источники, так или иначе упоминающие чтение по руке, намекают, что родиной хиромантии можно считать Азию, а именно Индию и Китай. Для сравнения: родиной астрологии принято считать Шумер (Вавилон).
В эпоху эллинского мира и походов Александра Македонского Запад познакомился с восточной хиромантией, а Восток – с западной астрологией. Свои зачатки астрологии существовали в Азии и ранее, однако контакты с культурой Греции дали развитию науки звезд в Индии мощный толчок. Эпизоды взаимопроникновения западной и восточной культур могли иметь место и ранее IV–III веков до н. э., между тем, с этого момента они обрели особую интенсивность. Мы не знаем, существовала ли в Греции своя практика чтения по руке ранее IV века до н. э., но достоверно известно, что с этого момента хиромантия стала практиковаться на Западе. Интерес к хиромантии проявляли Аристотель и Артемидор, упоминали о ней Плиний, Ювенал и император Адриан. Однако их сведения зачастую обрывочны и малосодержательны.
Упоминания о знаках на руках встречаются в христианской Библии, древнейшие греческие рукописи которой датируются IV веком н. э. Среди известных цитат можно привести слова из «Книги Иова»: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (37:7). А в «Книге Притч» (3:16) говорится: «Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава». Свои разновидности хиромантии существовали у арабов и евреев, об истоках которых сейчас можно лишь догадываться.
С падением Римской империи традиция хиромантии в Европе исчезла, возродившись только в XII столетии под влиянием контактов с Ближним Востоком. Именно благодаря арабской культуре Европа вновь познакомилась с астрологией, хиромантией, греческими авторами, а также с передовыми научными открытиями и идеями. Отличительной чертой средневековой европейской хиромантии было значительное число среди ее популяризаторов представителей Церкви – монахов и священников.
Всю совокупность средневековых европейских текстов по хиромантии можно разделить на две большие группы: краткие трактаты, представляющие собой серию заметок, и так называемые «суммы» – куда более обширные по объему сочинения. Среди монахов и священников, благожелательно относившихся к хиромантии или практиковавших ее, отметим монаха Эдвина, автора «Псалтыря Эдвина», содержащего самый ранний текст по хиромантии, созданный в Европе (ок. 1160 г.), а также Майкла Скота, Альберта Великого, Фому Аквинского и Иоанна Индагине. Удивительно, но хиромантия стала процветать в средневековой Европе именно в контексте Церкви! Возможно, для нас сейчас это непривычно, но в Средние века астрология и хиромантия считались науками, обязательными для изучения. Фактически эти дисциплины преподавались в университетах вплоть до XVII столетия включительно.
Пришедшие в Западную Европу в XV столетии цыгане также привнесли с собой некие рудиментарные знания по хиромантии, истоки которых, судя по всему, были в Индии. Именно они повинны в том, что отныне искусство чтения по рукам стало восприниматься как «цыганщина» и жульничество. Век XVI и первая половина XVII столетия стали временем расцвета европейской хиромантии. Однако же именно в XVI веке Римско-католическая Церковь решила осудить хиромантию и различные предсказательные искусства. Среди известных ученых, врачей и хиромантов Средневековья и Нового времени мы можем назвать Пьетро д’Абано, Джона Метама, Алессандро Акиллини, Бартоломео делла Рокку, Антиоха Тибертуса, Андреаса Везалия, Джероламо Кардано, Парацельса, Рудольфа Гоклениуса-младшего, Иоганна Преториуса, Роберта Фладда, Жана Фреюса и др.
Трактат по хиромантии Роберта Фладда (1574–1637)
Однако конец XVII века стал временем упадка хиромантии. На смену эпохи религии и оккультизма пришло Просвещение с его рационализмом. При всех плюсах развития науки новое мировоззрение отбросило фундаментальный для астрологии и хиромантии принцип единства макро- и микромира. Астрология стала не более чем астрономией, алхимия – химией, а хиромантии попросту не осталось места – ее оставили медленно увядать. Однако она продолжала неофициально и робко существовать, возродившись уже в XIX веке благодаря капитану д’Арпентиньи, создавшему хирогномию, и хироманту Эдриану Адольфу Дебарролю. Вторая половина XIX века стала эпохой бурного развития хиромантии, активно отвоевывавшей свои позиции в обществе. Новые чтецы по ладони чаще всего пытались откреститься от «цыганщины» и мистического флера, в своей аргументации обращаясь за поддержкой к современным ученым. Например, Дебарроль не раз упоминал в своих «Тайнах руки» (1859) о работах Лафатера и Галля.
В первой половине XX столетия значительное влияние на развитие хиромантии оказали успехи психологии, быстро завоевавшей авторитет. Понимание того, что характеристики руки помогают понять бессознательные установки человека, способствовало развитию психологически ориентированного чтения по рукам – хирологии. Значение имело также бурное развитие дерматоглифики пальцев и ладони, показавшей важность руки для предварительной диагностики заболеваний и генетических отклонений. В настоящее время также развивается, хоть и очень медленно, психологически ориентированное направление дерматоглифики. В России подобными исследованиями занимается к. м. н. Н. Богданов, в Белоруссии – д. м. н. Л. Тегако.
Среди важнейших представителей хирологии минувшего века отметим Кэтрин Сент-Хилл, Инну Оксенфорд, Ноэля Жакуина, Юлиуса Шпира, Берил Хатчинсон, Шарлотту Вольф, Кристофера Джонса. Все они старались объединить чтение по рукам с современными достижениями науки, медицины или психологии. Большое значение для популяризации хиромантии имели также работы таких знаменитых авторов начала XX века, как Льюис Хамон (Кейро) и Вильям Бенхам. Однако их сочинения, разошедшиеся большими тиражами и переиздаваемые до сих пор, все же куда ближе к популярной хиромантии, нежели к науке – идеалу, к которому стремились такие исследователи, как Вольф или Хатчинсон[2].
В современном мире существует несколько ветвей хиромантии, условно разделяемых на западную и восточную. Причем под восточной ветвью, направлением или школой чаще всего имеется в виду индийская хиромантия. Между тем своя особая традиция хиромантии существует и в других регионах, например в Китае, о чем можно узнать из книг Натаниэля Альтмана, Кристофера Джонса и др.
«Реанимированная» после советских времен отсутствия мистики и оккультизма традиция хиромантии в России, наравне со странами Европы и Америки, относится к западной ветви традиции чтения по рукам. Здесь можно сказать, что в нашей стране, как и в странах Запада, есть ведические хироманты. Но они все же в меньшинстве и стараются учитывать достижения и книги западных хиромантов. Представителей чистой восточной традиции хиромантии, не испытавшей влияния Запада, у нас попросту нет.
В чем же заключаются различия между западной и восточной ветвями хиромантии?
1. В рамках восточной ветви чтения по руке огромное внимание уделяется традиции, словам гуру, древним текстам. Даже если трактовки давно устарели и выглядят сомнительными, ведический хиромант опасается их отбрасывать. В западном подходе хиромант старается не верить слепо предшественникам, а раз за разом проверять соответствие трактовки знака реальности.
2. Восточная ветвь хиромантии куда древнее западной, которая, зародившись в Древней Греции, фактически исчезла в раннее Средневековье и возродилась только в XII столетии. В силу этого западная хиромантия опирается на более современные наблюдения, нежели восточная.
3. Порядок анализа линий в восточной и западной традициях не одинаков. Так, для ведического хироманта линия Сердца начинается не под мизинцем, а под указательным пальцем, хотя этому противоречит сам внешний вид линии.
4. В восточной ветви хиромантии куда большее внимание уделяется отдельным и сложносоставным знакам, нежели общему рисунку линий. Причем часть этих знаков крайне редко встречается на практике. Возможно, что некоторые из них есть просто плод воображения.
5. Если на Западе хиромантия в своем развитии пришла к хирологии – психологически ориентированному чтению по руке, то в Индии руку смотрят прежде всего ради прогноза, который чаще воспринимается как фатум.
6. В восточной ветви хиромантии обычно игнорируется значение дерматоглифики, зато досконально изучено значение линий на больших пальцах рук.
Несмотря на то что хирология продолжает активно развиваться в современном мире, вбирая в себя достижения психологии, дерматоглифики, медицины, философии и истории, тем не менее, часто из книги в книгу переписываются заблуждения и суеверия. Эти ошибки и мифы касаются как исторических фактов, так и значения линий. В этом разделе мы пройдемся по наиболее популярным заблуждениям с целью их искоренить, чтобы поднять престиж чтения по руке на более высокий уровень.
Миф 1. Аристотель был отличным хиромантом и является автором «Шедевра». Чего только не пишется об Аристотеле и хиромантии. Раз за разом повторяется предание о том, что Аристотель сделал подарок Александру Македонскому, преподнеся ему трактат о хиромантии, написанный чистым золотом. Никаких исторических подтверждений этой истории, однако, не существует. Несмотря на то что в дошедших до нас работах Аристотеля в самом деле встречаются короткие эпизоды размышлений о линиях руки, этого, увы, недостаточно, чтобы считать его практикующим мастером. И совершенно точно он не писал «Шедевра Аристотеля», впервые опубликованного в Лондоне в 1738 году. Популяризацией этого псевдоисторического документа мы обязаны В. Бенхаму, бесхитростно поместившему его в качестве приложения к своей книге «Законы научного чтения руки» (1900). Он верил, что это памятник 350 года до н. э. Здесь стоит отметить, что в прошлом, особенно в Средние века, было модно приписывать анонимные рукописи по хиромантии таким уважаемым авторитетам, как Аристотель, Соломон, Альберт Великий или Региомонтан. Но в своих притязаниях эти тексты ни на чем не основывались, стремясь лишь доказать свою значимость и обоснованность – с помощью подтасовки. Специалисты насчитывают 41 манускрипт по хиромантии, ложно приписываемые Аристотелю.
Миф 2. Хиромантию в Европу привнесли цыгане. Данный стереотип опровергают сохранившиеся письменные источники. Современной исторической науке известно, что цыгане пришли в Центральную и Западную Европу только в XV веке, а их изначальной родиной был далекий Индийский субконтинент. Учитывая популярность предсказательных искусств в Индии, история происхождения цыган помогает понять наличие у них некоторых рудиментарных знаний по хиромантии. Датировка самых ранних упоминаний о хиромантии в Европе относится к более раннему периоду – середине XII века. К тому же самая ранняя рукопись собственно по хиромантии, включенная в состав религиозной работы «Псалтырь Эдвина», датируется примерно также – около 1160 года Вероятнее всего, возрождение хиромантии в Европе связано с арабским влиянием, ведь к этому времени благодаря крестовым походам наладились многочисленные контакты с Ближним Востоком.
Миф 3. Церковь всегда осуждала хиромантию. Фактически взаимоотношения католической церкви и хиромантии переживали разные этапы. Более того, в эпоху Средневековья многие богословы и ученые проявляли к чтению по рукам интерес, практиковали его и писали даже тексты в его защиту. Изучение истории европейской хиромантии показывает, что фактически хиромантия стала процветать именно в контексте церкви и благодаря ей. В Средние века идея важности астрологии и хиромантии проникла в мир науки. Обе дисциплины оставались в официальной программе университетов Европы, включая Болонью, Виттенберг и Лейпциг, вплоть до XVII века включительно. Некоторые папы римские лично проявляли интерес к астрологии и хиромантии. Известно, что тесные взаимоотношения поддерживали папа Павел III (1468–1549) и хиромант Антонио Пиччиоли. Да, это верно, что во второй половине XVI века с посыла пап Павла IV и Сикста V появились запреты на практику хиромантии и предсказательной астрологии. Однако данное положение дел не мешало появлению даже в самой Италии новых трактатов и переизданий старых работ по хиромантии. Влияние этих запретов проявилось в тенденции выделять хиромантию не как инструмент прогнозирования, а как инструмент описания природы человека и его склонностей. Против такой позиции церковь особо не выступала.
Схематическое изображение руки и линий из трактата по хиромантии Иоганнеса Хартлиба (ок. 1410–1468)
Миф 4. Хиромантия – это гадание. Под гаданием принято иметь в виду ритуал, помогающий связаться с некими силами, чтобы получить знания о будущем. Еще одно значение – беспочвенные, ни на чем не основанные предположения, догадки и домыслы. По руке действительно можно давать не только описание характера, темперамента, сильных и слабых сторон, тенденций состояния здоровья, но и тенденций будущего. Но изучение руки – не бессмысленный или сугубо символический ритуал, а нечто, необходимое для анализа, – как снятие отпечатков для специалиста по дерматоглифике или дактилоскопии. И специалист по хиромантии не входит в контакт с некими магическими силами. Анализ рук строится на понимании значений каждой линии, папиллярного узора, особенностей ладони, а эти данные являются результатом эмпирических наблюдений (по крайней мере, в большинстве случаев). Существует точка зрения, что психологически ориентированное чтение по рукам – это хирология, а предсказание тенденций будущего – хиромантия. Но и при этом разделении хиромант выстраивает свой прогноз не беспочвенно, а в результате анализа рисунка линий и особенностей кожного узора (например, деградация кожных бороздок сообщает о развитии деструктивных процессов в организме).
Ведущий хиромант XIX века Адольф Дебарроль (1801–1886)
Миф 5. Наличие тех или иных линий на руке связано с этнической принадлежностью человека. Подобное суеверие было высказано А. Дебарролем (1801–1886) в его знаменитой работе «Тайны руки» (1859), до сих пор пользующейся популярностью у ряда современных хиромантов. Дебарроль утверждал, что эскимосы, вынужденные жить в суровом климате, вовсе не имеют линии Сатурна, а «один ученый, знаменитый астролог Серр, доказывает вследствие многочисленных и неопровержимых исследований, что линия Сатурна, которую он называет кавказской складкой, встречается только у белой расы и у ее различных видоизменений»[3]. Это фактически не соответствует действительности. Нет никакой связи между этносом и наличием или отсутствием линий. В каждой народности мы найдем представителя, не имеющего той же линии Сатурна. Дебарроль это и сам понимал, говоря далее, что и у представителей белой расы иногда нет линии Сатурна, но, тем не менее, воспроизвел в своей книге обсуждаемые выше суеверия.
Миф 6. Линии на руках неизменны, и потому прогноз, вынесенный человеку, неизбежен. Обсуждению примеров изменения линий посвящен отдельный раздел нашей работы. Однако лишний раз скажем: многочисленные наблюдения со всей очевидностью показали, что линии на руках человека меняются в течение жизни – у кого-то больше, у кого-то меньше. Это открытие не является новостью. Так, еще в XVI веке немецкий хиромант Иоганн Ротман заметил факт изменения линий во времени. Но всегда были и будут те, кто пребывает в уверенности, что линии в течение жизни остаются неизменными. Такие хироманты очень любят предсказывать длительность жизни, дату смерти, не осознавая, сколь сильную психологическую травму способны нанести человеку.
Миф 7. Продолжительность жизни зависит от длины линии Жизни. Живучесть данного стереотипа столь велика, что даже привела к появлению исследования британских ученых, посвященного изучению статистической взаимосвязи между длиной линии Жизни и возрастом смерти обследуемых[4].Тем не менее хироманты с большим стажем обязательно расскажут вам, что видели короткие линии Жизни у стариков и длинные у тех, кто рано ушел из жизни. Фактически все современные авторы книг по хиромантии, за исключением разве что Кейро с его фатализмом, считают спорным тезис о наличии связи между длиной линии Жизни и реальной продолжительностью жизненного срока. Короткая линия Жизни – это признак повышенной утомляемости и ослабленного здоровья (прежде всего, ослаблены зоны органов пищеварения и нижние отделы позвоночника). Дополнительные трактовки доступны для изучения в соответствующем разделе книги.
Миф 8. Линии на руках создает физический труд. Это заблуждение легко опровергается простым наблюдением: изучив руки людей, работающих в творческих и интеллектуальных сферах, а также в областях, где используется физическая сила и человек постоянно задействует руки (водители, фермеры, строители), вы убедитесь, сколь часто будут иметь место различия. В первом случае вы будете наблюдать обилие линий, а во втором – гораздо меньшее их количество на ладони. Линии присутствуют на руках новорожденных и формируются еще в утробе матери. Их изменения, появление и исчезновение связано скорее с изменениями психологии, убеждений или здоровья.
Миф 9. Неблагоприятный рисунок линий или особые знаки предсказывают смерть. В Средние века хироманты действительно, к сожалению, зачастую предсказывали фаталистические события. Однако современные серьезные специалисты, во-первых, этим не занимаются, видя свою задачу не в том, чтобы напугать человека, а в том, чтобы побудить его к раскрытию потенциала и помочь избежать неблагоприятных сценариев. Во-вторых, они знают, что разрыв линий, крестовая фигура и т. д. сообщают о кризисном моменте в жизни, а не о ее финале. Здесь существует ряд трактовок, с которыми можно будет познакомиться далее в тексте. В-третьих, как показали исследования В. Финогеева, разработавшего методику системы безопасности в хирологии, существуют нарушения по трем группам. Самые серьезные нарушения – это разрушение, деградация папиллярного узора на ладони. Современная компетентная точка зрения такова: если на руках есть негативные знаки и нарушение линий, но с папиллярным узором все в порядке – случайная смерть невозможна.
Миф 10. Существуют гарантированные знаки удачи и богатства. С этой точки зрения на руках можно найти «отметки», указывающие, например, на то, что человек станет миллионером. Чаще всего при этом ищут на руках так называемый Денежный треугольник. Благоприятные и неблагоприятные знаки действительно существуют на руках, сообщая об определенных тенденциях в жизни человека. Это аналогично транзитной технике в астрологии, которая говорит о том, что в нашей жизни существуют большие и малые энергетические циклы, периоды снижения активности и жизненных сил, увеличения проблем, а также периоды роста возможностей и энергии. Проще говоря, полосы трудностей и везения. Однако реализация того или иного знака всегда зависит от усилий и амбиций самого человека. Предсказать, как именно отработает знак, далеко не всегда возможно, поэтому речь идет о нескольких вероятных толкованиях. Кроме того, знаки проявляют себя в зависимости от психологии и убеждений человека. Один и то же знак на руке одного человека показывает увеличение заработка в десять раз, а у другого – прибавку в районе 30 %. И все потому, что у каждого есть свой «потолок роста», на который повлиять может только сам человек, а не хиромант.
Обзоров, посвященных старым сочинениям по хиромантии, почти не встречается, поскольку это малоизученная тема. Приятное исключение здесь – краткий библиографический обзор в книге Николая Ганина «Читаю руку твою» (2003). В настоящий момент сложно сказать, когда в России появились первые трактаты по хиромантии. Поиск в библиотечных базах данных фиксирует существование интереса к чтению по руке во всяком случае в XVIII веке. Об этом свидетельствует неоднократное переиздание «Куриозного и краткого изъяснения любопытства достойных наук физиогномии и хиромантии». Экземпляры от 1765 и 1768 годов содержат около 160 страниц и издавались типографией при Императорском Московском университете. В дальнейшем переизданием этой книги занимались частные типографии Ф. Гиппиуса и А. Решетникова. В 1786 году книга содержала в себе 188 страниц, а в 1793 – уже 264.
Иллюстрации из русского трактата по хиромантии XVIII века
Стоит отметить, что в XVIII–XIX веках в нашей стране существовало значительное число рукописных книг, переведенных с западных изданий или рукописей. Примером такой рукописи XVIII века является книга, состоящая из двух частей – «Хиромантии» и «Физиогномики». Переписчик не указал как своего имени, так и имени автора трактатов, отметив лишь, что источником является работа 1522 года, изданная в Аахене. Этот памятник был опубликован в Москве в 1990 году удивительным тиражом в 500 000 экземпляров. Издание включало в себя 104 страницы и 42 оригинальные иллюстрации[5]. Безымянный автор сочинения рассматривает в своем трактате по хиромантии основные линии руки, значение холмов и пальцев. Среди достойных внимания, с точки зрения автора сочинения, линий речь идет о следующих:
• «линея жизни» (линия Жизни);
• «линея натуральная» (линия Головы);
• «линея менсальная» (линия Сердца);
• «рестрикта» (Браслеты или Расцетты).
Такие ныне обязательные для рассмотрения линии, как линии Сатурна и Солнца, называются попросту «чертами» и «чертинками», то есть считаются чем-то совершенно второстепенным. Упоминается также «линея стомаховая» и «сорор, или марсовая», но без объяснений значения и локализации. Вероятно, речь идет о линиях Меркурия и Марса.
Девятнадцатый век принес рост публикаций по хиромантии. В это время появляются как сборники-компиляции, носящие развлекательный характер, так и книги отдельных авторов-специалистов. Крупным событием стал перевод и издание на русском языке в 1868 году работы А. Дебарроля «Тайны руки» – книги, положившей начало современному этапу в развитии европейской хиромантии. А ведь во Франции она была издана всего лишь девятью годами ранее. Труд французского специалиста издавался в нашей стране до революций 1917 года трижды (переиздания в 1897 и 1912 гг.). Известно у нас было и о работе д’Арпентиньи, основателя хирогномии. Однако о его наблюдениях можно было узнать только в пересказе компиляторов.
Появление в широкой печати книг отечественных хиромантов относится к концу XIX столетия. В 1891 году публикуются «Мистические знаки руки и их значения» В. Богдановича, в 1897 году – работа Ф. Груздева. Не отставали и компиляторы с переводчиками, предлагая читателям свои книги. Но подлинный бум интереса к чтению по рукам приходится на начало XX века. Оно и не удивительно, ведь эта эпоха явилась для нашей страны временем больших и судьбоносных трансформаций и перемен. Неудачная Русско-японская война (1904–1905), Первая русская революция (1905–1907), Первая мировая война (1914–1918), Февральская и Октябрьская революции 1917 года… Перечислим некоторые работы в хронологическом порядке: «Хирософия» (1904), «Основы хиромантии» Д. Дэль (1907), «Основы антропологической хиромантии» Г. Густава (1908), «Хиромантия, или Тайны руки» Л. Заикина (1909), «Как узнать свою судьбу по линиям и форме руки» Г. Фреймарка (1909), «Полный курс хиромантии» Ю. Нестлера (1911), «Хиромантия, или Тайны руки» Г. Фреймарка (1911), «Хиромантия, или Тайна руки» И. Кожуховского (1912). В дальнейшем появляются книги по хиромантии А. Степанова (1913), Шах-Надорова (1913), Леконт-Дюмона (1913), А. Ходунова (1914), А. Лятэта (1915), К. Перэна (1915) и др.
Авторы этих работ в основной своей массе основываются на наблюдениях д’Арпентиньи и Дебарроля. Благоприятное впечатление (на фоне других книг) производит работа Н. Симонова «Систематический курс хиромантии» (1912), в которой присутствуют ссылки на источники сведений из других книг, фотографии рук, описание значений холмов, линий и знаков и даже краткое упоминание о папиллярных узорах в самом конце: «Кончая книгу, я говорю: рука – это паспорт человека; фигуры на коже пальцев – его подпись. (Эти фигуры изучаются наукой дактилоскопией.)»[6]. Симонов признает, что линии могут меняться «в зависимости от событий, круто изменивших жизнь». Линию Солнца он называет линией Искусств, линию Меркурия – линией Знаний, а Рестрикты – линиями Благосостояния. Но, конечно, не обошлось без суеверий. Например, автор пишет, что «присутствие линии судьбы говорит об известной культуре человека. Чем длиннее и резче она – тем культурнее человек». А по поводу линии Меркурия говорит, что если она отсутствует на руке, значит, человек не учился и не получал образования.
Часть работ дореволюционных авторов была переиздана и продолжает публиковаться до сих пор. Речь идет прежде всего о Дебарроле, чьи «Тайны руки» издавались около 20 раз, начиная с 1989 года. Также вновь увидели свет работы таких авторов, как В. Синг, Д. Дэль, И. Кожуховский и Ю. Нестлер (при этом Д. Дэль порой «становится» Б. Дэль, а Ю. Нестлер – Ю. Кестлером). Эти книги во многом устарели и содержат спорный материал.
Таким образом, современный читатель имеет возможность познакомиться с некоторыми книгами по хиромантии XIX и начала XX веков. Если же говорить о более раннем периоде, то изданий средневековых авторов почти нет. Помимо публикации рукописи XVIII века, с переписанным текстом XVI столетия, можно упомянуть о трактате Иоанна (Иоганна) Философа Summa Chyromancie, изданной под обложкой сборника с названием «Кухня ведьм: полезные тайны» (2009). Несмотря на «желтое» заглавие сборника, трактат переведен из научной публикации Л. Торндайка в журнале Speculum[7].
Как отмечает К. Джонс, до нас дошли по крайней мере семь копий рукописей, приписываемых авторству И. Философа. Причем их датировка варьируется от конца XIV до конца XV столетия для копии, хранящейся в Колледже всех душ в Оксфорде. И текст именно этой рукописи был приложен Торндайком к его статье о ранних латинских работах по хиромантии, а затем переведен на русский в упомянутом издании. Это сочинение И. Философа является подробным изложением взглядов средневековых хиромантов на свое искусство. Автор детально рассматривает значение линий и холмов руки, рассуждает о признаках хорошей и плохой судьбы, проявляет озабоченность темами смерти, порока и деторождения – привычная картина для того времени.
Философ считает, что главные суждения о мужчине строятся хиромантом по интерпретации его правой руки, а о женщине – ее левой. Естественными и главными линиями на руках он называет линии Жизни, Среднюю (Головы), Столовую (Сердца) и Базис треугольника (Меркурия). В самом начале своего сочинения он дал определение хиромантии: «Итак, хиромантия – это наука узнавать различные наклонности к добродетелям и порокам, а также расположение к естественным удачам и неудачам у любого человека по зримым знакам и линиям, существующим на руке, которые рассматриваются двояким образом»[8].
Как мы знаем, ни астрологии, ни хиромантии в Советском Союзе не было. Подобное положение дел было обусловлено идеологическими причинами. Тем не менее официальный взгляд советской науки и идеологии на оккультные дисциплины как на суеверия и шарлатанство не мог полностью и повсеместно искоренить интереса к хиромантии. Как нам теперь известно, будущие пионеры хирологического отечественного ренессанса еще в эпоху Брежнева проявляли интерес к науке чтения руки. В этом плане показателен пример Владимира Финогеева, еще в конце 1970-х годов начавшего изучать старые книги по хиромантии и смотреть руки друзей и коллег по работе, собирая статистику того, насколько эффективно работают те или иные знаки.
Дорогу широким народным интересам к оккультно-эзотерическим знаниям открыла политика гласности, являвшаяся частью горбачевской перестройки. Начало возрождения отечественной хирологии можно отнести к концу 1989 года, так как именно в это время кооператив «Рекма» выпустил в Москве репринтное издание дореволюционной книги Адольфа Дебарроля «Тайны руки» тиражом 30 000 экземпляров. С одной стороны, рост интереса к мистическим темам продиктовал актуальность подобной публикации. С другой стороны, издатели по-прежнему ощущали необходимость оправдываться перед установками советской идеологии, потому что предварили издание следующим предисловием:
Объединенная дирекция выставок, аукционов и культурных программ Советского детского фонда имени В. И. Ленина и рекламно-издательский кооператив «Рекма» предлагает вниманию любознательных читателей факсимильное издание вышедшего в Москве в 1868 году руководства по хиромантии. Мы не даем никаких гарантий в том, что вам удастся достоверно «Узнавать жизнь, характер и будущность каждого», как обещает руководство, однако определенный исторический интерес при достаточном чувстве юмора «Тайны руки» могут представить.
Переиздание Дебарроля было единственной книгой по хиромантии, изданной в 1989 году. А уже следующий 1990-й год принес с собой целую волну публикаций, посвященных чтению руки. Помимо новых изданий Дебарроля, вышли в свет переиздания дореволюционных авторов Д. Дэля, А. Степанова и других, стали появляться компилятивные работы авторов-составителей. Лавина книг по хиромантии набирала силу и стала «выносить на поверхность» публикации также и новых авторов, увидевших потенциал внезапно образовавшейся тематической ниши. Отметились на данном поприще даже будущие известные российские астрологи. Так, в 1991 году Ф. Величко издал очень краткую брошюру «Наконец-то о хиромантии», а в 1993 году П. Глоба опубликовал небольшую работу «По холмам и линиям руки». Однако в целом период с 1989 года по 2000-й можно считать временем явного доминирования переводной и дореволюционной литературы по чтению руки. Среди современных отечественных авторских работ стоит отметить книги Николая Ганина «Судьба на ладони: без мистики и тайн» (1998) и Андрея Десни «Твоя ладонь. Руководство по практической хиромантии» (1999). При этом сразу оговорим, что под отечественными работами мы в данном случае понимаем книги, изданные на русском языке русскоговорящими авторами, проживающими на территории России, Украины и Белоруссии. Значимыми событиями стали публикации на русском языке работ таких мэтров хиромантии, как Э. Фитцгерберт (1997), В. Бенхам (1998), Р. Вебстер (2000).
Один из лучших хиромантов конца XX века Эндрю Фитцгерберг
Следующий этап развития отечественной хирологии относится условно к 2001 году. И именно с этого времени начинается расцвет современной отечественной хиромантии, так как с наступлением двухтысячных почти каждый год стала издаваться минимум одна книга практикующего отечественного автора. Так, в 2001 году вышла в свет книга Д. Стояновского «Диагностика заболеваний по кожным рисункам ладони», в 2002-м – книга А. Супрычева (А. Десни) «Золотые нити Судьбы», в 2003-м – работа Н. Ганина «Читаю руку твою» и т. д. С каждым годом число авторов росло, как и количество переводной литературы. Были изданы работы таких зарубежных профессионалов, как Н. Альтман (2001), С. Бирла (2003), Й. Датен (2004), Ф. Клиффорд (2005), Г. Хюрлиманн (2005), Дж. Финчем (2006) и т. д.
Большую роль в развитии и популяризации хирологии в нашей стране играют качественные переводы иностранных книг по этой теме. Здесь особо стоит отметить С. С. Войцехова (псевдоним – С. С. Воздушный), самостоятельно выполнившего ряд важных переводов. В частности, именно благодаря ему были изданы работы «Законы научного чтения руки» В. Бенхама (1998), «Вы и ваша рука» (2000) Кейро, «Hast Samudrika Shastra. Индийская наука чтения руки» (2012) К. Сена, «Искусство анализа руки» (2013) М. Башира, «Наука чтения руки» М. Гаафара (2014), «Учебник хиромантии» (2016) графа де Сен-Жермена. Также им подготовлен, но пока не издан перевод книги Н. Жакуина «Практическая хиромантия». Если же обратить внимание на обилие книг по хиромантии, представленных в России в настоящее время, то мы увидим, что далеко не каждый перевод был выполнен на высоком уровне. Кроме того, обилие издательств, не всегда высокое качество переводческой работы или же соображения рекламного характера породили кривотолки, когда имя одного и того же автора на разных обложках пишется совершенно по-разному. Более всего не повезло в этом плане Льюису Хамону (Кейро): мы встречаем такие варианты написания его имени, как Хиро, Киро, Кайро, Хейро. А. Дебарроль при должном старании превращается в загадочного Ад. Де-Бароля. Невнимательность переводчиков порой приводит и к путанице второго имени и фамилии, как это приключилось с Джудит Хипскайнд Коллинз (Judith Hipskind Collins), имя которой переводится в одном месте как Джудит Хипскайнд, а в другом – как Джудит Хипскинд Коллинз. Стоит также отметить, что порой одни и те же книги издаются отчего-то в нашей стране под разными обложками. Так, книга Г. Хюрлиманн «Чтение по руке. Искусство хиромантии и астрологии» (2005) была также опубликована издательством «Весь» сначала под названием «Знаки руки – о характере и типе личности» (2006), а затем как «Хиромантия: диагностика личности по руке» (2010). А книга Д. Хипскинд (на самом деле Д. Коллинз) «Хиромантия: общий обзор» (2008) была переиздана затем издательством «Весь» как «Хиромантия. Печать индивидуальности» (2012)[9]. Причем в 2008 году в издательстве «Диля» та же книга была издана под заглавием «Рука от А до Я. Основы хиромантии».
Ведущий отечественный хиролог Владимир Финогеев
И хотя какие-то крупные школы по хиромантии со своими традициями, единым подходом пока что выделять в нашей стране преждевременно по причине отсутствия таковых, все же нечто похожее на линию преемственности мы отметить можем. В частности, своими книгами известен Б. Астафьев, ученик Н. Ганина. К ученикам В. Финогеева можно отнести прежде всего Е. Острогорского и, хоть и в меньшей степени, Н. Беспалова и Ю. Ганжа, во многом придерживающихся своей особой линии в развитии работы с рукой и подходе к ней. К сожалению, сам В. Финогеев, в отличие от Н. Ганина, не написал ни одной книги по хиромантии. Тем не менее на протяжении целого ряда лет он ведет свою бессменную колонку хиролога на пространстве издания «7 дней». Среди сотен статей за авторством Финогеева встречаются настоящие жемчужины. Однажды группу инициативных российских хиромантов посетила идея собрать выжимки из этих статей в единый сборник. В число тех, кто собирал материалы для будущего «Атласа руки В. Финогеева» (причем сам Финогеев долгое время и не подозревал о создании такого сборника), вошли Е. Острогорский, Ю. Ганжа и Н. Беспалов. В итоговом виде этот сборник был оформлен в 2012 году и содержит 634 страницы большого формата и массу иллюстраций. Н. Беспалов в дальнейшем на основе данных материалов создал свою «Энциклопедию знаков на руке» (издана в 2011 и 2017 гг.), а Е. Острогорский – книгу «Хиромантия. Линии Судьбы» (первое издание – 2014 г.).
Особой вехой в развитии отечественной хирологии стал 2013 год, когда в Санкт-Петербурге состоялась Первая научно-практическая конференция по хирологии, в которой приняли участие В. Финогеев, Н. Ганин, Б. Акимов, К. Мхитарян, Е. Острогорский, Ю. Ганжа, М. Якушева, А. Сенцов и др. Эта конференция ставила своей целью не только обмен опытом, но также придание хирологии большего статуса в глазах официальной науки. Последней цели, однако, достичь не получилось, и в дальнейшем конференция была переименована в Международную конференцию по биометрии. В 2016 году конференция проводилась в Казани, в 2017 – в Крыму, в 2018 – в Минске.