Когда у Жозе Куштодиу Фариа спросили, как он умудряется читать чужие мысли, тот ответил: «Это очень просто. Надо всего лишь знать, на каком языке разговаривает с человеком его душа». Суггестолог, больше известный как литературный аббат Фариа, прав, это действительно просто. Если, конечно, знаешь, на каком языке задавать вопросы и получать ответы.
Поведение – тоже определенный язык. Оно пришло к нам из тех времен, когда человек еще не обладал речью, то есть второй сигнальной системой, но тем не менее был уже социальным существом. Выжить в одиночку без клыков и когтей зверя, а также и без его ферментов, которые позволяют зверю есть что попало, человек не мог. Кроме того, для содержания новой функции, которой наделила его природа – сознания, высшей формы психического отражения, – требовалось другое меню, не то же самое, что у зверя. Мозговая деятельность человека уже зависела, например, от разнообразного набора аминокислот. Человеку их требуется более двадцати. Сидеть на ветке и жевать листья было уже недостаточно. И создается организованная стая.
Социальность понадобилась человеку для выживания, поскольку только сумма разных навыков и умений, которые практически невозможно сосредоточить в опыте одной отдельно взятой особи, обеспечили возможность прежнему зверю стать человеком. В этом и состояла первая эффективность человеческой стаи: консолидация различий.
Тысячелетиями в антропогенезе отстраивались особенности человеческой психики как способа приспособиться под условия «специализации» полезной деятельности. Эти особенности не могли не сказаться на поведении человека или на других свойствах начальных психических функций, ведь, например, темперамент собирателя ягоды и темперамент гарпунера рыбы существенно отличаются. Один с динамикой своих нервных реакций будет совершенно неэффективен в роли другого. Представьте себе, флегматик берет в руки гарпун. Кого он поймает? Семья останется голодной.
В природе нет ничего случайного. Но поведение научило человека приживлять в стае разные характеры, темпераменты, состояния и т. п. Потому что поведение одни свойства человека сдерживало, другие – маскировало, третьи – преувеличивало.
Поведение позволило индивидуальности человека заявить о нем в обществе. Все люди разные, но все ведут себя по тем правилам, которые устанавливает общество. Иначе оно не рассматривает человека равным себе, то есть как своего.
Никто из нас специально не заботится о своем поведении, если, конечно, он не разведчик или не дипломат. Но ведь не только ошибки в поведении профессионалов лицедейства приводят к потерям. При неправильном поведении любой может лишиться хорошей работы, карьерного роста, социального успеха. Однако парадокс состоит в том, что «неправильным поведением» бывает и ваша привычная манера вести себя[1].
Неумение человека построить правильную манеру поведения часто выражается тем, что он самоустраняется, находя для этого самые различные причины. Можно погрузиться в любовь и заботу о детях или внуках, в отвлеченную от мира заботу о маленьком садике, можно погрузиться в мир собачек или кошечек, но это не спасет ваше сознание от неизбежности оценки себя. Экзистенциальный кризис настигал разных затворников, прикрытых «спасительными» идеями и самопогружениями. Сознание – продукт социогенеза, и оно борется с химерами индивидуализма и отстраненности человека от мира себе подобных. Крах, который оно вам приготовило, – всего лишь рефлекс на отрицательный стимул, на вашу несложившуюся карьеру, на нереализованный профессиональный успех и потенциал. У вас все необходимое было: и образование, и желание работать, не было только одного – подлинного понимания того, почему одним «везет», а другие всегда остаются у них за спиной. Вернитесь назад, вспомните всех по ролям, и вы поймете, где вас обыграли.
Как часто во время конфликта приходится слышать: «Ты же совсем не такой! Что с тобой случилось»? Эти слова полны горечи и отчаяния. А все потому, что вы не готовы увидеть своего визави в такой неприглядной роли. Вы не знали его таким прежде. Стрессовые реакции высвобождают эго человеческой индивидуальности от ролевой манеры поведения и от образа роли, которую он играл до стресса.
Ничего не поменялось, вы просто увидели его в другой роли, спровоцированной конфликтом. Но вы помиритесь и вернете себе прежние маски. Не нужно никого обвинять в двуличии, лицемерии и скрытом поведенческом коварстве. Человеку свойственно ролевое поведение. Более того, одной постоянной, несменяемой маски у человека вообще не бывает! Даже у самого простодушного или прямолинейного истукана. Хотите убедиться – прочтите эту книгу. Она позволит вам взглянуть по-новому на сознательно управляемые формы человеческого поведения.
Однако этого было бы совсем недостаточно, чтобы заинтересовать практический ум нацеленного читателя, желающего найти для себя куда более конкретную пользу. Но что может быть полезнее знания того, каким нужно быть, чтобы добиться деловой и профессиональной успешности? Даже прекрасное образование и опыт работы не заменят вам личных качеств, о которых руководство компании судит в первую очередь по демонстрации роли, которую вы активно исполняете. Эта роль способна изменить даже ваш характер и отдельные свойства вашей личности, которые раньше мешали вам добиться успеха.
Итак, какие роли делают нас успешными в обществе?
Какие роли позволяют выявлять в своем окружении врага или друга?
Читайте и используйте!
Ваш успех – залог моего предназначения.