В одном городке на западе Ирака изо дня день можно было наблюдать одну и ту же историю. Около полудня местное население почти в полном составе приходило в центр и становилось на площади неподалёку от рынка, где через небольшой промежуток времени начиналось нечто похожее на гражданскую войну. Такие восстания, впрочем, быстро усмиряли американцы, под чьим контролем находился в то время этот городишко. Так продолжалось несколько недель, пока одному из американских военачальников не пришла в голову идея убрать с площади торговлю теми продуктами, к которым повстанцы привыкли больше всего – речь идёт о еде и напитках. В день, когда был отдан этот приказ, манифестанты разошлись сами собой – не дошло ни до битой посуды, ни до кровопролитий.
Это история о том, как привычка может двигать не единственным человеком, а целой толпой, огромной массой, которая при желании запросто устроит военный переворот в любой, пусть даже самой цивилизованной, стране.
Однако что же стоит понимать под незамысловатым словом «привычка»?
…Представим, что девочка Аня десяти лет от роду повадилась есть варенье из банки, которую бабушка по неосмотрительности поставила в буфет, не запертый на ключ. Аня ест варенье день, другой, третий; потом, возможно, появляется новая банка, за ней ещё и ещё, причём ежедневное поедание консервированной малины становится для неё своеобразным э́кшеном, дающимся без особых усилий. Через некоторое время девочка привыкает ко вседозволенности, да так привыкает, что за обычным вареньем могут последовать гораздо более серьёзные вещи. Ключевое слово в этом повествовании – «привыкает».
Психологи определяют привычку как цепочку, протянутую от потребности человека в чём-либо к конкретному действию. При этом особенно важно, что человек, привыкнув к чему угодно, считает главным именно выполнение действия – тем более, что никакого напряжения оно не приносит и выполняется в большинстве случаев на автомате. Под этим большинством учёные понимают примерно сорок процентов от всего количества действий, которые на протяжении суток выполняет человек. Сорок процентов – это ведь даже не больше половины, удивитесь вы. Безусловно, это так, но даже этого количества достаточно, чтобы сформировать вашу жизнь.
Множество людей, среди которых, возможно, есть и ваши родственники или друзья, а может, и вы сами, начинают день с контрольной чашки кофе и сигареты. Для многих это стало целым ритуалом, без которого день считается потерянным. Далее – приём пищи (например, ланч на работе или в институте), трата денег, распределение нагрузок – и физических, и умственных – всё это привычки, которые создают нас. Многие из нас, если немного напрягут память, быстро поймают себя на мысли, что около девяти часов утра обязательно проверяют почту, а перед уходом с работы изучают социальные сети. Впрочем, привычки бывают и не самыми безобидными – многие на протяжении месяцев или даже лет пытаются отучить себя грызть ногти, курить или хрустеть пальцами на руках. Однако в конечном счёте здравомыслящая часть общества отдаёт себе отчёт в своих действиях, так что бороться с привычками или воспитывать в себе новые механизмы, каждый решает за себя.
Вернёмся к психологии. Мы уже говорили о том, что для формирования привычки достаточно постоянного выполнения одних и тех же действий. Иными словами, для того, чтобы привыкнуть к чему-то, нужно довести себя до состояния, когда действие начнёт восприниматься как должное. В этом случае, как говорят специалисты, реакция на раздражитель или существенно понизится, или вообще упадёт до нуля, а само действие будет вызывать положительные эмоции. Наоборот, отсутствие действия может доводить человека до состояния досады или даже исступления. Отсюда, как обратный процесс, вытекает формирование плохих привычек – они зачастую рождаются, когда результат приходит после раздражения. Хрестоматийный пример: мать покупает малышу сладкое или игрушки, чтобы он только не плакал. Со временем дитя понимает, что, стоит ему заплакать, мама исполнит его каприз. Со стороны родителей здесь, конечно, есть свой мотив, зато у детей так развивается привычка достигать результата при помощи закатывания сцен.
Но это вершина айсберга. На самом деле проблема куда серьёзнее, чем просто, скажем, отказ от курения или изучения холодильника на ночь глядя. Однажды появившись, привычка может остаться с вами даже после того, как вы, изрядно постаравшись, убрали из жизни то, из-за чего она появилась. Эксперты утверждают, впрочем, что одну привычку можно заменить на другую.
…Например, в шесть лет Игоря отдали в школу. Мальчика воспитывала бабушка, которая, очевидно, очень переживала за его здоровье. Каждый день, когда ребёнок возвращался после уроков, его ждал сытный обед – суп и пирожки, а потом ещё и мороженое или конфеты в зависимости от времени года. После обеда Игоря укладывали спать – дескать, малыш перетрудился в школе. И так ежедневно: школа – обед – спать, институт – обед – спать… Немудрено, что к двадцати годам Игорь весил чуть больше центнера. Из-за этого у него начались проблемы сначала со здоровьем, а потом с противоположным полом. С этим нужно было что-то делать, и молодой человек купил, наконец, абонемент в спортзал. Искушение поспать после приёма пищи было колоссальным, и Игорю приходилось буквально ломать себя, чтобы не откусить лишний ломоть колбасы и краюху хлеба, однако привычка есть всё подряд с последующим состоянием покоя и отложением жира сменилась привычкой заниматься спортом несколько раз в неделю. Само собой, дело пошло на лад.