Работа по образованию одаренных детей – задача, требующая совместных действий многих специалистов, центральное место среди которых занимают психологи. После окончания Второй Мировой войны в США в основном усилиями Д. Гилфорда, работавшего по заказу Пентагона, была предпринята широкомасштабная программа психологических исследований по способностей и одаренности. Этот факт означал признание государственной важности проблемы реализации потенциала, заложенного в умственной одаренности. С тех пор в психологических исследованиях произошел значительный прогресс и смена акцентов.
Настоящая книга, написанная по материалам семинара «Познание, общество, развитие», поддержанного грантом Института «Открытое Общество», призвана отразить современное состояние этого вопроса. Она стремится перекинуть мостки от фундаментальных проблем природы интеллекта и творческих способностей к практике работы с одаренными детьми в школе и их воспитания в семье родителями.
В написании книги участвовали: В. Н. Дружинин (Гл. 2, Гл.3, п.1–2), М. Р. Битянова (Гл. 4, п.3), Л. В. Попова (Гл. 3, п.3, Гл. 4, п.2, 4), Д. В. Ушаков (Гл. 1, Гл. 4, п.1, 5), С. М. Чурбанова (Гл. 3. п.1–2), А. А. Адаскина (Гл. 5). Общая редакция осуществлена Д. В. Ушаковым.
Авторы приносят искреннюю благодарность Институту «Открытое Общество», без поддержки которого эта книга не могла бы увидеть свет.