Насилие – ситуация, в которой может оказаться любой человек, как у себя дома, так и на рабочем месте, и даже, просто прогуливаясь по улице.
Насилие, происходящие в семейном кругу, обычно называют домашним или семейным насилием. Проблема домашнего насилия заключается также в том, что жертвы о нем практически не заявляют. В первую очередь это связано с тем, что между агрессором и его жертвой существует тесная эмоциональная связь.
В домашнем насилии агрессором может быть любой член семьи, который проявляет физическую или психологическую силу или власть над своими близкими (детьми, родителями, супругом (-ой), братом или сестрой и т.д.). При этом, такое насилие не связано с гендерным насилием, в котором мужчина проявляет агрессию в отношении женщины, с которой у него есть или были какие-либо близкие отношения.
При анализе результатов поисковых запросов Google по термину «домашнее насилие» в своих различных выражениях по всему миру, можно заметить, что с 2004 по 2017 г.г. чаще всего интересуются этим вопросом в Анголе, за ней следуют Уганда и Пуэрто Рико, на шестнадцатом месте находятся Соединенные Штаты Америки, на пятьдесят втором – Испания, из шестидесяти одной страны, вошедших в рейтинг поисковых запросов Google. Завершает список Италия.
Этот рейтинг не отражает количество случаев насилия по странам, но показывает интерес к этому вопросу. То есть, при том, что в самой стране количество преступлений, связанных с домашним насилием, может быть незначительным, ее население может относиться с большим сочувствием к данному вопросу, и это отразится на результатах поисковых запросов Google.
И наоборот, насилие в самом обществе может восприниматься нормально, в связи с чем население не будет понимать эту проблему и не будет интересоваться подобными вопросами.
Нельзя не отметить, что в двадцатке лидеров поисковых запросов на тему домашнего насилия находятся четырнадцать стран американского континента.
А также то, что в целом в мире количество использования термина «домашнее насилие» с течением времени значительно сократилось и в 2017 году составило менее 50% запросов, созданных в 2004 году.
Если провести накопительный анализ тенденций запросов в Google по сезонам, то можно заметить что количество запросов, связанных с вопросами домашнего насилия, в феврале, марте, сентябре и октябре достигает максимума, в то время как в июле, августе, декабре и январе их количество минимально.
По данным Национальный институт статистики(Испанского института статистики) по вопросам домашнего и гендерного насилия с 2011 по 2015 г.г. (последний отчет опубликован в июле 2016 года) отмечается постепенное снижение проявлений домашнего насилия с семи тысяч семиста сорока четырех в 2011 г. до семи тысяч двухсот двадцати девяти в 2015 году.
Наибольшее снижение случаев насилия в отношении женщин отмечается в возрастной группе от 70 до 74 лет – со ста девяносто трех случаев в 2013 году до ста восьмидесяти семи в 2015, и наоборот, выросло в возрастной группе менее восемнадцати лет – с семиста сорока четырех случаев до восьмиста девяносто четырех.
Наибольшее снижение случаев насилия против мужчин отмечается в возрастной группе от 20 до 24 лет – со ста шестидесяти семи случаев в 2013 году до ста сорока двух в 2015, при этом количество случаев насилия против несовершеннолетних (младше 18 лет) также возросло: с четыреста шестидесяти пяти случаев в 2013 году до пятисот девяносто двух в 2015.
Можно составить своеобразный портрет типичной жертвы домашнего насилия в 2015 году – это женщина (63,0%), уроженка Испании (83,6%), несовершеннолетняя (20,6 %).
Типичным агрессором в гендерном насилии в 2015 году является мужчина (75,0%), уроженец Испании (83,9%), младше 50 лет (86,9%).
При этом, в 2015 году по заявлениям о домашнем насилии чаще всего агрессорами и жертвами выступали родители и их дети (65,1%), среди которых в 28,7% случаев жертвой стала мать, в 11,1% – отец и в 25,3% – дети.
Как уже упоминалось, собранные и проанализированные данные не дают полной картины, так как о многих случаях домашнего насилия жертвы предпочитают умалчивать, ведь они испытывают сильную эмоциональную привязанность к своим агрессорам либо находятся в прямой зависимости от них. Вряд ли дедушка или бабушка заявят в полицию на своих внуков, даже если те проявляют жестокость по отношению к ним.
Чем больше будут предаваться огласке случаи насилия, чем больше будут говорить о возможности заявить на агрессора в полицию, тем точнее будут статистические данные.
Также следует уделить особое внимание типичному портрету жертвы, чтобы установить способы изобличения агрессора и механизмы помощи их жертвам, и, с другой стороны, типичному портрету агрессора, чтобы разработать способы профилактики насилия.
«В стрессовой ситуации или перед лицом угрожающего события или катастрофы (природные катаклизмы, происшествия, террористические акты, агрессия, жестокое обращение, издевательства или сексуальное насилие, пытки, похищение и др.), прямо или косвенно переживаемого жертвой, развивается чувство сильного страха, незащищенности, угрозы и потери контроля, которые травмируют психику.
При единичных случаях психологическая травма или ущерб психике проходит несколько этапов. На первом этапе отмечается первичная реакция, испуг и общий ступор, что отражается в замедлении реакций и отрицании события. То, что мы называем состоянием шока. На втором этапе проявляются сильные реакции эмоциональные, боли, раздражения, беспомощности, вины, страха, которые сменяются периодами глубокой тоски и упадка духа. И, наконец, может происходить переживание события заново, непроизвольно или в определенных обстоятельствах, напоминающих о нем. Такие реакции могут вызвать посттравматическое стрессовое расстройство.
Если насилие является постоянным по времени, как это происходит при сексуальном насилии или жестоком обращением с детьми или гендерном насилии, у жертвы может проявляться нарушение способности поддерживать отношения и расстройства личности. Это называется «Комплексная травма».