Вашему вниманию предлагается наиболее известная книга выдающегося французского психолога, социолога, антрополога, врача и физика Гюстава Лебона (1841–1931) «Психология народов и масс». Несмотря на то, что Гюстав Лебон внес заметный вклад в развитие нескольких научных дисциплин (физика, антропология, социология, психология, медицина), мир его запомнил именно за его труд в области психологии больших групп. Этому посвящено две наиболее известные его труды: «Психология народов» (1894) и «Психология масс» (1895). Следует отметить, что в русском издании данные труды объединены в одну книгу «Психология народов и масс», с которой у вас есть возможность познакомиться.
Первая часть («Психология народов») была написана после многочисленных путешествий автора по странам Европы, Азии и Северной Африки. Во время пребывания в этих странах Лебон занимался активным изучением проживающих там людей с позиции антропологии. Наблюдая за их жизнью, Лебон предположил, что в основе любой цивилизации есть нечто постоянное и неизменное, подобное скелету у живых существ. Он определил это как «душа расы (народа)» – сформированная и передаваемая последующим поколениям воспринимаемая общность психических процессов и явлений у представителей одного народа. Данная общность определяет особенности социального строя, верований, культуры, социальных институтов и других атрибутов каждого общества, в том числе и психологические характеристики отдельного индивида. При этом Лебон был сторонником иерархии рас (народов), и полагал, что низшие народы считают важным подчиняться сильной авторитарной власти (латинские народы), а высшие (англосаксы) – частную инициативу. Однако, движущей силой развития цивилизаций он считал культурную дифференциацию, а не глобализацию. По его мнению, внедрение элементов культуры высших стран в культуры низших губительно для последних. Кроме этого, внутри стран Лебон разделял людей на толпу (массу) и небольшое количество «избранных» – элиту, которые находятся во верхах власти и благодаря которым происходят важные исторические события. Однако, их власть меняет толпа (масса), о психологии которой речь идет во второй части книги. В этой части автор описал основные характеристики (анонимность, заражаемость, внушаемость, импульсивность, агрессивность) толпы и способы управления и воздействия на нее. Неслучайно считается, что эта книга была настольной у многих диктаторов и политических деятелей, вошедших в мировую историю. Даже в наше время идеи, описанные Лебоном, активно используются в маркетинге, политике и медиа технологиях.
Данная книга будет интересна всем, кто интересуется вопросами психологии больших групп, управления и влияния массовым сознанием и поведением.
Дубров Дмитрий Игоревич, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, доцент департамента психологии, Факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».