Лев Семенович Выготский (1896–1934) – выдающийся отечественный ученый, внесший значительный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой психологической науки. За свою весьма непродолжительную жизнь, 37 лет, Лев Семенович опубликовал более 200 научных трудов, заложив основы целого ряда научных направлений и теорий в области психологии, актуальных и по сей день. Однако свою исследовательскую деятельность он начал как литературовед и первый свой исследовательский труд, написанный в период студенчества в 1916 году, он посвятил анализу бессмертного произведения У. Шекспира «Гамлет, принц датский». Именно тогда он задался вопросом о том, что превращает художественное произведение в произведение искусства и делает его бессмертным? Поиск ответа на данный вопрос и привел ученого в психологическую науку, которая в то время начала активно развиваться на территории нашей страны. В последствии данный анализ лег в основу его диссертационного исследования и книги «Психология искусства», предлагаемой вашему вниманию.
На страницах первых двух глав этой книги Выготский подвергает критическому анализу существующие на то время концепции по данному вопросу. Он приходит к выводу, что с помощью объективного анализа структуры художественного произведения можно определить структуру тех реакций, которые оно вызывает по преднамеренному или непреднамеренному замыслу автора. Согласно Выготскому, структура художественного произведения состоит из двух элементов: материала (фабулы) и формы (сюжета), которые, находясь в состоянии противостояния друг другу, образуют некую целостность. Данное противостояние формирует в сознании читателя две противоположные эстетические реакции, образуя внутренний конфликт, который разрешается чувством катарсиса, что и превращает художественное произведение в произведение искусства. Наглядное действие выявленного механизма Л.С. Выготский демонстрирует в последующих главах на примере басен И.А. Крылова, трагедий У. Шекспира и рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание» (сам рассказ приводится в приложении данной книги).
В последней главе ученый, размышляя о значении искусства в жизни человека, указывает на общественный характер эстетических реакций, которые могут помочь нам в поиске ответов на волнующие вопросы, получить опыт эмоционального переживания без непосредственного участия в событиях, описанных на страницах того или иного произведения искусства.
Подводя итог, ученый справедливо заключает, что «искусство есть важнейшее сосредоточение всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и общественные минуты в жизни».
Книга «Психология искусства», как и все труды Л.С. Выготского не теряют своей актуальности, активно переиздаются и не перестают привлекать внимание широкого круга читателей.
Дубров Дмитрий Игоревич
кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, доцент департамента психологии, Факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».