Часть I Внешние условия проявления инновационной активности руководителя

Социально-культурная среда непроизвольно и самоочевидно задает своеобразные векторы нормативной активности для социализировавшегося в ней индивида. Руководитель – это публичная персона, носитель соответствующих социальных ролей, куда в качестве необходимых составляющих входит готовность оправдывать ожидания социума, способность прогнозировать эти ожидания перед тем, как их оправдывать, и умение оправдывать соответствующие принятой роли социальные экспектации.

В силу этого влияние социально-культурной среды с ее запретами, нормами долженствования, тотемами и табу, выстраивающимися в некие иерархии, не может не создавать условий, способствующих и/или препятствующих проявлению инновационной активности руководителя. Более того, представляется очевидным также, что социально-культурная среда задает и направленность этой активности, являясь, по сути, предпосылкой для ее проявления. Было целесообразно провести эмпирическое исследование сущности влияния социально-культурной среды глобального (на уровне общества) и локального (на уровне организации) порядков. Предпосылки, задаваемые социально-культурной средой глобального уровня, связанные с инициированием инновационной активности руководителя, исследованы в первой главе. Условия, образующиеся в социально-культурной среде локального уровня в конкретной организации, которой управляет руководитель, изучены во второй главе.

Глава 1 Инновационная активность руководителя и социально-культурная среда

1.1. Инновационная активность как проблема для руководителя

Вопрос о том, как влияет социально-культурная среда на проявления и направленность инновационной, творческой активности в деятельности руководителя госструктуры и коммерческой организации, может, наверное, вполне отчетливо и недвусмысленно прояснить сущность этого влияния. Ведь стилистика, манеры, формы и жанр управленческого поведения в государственной службе и в коммерции различны и задаются социальными экспектациями.

При этом если представители управленческого цеха государственной службы и коммерции как бы мало перемешиваются, с трудом адаптируются при переходе из одного социально-культурного контекста в другой, то все же придется констатировать существенность фактора внутренних, т. е. личностных особенностей, непохожести между руководителями двух видов организаций на уровне их индивидуальных различий. Социальные ожидания, формирующие сущность ролевого поведения руководителя, порождаются общественными представлениями, где по-разному воспринимаются руководитель государственной структуры и руководитель коммерческой организации. Отсюда исследование влияния или даже просто связи социально-экономической, социокультурной среды на восприятие новаций, на проявление инновационной активности руководителями в госслужбе и в коммерции вполне может оказаться ключевым для всего последующего изучения проблемы новаторства в управленческой деятельности.

Изначально в фокус исследовательского интереса попало отношение самих руководителей к новаторству, творчеству в их деятельности. Это отношение не может не быть в той или иной степени отображением социальных ожиданий. Кроме того, привлекательной выглядела перспектива сравнить не только общее и особенное, но и содержание представлений самих руководителей об их новаторской, творческой активности, присутствующей в деятельности госслужащего и проявляющейся в управлении коммерческой организацией. На этом сравнении могло проявиться влияние социально-культурной среды на инновационную активность субъекта управленческой деятельности. Если сходная по своим сущностным характеристикам инновационная активность по-разному воплощается у руководителей в обстоятельствах государственной службы и в условиях коммерческой деятельности, то это может свидетельствовать о влиянии глобальной социально-культурной среды, различающейся в каждом из пространств управленческой деятельности.

Предположение подобного рода укрепляется и теми наблюдениями, которые сравнительно легко сделать, прослеживая динамику управленческой деятельности известных персон, информация о которых доступна из открытых источников.

Так, О. Н. Сысуев, А. Г. Хлопонин пришли на госслужбу из бизнеса. П. О. Авен, Г. О. Греф, наоборот, из госслужбы перешли в бизнес. В каждом из четырех случаев менеджеры проявили себя успешными, результативными и сравнительно быстро адаптирующимися в новых для них условиях. И такие примеры можно продолжить. Отсюда напрашивается вывод о том, что не следует рассматривать индивидуальные различия управленцев как основной фактор, влияющий на избранные ими пути приложения своих сил как руководителей, на развертывание своей деятельности либо в госслужбе, либо в частном предпринимательстве.

То, что это различные по многим признакам и особенностям виды руководящей работы, – факт, не вызывающий сомнений [4]. Поскольку здесь в каждом виде управленческой работы успешными оказываются одни и те же люди, способные менять жанр, то, очевидно, что определяющим влиянием на характер управленческой деятельности становится влияние не столько индивидуальности руководителя, сколько воздействие социально-культурной среды. Это предположение принимаем как гипотезу и проверим эмпирически.

Исходя из анализа нашего консультативного опыта, а также суждений, имеющихся в исследовательской литературе, несложно предположить, что новаторская, творческая деятельность, инновационная активность руководителя зачастую инициируется возникновением проблемной ситуации.

Но то, что для коммерсанта является проблемой, может и не восприниматься как таковая руководителем-чиновником, и наоборот.

Поскольку для управленца проблемной ситуация часто становится тогда, когда возникает необходимость принимать решения в условиях управленческого риска, то можно сделать второе предположение. Оно сводится к тому, что для руководителя новаторская, творческая активность становится психологической проблемой тогда, когда у него доминирует либо крайняя ориентация на достижение успеха, пусть и сопряженное с риском, либо на предельно возможное избегание рискованных управленческих, служебных ситуаций. Иными словами, крайности в поисковой ориентации приемлемых решений задач подобного рода, так называемых «плохих» управленческих задач, с большей вероятностью порождают проблему для субъекта управленческой деятельности, решающего эти задачи, нежели ориентация на поиск наименее неподходящего решения, исключающая крайности.

В исследовании использовались методы качественного анализа, глубинные интервью, анкетирование, анализ литературы.

Участниками исследования выступили руководители уровня начальников отделов, управлений, директоров департаментов ряда крупных коммерческих и государственных структур (ведущие банки страны, федеральные агентства, госкомитеты, торгово-розничная и проектно-строительная компании). Все участники опроса относились к руководителям среднего звена управления. Общая численность участников эмпирического исследования – госслужащих – в первой группе составила 123 человека; во второй группе – служащих коммерческих структур – 250 человек.

1.2. Теоретический анализ социально-культурных предпосылок новаторской активности руководителя

1.2.1. Роль и место инновационной активности в деятельности руководителя

Под новаторством и таким его непременным проявлением, как творчество, порождающее новации, в психологической литературе, как правило, принято понимать деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество как процесс имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Продуктивному инновационному творческому процессу способствуют такие свойства личности, как воображение, потребность в самоактуализации, присутствие неосознаваемых компонентов умственной активности [1, с. 351].

В исследованиях показано, что характеристиками инновационного, творческого мышления, если оно присутствует в профессиональной деятельности, являются выявление и постановка новых проблем, разработка новых стратегий, повышающих эффективность труда, генерирование новых способов и методов противостояния экстремальным ситуациям [6, с. 91]. Легко заметить, что практически все приведенные характеристики с полным правом можно отнести к деятельности руководителя.

Говоря о творчестве в профессиональной деятельности любого типа, А. К. Маркова [6], в частности, отмечает, что операциональная сфера профессиональной деятельности в современных быстро меняющихся условиях труда зачастую требует развертывания творческого профессионального мышления, профессионального творчества. Анализируя компоненты процесса, составляющие результатов, а также основные условия возникновения профессионального творчества, А. К. Маркова обоснованно заключает, что профессиональное творчество – это нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализ профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Результатами профессионального творчества могут быть:

• новое понимание предмета труда (новые идеи, законы, концепции, принципы, парадигмы);

• новый подход к способам профессиональных действий с предметом труда (новые модели, новые технологии, правила);

• ориентировка на получение принципиально новых результатов; • привлечение новых групп потребителей своего продукта [6, с. 95].

Профессиональное творчество, считает А. К. Маркова, требует развития у человека ряда новых качеств:

• потребность в новой идее;

• видение проблемы там, где другие люди ее еще не видят;

• способность замечать альтернативы, видеть предмет труда с совершенно новой стороны;

• способность к быстрому переключению и преодолению барьеров;

• способность к субъективному уподоблению – мысленному включению себя в систему предметов и средств труда;

• способность обращать внимание на необычные, порой кажущиеся незначительными события;

• готовность критически относиться к установленным общепринятым истинам и к новым идеям;

• умение создавать новые комбинации из известных сочетаний, осуществлять все эти мысленные преобразования применительно к разным сторонам труда – предмету, средству, результату;

• готовность работы с новой реальностью [6, с. 95].

При внимательном анализе каждого из приведенных здесь качеств все более заметным становится неизбежный драматизм столкновения в деятельности руководителя двух противоборствующих ориентаций: направленности на новации и стремления соответствовать сложившемуся укладу работы, регламенту, правилу. Руководитель, работающий в госструктуре, ориентированный на новации, на творчество и проявляющий хотя бы часть из перечисленных выше качеств, невольно начинает противопоставлять себя своей же организации, своему ближайшему окружению, во всяком случае некоторой его части. А процессуальная сущность, исполнительский дух и сложившаяся в России, вероятно, с петровских времен организационная культура любого центра управления, от высшего эшелона, до сельского поселения, направлена на стимулирование работы в рамках должностных иерархий, соблюдения нормативных актов, защиты процедуры от соблазна ее нарушить, функционирования в атмосфере «страшной массы исполнительности… При сем: речь должна быть отрывистой, взор, обещающий дальнейшие распоряжения» [11, с. 297]. Описывая современных ему руководителей госструктур,

М. Е. Салтыков-Щедрин, являвшийся высокопоставленным государственным служащим и, по существу, одним из первых исследователей социально-психологических особенностей управленца в 1840– 1860-х годах, убедительно иллюстрирует потенциальный драматизм столкновения творческой активности, с одной стороны, и ориентированности на нормативность и стабильность, с другой. В управленческой традиции, по мнению Салтыкова-Щедрина, торжествует культура нормативности и иерархичности: «…лица, на которых не видно никаких вопросов; напротив того, во всех чертах выступает какая-то по-солдатски невозмутимая уверенность, что все вопросы давно уже решены» [там же]. Вроде бы сатирические атаки наталкивают на мысль о вреде от деятельности подобного руководителя. Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается не так просто и однозначно. Чиновник, руководитель, являясь, по сути, бюрократом, выполняет, как нам кажется, важную функцию – он защищает систему принятия решений.

Обнаруживается на удивление мало различий между картиной чиновничьей службы XIX века и современными интервью руководителей госструктур. Если из приведенных цитат убрать сатирический сарказм, то картина, отражающая образ современного чиновника, будет весьма узнаваемой.

Очевидно, что для руководителя коммерческой структуры подобные проблемы во многом оказываются не настолько жесткими. Наоборот, стремление завоевать рынок, доминировать над конкурентами, отличаться в своих коммерческих предложениях от остальных субъектов той деятельности, которой занимается руководитель-коммерсант, предположительно в большей степени провоцирует его на проявление творчества, творческой активности.

Загрузка...