Александр Алтунин Психология и философия доброты. Т.2. Часть 29

Созидательность важна для добродетельного, достойного и разумного человека. Истинная созидательность является проявлением творческих особенностей личности. Созидательность может проявляться в простых явлениях жизни, средней степени сложности и сложных. Подавляющее большинство людей занято созидательностью преимущественно простых вещей. Лишь иногда наиболее умные и способные из них сознательно и целенаправленно занимаются вещами средней степени сложности. И лишь интеллектуальная и психологическая элита общества (не более одного процента людей) предпринимает попытки созидательности в явлениях высокой степени сложности. О которых большинство обычных людей не только не знает, но даже и не подозревает об их существовании. Не говоря уже о понимании их истинной ценности и важности. Об их принципиальном отличии от всего прочего в человеческой жизни. В первую очередь, в качественном плане.

Есть созидательность простая житейская – обеспечение необходимого прожиточного минимума на уровне, принятом у большинства окружающих. А есть созидательность творческая, когда основной задачей является создание чего-либо, существенно отличающегося по количественным или качественным параметрам от того, что принято у большинства окружающих. Сюда можно отнести все виды творчества на полупрофессиональном и профессиональном уровне. Доступном, в лучшем случае, всего пяти процентам людей. Конечно, отсутствие больших творческих задатков нельзя ставить в вину тому или иному конкретному человеку. Ибо, не он выбирал себе комплект достоинств и добродетелей, с которыми он родился. И поэтому большие старания обычного человека не должны полностью обесцениваться. Это, с одной стороны. А, с другой стороны, с точки зрения иерархии классических ценностей, даже самые большие усилия обычного человека могут иметь, в лучшем случае, лишь среднюю степень ценности в общественном плане. В то время как, даже средней степени интенсивности усилия творческого добродетельного человека могут иметь большую общественную ценность. Не говоря уже о больших усилиях. Естественно, что усилий максимально добросовестных. Другой вопрос, что величина творческих задатков у различных людей может очень существенно отличаться от самой минимальной (способный мастеровой) до самой максимальной (уровень гения). Не говоря уже о том, что у одного и того же человека, на разных этапах его жизни, проявляется различный уровень его мастерства. Иначе говоря, даже самые большие задатки реализуются, как правило, лишь постепенно. В ходе их сознательного и целенаправленного развития. При хотя бы относительно благоприятных внешних обстоятельствах.

Очень хорошо эти ступени совершенства можно проследить в живописи, скульптуре, литературе, музыке, архитектуре и т.д. И только те, кто опирается в своем творчестве на классические ценности, имеют шанс попасть в классики мировой культуры. И тут большую роль играет момент наличия или отсутствия задатков большого интеллекта, большой гармонии личности, мудрости, одухотворенности, интуиции, чувства интеллектуальной и психологической эстетики, степени изощренности и многогранности личности, степени интенсивности стремления к самосовершенствованию.

Созидательность может быть как самоцель. А может быть проявлением естественной и закономерной потребности человека к творчеству. Во втором случае ее качественные характеристики могут быть существенно выше. Созидательность может быть преимущественно физической, интеллектуальной, психологической, духовной, смешанной. Конечно, даже чисто физическая созидательность имеет вполне определённую ценность. Заслуживает некоторого уважения и симпатии. Но, как правило, не особенно большого. Интеллектуальная созидательность – это явление, стоящее на более высокой ступени на иерархической лестнице вечных и универсальных классических ценностей. Психологическая созидательность, если она основана на тонкости и изящности души, стоит еще выше. На самом верху находится духовная созидательность. Ибо, это проявление высшего пилотажа даже среди избранных. Среди истинной аристократии ума и души.

Интеллектуальная созидательность, хотя бы с минимальной ценностью, возможна лишь у одного человека из двадцати (с точки зрения не житейской, а духовной логики). Психологическая созидательность ощутимого качественного уровня возможна у одного человека из десяти. Высокого уровня – у одного из ста. Духовная созидательность минимального уровня – у одного из тысячи. Это к вопросу, что с духовной точки зрения, один добродетельный интеллектуал высокого уровня стоит не менее ста обычных людей. Интеллектуальный аристократ стоит больше, чем многие тысячи обычных интеллектуалов. Духовный аристократ стоит больше, чем десятки миллионов людей с, мягко говоря, относительным уровнем одухотворенности. Другой вопрос, что, как правило, истинных интеллигентов и аристократов ума и души, духа при жизни мало кто адекватно воспринимает. Хотя больших аристократов за всю историю человечества было не более пяти тысяч человек.

В девяносто девяти случаев из ста имеется лишь обостренная претензия на интеллигентность и на привилегии, которые для него предполагаются. В то время как, истинный интеллигент ощущает свою особую ответственность перед Высшими силами, необходимость в более высокой требовательности к себе, чем большинство. Его заботит максимально добросовестное исполнение своей миссии на Земле. И удовлетворение тем, что он делает и как.

Конечно, к созидательности необходимо стремиться абсолютно всем. Ибо, это, несомненно, способствует более гармоничному развитию личности любого человека, воплощению задатков его достоинств и добродетелей, любых его способностей. Это дает возможность ощущать мощное и стабильное чувство внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью.

Созидательность должна иметь максимальную степень осмысленности. Ибо, это большая трата времени и сил. Не говоря уже о том, что она не должна быть эгоистической. Истинная созидательность предполагает благо хотя бы узкому кругу людей. При отсутствии прямого или косвенного ущерба всем остальным. Классический интеллигент стремится постепенно повышать уровень сложности своего жизненного и профессионального творчества, повышать уровень требований к себе количественного и качественного плана. И вкладывать в свою созидательность максимальное число элементов интеллектуальной, психологической и духовной аристократичности. При этом добродетельный человек ориентируется на свой интеллектуальный или психологический идеал, а не на свое непосредственное окружение. Которое, в большинстве случаев, оставляет желать лучшего. С точки зрения духовных ценностей.

Качественная созидательность требует от человека принципиального отторжения многих второстепенных и третьестепенных моментов прозы жизни и акцентирования своего внимания на главном. Но главное – не с точки зрения сиюминутных интересов, а с точки зрения смысла жизни в целом. В соответствии с иерархией классических ценностей.

Созидательность предполагает мощное и конкретное проявление нескольких десятков достоинств и добродетелей человеческой личности. В ряде случаев, достаточно редких. Созидательность – это неотъемлемый элемент личности не только классического интеллигента, но и действительно добродетельного человека.

Сообразительность – это качество, которое, к сожалению, не так сильно распространено, как нам всем этого хотелось бы. В чем она проявляется? В первую очередь, в том, что человек, встретившись с новой задачей, стремится решить ее наиболее оптимальным образом. Иначе говоря, максимально быстро, качественно, с минимальными затратами сил (умственных, психологических и физических) и еще каким-либо новым и отчасти оригинальным способом, с привлечением определенных нестандартных средств, использованием дополнительных возможностей, как произвольного, так и смоделированного сознательного характера. Сообразительный человек не склонен теряться в необычной ситуации. Он активно использует интуицию и проницательность. У него налажена неплохая (как минимум) связь со своим подсознанием. Откуда он может черпать бездну новых идей. Не исключена также связь с банком космической информации, когда в голове человека неожиданно появляются совершенно новые идеи, которые не имели в нем абсолютно никакой предварительной информационной подготовки. И потому иногда являются вполне определенным потрясением и для него самого. Особенно в плане особенной стройности и логичности мысли, ее масштабности и концентрированности, противоречивости и парадоксальности, утонченности и изящности, многогранности и изощренности, степени перспективности, иногда и чисто практической полезности и теоретической целесообразности и эффективности.

Как правило, человек уже рождается с задатками сообразительности вполне конкретной величины: малой, средней или большой. Другой вопрос, что очень многие сознательно и целенаправленно не занимаются развитием этого качества своей личности.

Чаще всего, сообразительность проявляется в той или иной конкретной сфере деятельности. Изредка бывает и универсальной. В таких случаях, есть большая вероятность появления большого и настоящего ученого. У людей творческого типа сообразительность встречается в десятки раз чаще, чем у остальных людей.

Сообразительность предполагает высокую фоновую активность ума (не больше десяти процентов людей), творческое мышление с высокой скоростью, глубиной, нестандартным ракурсом восприятия жизни, самостоятельность и независимость мышления, восприятие себя, как индивида с определенным уровнем зрелости и гармонии, мудрости и одухотворенности. Сообразительный человек, вольно или невольно, но практически ежедневно доказывает свое существенное и несомненное преимущество над большинством окружающих. Добродетельные люди с высокой степенью сообразительности имеют шанс стать реальной интеллектуальной и психологической элитой своего общества и государства.

Сообразительность помогает эффективно решать сложные задачи не только в школе или институте, но и по жизни. В ряде случаев, сообразительность базируется на внимательности и наблюдательности, склонности к исследованиям и экспериментам, интеллектуальной и психологической бдительности, осторожности, аккуратности. То, что может придумать один сообразительный человек за месяц, может быть принципиально лучше, чем то, что придумают тысячи человек без сообразительности за сто лет. Сообразительность очень важна в культуре и науке, психологии и философии бытия.

Сообразительность необыкновенно важна для любого человека, а для добродетельной личности в особенности. Ибо, она помогает четче и полнее человеку осознать самого себя, развить свою личность в целом, особенно основные достоинства и добродетели, способности и таланты. Она дает возможность более эффективно преодолевать преграды и препятствия в жизни вообще и в творчестве, в частности. Сообразительность может помочь в выявлении истинных причин и успехов, и неудач в любой сфере деятельности, получить существенное количество достоверной информации из малого количества данных. Сообразительность помогает более глубоко и многогранно анализировать любые явления жизни. Как внутри, так и вне своего внутреннего мира. Сообразительные люди – это потенциальная гордость и общества, и государства во всех сферах деятельности. Если сообразительный человек имеет большие знания в области психологии и философии бытия, то он может обрести очень значительное могущество и иметь большое искушение использовать его в своих эгоистических целях. Что мы и видим на протяжении всей истории человечества.

Ценность одного сообразительного человека для науки может быть в сотни и тысячи раз больше, чем всех остальных, старательно занимающихся наукой.

У сообразительного человека регулярно возникают периоды особого вдохновения и озарения. Когда качество и количество возникающих в его голове мыслей имеет более высокий уровень, чем обычно. Сообразительному человеку особенно важно иметь вполне конкретный (хотя бы ближе к среднему, если уж не выше среднего) уровень одухотворенности. Чтобы не впасть в авантюризм и интриганство, самоуверенность и самовлюбленность, изощренный эгоизм и стервозность, чрезмерный рационализм.

Особым моментом является и уровень масштабности задач, к которому стремится сообразительный человек. По жизни известно очень много случаев, когда такой человек буквально погрязал в мелкой повседневной суете, совершенно забывая о своих громадных возможностях в плане больших и сложных задач, полезных для развития его личности в целом, а также имеющих большую общественную ценность. Ему нельзя размениваться только на мелочи. Хотя, быть может, он и получит от их решения наиболее быстрое и особенно яркое удовлетворение. Но постепенное повышение степени сложности решаемых задач способно повысить многие важные параметры и возможности сообразительности. У сообразительного человека может быть совершенно особая миссия на Земле – посланника Высших сил. Имеющая особенную важность и ценность и для него самого, и для общества, и для человечества в целом. И это определяет необходимость наличия повышенного уровня требовательности к себе, к своей жизни, действительности и творчеству.

Собственно, возможности реализации себя в какой-либо творчестве у сообразительного человека существенно выше, чем у обычного. Ибо, она, во-первых, предполагает особую подвижность умственных и эмоциональных процессов. А, во-вторых, творческий акцент в любой сфере деятельности. Сообразительность способна придавать дополнительные возможности творческой личности, существенно расширять горизонты ее творчества. Сообразительность способна помочь человеку повысить его внутреннюю организованность, продуктивность и созидательность, тем самым, создав мощные предпосылки для возникновения чувства глубокого внутреннего удовлетворения собой и свой жизнью. Сообразительность – полезное качество для добродетельного человека. Ибо, его жизнь, как правило, гораздо сложнее, чем у большинства обычных людей.

Стремление быть личностью, а не казаться ею – это естественная составляющая личности добродетельного человека. Творческая личность, в отличие от большинства обычных, стремится быть реально значительной и содержательной, важной и ценной, действительно талантливой, гармоничной, зрелой, развитой. А не казаться таковой лишь чисто внешне перед своим непосредственным окружением. Особенно наименее мудрым и проницательным, наиболее доверчивым и простодушным, стереотипно мыслящим. Творческая личность ощущает сильный постоянный зуд внутри себя в плане развития и реализации своих способностей. Это, правда, далеко не сразу и не в полной степени может ею осознаваться. Но, тем не менее, у личностей творческого типа желание быть Личностью встречается в десятки раз чаще, чем у большинства обычных людей. Собственно, сам факт наличия вполне определенных творческих задатков даже очень больших талантов еще не является абсолютной гарантией того, что они действительно будут полноценно развиваться. И в этом принципиальное отличие действительно творческой личности от человека просто с творческими задатками. Творческая личность сознательно и целенаправленно, интенсивно и регулярно, максимально добросовестно развивает не только свои отдельные таланты, но и ведущие чисто человеческие достоинства и добродетели, заботится о своей одухотворенности и в жизни, и в творчестве, гармонии личности в целом, стремится занять действительно свое место в жизни. И преимущественно наиболее оптимальным образом, с применением достойных методов и способов, средств и возможностей.

Творческая личность – это совершенно особенное явление жизни, имеющее не только индивидуальную, но и общественную, и государственную ценность. И все общество, и государство должны это четко и однозначно понимать. Потому как, именно в творческой личности имеется залог полноценного развития и общества, и государства. Достаточно вспомнить то, что истинных аристократов ума и души, за последние две тысячи лет, было не более пяти тысяч человек. И именно благодаря им человечество продвинулось так далеко вперед в ряде аспектов своего развития. К сожалению, правда, далеко не во всех особенно важных и ценных. Степень несовершенства девяноста девяти процентов народов осталась на уровне тысячелетней давности. И в ближайшую тысячу лет каких-либо существенных сдвигов положительного характера в этом плане, скорее всего, не предвидится. Ибо, и общество, и государство пока еще не в состоянии должным образом ни выбрать истинных идеалов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, ни построить к ним адекватное моральное и материальное отношение, ни подать обществу и человечеству тонко и умно информацию об этих людях в необходимом количестве. На уровне серьезной и стабильной, постоянной и фундаментальной политики и идеологии, психологии и философии бытия и индивида, и человечества в целом.

Загрузка...