Современный футбол требует от тренеров обширных знаний о технике, физической подготовке и тактике. Однако помимо этого им необходимо иметь представление о психологии и уметь применять ее на практике. На сегодняшний день все большее значение имеет спортивная психология и то, как тренеры внедряют ее в повседневные тренировки и в соревновательный сезон.
За последние годы благодаря этой дисциплине появилось множество новых стратегий и инструментов для улучшения показателей спортсменов. Одно из основных направлений для изучения – характеристики и формула качеств, которые выделяют по-настоящему хорошего тренера. В этой главе мы рассмотрим самые важные выводы данных исследований и дадим рекомендации, как стать «тренером высшего класса».
Исследовать качества «эффективного» или «идеального» тренера очень непросто, учитывая количество переменных, которые переплетаются между собой и влияют на эти характеристики. По этой причине выявить качества хорошего тренера – задача не из легких.
Этим и другими вопросами задавались Гийем и Бара (2007), утверждая, что прежде, чем осознать многогранность данной темы, стоит поразмышлять: какой он – хороший тренер? Какой тренер лучше: тот, чья команда заняла первое место в Ла Лиге с многочисленным составом, или тот, кто занял пятое место, но с ограниченным количеством игроков? Меняются ли качества хорошего тренера в зависимости от выбранного спорта? Тренер в профессиональном и тренер в любительском спорте – это одно и то же? Тренировать мужчин – это то же самое, что и тренировать женщин?
Как вы можете предположить, чтобы точно и основательно ответить на эти вопросы, необходимо провести множество исследований. К сожалению, существующего на сегодняшний день научного материала недостаточно для убедительных выводов. Однако мы располагаем некоторым количеством исследований на эту тему и можем с этим работать.
Основные способы изучения эффективности тренеров можно объединить в три парадигмы, или подхода (Медли, 1979):
• Прогнозируемый, или Личностный. Пытается определить, какие они, хорошие тренеры, и анализирует личность и качества эффективных тренеров.
• Процессуальный, или Поведенческий. В этом подходе изучаются паттерны поведения, то есть что делают хорошие тренеры в профессиональной практике, особенно когда взаимодействуют с игроками. Исследования в этом подходе стремятся найти методы, стили обучения и способы тренировки лучших игроков.
• Когнитивный, или Процессуально-посреднический, или Мыслительный. В этой парадигме изучаются убеждения, подходы, ожидания и мысли хороших тренеров. То есть пытаются понять, что думают хорошие тренеры.
Давайте кратко рассмотрим некоторые выводы этих трех подходов.
Исследования, проведенные в первом подходе и анализирующие личность или личностные характеристики хороших тренеров, очень зависят от того, что подразумевается под эффективным тренером. В этой системе считается, что эффективный тренер – тот, кто извлекает максимальную пользу из спортсменов.
Доктор психологии Мария дель Кармен Перес Рамирес провела исследование, в котором интервьюировала одиннадцать престижных тренеров различных видов спорта, в том числе Радомира Антича, Хосе Антонио Камачо, Йохана Кройффа, Виктора Фернандеса и Хорхе Вальдано. Она пришла к выводу, что успешный тренер «характеризуется большой эмоциональной стабильностью, обладает глубоким знанием своего вида спорта и аспектов, которые могут повлиять на улучшение его профессиональной практики. Кроме того, он обладает высокой мотивацией к достижению целей и умеет организовывать, планировать и творчески интегрировать психологические и физические аспекты, стратегию, тактику и технику спорта для достижения максимальной производительности спортсменов» (Перес Рамирес, 2004). В другом исследовании, проведенном с футболистами разных уровней (Кунья, Гаспар, Коста, Карвалью и Фонсека, 2000), у них спросили о характеристиках, которые они ассоциируют с хорошими тренерами. В этом исследовании пришли к выводу, что хорошие тренеры – те, которые выстраивают адекватные отношения с игроками, используют подходящую методологию, умеют хорошо мыслить наперед и планировать, передают много знаний и хорошо знают особенности своих спортсменов.
Вторая группа исследований направлена на то, чтобы узнать, что делают хорошие тренеры, и может быть разделена на две ветви. Сейчас мы рассмотрим наиболее интересные результаты каждой из них:
Во-первых, были проанализированы и изучены поведение и действия хороших тренеров, особенно во время тренировок. В основном эти исследования сфокусированы на эффекте, который производит их стиль общения на команду. Оцениваются поведенческие аспекты, то есть то, что тренеры говорят и делают на тренировках или матчах. На основе исследований, проведенных в основном Фрэнком Л. Смоллом и Рональдом Э. Смитом из Университета Вашингтона, а также Жаума Крусом из Автономного университета Барселоны, были выработаны рекомендации о том, как успешно взаимодействовать с молодыми игроками (Смолл и Смит, 2009).
Во второй линии исследований сравниваются различные методы работы тренеров, чтобы выяснить, какой из них приносит лучшие результаты.
Сюда также включаются исследования о личных стилях и стилях лидерства (П. Челладурай, Т. Р. Хаггерти и П. Р. Бакстер, 1989). Из этих исследований делается вывод, что можно выделить четыре стиля принятия решений, так называемые автократический, консультативный, партисипативный и делегирующий (Ллопис, 2008), которые мы рассмотрим в следующей главе этой книги.
Третья линия исследований характеристик тренеров сосредотачивается на процессах их мышления, то есть на изучении базовых когнитивных процессов при организации, управлении и развитии своей деятельности. В данных мыслительных процессах можно выделить три категории:
1. Планирование. Тренер строит планы главным образом через внутренние диалоги, которые позволяют ему обдумывать и осознавать дальнейшие действия. Решения, принимаемые тренером на этой стадии, должны быть обоснованными, хотя также присутствуют и рутинные задачи.
2. Взаимодействие с игроками. Другой важный аспект состоит в понимании того, что думают тренеры, когда общаются с игроками. В частности, важно отмечать, как тренер изменяет свои планы или поведение на тренировке или во время матча в зависимости от действий игроков. Эти решения основаны на их идеях, убеждениях и ожиданиях.
3. Теории и убеждения. В этой категории исследуются идеи, лежащие в основе психопедагогических принципов, связанных со стратегиями планирования, действиями и оцениванием результатов.
Пока что в этой области не очень много исследований. Феликс Гильем и Маурисио Бара (2007) ссылаются на два из них. В исследовании, проведенном Джонсом, Хауснером и Корнспэном (1995), авторы пришли к выводу, что опытные тренеры уделяют больше времени планированию и верят, что от него во многом зависит дальнейший успех и эффективность. Опытные тренеры чаще интересуются уровнем мастерства, навыками и характеристиками игроков. Кроме того, они более подробно обозначают методы обучения, цели на практических занятиях и способы контроля их достижения. Согласно другому исследованию, проведенному Гилбертом, Трудэлом и Хоффианом (1999), большинство принимаемых решений во время матча связаны с общением с игроками и их заменами. Было отмечено, что комментарии, касающиеся игроков, относятся к обратной связи, мотивации, организации, дисциплине и наблюдениям.
Выводов, полученных из различных исследовательских подходов, очень много, и они очень разнообразны. Гильем и Бара (2007) связывают характеристики и поведение эффективного тренера интересным образом: они считают, что хороший тренер должен уметь передавать идеи и информацию, а также обладать способностью мотивировать и самостоятельно регулировать собственную мотивацию.
В этом плане важно, чтобы он умел корректно управлять ресурсами, поддерживая уровень требований в соответствии с характеристиками игроков. Так, чувство юмора часто помогает многим тренерам. В целом важно уметь задавать позитивный настрой и понимать эмоциональное состояние игроков. Для этого тренер должен знать своих спортсменов, уважать их и быть с ними справедливым. Кроме того, он должен интересоваться проблемами и жизненными ситуациями своих подопечных, проявлять эмпатию и доброжелательность, быть понимающим. Однако помимо этого он должен вызывать уважение у игроков, для чего очень важно иметь хорошее образование, быть объективным и ставить реалистичные цели, соответствующие потребностям игроков. Также хорошие тренеры должны быть уверенными в себе, уметь давать конструктивную обратную связь и стимулировать задействованность спортсменов в процессах команды, сохраняя при этом порядок. Важно, чтобы он был эмоционально стабильным и уравновешенным. Таким образом, при наличии постоянства, ответственности и стратегического планирования тренер постепенно сможет развивать таланты своих игроков и достигать максимальной производительности команды. В конечном счете, как утверждают Маестре, Гарсес де лос Файос, Ортин и Идальго (2018), образ отличного тренера должен включать аспекты, связанные с методологией, дисциплиной и личностными характеристиками. В отношении последнего выделяются компетенции, связанные с личным балансом, ценностями, способностью к лидерству и эффективной мотивацией. В заключение можно сказать, что фундаментальными для тренера являются личностные аспекты, помимо необходимого образования в футболе, методологии и педагогике (Ллопис, 2020).
Различные авторы сходятся во мнении, что одним из важных качеств успешных тренеров является их авторитетность. Относительно этого Янссен (1999) утверждает, что вряд ли команда сможет добиться успехов без заслуживающего доверия тренера или с тренером, который препятствует развитию игроков. Автор выделяет пятнадцать шагов, с помощью которых тренер может повысить свой авторитет и улучшить взаимоотношения в команде. Во-первых, важно, чтобы он привлекал в свой спортивный проект хороших людей, умеющих играть в команде. Для этого ему потребуется разработать интересный проект, начиная с формирования слаженного тренерского штаба. Кроме того, тренер должен быть последовательным в своей философии, правилах и стратегиях. Контакт с игроками – фундамент отношений в команде, где от тренера требуется забота о них как о личностях, искреннее желание их успехов и признание их заслуг. Тренер должен стремиться к установлению равных доверительных отношений со спортсменами, не уделяя излишнего внимания ни звездам, ни игрокам с отрицательной репутацией. По этой причине важно, чтобы он верно распределил роли и помогал их принимать. Конкуренция внутри команды хороша, но тренер должен уметь ею управлять, чтобы она не перешла в зловредную, так как в некоторых случаях излишества могут привести к эмоциональному истощению или выгоранию игроков. Тренер должен служить положительным примером, обозначать миссию для всей команды и вести к ее выполнению.
Свой вклад в эту тему внес бывший психолог молодежных сборных Аргентины Марсело Роффе в книге «Психология футбола», в которой он дал двадцать рекомендаций, чтобы стать авторитетным и надежным тренером (Роффе, 1999): 1. Физическое присутствие и открытость. 2. Прямолинейность и основательность. 3. Креативность. Поиск и передача новой информации. 4. Последовательность и справедливость в руководстве группой. 5. Делать акцент на положительных ситуациях и качествах, не подчеркивать отрицательное. 6. Внимательность к мельчайшим деталям. 7. Использовать язык тела, например похлопывания по плечу. 8. Никогда не проявлять агрессию и враждебность. 9. Ежедневно приветствовать членов команды для повышения взаимоуважения. 10. Подчеркивать важность кооперации и двунаправленности общения. 11. Смотреть в глаза при разговоре и требовать того же самого в ответ. 12. Ставить общие цели группе. 13. Делать акцент на усилиях и прогрессе, а не на результатах. 14. Говорить о ком-то только в его присутствии. 15. Активно поощрять игрока, который прилагает много усилий и улучшает показатели. 16. Понимать, что часто тон и жесты важнее слов. Уметь правильно выбрать канал коммуникации. 17. Не злоупотреблять методом кнута и пряника. 18. Умение слушать и хорошо знать, что нравится, а что не нравится каждому игроку. 19. Помимо обширных знаний и желания развиваться, нужно уметь доносить информацию до игроков. 20. Не стоит говорить слишком много, иногда нужно уметь использовать, ценить и понимать молчание.
Психолог Карлос Гисенов (2007) также предлагает некоторые качества, на которые, по его мнению, тренерам стоит обратить внимание. По мнению аргентинского автора, тренер должен быть решительным, твердым и принципиальным, но не непреклонным или закрытым. Гибким и открытым, но не хаотичным. Рисковым, но не бесшабашным. Преданным, но не одержимым. Быть примером и образцом, но не навязывать свои ценности другим. Оптимистичным, но не отрицающим проблемы. Внимательным, но не до такой степени, чтобы внушать страх или создавать зависимость от него у игроков. Предусмотрительным, но не ограничивающим свободу, творчество и возможности принятия собственных решений игроками. Требовательным, но не доводящим спортсменов или себя до выгорания. Серьезным, но не безразличным или без чувства юмора. Чувствительным к потребностям игроков, но не слишком защищающим или балующим их. Он должен транслировать уверенность и спокойствие, но не бояться проявлять гнев при необходимости. Хорошо мотивировать, но не манипулировать. Иметь доверительные отношения со спортсменами, но не нарушать этической и профессиональной субординации. Уметь контролировать эмоции, но не казаться холодным, отстраненным или мало заинтересованным. Находить индивидуальный подход к каждому, но не выбирать любимчиков. Вовлекать игроков в принятие решений, но не передавать им управление командой.
Относительно молодежных сборных нас также заинтересовали предложения психолога и преподавателя онлайн-университета UNED Хосе Марии Бусеты (2004). Он утверждает, что тренер молодых спортсменов должен обладать определенными качествами, способствующими успешной работе с юными игроками.
Среди этих качеств Бусета выделяет: любовь к работе с детьми и/или подростками, позитивный и активный настрой, умение заразить энтузиазмом, уважение к спортсменам, способность быть для них значимой фигурой и примером, хорошие коммуникативные навыки и наличие минимальных знаний о ключевых концепциях и стратегиях для того, чтобы спорт выполнял воспитательную функцию соответственно возрасту спортсменов и вызывал желание продолжать.
Если объединить все предложения вышеупомянутых авторов, можно утверждать, что существует три группы психологических навыков, фундаментальных для тренера (Креспо и Балагер, 1994): лидерство, коммуникация и мотивация. Об этих навыках мы поговорим в следующих главах этой книги.
Тренер должен откликаться на потребности игроков, принимая во внимание личностные различия между ними. Как утверждает Мартенс (2002) в книге «Успешный тренер», тренеры должны «помогать спортсменам осваивать новые навыки, получать удовольствие от соревнований и быть в ладу с собой. С одной стороны, они должны обучать их спортивным техникам, а с другой – знаниям и умениям для жизни в обществе».
Определенно, как отметил Руис де Онья (2020), тренер должен в том числе создавать атмосферу, способствующую развитию и обучению игроков.
1. Как можно стать хорошим тренером? Какие характеристики их отличают?
2. В тексте перечислялись различные качества хороших тренеров. Назовите 10 наиболее важных из них, на ваш взгляд. Если вы тренер, какую бы поставили себе оценку от 1 до 10 в каждой характеристике?
3. На ваш взгляд, вы являетесь достаточно авторитетным тренером для своих игроков? Что можно было бы улучшить?
Работа тренера с каждым разом становится все труднее, ведь необходимо ежедневно быть готовым к взаимодействию с группой людей и постоянно принимать решения, оказывающие прямое влияние на функционирование и производительность команды. Кроме того, в последние годы в профессии произошли существенные изменения: например, возросшее число молодых людей, которые хотят профессионально заниматься футболом, давление со стороны их родителей и огромное влияние СМИ. Также стоит отметить, что различные области знаний, применяемые в физической активности и спорте, привносят все больше новой информации об улучшении тренировок и управлении группой, которую тренеры должны учитывать в своей работе. Работа тренера располагается на стыке изменений и растущих требований, где он сталкивается – в одиночестве или с поддержкой штаба (при его наличии) – с ежедневным принятием серьезных решений.
По этой причине тренер должен обладать особым набором качеств для адаптации к проживанию этих обстоятельств. Просто «понимать в футболе» уже недостаточно. Современный тренер должен располагать обширными знаниями о технике, тактике, физической и психологической подготовке, поэтому ему нужно быть в курсе наиболее важных исследовательских открытий в области спорта и постоянно развивать собственные психологические навыки, улучшающие его как тренера.
Психология как одна из прикладных наук в футболе уже несколько десятилетий изучает поведение и психологические особенности всех тех, кто хочет стать хорошим тренером. В предыдущей главе мы обозначили три столпа, определяющих профессионализм тренера (Креспо и Балагер, 1994): лидерство, коммуникация и мотивация.
В этой главе мы рассмотрим первый из них: лидерство. Сначала мы поразмышляем о задачах тренеров и их основных психологических качествах. Затем мы раскроем, что понимается под словом «лидерство». В продолжение мы представим основные теоретические подходы, изучающие характеристики успешных лидеров. В следующем разделе мы ознакомимся с теорией лидерства и на ее основе дадим несколько рекомендаций для принятия решений в спортивных коллективах. В конце главы будут представлены десять наиболее релевантных стратегий для лидерства в команде.
Помимо проведения тренировок и обучения игроков тренер должен создавать позитивный настрой между членами команды, ведя их за собой, поддерживая и давая необходимые советы. Также он должен оценивать и анализировать информацию, которую получает в процессе тренировок и соревнований. Помимо этого, тренер сталкивается и с решением некоторых бюрократических вопросов: поездки, отели, питание или контракты с новыми игроками. В завершение он также должен уделять внимание отношениям с руководством футбольного клуба и СМИ.
Во всех этих задачах тренер должен принимать решения, влияющие на команду и, кроме того, оцениваемые со стороны множеством наблюдателей. Его решения о новых игроках, стратегии матча, заменах, инструкциях до и во время игры, заявления СМИ и отношения с тренерским штабом широко обсуждаются и оцениваются в зависимости от достигаемых результатов и места в турнирной таблице.
Таким образом, можно сказать, что функции тренеров не ограничиваются проведением тренировок и матчей. Они работают под постоянным давлением, так как большинство задач требуют немедленных решений без достаточных вводных, в моменты сильного напряжения и под наблюдением миллионов зрителей.
По этой причине хороший тренер должен разбираться не только в футболе, но и в человеческом поведении и отношениях. Ему необходимо хорошо знать, как управлять командой, и иметь для этого нужные психологические навыки.
Как следует из вышеизложенного, для выполнения всех требований, с которыми сталкивается тренер, ему нужно обладать определенными психологическими навыками для корректного развития отношений с футболистами и ежедневными реалиями его деятельности.
Хорошему тренеру важно уметь справляться со стрессом, не быть зависимым от мнения окружающих относительно намеченных планов работы с командой, помогать игрокам регулировать уровень мотивации в зависимости от ситуации, корректно взаимодействовать с окружением и спортсменами для достижения поставленных целей.
Умение управлять группой – одна из важнейших составляющих лидерства. Способность положительно влиять на игроков как индивидуально, так и коллективно – одно из основных качеств тренера. Для обеспечения этого влияния основополагающими станут стиль общения и способ принятия решений. Не стоит забывать, что в работе с командой тренер должен ежедневно принимать множество решений, очень значимых (например, решение об отстранении какого-то игрока или назначении капитана) и менее значимых, но которые могут породить споры между членами команды (выбор отеля или ресторана).
Какими бы ни были эти решения, все они влияют на образ тренера, так как на многих из них навешивают ярлыки «слишком мягких» или, напротив, «слишком жестких».
В некоторых ситуациях, особенно в командах первой лиги, ценится безапелляционность тренера и жесткость в решении конфликтов.
В этом отношении были проведены исследования, чтобы выяснить, какой стиль принятия решений наиболее эффективный – то есть повышающий производительность команды и удовлетворенность спортсменов и тренерского штаба.
Лидерство – один из самых изучаемых аспектов в социопсихологии и психологии спорта. Существует множество определений этого понятия, но нет ни одного универсального и общепринятого. Обычно под лидерством понимают поведенческий процесс, влияющий на индивидуумов и группы для достижения определенных целей.
Как утверждают Вейнберг и Гоулд (1996), все определения затрагивают разные аспекты и слои лидерства как процесса принятия решений, использования мотивационных техник, обратной связи, межличностных отношений, а также уверенности в управлении командой.
Авторы, занимающиеся теориями лидерства, придерживаются немного разных подходов, но в целом во всех исследованиях существуют общие положения (Гисенов, 2007):
• Лидерство не статично, это динамичный процесс.
• Оно тесно связано с обоюдным влиянием.
• Оно всегда проявляется в группах и коллективах.
• Оно направлено на достижение целей.
Лидерство тренера связано со способностью положительно влиять на мысли, поведение и чувства окружающих, особенно игроков. Однако не все тренеры обладают таким влиянием на своих подопечных. Тренер-лидер – человек с особой харизмой, которого признает подавляющее большинство спортсменов и безусловно поддерживает вся группа. Тренер-лидер является для многих ориентиром.
Различные исследовательские группы старались определить, каковы личностные и поведенческие характеристики лидеров и как можно их развить. Вопрос о том, врожденные или приобретенные это качества, – одна из важнейших линий этих исследований.
В процессе изучения было сформировано множество теорий относительно этого сложносочиненного явления. Изначально преобладали исследования, определяющие лидерство как набор врожденных качеств. Позже появились другие подходы, направленные на влияние окружения и обучения в развитии лидерских задатков. В последнюю очередь появились исследования, демонстрирующие, что человек принимает роль лидера в конкретных ситуациях.
В следующих разделах мы кратко представим три подхода в изучении лидерства и наиболее значимые выводы каждого из них (Мюррей, 1991; Вейнберг и Голд, 1996; Досиль, 2004; Бесвик, 2017; Гарсия-Кальво, Лео и Серьвельо, 2021).
Первые исследования сосредотачивались на чертах характера, свойственных всем наиболее известным лидерам. Идея заключалась в том, чтобы выявить основные личностные характеристики, которые, по мнению ученых, должны были быть одинаковыми для всех лидеров. Считалось, что лидерами рождаются, а не становятся, и на основе этого делался вывод, что лидеров объединяют общие черты, с помощью которых они выполняют свои функции вне зависимости от ситуации. Например, если человек занимал лидерскую позицию в футболе, он сможет сделать то же самое в политике или в бизнесе. Однако по мере накопления данных стало ясно, что такую связь установить практически невозможно, кроме того, у каждого лидера свой собственный, неповторимый стиль. В итоге ученые пришли к выводу, что лидерская позиция не перманентна и зависит от ситуации.
Это объясняет, почему спортсмены на ведущих ролях потом не обязательно реализуются в таком же амплуа в других сферах жизни или профессиях. Подобные исследования привели к тому, что эксперты стали связывать лидерство с текущими обстоятельствами конкретного человека. В итоге был сделан вывод о том, что спортсмен проявляет лидерские качества в определенных ситуациях (Досиль, 2004).
В этом подходе в центре внимания находится поведение лидеров, то есть их действия, направленные на получение хороших результатов. В этом случае лидерство рассматривается как набор приобретенных качеств, результат обучения. Таким образом, если эти действия определены и описаны, у нас появляется возможность создавать обучающие программы для будущих лидеров. То есть тренер может изучить эти особенности поведения и иметь ведущую роль в команде.
Из этого подхода возникло множество исследований в корпоративной среде, и было сделано два важных вывода, применимых и к спорту. Было обнаружено, что большинство действий лидеров вращаются вокруг двух крупных категорий:
• Вовлеченность. Здесь подразумевается поведение, направленное на укрепление дружеских отношений, взаимного доверия, уважения и добросердечности. Иными словами, тренер-лидер заботится о своих игроках с человеческой точки зрения.