Понимание психологии взаимодействия при возврате долгов – это, прежде всего, умение вести диалог и находить компромиссы в сложных ситуациях. Мы все предпочитаем решать вопросы мирным путем, но иногда возникает необходимость применять более настойчивые и твердые методы. Однако даже в таких случаях важно сохранять уважение и профессионализм. Необходимо помнить, что в процессе возврата долгов стоит действовать последовательно: начиная с дружеского напоминания и постепенно усиливая меры, если должник продолжает игнорировать свои обязательства.
Когда у должника возникают трудности с оплатой долга, он может думать, что просрочка испортила о нем мнение как о порядочном человеке. Он может считать, что раз оказался ненадежным должником, то в следующий раз ему уже не одолжат. Поэтому на первом этапе важно показать, что вы понимаете: форс-мажоры случаются. Задержка на неделю – это еще не повод портить отношения. Однако сразу обсудите новые сроки, иначе ситуация может затянуться. Также определите для себя срок, после которого вы измените стратегию взыскания.
Из собственного опыта могу сказать, что многие должники психологически не зрелы. Обычные люди, которые берут микрозаймы или деньги в долг до зарплаты, часто не обладают базовой финансовой грамотностью. Поэтому на вас, как на более опытном в финансовых вопросах человеке, лежит задача предложить пути возврата долга. Если должник хочет вернуть долг, но у него есть трудности, предложите отдавать сумму частями, обменять на вещи или предоставить вам какую-либо услугу.
3 этап:
и вам плохо
Если у должника появилась идея кинуть вас, то он начнёт ухудшать отношения с вами. Ведь если с вами поругаться, то будет причина не отдавать. Если вас выводят на конфликт, то не надо оправдываться, не надо обвинять! Потому что от вас этого и ждут. Согласитесь с возражениями человека, но добавьте, что у вас тоже есть обязательства и вы очень нуждаетесь в деньгах. Есть огромная часть населения, которая считает, что если отобрать у богатых, то у них не будет. Такие люди смотрят на ограбление банка не как на преступление, а как на достижение.
Поэтому, когда вы просите вернуть вам долг, скажите должнику как вам трудно, что у вас тоже есть дети, кредиты и что человек, который вам не отдаёт, сильно вас подводит! Если напротив, вы будете демонстрировать какой вы крутой и пантоваться, то должник подумает что у вас и так дела хорошо идут, а у него не очень. И он подумает, зачем вам отдавать, ведь у вас и так всё хорошо.
Когда человек окончательно решил, что долг он не собирается возвращать, то надо давить на окружение. Позвоните жене, брату, сыну и спросите когда долг отдаст. Позвоните на работу, скажите какой непорядочный работник у них. В детский сад, в школу. Звонки на работу это эффективный метод давления, потому что ни один начальник не хочет чтобы его телефон разрывался из-за проблем работника. После таких звонков должник выйдет на связь и скорее всего закатаит истерику. А вы ему обрисуйте ситуацию, скажете что несправедливо брать и не отдавать.
Если у человека нет окружения, или ему по барабану уже на всё. Если с него нечего взыскать, потому что у него ничего нет, наступает неприятный момент: прощать долг.