В настоящее время психология труда становится все более востребованной в современном российском обществе, что обусловлено той ролью, которую профессионализм играет в различных областях деятельности человека, а также рядом достижений психологии труда и актуальностью проблем, поставленных этой отраслью науки.
Во-первых, обществу, бизнесу и власти стало понятно, что возрождение России зависит от профессионализма трудящихся во всех сферах общества.
Во-вторых, неоднозначное отношение к труду, утрата престижности рядом профессий – особенно это проявляется у представителей молодого поколения – вызывает негативное отношение к некоторым традиционным видам профессиональной деятельности, отражая желание значительного числа членов общества быть причастными, прежде всего, к миру бизнеса, политики и управления.
В-третьих, стало значительным появление в психологии новых теоретических подходов, позволяющих более адекватно и глубоко исследовать психологические проблемы деятельности, динамики ее становления, освоения и т. д.
В-четвертых, всевозрастающим значением в формировании смысла деятельности характеризуются общественные отношения, сложившиеся моральные предпочтения в обществе и нравственная сфера человека.
В-пятых, явно возрастает интерес к экологической проблематике профессиональной деятельности, включающей содержательнокритериальные, структурно-функциональные, процессуально-формирующие составляющие, на основе которых только и возможно построение теоретической психологической модели деятельности.
Одной из наиболее значимых проблем современной психологии профессиональной деятельности для сих пор является отсутствие целостной обобщающей психологической теории деятельности, поэтому представленная В. Д. Шадриковым работа является и своевременной, и долгожданной.
В. Д. Шадриков – известный российский ученый, который одним из первых начал заниматься проблемами психологии профессиональной деятельности, создатель научного направления в отечественной психологии труда – исследования системогенеза профессиональной деятельности, обоснования и раскрытия понятия «психологическая система деятельности».
В предыдущей работе автора «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности», изданной в 1982 г., он опирался преимущественно на методологию системного подхода (Б. Ф. Ломова), тогда только начинающего внедряться в психологические исследования, и на содержание психологических теорий деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева и др. В той же работе в основу идеальной схемы психологической системы деятельности с некоторыми изменениями была положена функциональная физиологическая система П. К. Анохина. Все это позволило Владимиру Дмитриевичу предложить понятие «психологическая система деятельности (ПСД)», разработать теоретическую модель ПСД, раскрыть ее структуру, в конкретных исследованиях показать ее эффективность на примерах практического освоения ряда профессий.
В настоящей работе в основу психологического анализа деятельности автор положил предложенную и описанную им в предыдущей работе структуру ПСД, обогатив ее составляющие дополнительным содержанием, а главное – рассмотрев ее с новых методологических позиций. Особенно это проявилось в первой главе книги, в которой автор с учетом современных теоретических положений обсуждает, критически размышляет, вносит уточнения, фактически переосмысливает известные понятия, формулирует новые. В частности, он полагает, что неправомерное обобщение теоретических представлений о деятельности А. Н. Леонтьева, механистическое распространение этих подходов на производительную деятельности наносит существенный ущерб пониманию взглядов А. Н. Леонтьева, который неоднократно подчеркивал, что развитие человека определяется развитием труда.
Представления В. Д. Шадрикова о структуре психологической системы деятельности человека как субъекта труда строится на основе следующих основных положений: 1) структура ПСД постепенно складывается в процессе ее освоения субъектом деятельности и развития профессионально важных качеств личности; 2) интра-индивидуальное строение личности субъекта труда тесно связано с интериндивидуальной структурой конкретной профессиональной деятельности; 3) в процессе становления в деятельности личность преобразует свои индивидные свойства, которые одновременно опосредуются качествами субъекта.
Продолжая рассматривать развитие деятельности с позиций системогенетического подхода, в качестве главных свойств автор выделяет неаддитивность, неравномерность, гетерохронность и достаточность развития структурных компонентов системы. Особенно важно то, что в качестве системообразующего фактора формирования ПСД в авторской концепции выступает результат деятельности, что отличает понимание структуры деятельности Шадриковым от структур, описанных в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.
На каждом этапе анализа структуры деятельности автор сопоставляет разные понятия: поведение и деятельность, информацию и мысль, а также дает качественную оценку: от мысли к содержанию – и количественную: от информации к системотехническим понятиям. В то же время автор предупреждает о возможности ухода от психологических понятий и их замены в соответствии с кибернетическим подходом системотехническими понятиями и протестует против этого.
Желание автора не ограничиваться принципами системного подхода, а включить в качестве методологических оснований анализа ПСД принципы субъектности деятельности, единства деятельности и переживания, позволило ему, не изменяя базовой психологической структуры деятельности, внести в теоретическую модель ПСД, в частности в отдельные звенья ее архитектоники, некоторые существенные изменения, расширить представления о ее подсистемах, о межуровневых взаимодействиях в процессе формирования ПСД.
Субъектность автор рассматривает как свойственную конкретному субъекту деятельности систему отношений и индивидуальных характеристик деятельности в связи с ее результатом, как качество личности или способность сознательно инициировать конкретную деятельность, преодолевать внешние и внутренние противоречия (противодействия), препятствующие ее успешной реализации и, соответственно, получению максимально высоких результатов. Субъектность – это система качеств, которая делает человека субъектом. И главное, в каждом виде деятельности субъектность человека будет проявляться по-своему, поскольку разные виды деятельности требуют решения разных задач.
Автор теоретически и экспериментально обосновал, что на динамику деятельности влияет в разной степени, соответствует ей динамичная структура ее субъекта. В ней выделяются мотивы, формирование замысла, постановка целей, разработка программ поведения и планов действий, выбор стратегий и тактик, проектирование будущего продукта деятельности, сопоставление полученного результата с антиципированным. Впервые в ПСД в качестве самостоятельного компонента включен программный компонент, выполняющий прогнозирующую функцию результативности деятельности. В конкретных исследованиях, проведенных автором и его учениками, раскрыта связь программного компонента деятельности с общими способностями, выступающими в качестве одного из «механизмов» реализации деятельности. Кроме способностей, необходимыми условиями продуктивной деятельности выступают субъектность, интеллект, эмоции, воля.
Особый интерес представляют экспериментальные данные, касающиеся конкретизации проявлений субъектности на всех этапах процесса системогенеза деятельности, становления и развития внутреннего мира человека в деятельности и одновременно ее освоения под влиянием его внутреннего мира через формирование системы профессионально важных качеств.
Представленные в работе результаты подтвердили, что процесс формирования психологической системы деятельности проходит одновременно на нескольких уровнях: психологическом, психофизиологическом, личностном и субъектном, что отражается во взаимодействии мотивационных, информационных и энергетических процессов.
В работе обоснован выбор именно рабочих профессий для подтверждения концепции освоения деятельности ввиду их массовости, перспектив и практического значения. Особый интерес представляют результаты исследования процесса формирования психологических систем учебной деятельности будущих педагогов. Результаты исследований в этой области не только обогащают представления о психологическом функционировании субъекта данной процессии, но и важны для других социономических видов деятельности.
Раскрытие закономерностей влияния личностных особенностей в качестве детерминант субъектности позволяет автору по-новому организовать процессы обучения, профессиональной подготовки и анализа перестроек деятельности в изменяющихся социальноэкономических условиях и условиях научно-технического прогресса.
Можно сказать, что в данной монографии сделан существенный шаг вперед в раскрытии структуры ПСД, процессов ее формирования и поведения человека как индивида и субъекта деятельности.
В работе намечено новое направление исследований ПСД, для анализа деятельности привлекается субстанция «душа человека», что может значительно дополнить новым содержанием наши представления о внутреннем мире человека. Надеемся, что В. Д. Шадриков с учениками успешно продолжит разработку этого направления.
В то же время анализ работ ученого убеждает в том, что его концепция ПСД не конкретизирована в своей очень значимой части, а именно: в ней недостаточно раскрыто фундаментальное положение о воздействии общественно-исторического процесса не только на личностные особенности человека, но и на его индивидные, организмические характеристики. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, еще П. Ф. Лесгафт в своей работе обнаружил существенную зависимость изменения структуры и динамики человеческого организма от экономических условии жизни и процессов труда.
Конечно, пишет Б. Г. Ананьев, личность жестко не детерминирована структурой общества, социальной средой. Но она не может не влиять на личность, на внутренний мир человека, на изменение его позиций по отношению к себе и к своей деятельности. Субъект – всегда личность, а личность – субъект, но все же содержание этих понятий никогда полностью не совпадает: личность релевантна общественным отношениям, а субъект – деятельности. Человек, осуществляя свой жизненный путь, фундаментальным образом вписывает себя в общественно-историческое пространство своей эпохи, в жизнь страны.
Можно только сожалеть, что в работе недостаточно раскрыта ключевая роль социальной детерминации в становлении смысла деятельности и в развитии ПСД, значимость общественных отношений, формирующих субъективные отношения человека к деятельности, определяющих базовые качества субъекта деятельности, которые проявляются в индивидуальности человека и в индивидуальном стиле всех составляющих ПСД.
Именно рассматривая человека во всей его целостности, не только как субъекта труда, но и как субъекта общества, социума, можно выявить источники высших духовных, нравственных, эстетических потребностей и мотивов личности (А. В. Брушлинский). У человека может возникнуть конфликт между его нравственными ценностями и моралью организации, в которой он работает.
Более широкие методологические основания, включая общественно-исторический и социально-психологический подходы, могут стать перспективными для разработки категории «психологическая система деятельности человека» в контексте субъективных, сознательных отношений личности к обществу, к миру и себе, проникающих в смыслы и значения, мотивы, нравственные установки профессионала, что не может не отразиться на цели, мотивах и результате деятельности.
Несмотря на очевидную полноту представленных в работе результатов теоретического анализа, экспериментальных и эмпирических данных, в книге В. Д. Шадрикова, как всегда, есть пространство для дискуссии и перспективы для дальнейшего развития психологии профессиональной деятельности. Содержание этой монографии будет интересно теоретикам, необходимо экспериментаторам и полезно практическим психологам, работающим в разных областях психологии.
Доктор психологических наук
Л. Г. Дикая
Член-корреспондент РАН
А. Л. Журавлев