Примечания

1

Работа написана на основе доклада на дефектологической секции Института научной педагогики при 2-м МГУ. Впервые опубл. в 1929 г. (см.: Труды 2-го МГУ. – М., 1929. – Т. 1. – С. 77–106).

2

Н. Е. Румянцев переводит это слово как «интеллигентность». В дальнейшем мы употребляем в этом смысле не вполне точно передающий значение термин «интеллект».

3

Печатается по изд.: Выготский JI. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – С. 205–211. Книга классиков современной психологии Л. С. Выготского и А. Р. Лурия раскрывает основные положения теории культурно-исторического развития психики. С привлечением широкого материала из областей сравнительной психологии, этнопсихологии и генетической психологии авторы в яркой форме обсуждают три различных пути развития, из которых складывается история поведения человека.

4

В ряде работ установлен факт, что такое «замещение» может иметь место и в отношении мозговых полушарий. При повреждении центров речи левого полушария функция речи может восстановиться за счет развития данной функции в правом полушарии. Естественно, что это проходит со значительно большими трудностями, так как здесь простого «переключения» явно недостаточно.

5

См.: Burklen К. Blindenpsychologie. Leipzig, 1924.

6

Интересно, что все указанные виды речи сохраняются часто у глухонемых и употребляются для различных способов передачи материала: так, в общении со взрослыми глухонемые дети чаще всего употребляют чтение с пальцев и губ, в общении друг с другом и в выражении эмоциональных переживаний преобладающую роль играет мимическая речь.

7

Печатается по изд.: О положении детей в Российской Федерации. 1994 г. Государственный доклад. – М.: Синергия, 1995. – С. 20–25. Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Доклад носит периодический характер, и его нынешний, второй, выпуск содержит анализ основных показателей состояния здоровья детей в Российской Федерации в 1994 г.

8

Печатается по изд.: Бадалян Л. О. Невропатология: Учеб. для ст-тов дефектол. ф-тов пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – С. 39–47. В учебнике представлены сведения по анатомии и физиологии нервной системы, приводится описание основных болезней нервной системы и современных методов их лечения, а также освещаются проблемы связи невропатологии и дефектологии. Излагаются вопросы реабилитации детей с нарушениями нервной системы.

9

Печатается по изд.: Детство нервной системы. – М.: Тривола, 1995. – С. 49–55.

10

Печатается по изд.: Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 22–47. В книге рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к невротическому развитию детей.

11

В дальнейшем обозначаемые как «здоровые».

Загрузка...