Хорошо, когда рядом со спортсменом находится мудрый тренер, чутко улавливающий психологическое состояние своего подопечного, способный грамотно и вовремя настроить его на победу. Но не всегда и не у всех это получается. Конечно, тренеру проще работать с одним или двумя спортсменами. А что делать, когда у тебя команда, в которой два десятка игроков? При этом необходимо помочь каждому из них раскрыть индивидуальные способности, позволяющие с максимальной отдачей реализовать творческий потенциал. На такую кропотливую работу может просто не оставаться времени и сил. Естественно, что такие функции должен выполнять штатный психолог, и они в командах есть. Только вот почему-то именно в командно-игровых видах спорта россияне на пекинской Олимпиаде не добились высоких результатов.
Не хочу обвинять командных психологов, у нас разные задачи. Психологическая подготовка спортсмена является сложноорганизованным процессом, в котором можно выделить три базовых уровня: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический. Каждый из них имеет свои законы, которые в спорте находят собственное применение. При такой дифференциации можно осуществить не только комплексность воспитания, но и реализовать системность в подготовке, так как человек будет «охвачен» во всей своей полноте, во всех своих проявлениях. Однако в столь небольшой по объему книге я затрагиваю только один из перечисленных уровней подготовки – психологический. И хочу обратить внимание читателя не столько на психические процессы и функции, сколько на такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение и сознание личности – одним словом, отношение спортсмена к себе как человеческой личности. По моему мнению, этот аспект психологической подготовки заслуживает большего внимания, нежели это происходит сейчас.