В настоящее время стала очевидной теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Начали активно изучать психосоматические проблемы (психическое состояние личности в измененных болезнью условиях) и влияние соматической болезни на психическое развитие. Психосоматическое направление стало одним из интенсивно развивающихся в современной клинической психологии. Кроме того, изучение самосознания соматически больного человека, субъективного отражения его заболевания становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного и инвалида. Внутренняя картина болезни при этом «начинает выступать для исследователей в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного». Независимо от характера заболевания важной является проблема психологической реабилитации больных людей и инвалидов, ведь во многом от ее успешности зависит, сможет ли человек преодолеть сложности социальной адаптации, выработать свои компенсаторные возможности. Без изучения внутренней картины болезни невозможно разработать эффективные способы коррекционного воздействия на развитие больного. А это является одним из важных факторов, влияющих на ход заболевания.
Одной из важных проблем клинической психологии является также проблема симптомогенеза при соматических заболеваниях, роли психологических факторов в этом процессе. Актуальность обусловлена не только необходимостью изучения вопроса о роли психологических факторов в патогенезе симптома болезни, но и необходимостью научного обоснования принципов и выбора методов психологической и физической реабилитации больных и инвалидов. Умением будущих педагогов и психологов использовать знания о психологических особенностях больных и инвалидов для организации педагогического процесса и оказания им психологической помощи. Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность.
Целью изучения настоящей дисциплины является формирование у студентов понятия о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры и теоретическая подготовка студентов к осуществлению деятельности в рамках медико-социальной работы с населением.
К основным задачам данного учебного курса относится: изучение специфики психологии поведения больного человека или инвалида; изучение проблемы кризиса личности и изменения системы отношений в условиях психосоматического страдания; освоение психологических особенностей профессионального общения с людьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья.
Изучение дисциплины «Психология болезни и инвалидности» предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– понятие о внутренней картине болезни;
– понятие о болезненно-специфических переживаниях;
– переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни;
– понятие о механизмах психологической защиты и совладения;
– понятие о психологической травме и ее значение в истории и переживании болезни;
– проблемы жизни, смерти, суицидального поведения;
– особенности работы с проблемой личности.