Глава 2. Язык


– Пойми, они это делают естественно, с детства, это часть их культуры, а я как иностранец, начавший учить чужой язык взрослым.

– Ничего, учат же! И даже стихи потом пишут на иностранном.

– Стихи-то и я уж могу писать, но жить, как дышать этим…

Владимир Серкин, «Звезды шамана. Философия шамана»


Новый образ мыслей рождается в беседе. Когда мы крутим в голове что-то, размышляем сами с собой, у нас редко появляется шанс что-то изменить. Мы знаем то, что мы знаем, и чаще всего отрицаем новое. Нам безопаснее думать привычным, понятным образом, даже если это приводит к страданиям. Но все меняется в диалоге, где оба заинтересованы в решении, заинтересованы в изменении и хотят одинакового результата. Где готовы слышать, потому что привычное не работает. Вот там рождаются изменения. Они начинаются с допущения: «А что если то, что я думаю, – не факт в последней инстанции?», «А что если и правда попробовать по-другому и посмотреть, что выйдет?», «А что если можно по-другому?», «А что если я заблуждаюсь?», «А что если…».

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень», – так, принято думать, говорил Альберт Эйнштейн. Невозможно решить выйти из конфликта, оперируя старыми привычными убеждениями.

Может, где-то раньше они работали и служили решением проблемы, но именно они же привели к проблеме сейчас. Реальность и мир вокруг нас не статичны. Но почему тогда мы позволяем нашему мышлению и языку, который его отражает, оставаться неизменными? Для того, чтобы решить возникшую проблему, важно увидеть эту нестыковку.

Молотком можно забить гвоздь, для этого молоток хорош. Но молотком невозможно полить цветы, им неудобно вскапывать грядку. Молотком невозможно порезать хлеб, отпилить доску или закрутить болт. Это мы понимаем. Но почему тогда продолжаем использовать убеждения, которые работают в бизнесе, для семьи, ведем себя одинаково в разных ситуациях, требуем от разных людей вести себя одинаково?

Убеждения, которые работали десять лет назад, не подходят для настоящего. Почему мы все еще убеждены, что то, что спасало нас в детстве, продолжает спасать сейчас? Почему мы все еще думаем, что должны спасаться или защищаться?

Ведь это то же самое, как забивать гвоздь игрушечным молотком. Раньше, в детстве, это работало. Фантазия помогала жить игрой и чудесно проводить время. Сейчас, если взрослый человек будет забивать гвоздь плюшевым молотком и ожидать, что гвоздь забьётся, мы будем удивлены. Почему же никто не удивляется, когда мы продолжаем повторять неработающие сценарии, отрицая реальное положение вещей, как в детстве, надеясь на чудесный результат и на авось?

Мы часто не замечаем противоречий в том, что говорим, что делаем и какого результата ожидаем. Пока мы не замечаем своих поступков, мы не можем ничего изменить. Возможность выбирать решения и что-то менять имеется только у того, кто умеет замечать и понимает причинно-следственные связи. Понимать себя и свои реакции, знать сильные и слабые стороны, значит владеть информацией. Но знание – это только полдела.

Почти всегда, начиная новое, мы сталкиваемся с сопротивлением. Мы можем подготовиться к этому, если знаем, чего ожидать. Тогда у нас получится справиться с сопротивлением и продолжить путь. Разница между теми, у кого получилось, и теми, у кого не получилось, только в одном. В информации, которой вы владеете, и в готовности использовать ее.

Существует несколько этапов сопротивления, с которым мы сталкиваемся, начиная новое дело.

Сопротивление физическое. Нам неудобно работать сидя, лежа, стоя, внезапно хочется подышать воздухом, что-то болит, где-то чешется. Посмотрите – может быть, вы и вправду неудобно сидите, устройтесь поудобнее. Но если и это не помогает, значит, это сопротивление и нужно просто продолжить свое дело.

Сопротивление эмоциональное. У нас пропадает вдохновение, появляется лень, уходит возбуждение от нового проекта, кажется, что он уже никогда не будет зажигать, как прежде. Может быть, я открою вам секрет, но вдохновение не часто просто «приходит». Если вы его будете ждать, можно и не дождаться. Поэтому здесь важно начать через лень и «не хочу». Через какое-то время вы втянетесь в процесс.

Сопротивление пространства. Близкие люди, друзья, родственники зовут погулять, помочь и отвлекают, говорят «да зачем тебе это надо, нормально же и так было». Важно осознать, что вы, да, именно вы – отдельный человек и имеете право на свои дела и интересы. И найти для себя подходящее решение.

Наше собственное сопротивление. «Кто я такой, чтобы это сделать», «Мне кажется, у меня недостаточно знаний, умений», «Я недостаточно взрослый/слишком молод». Если вы дошли до четвертого этапа, значит, то, чем вы занимаетесь, скорее всего, точно ваше. Продолжайте. И попробуйте позадавать себе вопросы, поразмышлять, с чего вы вообще взяли, что «слишком молоды/стары/недостойны»? Кто вам это сказал и на каком основании? Можно ли этому человеку доверять? Верьте в себя. И пробуйте. А ещё будьте готовы к сопротивлению и не забывайте, что это нормально.

И у вас всегда есть выбор. Но только в том случае, если вы о нем знаете.

Часто в процессе работы клиенты негодуют, что отношения не складываются и их не понимают близкие люди. Мы часто замечаем, как сложно бывает найти контакт с тем, с кем мы вроде говорим на одном языке.

Многократное повторение, казалось бы, абсолютно понятных и простых для нашего собственного понимания вещей совершенно не находит отклика и не осознается собеседником. Складывается ощущение, что на самом деле мы говорим на совершенно разных языках.

Если мы возьмем эту мысль за основу, нам будет гораздо проще понять немыслимую непонятливость наших близких.

Мы же не ожидаем, что китаец будет понимать нашу русскую речь и делать то, что мы его попросили, только потому, что мы считаем это правильным и русский язык – единственно верным. Совсем нет, нам прекрасно известно, что с китайцем нужно разговаривать на китайском, найти переводчика или, на худой конец, найти китайца, который сможет говорить с нами по-русски.

Загрузка...