Введение

Сущность человека, его явные и скрытые возможности, являлись предметом гуманитарных исследований на протяжении многих тысячелетий. Особо пристальное внимание при этом уделялось неосознаваемым проявлениям личности, поскольку то, что можно узнать легко, вряд ли будет являться действительно важным и значимым. В результате на сегодняшний день известно как минимум пять классов неосознаваемых психических проявлений, в числе которых и феномен психологической защиты.

Как научный факт понятие «психологическая защита» впервые было зафиксировано в психоаналитическом направлении. И к настоящему моменту в зарубежной и отечественной психологической науке имеется достаточно богатый материал, касающийся этого феномена. Между тем по ряду основных моментов, очерчивающих общие контуры понятия, между исследователями до сих пор отмечаются существенные разногласия. Примером тому может служить неоднократно поднимавшийся в психологической практике вопрос, считать ли психологическую защиту причиной нарушения психического здоровья личности либо, напротив, условием, способствующим ее адекватному развитию.

Изучению подросткового возраста в психологической науке также посвящено немалое количество исследований. Востребованность таких исследований объясняется тем, что мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей именно в этом возрасте. Однако следует помнить, что часто подростков называют «трудными» только из-за того, что они становятся просто «неудобными» для взрослых. В результате взрослые перестают замечать, чем на самом деле живет подросток и в какие бездны страха и тревоги при этом погружается.

Характеристика подросткового возраста как периода неустойчивого развития встречается во многих работах отечественных и зарубежных авторов (Ст. Холл, Х. Ремшмидт, М. Клее, Дж. Адельсон, А. Петерсон, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.). При этом между исследователями существует достаточное согласие о том, что в психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания. Ш. Бюлер описывает пубертатный период с помощью следующих качеств:

– неудовольствие;

– беспокойство;

– физическое и душевное недомогание;

– дичливость;

– вялость;

– капризы;

– малокровие;

– утомляемость;

– повышенная чувствительность и раздражительность;

– беспокойное и легковозбудимое состояние;

– внутренняя неудовлетворенность;

– грубость;

– упрямство и черствость;

– глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности;

– неверие в себя;

– ненависть к себе;

– меланхолия;

– отвращение к жизни;

– чувство вины;

Загрузка...