Особенности психологической диагностики

Комплексность проблем ребенка с ОВЗ требует от психолога знания различных методов исследования. В идеале специалист должен ориентироваться в клинической детской психологии, нейропсихологии и психосоматике детского возраста, возрастной психологии, обладать начальными логопедическими и медицинскими знаниями.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики:

– познавательной деятельности (особенности и уровень актуального психического развития ребенка, в том числе и интеллектуального);

– речи;

– эмоционально-волевой сферы;

– личностного развития (межличностное взаимодействие со сверстниками, родителями и другими взрослыми).

Основными методами психологической диагностики детей с ОВЗ служат беседы с ребенком, родителями, наблюдение, специфические пробы.

Важно, чтобы материал для коррекционной работы с ребенком был аналогичен диагностическому, но не повторял его в точности. Тогда воздействие будет выполнять функцию коррекции тех или иных выявленных проблем, а диагностика, в свою очередь, выявлять проблемы и отслеживать эффективность коррекционной работы. В качестве источников диагностического инструментария лучше использовать научно-практические разработки А.Л. Венгера, С.Д. Забрамной, В.М. Коган, М.П. Кононовой, А.Р. Лурии, Н.С. Немова, H.H. Павлова, С.А. Рубинштейна, Л.Г. Руденко, М.М. Семаго, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина и др.

Первичная диагностика проводится:

– по запросу педагогов (особенности ребенка, которые вызывают трудности в поведении, обучении или усвоении программы);

– по запросу родителей (жалобы на поведение и/или трудности воспитания т. д.);

– по результатам проведения экспресс-диагностики в ДОО, направленной на выявление особенностей психического развития (группы риска по поведению или учебной дезадаптации);

– по результатам наблюдения психолога за ребенком в игровой или иной деятельности в группе детского сада, есть ли у него проявления отклонений в развитии или признаки дезадаптации.

Условия проведения обследования:

– присутствие или письменное согласие родителей или опекунов ребенка;

– при затруднении контакта с ребенком предоставление ему возможности заниматься тем, чем он хочет;

– недопущение комментариев в адрес ребенка и его оценки со стороны психолога или присутствующих лиц, за исключением случаев негативизма (кидает предметы, стучит, бросается на пол).

Комплексная оценка психического развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ (качественные показатели)

Во время комплексной оценки нужно обратить внимание на следующие параметры.

• Эмоциональная сфера и поведение:

– контакт;

– эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

– поведенческая реакция (на одобрение, неудачу, результат);

– проявление признаков неадекватного поведения;

– навыки невербальной коммуникации.

• Деятельность ребенка:

– наличие и устойчивость интереса к заданию;

– понимание инструкции;

– самостоятельность выполнения задания;

– целенаправленность деятельности;

– работоспособность;

– использование помощи.

• Познавательная сфера и моторная функция:

– внимание (устойчивость, длительность сосредоточение, переключение);

– восприятие (цвет, величина, форма, пространственные отношения);

– временные представления;

– количественные представления.

• Познавательная сфера и моторная функция:

– память (слуховая, зрительная);

– мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, элементы логического мышления);

Загрузка...