В настоящее время по данным национального совета айкидо России (НСАР) в Российской Федерации айкидо занимается более 67 000 человек, действует порядка 1000 клубов и секций в 52 субъектах РФ, проводится около 200 учебно-тренировочных семинаров в год. Из них порядка 70 – с участием иностранных специалистов. При этом некоторая часть организаций, практикующих айкидо в РФ, не входит в НСАР. Соответственно общее количество людей, практикующих айкидо, превышает приведенные цифры. Минимальный возраст начала занятий варьируется от 4 до 6 лет. При этом часто айкидо начинают заниматься юноши и девушки, люди среднего возраста и пожилые. В результате исторического процесса на данный момент в мире существует несколько десятков стилей и направлений айкидо. Наиболее широко распространенным и многочисленным в мировом масштабе является Айкидо Айкикай. В качестве других наиболее крупных школ можно назвать:
• Айкидо Ёсинкан. Основатель Годзо Шиода
• Томики Айкидо. Основатель Кендзи Томики
• Ки-Айкидо. Основатель Коичи Тохей
• Ивама рю. Основатель Морихиро Сайто. Ныне входит в состав Айкикай.
• Реальное Айкидо. Основатель Любомир Врачаревич.
Кроме указанных крупных международных школ в мире насчитывается несколько десятков независимых школ, использующих в своем названии слово Айкидо. При этом то, что практикуется в таких маленьких школах может очень сильно отличаться от айкидо, которое создавал, преподавал, развивал и пропагандировал основатель Морихэй Уэсиба и продолжают делать его ученики. Исторически основным методом обучения айкидо являлось повторение действий учителя. В японской культуре изначально не было предусмотрено процедур подробного анализа техники при обучении. Историческая и культурная ситуация позволяла ученикам тратить практически все свое время на отработку техники. Это первая причина, в связи с которой изначально основателем не закладывалась определенная методика обучения айкидо. Вторая причина отсутствия единой разработанной методики преподавания заключается в том, что основатель фактически занимался собственным совершенствованием, а люди, находившиеся рядом с ним, пытались повторить его действия в меру своего понимания.
Айкидо в разных школах может отличаться достаточно сильно как с точки зрения методики преподавания, так и с точки зрения техники.
В данных условиях становится актуальным исследование процесса обучения начинающих заниматься айкидо и разработка эффективных методик обучения базовым техническим элементам в процессе многолетней технической подготовки айкидоистов.
Нами была выдвинута следующая гипотеза. Для повышения эффективности обучения начинающих айкидоистов необходимо выделить группы базовых технических элементов, сделав акцент на освоении именно этих элементов. Такой подход позволит повысить качество техники начинающих и значительно снизить время обучения.
Выделение базовых технических элементов не является чем-то новым для айкидо. Ситуация такова, что на данный момент каждая школа, даже в рамках Айкикай, имеет собственный, тот или иной, набор базовых технических элементов. Можно дать следующее общее определение техник айкидо – нейтрализация атакующих действий за счет максимально точного расположения себя во времени и пространстве, используя инерцию движения партнера для выведения его из равновесия и воздействуя на него без противопоставления своей мышечной силы силе партнера. Данное определение является результатом анализа профессионального опыта автора и не может претендовать на абсолютную истину.
В айкидо приняты следующие термины. Партнер, выполняющий атаку, называется уке. Партнер, выполняющий технику айкидо, называется тори или наге.
Изучив научно-методическую литературу по айкидо [4–8] и проанализировав собственный опыт практической деятельности, нами были выделены следующие основные принципы техники айкидо, присущие практически всем крупным международным школам:
– Для выполнения любой техники необходима правильно (то есть быстро, мощно, точно) выполняемая атака.
– Тайминг (контроль времени) выполнения техники.
– Правильное расположение в пространстве относительно партнера за счет своевременно выполняемого перемещения.
– Использование (продолжение, а не блокировка и борьба) движения партнера при выполнении техники.
– При выполнении воздействия на соперника для выведения его из равновесия или изменения/задания направления его движения должны быть выбраны правильные направления и углы приложения силы, при которых соперник не имеет возможности оказывать сопротивление и достигается максимальный эффект выведения из равновесия. То есть «использовать центр при выполнении техники».
Исходя из анализа техник айкидо, авторы выделили следующие группы базовых технических элементов, обучение которым необходимо для успешной технической подготовки айкидоистов:
• Атаки
• Страховки Укеми
• Позиция Камаэ
• Перемещения
• Удары Атеми
В рамках данного раздела не представляется возможным привести описание всех вышеперечисленных групп технических элементов. В школе Айкидо Айкикай, к которой принадлежит автор, большое внимание уделяется «использованию центра» как главному принципу эффективного исполнения технических действий. Для успешного использования центра необходимо, в свою очередь, правильное выполнение перемещений и сохранение корректной позиции Камаэ.
Рассмотрим группы педагогических методов, применяемые в технической подготовке айкидоистов.
Метод показа техники. При таком методе тренер-преподаватель или инструктор несколько раз с разных ракурсов демонстрирует занимающимся технику или технический элемент.
Метод устного объяснения техники. Как правило, показ технического элемента сопровождается вербально.
Метод выполнения техники на ученике в случае парной работы. Любая деятельность человека основывается на визуальной, аудиальной, кинестетической и абстрактно логической системах восприятия информации. Причем у различных людей доминирует определенная система, но в той или иной мере развиты все системы. По мере занятий айкидо, как правило, у человека улучшается кинестетическое восприятие. В этом случае демонстрация педагогом технических элементов на ученике становится наиболее эффективна, чем при объяснении. В качестве методического приема может использоваться исправление ошибок одного из учеников в качестве примера. При этом остальные занимающиеся могут вовлекаться в процесс с помощью ответов на вопрос о допущенных ошибках.
Наиболее интересным, с точки зрения автора, является метод использования мыслительных образов. В двадцатом веке был опубликован целый ряд работ зарубежных авторов, посвященных использованию воображения при обучении людей новым двигательным навыкам или исправлении постуральных привычек (осанки) На данный момент активные работы в этом направлении осуществляет Эрик Франклин [9], который исследует влияние воображения на движения и осанку танцоров. К настоящему времени есть много практических подтверждений тому, что создание определенных мыслительных образов во время выполнения движений приводит к более точному выполнению самих движений и корректировке позы, со временем формирует устойчивые нейронные связи на уровне головного мозга, что ведет к формированию и закреплению правильного двигательного навыка. В спорте высших достижений активно используется метод идеомоторной тренировки, то есть мысленное представление движений [10]. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений. Причем, некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые, с одной стороны, имеют четкие представления о технике хорошо освоенных движений, а, с другой стороны, осознанно пришли к убеждению ее необходимости в результате длительных эмпирических поисков [11].
Автором было отмечено, что для успешного освоения нового технического элемента айкидо атлету порой достаточно предложить использовать определенный мыслительный образ. Проще говоря, представить что-либо. Например, для выполнения движения «кокю-хо» часто используется следующий образ: занимающийся должен представить, что он снимает с головы кепку.
Немаловажным фактором при использовании образов является наличие в жизненном опыте обучаемого соответствующих ситуаций. Как уже говорилось ранее, айкидо формировалось на основе опыта его основателя в других боевых искусствах. Значительной частью из них были школы работы с оружием и конкретно с мечом. В связи с этим, многие инструкторы айкидо в процессе объяснения техники ссылаются на работу с мечом. Например, может быть сказано, что действие руками выполняется как при замахе мечом. При этом если ученик не имеет опыта работы с оружием и видел меч только в фильмах и на картинках, он не сможет воспроизвести необходимое движение, и, соответственно, методическое указание инструктора становится неэффективным. Вместо такого объяснения необходимо использовать образ, который проще воспроизводится на основе опыта обучаемого. Например, «питье воды из бутылки», «снятие кепки», «поднятие над головой вертикально установленного столба». При этом необходимо отметить следующий момент: для занимающихся айкидо имеет смысл активно практиковать работу с оружием не только на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, но и на начальном этапе многолетней подготовки [12]. Работа с оружием в парах вырабатывает необходимое чувство дистанции и тайминга. При этом необходимо отметить, что использование мыслительных образов при обучении технике защиты от вооруженного нападения не дает положительного результата, если обучаемый не имеет опыта работы с оружием.
Использование образов при обучении новым двигательным навыкам облегчает усвоение материала начинающими айкидоистами. При регулярном использовании мысленных образов в практике на уровне нервной системы быстрее формируются устойчивые нейронные связи, закрепляющие двигательный паттерн. При обучении должны быть использованы образы, имеющиеся в реальном опыте обучаемого. Для освоения того или иного может быть предложено несколько образов. Задача инструктора заключается в подборе необходимых образов. Эффективность применения тех или иных образов у разных людей разная. Инструктор в процессе занятий должен индивидуально оценивать воздействие предложенных ученику образов на выполнение движения и корректировать их.
Для повышения эффективности обучения квалифицированных айкидоистов необходимо на основании анализа техники айкидо выделить группы базовых технических элементов и прийти к единому пониманию выполнения базовых технических элементов. Любая, сколь угодно сложная, техника (или техническое действие) айкидо при первоначальном ее освоении и формировании двигательного навыка может быть разложена на составляющие базовые технические элементы. Выделение базовых технических элементов не является чем-то новым для айкидо. Ситуация такова, что в настоящее время каждая школа, даже в рамках айкидо Айкикай, имеет собственный набор базовых технических элементов. В силу отсутствия работ методического характера, не представляется возможным провести сравнительный анализ состава базовых технических элементов разных школ, и тем более методик обучения им.
На данный момент есть много практических подтверждений того, что создание определенных мыслительных образов во время выполнения движений приводит к более точному выполнению технических элементов и корректировке положения тела при этом [9–11]. Кроме того, регулярная практика идеомоторной тренировки со временем формирует новые, устойчивые нейронные связи от головного мозга к мышечным волокнам, что ведет к закреплению двигательного навыка [10, с. 22]. Нами было отмечено, что для успешного освоения нового технического элемента айкидо тренеру порой достаточно предложить своему воспитаннику использовать определенный мыслительный образ. Например, для выполнения движения «кокю-хо» часто используется следующий образ: айкидоисту предлагается представить, что он снимает с головы кепку [12, с. 47].
Немаловажным моментом при использовании образов является наличие в жизненном опыте атлета соответствующих ситуаций. Айкидо формировалось на основе опыта его основателя в других боевых искусствах. В связи с этим многие инструкторы айкидо в процессе объяснения техники ссылаются на работу с мечом. Например, может быть сказано, что действие руками выполняется как при замахе мечом (визуализация для выполнения базового приёма «Шихо-наге»). При этом, если атлет не имеет опыта работы с оружием и видел меч только в фильмах и на картинках, он не сможет воспроизвести необходимое движение и соответственно методическое указание инструктора становится неэффективным. Вместо этого необходимо использовать образ, который проще воспроизводится на основе опыта обучаемого. Например, питье воды из бутылки, снятие кепки, поднятие над головой вертикально установленного столба, питьё воды из кувшина двумя руками [12, с. 48]. Однако, необходимо отметить следующие аспекты. Для занимающихся айкидо имеет смысл активно практиковать работу с оружием не только в режиме практики дополнительных упражнений, но и в режиме освоения базовых технических действий. У квалифицированных айкидоистов должен быть навык работы с оружием. При этом использование элементов идеомоторной тренировки, визуализация работы с оружием является эффективным способом воспроизведения базовых техник [13].
Нами, инструкторами Региональной Общественной Организации «Ассоциация Айкидо Айкикай Свердловской Области», были сформулированы следующие основные положения обучения техникам работы с оружием квалифицированных айкидоистов:
• Использование мыслительных образов при обучении двигательным навыкам облегчает усвоение материала.
• При регулярном использовании мысленных образов при формировании и совершенствовании двигательных навыков у квалифицированных айкидоистов в центральной нервной системе быстрее формируются устойчивые нейронные связи, закрепляющие двигательный паттерн.
• При обучении должны быть использованы образы тех двигательных действий, которые уже освоены атлетом.
• Для формирования того или иного двигательного навыка может быть использовано несколько различных мыслительных образов. Задача инструктора заключается в подборе необходимых образов для каждого айкидоиста, так как эффективность применения тех или иных образов у разных людей разная. Инструктор в процессе занятий должен индивидуально оценивать воздействие предложенных ученику образов на выполнение технического действия и корректировать их применение.
Приведем примеры средств технической подготовки в айкидо – это выполнение базовых технических элементов в качестве отдельных упражнений.
Тори-фуне (Движение со смещением центра тяжести).
Одним из основополагающих принципов техники айкидо является так называемое использование центра. Движение «тори-фуне» является основным способом использования центра при выполнении технического действия. Овладение движением «тори-фуне» и совершенствование этого двигательного навыка при выполнении приемов айкидо является одной из самых сложных задач, решаемых в процессе обучения айкидо. «Тори-Фуне» – это перенос массы тела с впереди стоящей ноги на сзади стоящую и обратно в позиции «камаеэ».
Часто «тори-фуне» также называют «фуне-коги-ундо» – эмитация гребли на лодке. Обычно движение «тори-фуне» выполняется в начале тренировки в паре с движением «фури-тама». «Фури-тама» иногда переводится как встряска, пробуждение жизненной энергии.
Рассмотрим порядок выполнения движения «тори-фуне» в виде отдельного упражнения идеомоторной тренировки. Находясь в правосторонней стойке, атлет должен максимально сместить вес тела на впереди стоящую ногу. Обе руки в начальном положении находятся на поясе, кисти сжаты в кулак. В процессе смещения центра тяжести тела на впереди стоящую ногу, руки свободно двигаются вперед. В крайней точке движения вперед кисти рук раскрываются. Спина при этом не сгибается, остается максимально прямой. Далее кисти рук закрываются в кулаки, как бы захватывая весла лодки. Производится максимальный перенос веса тела на ногу, стоящую сзади. Руки одновременно с переносом веса тела располагаются на поясе. Мыслительный образ при овладении этим двигательным навыком – гребля веслами на лодке. Движение должно производится исключительно за счет переноса веса тела с одной ноги на другую, а не за счет мышц рук. Частично по ощущениям и технике выполнения этого элемента можно провести аналогию с первой фазой движения на гребном тренажере. При выполнении движения в правосторонней стойке произносится звук – «Эй-хо». При этом «Эй» – на движение тела вперед, «хо» – на движение назад. После 5–10 повторений движения «тори-фуне» руки от пояса выполняют круговое движение в стороны вверх и к центру. Ладони собираются в центре. Правая ладонь сверху. Ноги приходят в позицию на ширине плеч стопы чуть наружу. Производится встряхивающее движение кистями. Необходимо представить, что в ладонях находятся два металлических шарика небольшого размера. Встряхивая и вращая кисти рук, создается мыслительный образ вибрации за счет движения шариков. Волны возникающей вибрации должны пронизывать все тело от центра до ног и головы, пробуждая жизненную энергию. На начальном этапе обучения крайне сложно понять движение «фури-тама». Однако его необходимо выполнять, совместно с движением «тори-фуне», отдавая дань традициям школы айкидо Айкикай. После этого производится смена стойки на левостороннюю и выполняется аналогичная последовательность движений «тори-фуне», «фури-тама». При этом, в левосторонней стойке произносятся звуки «Эй-са». Существует несколько форм выполнения элемента «тори-фуне». Эти формы отличаются друг от друга амплитудой наклона корпуса при движении вперед. В процессе тренировок полезно практиковать все три формы. «Тори-фуне» является одним из важнейших движений для формирования навыка использования центра тела и одним из самых сложных для освоения при всей своей кажущейся простоте.
Кокю-хо (Техника дыхания).
Один из вариантов перевода «кокю-хо» – это сила локтя. Данное движение, как правило, используется в качестве основного базового движения при обработке атаки. Рассмотрим выполнение движения «кокю-хо» из правосторонней стойки «камае». Впереди стоящая нога делает выпад вперед, как при выполнении технического действия «цуги-аши». Сзади стоящая нога остается на месте. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Руки из исходного положения поднимаются по центральной линии до уровня головы. В конечной фазе происходит доворот кистей рук. Должно возникать ощущение надавливания вперед ребрами ладоней. Локти при этом смещаются немного вперед. При постановке движения можно использовать следующие образы. Атлету предлагается представить, что в исходном положении в его руках находится большая кружка с водой. Кружку необходимо поднять на уровень головы и за счет движения кистей залить жидкость себе в рот. Еще один образ можно использовать при постановке движения рук. Предлагается представить, что в исходном положении необходимо захватить вертикально расположенное перед вами бревно. Далее его необходимо поднять до уровня головы и закинуть за голову. В конечном положении воображаемое бревно находится параллельно земле, а руки должны располагаться таким образом, чтобы защищать голову от удара «шомен-учи» (сверху, ребром ладони по голове). Данное движение отрабатывается в качестве упражнения в правосторонней и левосторонней стойке.
Рассмотрим примеры мысленной визуализации нескольких основных базовых приёмов айкидо Айкикай, входящих в аттестационную программу. В айкидо приняты следующие термины. Партнер, выполняющий атаку, называется Уке. Партнер, выполняющий технику айкидо, называется Тори или Наге.
Иккё (1-й контроль – удержание давлением на руку).
Визуализацией базового приёма «Иккё» может являться образ прокручивания ручки колодца при подъёме ведра с водой. Этот образ максимально соответствует биомеханическим характеристикам данного технического действия.
Шихо-наге (Бросок на четыре стороны). Тори проходит под рукой Уке и, развернувшись, берёт его руку в замок. Затем делает бросок движением вниз так, будто держит в руках меч. Визуализацией базового приёма «Шихо-наге» является образ замаха мечом с последующим разрубанием арбуза. Если у квалифицированного айкидоиста имеется навык работы с мечом, сформированный при обучении боевым искусствам – Кендо, Иайдо, Дзёдо, то данная визуализация будет максимально эффективной и соответствовать всем техническим требованиям приёма.
Ирими-наге (Бросок встречным движением).
Визуализацией базового приёма является образ работы рук при плавании стилем – «кроль», а именно движение руки пловца при фазе гребка. Замах руки по воздуху перед погружением в воду для гребка имитирует действие рукой Тори, которая осуществляет давление на голову Уке, когда вторая рука Тори фиксирует шею Уке.
Котэ-гаеши (Бросок вращением кисти наружу).
Визуализацией этого технического действия может являться образ кистевого броска баскетбольного мяча в кольцо. Биомеханические параметры кистевого броска мяча в кольцо совпадают с проведением приёма «Котэ-гаеши», когда Тори одной рукой держит запястье Уке, а другой рукой проводит кистевое давление на кисть Уке.
Кайтэн-наге (Учи-кайтэн. Бросок вращением с использованием руки Уке).
При проведении приёма в варианте «Учи-кайтэн», Тори выполняет захваченной рукой «Кокю-Хо» и проходит под рукой Уке. При этом, для большей эффективности это круговое движение нужно сделать максимально амплитудно. Визуализацией данного приёма может являться образ поднятого с пола предмета (яблоко, мандарин, конфета).