Православная Церковь напутствует каждого своего члена в загробный мир Таинствами Исповеди и Святого Причащения. При смертной опасности в первую очередь следует позаботиться о приглашении к больному священника для совершения этих Таинств, дабы не предстать ему пред Богом неготовым и неочищенным. Во время тяжких болезней Святая Церковь призывает своих чад прибегать также к Таинству Елеосвящения, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, испрашивается исцеление от болезней и отпущение грехов. Поэтому совершать это Таинство нужно во время усиления болезни, с верою, что дни земной жизни человека будут продлены для покаяния и исправления.
Когда душа разлучается с телом и переходит в духовный мир, она особенно нуждается в нашей молитвенной помощи. Для облегчения самых последних минут земной жизни христианина читаются особые каноны на исход души от тела: ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице и канон «егда человек долго страждет». Каноны исполнены великого покаяния и мольбы о милости Божией к отходящему в мир иной. В случае отсутствия священника оба канона на исход души могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином. В нашем издании они, по указанию святителя Афанасия (Сахарова), объединены в одно Последование при разлучении души от тела всякого правоверного (см.: Сахаров Афанасий, еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. – СПб.: Сатис, 1999. С. 137).
Каноны на исход души не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, каноны можно читать дома. Главное – помочь душе в эти самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух во время чтения канонов, то их дочитывают с заупокойным припевом: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего…». И после 9-й песни завершают Окончанием заупокойных канонов.
По исходе души от тела начинают читать Канон о усопшем (стр. 361). Если человек умер не дома, прочитайте канон по получении известия о его кончине.
Чтение Псалтири можно начать сразу после кончины и не обязательно непосредственно над гробом. Обычай петь псалмы у гроба усопшего пришел из глубокой первохристианской древности. Это и сильнейшая помощь со стороны живущих душе умершего, проходящей в первые дни страшные мытарства, и утешение для скорбящих близких.
Чтение Псалтири до погребения отличается от чтения в последующее время на домашней молитве. Оно совершается по особому чинопоследованию, желательно не прерывать его ни днем, ни ночью. Необходимо полностью прочитать всю Псалтирь над гробом хотя бы один раз. При этом поминают только новопреставленного, других усопших поминать не следует.
Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо заупокойного читают Пасхальный канон. Во всех случаях, когда положено читать Литию, поют пасхальные стихиры: «Да воскреснет Бог…» и «Пасха священная…», то есть на положение во гроб, на вынос тела из дома и до и после захоронения на кладбище.
Вместо Псалтири на Светлой седмице, по традиции, читают Деяния святых апостолов. Начинают чтение словами: «Молитвами святого апостола и евангелиста Луки, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь», после чтения: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».
Чтение Деяний святых апостолов содержит в себе и молитву о усопшем, и утешение родным. У язычников в обычае оплакивание, истерические рыдания и вопли, разрывание на себе одежд. Мы же, христиане, веруем, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому мы должны провожать душу ушедшего от нас в тихой молитве.
При погребении выносят гроб с телом усопшего из дома, переносят в храм и из храма к могиле под пение «Трисвятого». На Светлой седмице провожают почившего под пение «Христос воскресе из мертвых…». Впереди несут крест или икону. В некоторых селах до сих пор сохраняется обычай погребального шествия с крестом и хоругвами. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.
Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, все эти дни его именуют в молитвах новопреставленным. Особое поминовение совершают в третий день – в воспоминание о том, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых «в третий день по Писанием». В девятый день мы молимся о том, чтобы заступлением и молитвами девяти Ангельских чинов душа умершего была помилована. А в сороковой день – в память о том, что Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса в сороковой день по Своем Воскресении. Есть благочестивый обычай совершать также особое поминовение на двадцатый день по кончине и через полгода.
Главными днями памяти усопшего становятся годовщины кончины, а также дни тезоименитства. Обязательно также поминовение во Вселенские родительские субботы: Мясопустную (за неделю до Великого поста), Троицкую (перед Днем Святой Троицы), а также в Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, на Радоницу и в Димитриевскую субботу. Во Вселенские родительские субботы Церковь особо молится о умерших внезапной смертью, о тех благочестивых христианах, которые, перейдя в мир иной на чужбине, от голода и болезней, в море, на пожаре, от бед и несчастий, «узаконенных псалмов и песней памяти не получили». Радоница – это первое поминовение усопших после Святой Пасхи, на 10-й день, во вторник Фоминой недели. Димитриевская суббота была установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, павших на Куликовом поле. Впоследствии в этот день стали поминать также всех православных христиан.
Кроме того, все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших, потому что суббота – день покоя, «седьмый день… егоже древле Господь благословил… упокоение от дел» (Быт. 2, 3). И потому, что Господь наш Иисус Христос Сын Божий в этот день «пребывал в усопших» (по слову святителя Филарета Московского).
Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – Литургия за умерших. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение об усопших: апостолы знали, что велика бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние». Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.
В Великий пост полные Литургии служатся только по субботам и воскресным дням, поэтому сорокоуст обычно заказывают с Фоминой недели.
После сорока дней следует заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях – вечное, то есть пока стоит монастырь. Есть благочестивый обычай заказывать поминовение в нескольких монастырях или храмах. Хорошо поминать усопшего на «неусыпаемой» Псалтири, то есть при непрекращающемся ни днем, ни ночью чтении Псалтири.
Во все дни памяти усопших необходимо подавать записки о их упокоении и заказывать панихиды в храме. Поминовение совершается на каждой Литургии.
Молитву о усопших Святая Церковь считает необходимой частью не только богослужения в храме, но и домашнего правила.
Конечно, главное – это церковное поминовение усопших, вместе с пастырями. Но – «не все на священника возверзем». Мы должны потрудиться и сами, в своей домашней молитве. Это наш долг перед усопшими, доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва в дни памяти умерших, если невозможно было помянуть их в храме.
В третий, девятый, сороковой дни и годовщины (где принято, также в двадцатый день и полгода) память усопшего следует почтить чтением Панихиды.
Во все сорок дней после кончины – время особого поминовения, когда решается судьба души почившего, – ежедневно должен читаться Канон о усопшем.
Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище.
В остальные дни можно читать или Панихиду, или отдельно Каноны о усопшем, усопших. Также поминают усопших на Псалтири и читают помянник в утренних (а по желанию, и в вечерних) молитвах. Под субботу можно читать за всех своих родственников один из Канонов о усопших.
Также мы публикуем Канон о усопших, который совершается в церкви всего два раза в год – в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские субботы. Но в домашней молитве можно его читать и в любое другое время – по желанию и по силам, по благословению духовника. Это поминовение всех от века усопших православных христиан.
Есть благочестивый обычай – раз в году совершать поминовение всех своих сродников и в домашней молитве, и поминальной трапезой. Можно выбрать для этого или день памяти кого-то из родных, или просто какой-то удобный для поминовения день, когда разрешена, по Уставу, домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в воскресные дни.
Необходимо особо отметить, что о составе и пределах своей домашней молитвы обязательно следует советоваться со священником, а главное – со своим духовным отцом.
Поминовение усопших обычно сопровождается поминальной трапезой. Если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе. Если же многие не смогли быть на панихиде в храме, то перед трапезой следует прочитать либо Панихиду, либо Канон о усопшем, что по силам.
Сама трапеза начинается с вкушения кутии. По обычаю, в Средней России принято подавать на поминках блины и кисель. В конце трапезы читается заупокойная Лития.
Недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства или напитки как бы для умерших. Это языческий обычай.
Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным.
Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах. По слову святителя Иоанна Златоуста, тот, кто поминает умершего винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умножении ему огня геенского.
Поминальная трапеза – это наша милостыня в память о усопшем. Пищу на поминальной трапезе полагается вкушать молча, творя в уме молитву о упокоении души преставившегося.
По Церковному Уставу, не совершают домашние заупокойные молитвы и поминальные трапезы во все воскресные дни, двунадесятые и великие праздники, на Светлой (Пасхальной) седмице, в Лазареву субботу, Преполовение Пятидесятницы, Отдание Пасхи, в последние три дня Страстной седмицы, а также во второй день Рождества Христова, Крещения Господня, Святой Троицы.
В праздники и воскресные дни православный христианин должен быть в храме на Литургии и подать записку о упокоении на проскомидию, а поминальную трапезу перенести на другой день. В Рождественский сочельник и все Святки можно молиться о усопших дома, но не следует устраивать поминальных трапез. Если человек умирает в дни Великого поста, все поминовения переносят на субботы. В Типиконе говорится, что поминовение третьего дня совершают в ближайшую субботу, а в следующую субботу отмечают девятый день, независимо от счета, так как в будни Великого поста поминальные трапезы не положены.
Память сорокового дня, по Уставу, не должна переноситься, поэтому в сороковой день необходимо отстоять службу в храме, дома прочитать Панихиду, но не должно устраивать никаких больших собраний, разве только можно помянуть в узком кругу родственников, не нарушая, разумеется, при этом поста. Собраться же всем ради поминовения можно опять-таки в ближайшую субботу. Так же необходимо поступать, когда сороковой день приходится на праздник или воскресный день.
На Страстной седмице в первые три дня в храме служат заупокойную литию. Можно молиться о усопших и дома. Но начиная с вечерни Великого Четвертка мы предстоим Страстям Христовым и Гробу Господню – все иное умолкает.
Если девятый и сороковой дни или годовщина приходятся на Светлую седмицу, то записки подавать можно, но молитв о усопших и поминальных трапез не совершают. После погребения на Светлой седмице обед не должен носить характер поминального – ни кутия, ни блины на трапезе не подаются. Все поминовения со Страстной и Светлой седмиц переносят на Радоницу. На Рождество Христово и в день Святой Пасхи не совершают даже погребения.
В наше время многие люди, даже будучи крещеными, не ходят в храм, не исповедуются, не причащаются Святых Христовых Таин или делают это крайне редко. За них, а также за всех скончавшихся скоропостижно и не успевших должным образом подготовиться к своей кончине, читают Канон преподобному Паисию Великому. Этот святой, всю жизнь трудившийся в иноческих подвигах, не желал иметь никакого воздаяния за них, ради того только, чтобы была избавлена от наказания душа одного молодого грешника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба и даровал ему особую благодать ходатайствовать о умерших без покаяния.
Православная Церковь не совершает отпевания и не возносит молитв о людях, сознательно отвергавших Бога и Церковь, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, занимавшихся оккультизмом, магией, экстрасенсорикой и т. п., а также о самоубийцах, сознательно лишивших себя жизни.
Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), а также во всех сомнительных обстоятельствах необходимо для отпевания и поминовения получить благословение правящего архиерея.
Также не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. О их душах нельзя совершать общецерковной молитвы. Но близкие родственники в домашней молитве могут читать о них Канон мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. (Имена умерших некрещеными при этом не называют.) Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.
Часто возникает вопрос о посмертной участи и поминовении умерших некрещеными или убитых во чреве матери младенцев. В житии преподобного Василия Нового говорится об откровении Божием, данном ученику преподобного, что некрещеные или безвинно загубленные младенцы, хотя и не могут в полной мере наследовать вечное блаженство, но будут избавлены от вечных мук. За них также читается Канон мученику Уару, ибо если даже язычники получают облегчение, то тем более заслуживают милости Божией души этих несчастных младенцев.
«Кто молится за умерших, тот наперед себе ходатайствует жизнь и спасение, – говорит святой Иоанн Златоуст. – Не напрасны бывают моления, не напрасна милостыня: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг от друга, ибо благотворение живых в память усопших спасает тех и других. Если усопший грешен, то мы своей любовной заботой много можем ему помочь, и из места мрака и скорби перенести его в светлый мир безграничного счастья, а если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на нашу любовь горячей молитвой о нашей душе, находящейся еще в земной жизни».
Заботиться о спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им все согрешения вольные и невольные, – священный долг каждого сына Православной Церкви. К молитве о усопших побуждает нас христианская любовь, которою мы все соединены во Господе нашем. Эта любовь объединяет нас здесь, на земле. Не кончается она и при переходе в жизнь вечную. Ведь любовь, по слову апостола Павла, «никогда не престает» (1 Кор. 13, 8). Усопшие – наши ближние, которых Бог призывает нас любить, как самих себя. Ведь Господь не заповедал нам любить ближних, только пока они живут на земле. Господь хочет, чтобы любовь эта перешла и за гроб. Поминовением и молитвой мы доказываем свою непреходящую любовь к нашим дорогим усопшим.