Милана была равнодушна к компьютерным играм, ведь ей всегда казалось, что это – детская забава, присущая детям младшего школьного возраста. Она с непониманием смотрела на своих ровесников, которые с увлечением рубились в какой-нибудь игровой проект. Мобильные игры она тоже не признавала, считая все эти игрушки хоть и веселой, но все же пустой тратой времени. Да и вообще, серьезные люди в игры не играют.
Ей было уже двадцать пять, она думала о том, как построить карьеру и выйти замуж, но вокруг что-то не было подходящих претендентов. Поэтому она существовала в гордом одиночестве, посвятив себя работе. Часто вспоминала былые времена, когда все казалось таким простым и радужным. А теперь настала взрослая жизнь, в которой Милана жила отдельно от родителей, взвалив все расходы на свои хрупкие плечики.
Была у нее подруга, Валя. Она увлекалась виртуальными развлечениями и даже поступила на курсы, связанные с созданием игр. Милана ее увлечение, естественно, не разделяла, и каждый раз мягко переводила тему, когда Валентина заговаривала об играх и их создании. Какой-то там «Юнити» и «Си шарп» Милану совершенно не интересовали. Скука смертная! Нужно жить в реальном мире, а виртуальный пусть остается на потом…
– Милка, приходи в гости, я тебе кое-что покажу, – как-то раз загадочно объявила Валя. Милана терпеть не могла, когда ее так называли. Шла ассоциация с известной маркой шоколада, а, точнее, с коровой, изображенной на обертке. Но Вале она прощала.
– Что? Очередной постер с любимой игрой? – посмеялась Милана. Валя была ее ровесницей, и Мила немного не понимала, почему ее подруга не думает о чем-то другом, кроме своих игр. Вроде уже взрослая девушка, но помешана не на шутку. Впрочем, Валентине заниматься любимым делом было намного проще. Жила она с родителями, работала официанткой в местной забегаловке, а свободное время посвящала своему увлечению. О замужестве она не задумывалась, давно разочаровавшись в противоположном поле. Да и родителей ее увлечение вполне устраивало. Валентина вела игровой канал, на котором часто делала стримы всяких новомодных игрушек. Большую половину своего заработка Валя вкладывала в компьютер. Даже купила VR-очки.
Порой, глядя на свою подругу, Милана задумывалась о том, что у них мало общего. Валя казалась ей слишком ветреной и оторванной от реальности. Ведь вся ее жизнь проходила в основном за экраном монитора.
Вот и сейчас, придя к ней в гости, Милана оглядела бардак в квартире и лишний раз убедилась, насколько они с Валей разные. Ведь Мила никогда бы не позволила себе приглашать в гости подругу, если в квартире бардак…
Но Валю такие мелочи не волновали, она встретила Милану с горящими от энтузиазма глазами и, перемолвившись с ней парой дежурных фраз, схватила за руку и повела в свою комнату. Комната у нее была оформлена в подростковом стиле конца девяностых – начала двухтысячных. Какие-то плакаты висели на стенах, везде все разбросано. Не знай Милана, что здесь живет двадцатипятилетняя девушка, подумала бы, что это комната подростка, переигравшего в компьютерные игры.
– Садись, – Валя указала на компьютерное кресло, – я тебе покажу кое-что.
Попутно она включила свой компьютер, и системный блок засветился разными красками. Он всегда почему-то напоминал Милане светомузыку.
– Я не хочу ни во что играть, – запротестовала гостья.
– Но это особенная игрушка! – воскликнула Валентина. – Я ее сама создала!
Милана усмехнулась. Разве можно сделать игру в одиночку в наше-то время? Ладно, будь то какой-нибудь «Марио», она бы еще поверила.
– Давай-давай, будешь бета-тестером, – поторопила Валентина.
– Бета-тостером, – пошутила Милана, но ей ничего не оставалось, как сесть в кресло и взять в руки VR-очки. Надевая их впервые в жизни, Мила поклялась, что больше в гости к Вале не придет.
***
Она оказалась во дворе какого-то недостроенного здания. Милану поразила реалистичность окружения. Все было неотличимо от реальности. Высокие деревья, сквозь кроны которых пробивались лучи солнца… Двор был довольно огромен и видно, что по нему давно никто не ходил. Сквозь асфальт уже проросла трава, а неподалеку застыл металлолом в виде машины. Кажется, «восьмерка», но Милана не была уверена. Она прошла несколько шагов по реалистично нарисованному асфальту, поражаясь, как все это мог создать всего один человек. Ее познания в играх ограничивались устаревшими шедеврами, в которых графика была очень далека от реализма. А тут… Будто по настоящему двору идешь… Милана и не подозревала, что графическая оболочка современных игровых проектов уже неотличима от реальности. Так странно было осознавать, что все, что она сейчас видит, не существует…
Что-то насторожило ее. Музыка. Спокойная музыка, без единого слова, подчеркивающая атмосферу заброшенности этого виртуального мирка. Вокруг не было людей. Лишь многоэтажное недостроенное здание ярусом выше, если подняться по ступенькам. А если поднять голову к виртуальному небу, то можно ослепнуть от виртуального солнца. Но все так реалистично создано…
Милана стояла, озираясь по сторонам и удивляясь тому, насколько виртуальный мир похож на реальный. Если бы она не знала, что это – всего лишь проект подруги, то наверняка спутала бы окружающую ее обстановку с реальностью.
Интересно, а какой сюжет у этой игры?
Милана поднялась по ступенькам к зданию, обошла его. Поразительно, как настоящее. В реальности она видела сотни таких заброшенных зданий. Будто это строение вырвали из реальной жизни и поместили в реалистично нарисованный мирок. Мирок, в котором играет спокойная музыка; где нет всего того, что так мешает людям просто наслаждаться жизнью, красотой природы.
Мила прикрыла лицо ладонью, чтобы не ослепнуть от виртуального солнца. Она обошла здание со всех сторон, и ее глазам все еще не верилось, что этот мирок нереален. Подняв глаза, Милана увидела последний этаж здания. В нем не было окон и крыши тоже не было. Лучи солнца пробивались сквозь то, что в реальном мире могло быть окнами, но тут, в нереальном, это строение навсегда останется недостроенным. Она смотрела на эти ослепляющие лучи солнца, которые даже не греют; слушала успокаивающую музыку и понимала, что этот мир сейчас для нее так же реален, как и тот, другой, в котором осталась Валентина. Да, пусть все кругом – компьютерная графика, но как же фотореалистично все сделано! Но в то же время почему-то здесь так одиноко, ведь нет никого… Милана совершенно одна в этом реалистичном мирке.
Она вспомнила, как в детстве они с друзьями бегали по вот таким заброшенным зданиям. Все было так интересно, вот как сейчас. Но теперь-то интерес другого рода. Просто хотелось сравнить все это с реальным миром. И то, что с каждым шагом приходило осознание того, что от реальности этот мирок не отличается, даже смущало немного.
А вообще, что такое реальность? Ведь в VR-очках реальность для Миланы – то, что она сейчас видит перед глазами. Это – такая же действительность для нее, как и та, из которой она родом. Но ее мозг все еще осознает, что окружающий мир – это игра ее подруги, хоть и реалистичная до мурашек. Разум сигнализировал о том, что есть другая реальность, намного реальнее этой. Но этот мир – чист. Тут Милана – просто человек, живое существо посреди реалистичного виртуального мира. Здесь нет ее проблем, забот. В этом чистом мирке всего этого просто не существует… Теперь Мила начала понимать, почему так много людей любят компьютерные игры. Почему многие проводят в нарисованных мирах тысячи часов, забывая о реальном мире. Ведь тут, в виртуальности, эти люди исключительны. А в обычном мире им приходится добиваться места под солнцем. Но получается не у всех. И в итоге – они просто бегут туда, где их значимость никто оспорить не посмеет. Ведь в виртуальном мире чего-то достичь намного легче, чем в реальности… И в итоге получаются тысячи людей, которые заработали сотый уровень в какой-то игре, а в реальной жизни так и остались, по большому счету, на начальном уровне.
Милана решила войти внутрь здания. Ей почему-то так захотелось попасть на верхний этаж! Но в заброшенном строении было жутко. Чем дальше от оконных проемов, тем темнее становилось. Все, как в реальности. Она шла по огромному коридору, видела много дверей. Интересно, а что Валя скрыла за этими дверями? Дернув ручку одной из них, Милана поняла, что дверь заперта. Быть может, за ней и нет ничего. Абсолютно ничего. Эта мысль шокировала, и Милана отшатнулась от двери. То, что могло бы быть в мире этом, в реальности просто недопустимо. Хотя даже там существует теорема Шредингера. Кто знает, применима ли она к этому случаю? Ведь виртуальные миры строятся по физическим законам мира реального…