Экономика Китая была полностью закрыта для остального мира в течение многих лет. Только с 1978 года, когда Дэн Сяопин, являвшийся на тот момент Заместителем премьера Китая, привнес новую программу экономических реформ под названием Политика реформ и открытост1, Китай поднял занавес, провозгласив открытие страны для всего остального мира.
Однако в начале реформа предусматривала учреждение иностранными инвесторами только совместных предприятий (СП) с определенными китайскими партнерами, что регулировалось законом КНР «О китайско-иностранных долевых совместных предприятиях», принятом в первой редакции в 1979 году.
Позднее количество ПИИ резко выросло, и Китай начал приветствовать транснациональные предприятия в определенных индустриях: автомобильной, нефтехимической, телекоммуникационной, в избранных зонах страны, к примеру, в специальных экономических зонах (СЭЗ) в Шэньчжэне2.
Следующим важным шагом являлся закон КНР «О предприятиях с полным иностранным капиталом», принятый в 1986 году. Данный закон позволил иностранным предприятиям самостоятельно инвестировать в отдельные индустрии Китая без сотрудничества с китайскими партнерами, а также создавать новые компании с капиталом, полностью принадлежащим иностранному инвестору.
В 1995 году в Китае было опубликовано первое издание Каталога промышленных объектов, рекомендованных зарубежным инвесторам, в котором были перечислены все сферы, доступные для иностранных инвесторов в Китае. В дальнейшем Каталог пересматривался, изменялся и улучшался множество раз3.
В 2000-х многие законы и положения, относящиеся к ПИИ, включая законы КНР «О китайско-иностранных долевых совместных предприятиях», «О предприятиях с полным иностранным капиталом», претерпели ряд изменений в целях поддержания темпа экономического развития страны.
Таким образом, ПИИ в китайский рынок растут из года в год, о чем наглядно свидетельствует следующая диаграмма4:
Таблица № 1
Китайская экономика представляет собой экономику планового типа. Центральные органы власти начали проводить политику пятилетнего планирования с 1953 года.
Пятилетний план – это инструмент, используемый в странах с социалистическим/коммунистическим политическими режимами, где основная экономическая инициатива исходит от центрального правительства.
До 1992 года пятилетние планы носили крайне детальный характер, так как все мощности и объем производства должны были соответствовать запланированному к выпуску объему продукции, потому что государство полностью регулировало и контролировало рынок. Однако после 1992 года функция пятилетнего плана изменилась, он стал носителем ряда социальных и экономических инициатив по развитию, направленных в основном на определение ключевых национальных строительных проектов, управление распределением производственных сил и вложениями частного сектора в национальную экономику, установление направления будущего развития и целей. На момент написания настоящего практического путеводителя в Китае действует тринадцатый пятилетний план.
В настоящее время реформы в разных областях проводятся довольно мягко с расчетом на далеко идущую перспективу. Рыночная сила все еще не занимает ведущее положение, а многие реформы хоть и были предложены и рассмотрены, но так и не дошли до этапа их осуществления.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это вложение капитала юридическим или физическим лицом путем непосредственного осуществления торговых операций и/или покупки активов коммерческих предприятий с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране получения инвестируемого капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. В общем прямые иностранные инвестиции5 включают в себя слияние и поглощение, реинвестирование доходов, полученных от операций за рубежом или учреждение новой компании.
В настоящее время в Китае правительство устремило свой интерес к иностранным компаниям, специализирующимся на высоких технологиях, обладающих лидирующими и продвинутыми технологиями, намеренных сотрудничать с китайскими компаниями и инвестировать в Китай. Правительство во многом поддерживает и поощряет указанные инвестиции посредством проведения политики льгот, включая, но не ограничиваясь налоговыми преференциями, арендными скидками, субсидиями и другими формами льгот, согласуемых перед инвестированием6.
ПИИ в Китай можно подразделить на несколько видов, включая, но не ограничиваясь созданием представительства, китайским-иностранным долевым совместным предприятием, китайским-иностранным договорным совместным предприятием (или китайским-иностранным кооперативным совместным предприятием), предприятием с полным иностранным капиталом, акционерной компанией с иностранным капиталом.
В настоящем практическом путеводителе мы рассмотрим наиболее популярные формы ПИИ, в частности, представительство, китайским-иностранное долевое совместное предприятие и предприятие с полным иностранным капиталом.