С первых минут своей жизни ребенок способен испытывать разнообразные ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные и многие другие. До двух месяцев он получает информацию о внешнем мире главным образом посредством ощущений, а чуть позднее приобретает способность воспринимать и отличать друг от друга целостные объекты, прежде всего людей. Младенец оживляется при виде мамы или других близких людей, при звуках знакомого голоса. О том, что психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме, можно судить по некоторым признакам.
Например, ребенок в возрасте четырех недель:
– успокаивается, когда его берут на руки и качают;
– замирает или, наоборот, оживляется (начинает активно двигать ручками и ножками) при звуках голоса мамы или другого близкого человека;
– плачет, когда голоден, хочет спать или нуждается в смене подгузников;
– внимательно разглядывает лицо человека, если оно достаточно близко;
– сразу же обращает внимание на помещенный перед ним предмет и начинает его сосредоточенно рассматривать.
Нормально развивающийся двухмесячный младенец:
– во время кормления грудью делает «паузы» для общения с матерью: ненадолго прекращает сосать, ловит мамин взгляд и смотрит ей в глаза;
– улыбается в ответ на вашу улыбку;
– начинает «гулить», то есть произносит звуки, когда с ним разговаривают;
– трясет погремушкой, вложенной в его ручку;
– следит глазами за движущимся предметом;
– открывает рот при виде бутылочки.
Нормально развивающийся трехмесячный младенец:
– узнает в лицо знакомых людей;
– оживляется и смеется в ответ на обращенные к нему слова;
– улыбается, когда с ним говорят нежно и ласково;
– разглядывает собственные руки и пальцы, вложенную в его руку игрушку.
В течение первых трех месяцев ребенок приобретает такие важные способности, как зрительное слежение, умение сосредоточивать взгляд на объекте и рассматривать его.
Одновременно развиваются слуховое внимание, избирательная кожная чувствительность и связанная с ней способность различать разные по фактуре поверхности предметов.
Каким же образом можно стимулировать развитие внимания?
♦ Младенцам очень нравится, когда их тело и ручки гладят мягкой игрушкой. Хорошо, если игрушка издает какие-нибудь звуки. Это может быть собачка, которая гавкает, если нажать ей на животик, зайчик, пищащий при сдавливании, или кукла, умеющая говорить: «Мама!» Погладьте и пощекочите ребенка игрушкой, а потом спрячьте ее себе за спину. Если малыш начнет беспокоиться и искать игрушку, продолжите игру.
♦ Можно обойтись и без игрушки: «прогуляйтесь» по животику и ручкам ребенка указательным пальцем и мизинцем, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашку не ел,
Молочка не пил, —
Забодает, забодает, забодает.
Вам нетрудно будет убедиться, что знаменитая «коза», которая с незапамятных времен «бодает» российских младенцев, и сегодня вызывает у малышей бурный восторг.
Один из первых объектов, попадающих в зону особого внимания грудничков, – их собственные руки. Лежа в кроватке, малыши подолгу изучают свои пальчики и ладошки, подносят их к лицу и, разумеется, пробуют «на вкус». Очень важно, чтобы ребенок хорошо «чувствовал» свои ручки, – это поможет ему быстрее освоить мелкие дифференцированные движения (что, кстати, крайне важно для формирования участков коры головного мозга, ответственных за развитие речи).
♦ Почаще играйте с ручками младенца. Поднесите их к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая что-нибудь нежное и ласковое. Потом отпустите ручки и слегка отвернитесь, время от времени поглядывая на малыша – так, чтобы он этого не замечал. Если он постарается снова привлечь ваше внимание – продолжите игру.
Наблюдательность – еще одно важное качество, которое нужно развивать с самого нежного возраста.
Можно и нужно активизировать врожденную склонность младенца к наблюдению. Для этого необходимо позаботиться, чтобы предметный мир, окружающий ребенка, постоянно пополнялся новыми объектами. До трех месяцев малыш бо́льшую часть времени проводит в своей кроватке. Как сделать его вынужденный «досуг» более содержательным? Традиционное развлечение – подвесной мобиль, который подвешивают на шнуре (если кроватка имеет полог) или закрепляют на кронштейне. Мобиль не обязательно покупать – обычная тесьма с прикрепленными к ней игрушками, шариками или ленточками даже предпочтительнее: каждый день к ней можно подвешивать какой-то новый предмет и убирать «надоевший». Мобиль должен висеть так, чтобы ребенок мог рассматривать предметы, но не дотягивался до них.
Больше всего малышей привлекают движущиеся предметы, однако даже самый преданный и терпеливый родитель вряд ли сможет сидеть рядом с ребенком часами и ему на радость приводить в движение мобиль. К счастью, для этого существуют другие способы. Достаточно соединить мобиль с ручкой или ножкой младенца ленточкой или шнурком – и «перпетуум мобиле» («вечный двигатель») готов. Младенцы обычно двигают руками и ногами, только когда бодрствуют, так что игрушка не потревожит ребенка, когда он заснет.
Наверное, большинству наших читателей доводилось смотреть кинофильмы о детях, выросших в лесу и воспитанных животными («Тарзан», «Маугли» и тому подобные). Надо сказать, эти замечательные фильмы не имеют ничего общего с реальностью. Дети, изолированные в раннем возрасте от человеческого общества, впоследствии оказываются не в состоянии овладеть членораздельной речью, а следовательно – и понятийным мышлением; в своем психическом развитии они навсегда остаются на уровне животного.
Готовить ребенка к овладению речью нужно буквально с первых дней его жизни. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы пообщаться с ребенком, – в процессе купания и смены подгузников, во время одевания и гуляния, до и после кормления. Говорите с ним, комментируйте каждое свое действие, называйте предметы, которые оказываются в ваших или его руках.
Произносите отдельные звуки и слоги, побуждая младенца подражать вам. Ласково улыбнитесь ребенку, произнесите какой-нибудь звук (для начала пусть это будет певучий гласный типа «о», «а», «у» или повторяющиеся слоги, например, «ма-ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да»). Выдержите паузу, как бы приглашая ребенка поговорить. Ребенок может начать подражать вам, и у вас получится великолепный «диалог», или, скорее, дуэт, состоящий из «га-га-га» или «агу-агу».
Возможен обратный вариант – как только младенец начинает «гулить», повторяйте звуки, которые произносит он. Желательно, чтобы при этом малыш видел ваше лицо, движения вашего рта и губ – в дальнейшем это поможет ему научиться говорить.
Подсказки для родителей
В раннем младенческом возрасте у детей не бывает беспричинных капризов. Если ребенок плачет или кричит – значит, он старается привлечь ваше внимание, ему что-то нужно, он хочет вам сообщить нечто важное.
Замечено, что раньше начинают говорить те дети, чьи родители немедленно реагировали на их крик, то есть подходили к ребенку, старались устранить причину плача или просто успокоить малыша.
Разные причины вызывают у ребенка совершенно разный плач. Опытные мамы (а уже через месяц общения с новорожденным мы все становимся более или менее опытными в различении видов плача) быстро разбираются, что к чему, в зависимости от того, как плачет ребенок. У большинства детей «язык плача» таков:
– постепенно нарастающий плач, начинающийся с хныканья, говорит о том, что малыш проголодался;
– громкий, возмущенный рев сигнализирует о какой-то неприятности (намочил подгузник, отлежал руку);
– резкий плач со всхлипами и кашлем – самый опасный, это сигнал о боли (чаще всего дети так плачут, когда мучаются животиком);
– тихое похныкивание – намек на то, что малышу скучно и он не прочь пообщаться.
В этот ответственный период закладывается базовое доверие к миру, поэтому важно помнить во время ухода за ребенком, при кормлении, купании или смене подгузников, что малыш, не понимая значения слов, прекрасно «считывает» информацию по выражению лица и интонации говорящего.
Ваш ребенок вырастет уверенным в том, что нужен и любим, что с ним не случится беды, если вы будете откликаться на его зов немедленно, брать его на руки, прижимать к себе.
Важнейшие качества, необходимые для интенсивного интеллектуального развития, – активность и предприимчивость. Настоящие интеллектуалы, способные не только усваивать чужой опыт, но и производить новые идеи, – это всегда люди любознательные. Поэтому стоит всячески поощрять познавательную активность младенца.
♦ Новорожденному интересно все, но в первую очередь – люди, которые его окружают, их лица и голоса. Самое интересное лицо на свете – это, конечно, лицо мамы (или того взрослого, который проводит с ребенком больше времени, чем другие). Пусть это лицо постоянно меняется! Вспомните, с каким удовольствием вы делали в детстве разные гримасы. Состройте ребенку смешную рожицу и посмотрите на него, улыбаясь. Он может просто улыбнуться в ответ или попробует скопировать вашу гримасу. Высуньте язык, поднимите брови, наморщите нос – словом, поиграйте со своим лицом. Ребенок будет смотреть на вас не отрываясь. Отодвиньтесь на минутку так, чтобы малыш не видел вашего лица. Если игра его не утомила, он начнет крутить головкой, чтобы увидеть вас. Тогда продолжите игру до тех пор, пока ему это не надоест.
♦ В младенческом возрасте ребенок воспринимает форму и выделяет контуры предметов, замечает другие их особенности. Идеальными игрушками, привлекающими внимание и интерес ребенка, являются упоминавшиеся выше мобили, особенно движущиеся и звучащие. В магазинах можно найти множество разнообразных заводных мобилей, исполняющих при движении веселые песенки или колыбельные. Как уже говорилось, мобиль легко изготовить самим. Для этого достаточно прикрепить к тесьме, подвешенной над кроваткой, яркие ленты, шарики из фольги, пластмассовые или бумажные (но только не стеклянные!) елочные игрушки, воздушные шары, фигурки из цветной бумаги или картона. Не забывайте время от времени менять подвешенные предметы, чтобы ребенок не утрачивал к ним интерес.
♦ Чтобы младенец научился сосредоточивать внимание на звуках, укрепите над кроватью один или несколько колокольчиков. Можно использовать для этой цели популярную сейчас «Музыку ветра». Для развития кожной чувствительности прекрасно подойдут кусочки разных тканей и материалов (хлопок, мех, бархат, шелк, кожа, шерсть, вельвет, велюр, фланель, перья, губка, резина). Ими можно гладить руки, ноги, личико и тело ребенка.
♦ Младенческий возраст – не помеха для начала занятий по методике Николая Зайцева, основанной на принципе «все и сразу». Для начала достаточно развесить таблицы и петь склады, показывая их ребенку. Знаете, как Софья Ковалевская стала математиком? Случилось так, что стены в ее детской комнате были оклеены вместо обоев лекциями по математическому анализу знаменитого академика М. В. Остроградского. Впоследствии С. В. Ковалевская вспоминала: «От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в мою память». Возможно, поэтому преподаватель Ковалевской по математическому анализу удивлялся тому, «как скоро она охватила и усвоила себе понятие о пределе и производной, точно наперед их знала». Можете заранее подготовить кубики для занятий по методу Н. Зайцева, которые пригодятся вам на следующем этапе развития вашего малыша. Кубики складываются из картона и наполняются всякой всячиной. «Золотые» кубики, на которых написаны гласные, наполняются звонкими монетками, «железные», с написанными на них «звонкими» складами, удобнее наполнить мелкими крышками от бутылочек с детским питанием. «Железные» кубики должны отличаться по весу (маленькие, средние и большие), поэтому в них необходимо положить разное количество крышек. «Деревянные» кубики, на которых написаны «глухие» склады, можно наполнить горохом или фасолью, кусочками дерева.
В зависимости от типа восприятия всех людей принято делить на три основные группы: визуалы (те, кому важно все видеть), аудиалы (те, кому важно все слышать) и кинестеты (те, кому надо все потрогать, подержать в руках).
Все три разновидности восприятия мира присутствуют в нас в той или иной мере, но одна из них, как правило, является ведущей. Если вы, понаблюдав за ребенком, сумеете правильно определить, какой вид восприятия он предпочитает, это поможет общаться с малышом на близком ему «языке».
Для детей-визуалов крайне важны зрительные образы.
Книжка, которую вы собрались прочитать такому ребенку, обязательно должна содержать картинки, в противном случае он будет слушать вас без особого интереса. Обычно такие дети учатся читать раньше своих сверстников, так что кубики и таблицы Николая Зайцева созданы в первую очередь для них.
Маленькому визуалу очень нравятся выставки и музеи, а любая прогулка или поход в магазин вместе с ним неизбежно превращается в импровизированную экскурсию, поскольку по дороге он постоянно показывает вам на что-нибудь со словами: «Мама, СМОТРИ!»
Дети, реагирующие преимущественно на визуальную информацию, часто воспринимают людей и пространство через призму цветового спектра. Они могут бояться темноты, поскольку страх у них ассоциируется с черным цветом (то есть, собственно, с отсутствием цвета), яркий красный цвет может вызывать у этих детей нервозность и утомление, а желтый или оранжевый (цвета солнца) – радость и веселье.
Часто в ответ на тот или иной вопрос ребенок-визуал отвечает: «Ясно», «Вижу».
Чтобы быстрее достичь взаимопонимания с визуалом, говорите с ним на одном «языке». Ребенок поймет вас с полуслова, если вы скажете: «ПОСМОТРИ, как игрушки разбросаны! Давай-ка сложим их в этот КРАСИВЫЙ ящик!» или назовете его своим «солнышком».
Старайтесь использовать больше слов из зрительного ряда, и тогда ваши отношения с малышом будут складываться гармонично.
Ребенок-аудиал предпочитает слышать.
Слушать сказки ему гораздо интереснее, чем их читать, поэтому он не жаждет научиться читать самостоятельно.
Маленький аудиал будет восхищен звучащей книжкой с картинками и кнопками, позволяющими услышать «голос» того или иного изображения. Нажмешь на кнопку рядом с коровой – раздастся мычание, кнопка рядом с собакой позволит услышать собачий лай, а та, что рядом с кошкой, – мурлыканье или звонкое «Мяу!»
Игрушечные музыкальные инструменты – также большая радость для «слушающего» малыша. Покупая такие игрушки, вы сделаете его счастливым. Но будьте готовы к тому, что музыка в вашем доме станет явлением круглосуточным.
Для аудиалов важно не только, что говорится, но и как это сказано. Они улавливают малейшие изменения в интонации и ее нюансы, тянутся к доброжелательным людям с мелодичными и звучными голосами.
Маленький мышонок из «Сказки о глупом мышонке» был несомненным аудиалом, потому обоснованно «увольнял» нянек одну за другой: тетя Лошадь говорила слишком громким голосом, тетя Хрюшка – слишком грубым. И только музыкальное мурлыканье тети Кошки вполне удовлетворило привередливого мышонка – аудиала.
Если малыш начнет плакать в то время, как вы поете ему колыбельную, не удивляйтесь – смиритесь с тем, что вы не дотягиваете до тети Кошки, или попробуйте улучшить качество своего голоса, занявшись вокалом.
Людей с избыточным весом ребенок-аудиал может назвать «громкими». Все люди для него «звучат», каждый издает свою неповторимую мелодию. Одни звучат красиво, а другие – неприятно. Плохо «звучащих» людей малыш будет избегать.
Когда вы не понимаете ребенка, он возмущенно заявит вам: «Ты меня не слышишь!»
Общаясь с ваши аудиалом, опирайтесь на слова, обозначающие звуки. Когда вы видите, что у него проблема, скажите: «Давай поговорим. Я тебя внимательно СЛУШАЮ!»
Если ребенок возбужден и не может успокоиться, тихонько произнесите: «Какой-то ты сегодня ГРОМКИЙ. Давай поиграем во что-нибудь ТИХОЕ», – и малыш тотчас откликнется на ваш призыв.
Дети-кинестеты нуждаются в том, чтобы все прочувствовать, потрогать руками, проверить на ощупь.
Запаситесь большим количеством бумаги, поскольку они будут с удовольствием и подолгу рисовать, едва научившись держать карандаш в руке. Им особенно необходима атмосфера уюта и покоя, чтобы нормально расти и развиваться. Такие дети воспринимают мир через ощущения. Музей, в котором всюду написано: «Руками не трогать!» – интересное, но ужасное место для вашего малыша. Для него очень важно прикосновение, физический контакт.
Детям-кинестетам необходимо, чтобы родители как можно чаще обнимали и целовали их, прижимали к себе, держали на руках. Тогда малыши ощущают всю полноту жизни, тепло и доброжелательность мира.
Столкнувшись с серьезной проблемой и пытаясь ее самостоятельно решить, ребенок-кинестет отвергнет вашу помощь со словами: «Не ТРОГАЙ меня!» День, когда произошло что-то неприятное, он назовет «тяжелым».
Если малыш что-то натворил, он скорее прислушается к вам, если вы скажете, что хотите КОСНУТЬСЯ его поведения.