1. Первая древнегреческая школа натурфилософии (милетская) существовала в:
а) V–VI веках до нашей эры,
б) III–IV веках нашей эры,
в) I–II веке до нашей эры,
г) I–II веке нашей эры.
2. Тезис об изменяемости мира («Все течет, все изменяется, и нельзя в одну и ту же реку войти дважды») выдвинул:
а) Анаксимен,
б) Аристотель,
в) Демокрит,
г) Гераклит.
3. Прообраз идеи естественного отбора содержат труды:
а) Эмпедокла,
б) Демокрита,
в) Аристотеля,
г) Гераклита.
4. Труды Аристотеля содержат много сведений, относящихся к:
а) зоологии,
б) ботанике,
в) палеонтологии,
г) эволюционному учению.
5. Основоположником ботаники считают:
а) Аристотеля,
б) Эмпедокла,
в) Теофраста.
г) Плиния Старшего.
6. Одна из крупнейших библиотек древности была создана в:
а) Афинах,
б) Александрии,
в) Древнем Риме,
г) Микенах.
7. Центрами развития знаний в Древней Греции были:
а) философские школы,
б) научные общества,
в) университеты,
г) ботанические сады.
8. Автором первой энциклопедии «Естественная история» был:
а) Эмпедокл,
б) Аристотель,
в) Плиний Старший,
г) Лукреций Кар.
1. Идея естественного происхождения живых организмов отстаивалась:
а) философами Милетской школы,
б) Аристотелем,
в) Сократом,
г) Платоном.
2. Мысль о том, что мир состоит из неделимых частиц – атомов, высказал:
а) Эмпедокл,
б) Демокрит,
в) Аристотель,
г) Гераклит.
3. Аристотелю принадлежит идея:
а) лестницы организмов, расположенных в порядке их усложнения;
б) саморазвития живого,
в) зарождения жизни из ила,
г) прообраза естественного отбора.
4. Понятие активной нематериальной внутренней силы – энтелехии – предложил:
а) Эмпедокл,
б) Аристотель,
в) Сократ,
г) Гераклит.
5. Автором поэмы «Природа вещей», отразившей передовые идеи своей эпохи, был:
а) Эмпедокл,
б) Аристотель,
в) Плиний Старший,
г) Лукреций Кар.
6. Философская школа Аристотеля называлась:
а) Лицей (Ликей),
б) Академия,
в) Гимназия,
г) Университет.
7. «Отцом» медицины считают:
а) Платона,
б) Аристотеля,
в) Гиппократа,
г) Гераклита.
8. Больших успехов в развитии анатомии и физиологии человека достигли представители Александрийской школы:
а) Эразистрат и Герофил,
б) Платон и Аристотель,
в) Лукреций Кар и Гален,
г) Эмпедокл и Гераклит.
Термины
1. Почему рациональное познание мира возникает в Древней Греции, а не в странах Древнего Востока?
2. Чем отличается натурфилософ от ученого? Кто были первые натурфилософы? Когда и где они жили? Какие представления о природе они развивали?
3. Какие философские школы оформились в Древней Греции?
4. Что такое «первоосновы» мира? Из каких первооснов состоял мир в представлении разных философов?
5. Кому принадлежат идеи: 1) всеобщего и бесконечного развития материи? 2) атомизма? 3) отбора, позволяющего выживать удачным комбинациям частей тела?
6. Какой вклад в становление биологического знания внесли труды Аристотеля?
7. Что Аристотель вкладывал в понятия: лестница существ, энтелехия, физическая философия, метафизика?
8. Кто из древнегреческих натурфилософов заложил основы эмпирического подхода в биологии?
9. Кому из античных натурфилософов принадлежат труды «История животных», «О возникновении животных», «О частях животных»?
10. Основы какой биологической науки были заложены Теофрастом? Какие сведения в данной области содержат его труды?
11. Какие области биологического знания развивались в Древнем Риме?
12. Какие идеи развивал Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей»?
13. Что представляла собой первая энциклопедия о природе Плиния Старшего? Когда она была создана? Какое значение имела для развития биологического знания?
1. Представление, объясняющее развитие в мире с помощью конечных причин, или целей, называется:
а) креационизмом,
б) телеологией,
в) витализмом,
г) эволюционизмом.
2. Биологические науки в Средневековье:
а) возникают,
б) активно развиваются,
в) достигают больших успехов,
г) отсутствуют.
3. Биологические знания в Средневековье не получали на основе:
а) экспериментов,
б) изучения трудов античных авторов,
в) исследования трав как лекарственного сырья,
г) чтения «Бестиария» или «Физиологуса».
4. В Средневековье анатомию человека изучали:
а) в анатомическом театре,
б) с помощью анатомических атласов,
в) по научным трудам,
г) не изучали.
5. Автором философского труда «Opus Majus» (XIII в.), в котором подчеркивалась большая роль знания, полученного на основе опыта, был:
а) Роджер Бэкон,
б) Альберт Великий,
в) Венсан де Бовэ,
г) Блаженный Августин.
6. Характерной чертой средневекового мышления был:
а) эмпиризм,
б) униформизм,
в) эволюционизм,
г) символизм.
7. Значимые медицинские труды в Арабском Средневековье принадлежат:
а) Ибн Сине,
б) Ибн Хайяну,
в) Аль Хорезми,
г) Аль Идриси.
8. Труды Аристотеля адаптировал для христианства в IV веке:
а) Василий Великий,
б) Блаженный Августин,
в) Фома Аквинский,
г) Альберт Великий.
1. Необходимое условие познания природы, согласно средневековым взглядам – это:
а) изучение античных авторов,
б) изучение средневековых энциклопедий,
в) вера,
г) наблюдение и опыты.
2. По средневековым представлениям целесообразность в природе объясняется:
а) божьим промыслом,
б) результатом развития самой природы,
в) стремлением живых существ к совершенству,
г) случайностью.
3. Среди источников биологического знания в Средневековье отсутствовали:
а) опыты алхимиков с растениями,
б) анатомические театры,
в) наблюдения путешественников,
г) труды арабских ученых.
4. Автором энциклопедии «Зеркало природы» (XIV в.) был:
а) Роджер Бэкон,
б) Альберт Великий,
в) Венсан де Бовэ,
г) Блаженный Августин.
5. Центрами поддержания знаний в период раннего Средневековья были:
а) монастыри,
б) академии,
в) лицеи,
г) университеты.
6. В эпоху Средневековья идеи, опережавшие свое время, отстаивал:
а) Роджер Бэкон,
б) Альберт Великий,
в) Венсан де Бовэ,
г) Блаженный Августин.
7. Первый университет в Европе был открыт в городе:
а) Лиссабон (Португалия),
б) Болонья (Италия),
в) Оксфорд (Англия),
г) Упсала (Швеция).
8. Схоластика – это разновидность средневековой философии:
а) отрицающая метафизику,
б) утверждающая необходимость эмпирического познания окружающего мира,
в) основанная на наблюдении окружающего мира,
г) сочетающая синтез христианского богословия и аристотелевской логики.
Термины
1. Какими особенностями отличается эпоха феодализма в сфере экономики, права, культуры? Какой отпечаток они наложили на изучение природы?
2. Была ли наука в Средневековье? Каким представлялся процесс познания мира? Что считалось критерием истинности знания?
3. Перечислите черты средневекового мировосприятия. Что такое символизм? мистицизм?
4. Труды какого древнегреческого философа были признаны и использовались в Средние века?
5. Какие энциклопедии о природе были написаны в Средние века? Какую информацию они содержали?
6. Что такое схоластика? Какой вклад она внесла в развитие рациональности?
7. В каких областях поддерживалось и накапливалось биологическое знание?
8. Что такое номинализм? Почему он сыграл важную роль в будущем становлении наук?
9. В чем было несоответствие взглядов Роджера Бэкона его времени?
10. Когда и где возникли первые университеты? Какие факультеты они включали? Как был устроен учебный процесс? Что сохранилось до наших дней?
1. Эпоха Возрождения наступила в большинстве стран Европы в:
а) X–XI веках,
б) XII–XIII веках,
в) XIV–XVI веках,
г) XVII–XVIII веках.
2. Рост интереса к научному знанию не был стимулирован:
а) великими географическими открытиями,
б) «продовольственной революцией» в Европе,
в) кризисом христианства,
г) схоластикой.
3. Первую попытку классификации растений по семенам и плодам предпринял:
а) А. Цезальпин,
б) Л. Фукс,
в) Д. Рэй,
г) К. Баугин.
4. Бинарную номенклатуру для обозначения видов растений впервые предложил использовать в XVII веке:
а) А. Цезальпин,
б) Л. Фукс,
в) Д. Рэй,
г) К. Баугин.
5. Экспериментальный метод изучения физиологии человека ввел:
а) У. Гарвей,
б) К. Геснер,
в) А. Везалий,
г) Т. Моуфет.
6. Проводящие пучки растений и органы выделения насекомых открыл:
а) А. Левенгук,
б) М. Мальпиги,
в) Р. Гук,
г) Я. Сваммердам.
7. Большой вклад в развитие анатомии в эпоху Возрождения внес:
а) А. Везалий,
б) Гален,
в) Гиппократ,
г) Альберт Великий.
8. Первый атлас растений («Живые изображения трав») был создан:
а) О. Брунфельсом,
б) И. Бока,
в) А. Чезальпино,
г) К. Баугином.
1. Эпоха Возрождения раньше других стран Европы началась в:
а) Англии,
б) Франции,
в) Италии,
г) Германии.
2. Первые университеты появились в Европе в:
а) X–XI веках,
б) XII–XIII веках,
в) XIV–XV веках,
г) XVI–XVII веках.
3. Первым кругосветное путешествие совершил мореплаватель:
а) В. де Гама,
б) Б. Диаш,
в) Х. Колумб,
г) Ф. Магеллан.
4. Основы научной гербаризации заложил:
а) А. Цезальпин,
б) Л. Фукс,
в) Д. Рэй,
г) К. Баугин.
5. Автором первой известной энциклопедии о животных был:
а) Д. Рэй,
б) К. Геснер,
в) А. Левенгук,
г) Я. Сваммердам.
6. Первый атлас анатомии с описанием основных систем органов создал:
а) У. Гарвей,
б) К. Геснер,
в) А. Везалий,
г) Д. Рэй.
7. Простейших открыл:
а) А. Левенгук,
б) М. Мальпиги,
в) Р. Гук,
г) Я. Сваммердамм.
8. Первая классификация растений на основе строения плодов принадлежала:
а) О. Брунфелсу,
б) М. Лобелию,
в) А. Цезальпину,
г) К. Баугину.
Термины
1. Какие изменения в экономике, праве, культуре произошли в Эпоху Возрождения? Как они повлияли на становление наук?
2. Какие великие географические открытия были сделаны в XV–XVI веках? Какой вклад они внесли в развитие биологического знания?
3. Какие открытия были сделаны в области физики, математики, астрономии?
4. Что такое эмпиризм? Кто разработал этот метод? Объясните принцип использования индуктивного метода в науке.
5. Какие достижения были сделаны в области ботаники? Назовите имена ученых и опишите их вклад в науку.
6. Как развивалось знание в области зоологии? В чем заслуга К. Гесснера?
7. Что было сделано в области изучения анатомии и физиологии человека и животных?
8. Какие открытия позволил сделать микроскоп?
9. Что характерно для этапа становления биологических наук в Эпоху Возрождения?
10. Что представляла собой лестница существ Г. Лейбница? Какие представления о природе она отражала? Как повлияла на взгляды естествоиспытателей?
1. Метафизический период в биологии охватывает века:
а) XIII–XIV,
б) XV–XVI,
в) XVII–XVIII,
г) XIX – ХХ.
2. Метафизика, по Г. Гегелю – это:
а) все, что выходит за пределы (физического), т. е. материального мира;
б) система взглядов, подразумевающая отсутствие развития (антидиалектика);
в) представление о постепенном развитии мира;
г) представление об изменении мира путем катастроф.
3. Креационизм как система взглядов включает:
а) теологию, телеологию и витализм;
б) гипотезу первичного толчка и дальнейшее саморазвитие мира,
в) идею самозарождения жизни,
г) научные идеи о развитии жизни.
4. Метафизических взглядов придерживался:
а) К. Линней,
б) Ж. Бюффон,
в) Э. Жоффруа Сент Илер,
г) Ж. Б. Ламарк.
5. Преформисты полагали, что индивидуальное развитие – это результат:
а) саморазвития зародыша;
б) только роста уже сформированного микроскопического зародыша;
в) и саморазвития, и роста уже сформированного зародыша;
г) длительной эволюции органического мира.
6. К. Линней рассматривал вид как:
а) созданный Творцом и затем саморазвивающийся;
б) результат саморазвития организмов;
в) созданный Творцом, неизменный и в реальности не существующий (формальное объединение учеными сходных особей для решения своих задач);
г) созданный Творцом, неизменный и реально существующий.
7. Анималькулисты полагали, что сформировавшийся организм содержат:
а) некоторые соматические клетки организма,
б) зиготы,
в) яйцеклетки;
г) сперматозоиды.
1. Метафизика, по Аристотелю – это:
а) все, что находится за пределами (физического), т. е. материального мира;
б) совокупность объектов материального мира;
в) представление о постепенном развитии мира;
г) представление об изменении мира путем катастроф.
2. Метафизический период в биологии назван так потому, что ученые этого времени считали, что:
а) виды возникли в прошлом путем самозарождения, и это невозможно изучать;
б) виды развиваются по законам, предусмотренным Творцом;
в) причины возникновения видов и их свойства лежат за пределами материального мира – виды созданы Творцом и неизменны;
г) индивидуальное развитие организма сводится лишь к росту зародыша.
3. Возникновение и свойства живого обусловлены нематериальными факторами с точки зрения:
а) витализма,
б) преформизма,
в) эпигенеза,
г) теории флюидов.
4. К сторонникам преформизма не принадлежал:
а) Ш. Боннэ,
б) М. Мальпиги,
в) А. Левенгук,
г) К. Вольф.
5. Вклад К. Линнея в общую биологию – это прежде всего:
а) описание большого числа новых видов;
б) введение высших таксонов и распространение обязательной бинарной номенклатуры;
в) представление о виде как реальной и универсальной структурной единице живой природы;
г) разработка первого эволюционного учения.
6. Виды по К. Линнею:
а) возникли в ходе эволюции,
б) созданы Творцом и неизменны,
в) созданы Творцом и трансформировались впоследствии,
г) возникли путем самозарождения в прошлом и больше не менялись.
7. Кто из преформистов был автором «теории вложения»?
а) А. Левенгук,
б) Я. Сваммердам,
в) Ш. Боннэ,
г) М. Мальпиги.
Термины
1. Сформулируйте сущность метафизических представлений применительно к биологии. Почему этот период был важным этапом развития биологии?
2. Какой вклад внесли труды К. Линнея в развитие биологии в целом?
3. Что нового внес К. Линней в систематику? Какие ранги таксонов включала его система? В чем ее искусственность? Сколько новых для науки видов описал К. Линней? К каким группам организмов они относились?
4. Каким представлял себе вид К. Линней? Какая концепция вида была им сформулирована?
5. Какое место занимал человек в системе К. Линнея?