1. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:
а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;
б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;
в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального;
г) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, который отсутствует на данной территории.
2. Правило экологической индивидуальности было введено в науку:
а) Геккелем,
б) Раменским,
в) Либихом,
г) Сукачевым.
3. Зона пессимума – это:
а) пределы устойчивости организма к какому-либо фактору,
б) область наиболее благоприятных значений фактора,
в) зона минимального воздействия фактора,
г) зона угнетения жизнедеятельности организма.
4. Эвригалинное растение:
а) выдерживает широкий диапазон солености почвы;
б) требует низкой солености почвы;
в) требует высокой солености почвы;
г) чувствительно к кислотности почвы.
5. Какой фактор ограничивает продукцию фитопланктона в верхнем слое воды в океанах в районе экватора вдали от материков?
а) свет,
б) температура,
в) соленость,
г) запас биогенов.
6. К стеногалинным видам растений относится:
а) мать-и-мачеха,
б) одуванчик,
в) клевер,
г) солянка.
7. Какой фактор будет ограничивающим для кабана зимой в северной тайге?
а) температура,
б) свет,
в) ветер,
г) высота снежного покрова.
8. Скрытая жизнь позволяет организмам:
а) расширить спектр условий активной жизни,
б) сузить спектр условий активной жизни,
в) пережить неблагоприятное время,
г) эффективнее выживать в благоприятных условиях.
1. Выберите подходящее определение закона оптимума:
а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;
б) зона оптимальных значений фактора может сдвигаться по сезонам;
в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального;
г) любой фактор имеет пределы своего положительного влияния на организм.
2. Закон минимума (как первая версия закона ограничивающего фактора) был сформулирован:
а) Геккелем,
б) Либихом,
в) Мебиусом,
г) Раменским.
3. Экологическая валентность – это:
а) область благоприятных значений фактора,
б) область неблагоприятных значений фактора,
в) пределы выносливости организма,
г) эврибионтность.
4. К эврибатным организмам относятся:
а) глубоководные рыбы-удильщики,
в) киты,
б) устрицы,
г) морские звезды.
5. Основной ресурс, за который идет конкуренция растений – это:
а) свет,
в) биогены,
б) вода,
г) тепло.
6. Выберите фактор, который не является ограничивающим для овса на поле:
а) нехватка воды,
б) обилие нитратов,
в) высокая концентрация ионов свинца в почве,
г) низкая концентрация мышьяка в почве.
7. Какой фактор будет ограничивающим для речной щуки в Черном море?
а) температура,
б) свет,
г) соленость воды,
д) кислород.
8. Анабиоз – это:
а) диапауза;
б) спячка, пониженная жизнедеятельность;
в) практически полная остановка обмена веществ;
г) смерть организма.
1. График, отражающий закон оптимума, имеет форму:
а) прямой,
б) гиперболы,
в) параболы,
г) колокола.
2. Толерантность – это:
а) невосприимчивость организма к фактору;
б) диапазон значений фактора, при которых организм выживает;
в) область неблагоприятных значений фактора;
г) область благоприятных значений фактора.
3. Стенобионтный – это организм, адаптированный к жизни:
а) в разнообразных местообитаниях,
б) только в определенном местообитании,
в) в высоких широтах,
г) в низких широтах.
4. Выберите правильное определение правила экологической индивидуальности Раменского:
а) зона оптимума организма может отличаться в разные сезоны года;
б) каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям;
в) разнообразие индивидуальных реакций особей вида на фактор среды обеспечивают устойчивость вида к его действию;
г) реакция каждой особи вида на тот или иной фактор среды индивидуальна.
5. Жару легче переносить при следующем сочетании факторов:
а) высокая температура;
б) высокая температура + ветер;
в) высокая температура + ветер + низкая влажность;
г) высокая температура + ветер + высокая влажность.
6. Какое из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле?
а) углекислый газ,
б) кислород,
в) ионы калия,
г) газообразный азот.
7. Выберите фактор, который является ограничивающим для жизни растений в высокогорьях:
а) температура,
б) давление,
в) влажность,
г) свет.
8. Аноксибиоз возникает при:
а) низких температурах,
б) недостатке воды,
в) анаэробных условиях,
г) высоком содержании солей в воде.
1. Выберите подходящее определение закона «взаимодействия» и компенсации факторов:
а) эффект фактора зависит от того, какие другие факторы действуют на организм;
б) каждый вид имеет свою специфическую реакцию на совокупность факторов среды;
в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального;
г) один и тот же фактор может стимулировать одни функции организма и угнетать – другие.
2. Акклимация – это:
а) приживание организма в новых географических условиях;
б) сезонный сдвиг зоны оптимума;
в) переживание неблагоприятных условий;
г) состояние анабиоза.
3. Самое сильное ощущение холода будет при следующем сочетании факторов:
а) низкая температура + отсутствие ветра;
б) низкая температура + ветер;
в) низкая температура + ветер + низкая влажность;
г) низкая температура + ветер + высокая влажность.
4. Эврифотный организм способен существовать:
а) в широком диапазоне освещенности,
б) только при слабом освещении,
в) только при сильном освещении,
г) в темноте.
5. Что будет ограничивающим фактором для жизни растений на глубине?
а) температура,
б) биогены,
в) соленость,
г) свет.
6. К сциофитам относится:
а) василек,
б) кислица,
в) ромашка,
г) мышиный горошек.
7. Криофил – это организм:
а) предпочитающий жить при высоких температурах;
б) предпочитающий жить при низких температурах;
в) живущий в широком диапазоне температур;
г) предпочитающий жить при низкой влажности.
8. К вариантам криптобиоза относится:
а) диапауза;
б) оцепенение под прямым воздействием неблагоприятных факторов;
в) практически полная остановка обмена веществ;
г) ангидробиоз.
1. Что такое экологические факторы? На какие группы их делят? Приведите как можно больше примеров факторов из каждой группы.
2. Какие факторы называют ресурсами, а какие – условиями?
3. Что такое адаптации? Какие группы адаптаций выделяют по механизму их действия?