Примечания

1

Виштаспа (авест.), Виштасп (среднеиран.), – в иранских сказаниях царь легендарной династии Кейянидов.

2

Спитама – древнеарийский священнический род, неоднократно упоминается в Гатах (священных гимнах).

3

Вайша́кха – месяц индуистского календаря (21 апреля – 21 мая).

4

Шакья – царственный род в Индии железного века. В буддистских текстах Шакья упоминались как кшатрийский род. Шакья сформировали независимое царство в предгорьях Гималаев со столицей в городе Капилавасту, который находится на территории современного Непала.

5

Дхья́на – созерцание, особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания, приводящая к успокоению сознания, а затем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.

6

Т«ебеф – десятый месяц священного еврейского календаря и четвертый – гражданского. Соответствует примерно январю.

7

Курайш, курайши́ты – правящее племя древней Мекки. Получило название от родоначальника племени – Фихра ибн Малика по прозвищу Курайш.

8

Рамада́н – месяц обязательного для мусульман поста (саум) и один из пяти столпов ислама. В течение месяца рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря.

9

Гора Джабаль ан-Нур (гора Света) расположена неподалеку от Мекки, в трех милях от Каабы. С горы открывается прекрасный вид на Мекку и Каабу.

10

Лири Тимоти. Семь языков Бога.

11

Быт.1:1.

12

Буквально «Хроника Люя». Плод коллективного творчества свыше трех тысяч ученых под патронажем первого министра Люй Бувэя (ум. в 235 до н. э.), произведение в трех частях, в котором изложены «по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности» («Ши цзи», гл. 85).

13

Люй-ши чунь цю, III, 13:1.

14

Ригведа, 1,36:2.

15

Ригведа, 1.,141: 1.

16

Быт.1:3—5.

17

Кодзики, 1:3.

18

Ригведа, III, 55:3.

19

К. 21:30.

20

К. 6:14; 12:101; 14:10; 35:1; 39:46; 42:11.

21

Такое разъяснение дал Элмалылы Хамди Языр (1877—1942) в своем толковании Корана в те времена, когда теория Большого взрыва еще подвергалась остракизму в научных кругах и не была известна вне этих кругов.

22

Кодзики, 1:2.

23

Брихадараньяка упанишада, 1,4:11—16.

24

К. 51:47.

25

Расширение Вселенной в этом аяте передано словами «ва инна лемусиун», которые, по мнению знатоков арабского, являются именным предложением. В арабском языке именные предложения выражают непрерывность и постоянство. Следовательно, предложение «ва инна лемусиун» можно понимать как «непрерывно и постоянно расширяем», что соответствует современным научным представлениям о состоянии Вселенной.

26

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 392.

27

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 551.

28

Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20.– С. 360, 361.

29

Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.

30

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – С. 65.

31

Мелье Ж. Завещание, LXXXII.

32

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18. – С. 277, 278.

33

Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.

34

Нем. Kosmologische Betrachtungen zur allgemeinen Relativitätstheorie.

35

Термин «реликтовое излучение» ввел в оборот советский астрофизик И. С. Шкловский.

36

Шатапатха – брахмана, Х, 5,3,1.

37

Ригведа, X, 129.

38

Ириней Лионский. Против Ересей. Кн. I.

39

Пополь Вух, I, 1. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 278- 280.

40

Быт.1:3—9.

41

К. 36:82.

42

Иоан.1:1—3.

43

Манавадхармашастра, 1:5-9-10.

44

Книга Чжуан-цзы.

45

Вишну-пурана, 19:74—76.

46

Дао, 35.

47

Дао, 21.

48

Поймандр, 5,7—8,10—11.

49

Быт., 1:3.

50

«Во всем сомневаюсь» (лат.)

51

От др. греч.: έξι μέρος – шесть частей.

52

2-е послание Петра, 3:8.

53

Кураев А. Православие и эволюция.

54

К. 32: 4.

55

Дао, 22.

56

Дао, 29.

57

Buffon, 1753. Р. 390.

Загрузка...