Виштаспа (авест.), Виштасп (среднеиран.), – в иранских сказаниях царь легендарной династии Кейянидов.
Спитама – древнеарийский священнический род, неоднократно упоминается в Гатах (священных гимнах).
Вайша́кха – месяц индуистского календаря (21 апреля – 21 мая).
Шакья – царственный род в Индии железного века. В буддистских текстах Шакья упоминались как кшатрийский род. Шакья сформировали независимое царство в предгорьях Гималаев со столицей в городе Капилавасту, который находится на территории современного Непала.
Дхья́на – созерцание, особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания, приводящая к успокоению сознания, а затем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
Т«ебеф – десятый месяц священного еврейского календаря и четвертый – гражданского. Соответствует примерно январю.
Курайш, курайши́ты – правящее племя древней Мекки. Получило название от родоначальника племени – Фихра ибн Малика по прозвищу Курайш.
Рамада́н – месяц обязательного для мусульман поста (саум) и один из пяти столпов ислама. В течение месяца рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря.
Гора Джабаль ан-Нур (гора Света) расположена неподалеку от Мекки, в трех милях от Каабы. С горы открывается прекрасный вид на Мекку и Каабу.
Лири Тимоти. Семь языков Бога.
Быт.1:1.
Буквально «Хроника Люя». Плод коллективного творчества свыше трех тысяч ученых под патронажем первого министра Люй Бувэя (ум. в 235 до н. э.), произведение в трех частях, в котором изложены «по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности» («Ши цзи», гл. 85).
Люй-ши чунь цю, III, 13:1.
Ригведа, 1,36:2.
Ригведа, 1.,141: 1.
Быт.1:3—5.
Кодзики, 1:3.
Ригведа, III, 55:3.
К. 21:30.
К. 6:14; 12:101; 14:10; 35:1; 39:46; 42:11.
Такое разъяснение дал Элмалылы Хамди Языр (1877—1942) в своем толковании Корана в те времена, когда теория Большого взрыва еще подвергалась остракизму в научных кругах и не была известна вне этих кругов.
Кодзики, 1:2.
Брихадараньяка упанишада, 1,4:11—16.
К. 51:47.
Расширение Вселенной в этом аяте передано словами «ва инна лемусиун», которые, по мнению знатоков арабского, являются именным предложением. В арабском языке именные предложения выражают непрерывность и постоянство. Следовательно, предложение «ва инна лемусиун» можно понимать как «непрерывно и постоянно расширяем», что соответствует современным научным представлениям о состоянии Вселенной.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 392.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20. – С. 551.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Собрание сочинений. Т. 20.– С. 360, 361.
Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – С. 65.
Мелье Ж. Завещание, LXXXII.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18. – С. 277, 278.
Ярославский Е. Библия для верующих и неверующих.
Нем. Kosmologische Betrachtungen zur allgemeinen Relativitätstheorie.
Термин «реликтовое излучение» ввел в оборот советский астрофизик И. С. Шкловский.
Шатапатха – брахмана, Х, 5,3,1.
Ригведа, X, 129.
Ириней Лионский. Против Ересей. Кн. I.
Пополь Вух, I, 1. Цит. по: Книга о сотворении мира. СПб, Амфора, 2008. С. 278- 280.
Быт.1:3—9.
К. 36:82.
Иоан.1:1—3.
Манавадхармашастра, 1:5-9-10.
Книга Чжуан-цзы.
Вишну-пурана, 19:74—76.
Дао, 35.
Дао, 21.
Поймандр, 5,7—8,10—11.
Быт., 1:3.
«Во всем сомневаюсь» (лат.)
От др. греч.: έξι μέρος – шесть частей.
2-е послание Петра, 3:8.
Кураев А. Православие и эволюция.
К. 32: 4.
Дао, 22.
Дао, 29.
Buffon, 1753. Р. 390.