В современном российском художественном образовании (ВУЗы, СПО, детские художественные школы) существует дефицит учебных пособий, доступно и интересно раскрывающих историю дизайна для учащихся и студентов.
Современный довольно агрессивно развивающийся машинный дизайн, основанный на достижениях науки и техники, заставляет размышлять о его корнях и связях: четком разделении с классическими видами изобразительного искусства и рукотворным декоративно-прикладным искусством.
Считаем, что определенной проблемой теории визуальных искусств является большая масса иногда противоречивого по своему смыслу и установкам устойчивого, фиксированного терминологического аппарата в композиционной (формообразующей) сфере, а также различное прочтение, расшифровка теоретиками и практиками – мастерами визуальных искусств огромного пласта существующих на данный момент теоретических сведений.
Дизайн – это многообразное, технологичное, стремительно развивающееся на платформе многовековых, ставших уже классическими видов изображения, визуальное искусство создания гармоничным всего пространства, окружающего человека. Сфера применения дизайна включает в себя эстетичный и комфортный быт – отдых и труд на промышленном производстве, транспорт.
Дизайн – это комплексное решение инженерных, конструкторских (функциональных), художественных, финансовых задач для достижения проектной цели. Таким образом, «дизайн» – это комплексное художественно-инженерное решение извечного визуального проекта «Человек и окружающая среда» с помощью машин и современными информационными и цифровыми технологиями.
Многовековое классическое изобразительное искусство создает искусственную художественную форму наиболее ярко выражающую художественный образ, но это 1 (одна), максимум 2 (две), 3 (три) реплики, выполненные в ручном исполнении. Пытаясь ускорить процесс работы художник-живописец или прикладник или скульптор, использует труд помощников – подмастерьев. Яркий пример – это наводнивший Европу своими полотнами Рубенс.
Любой хороший художник (скульптор, живописец, график) передает зрителю в своих творческих продуктах идеи, мысли, своё мировосприятие на основе приобретенного багажа знаний о целом мире и искусстве, в частности. Транслируются художником посредством его творчества: традиции культуры, воспитание его в нравственных законах, имеющийся у него от природы темперамент.
Благодаря конкретным, фиксированным в теоретических сведениях, композиционным средствам и правилам – законам, художественным материалам и приемам (это то, КАК изображает) художник создает авторские творческие продукты, исходя из личного опыта приобретенных теоретических знаний, использования им формальной сферы визуальных искусств.
Живописец создает образ времени, общества, своей эпохи на изобразительной плоскости, используя ограниченное число красящих материалов. Архитектор, скульптор работает над художественным образом в объеме, пространстве, использует традиционные и современные присущие этим видам искусства материалы и технические приемы.
Разглядывая и анализируя образцы шедевров мирового дизайна и классического изобразительного искусства не взглядом зрителя («что изображено»), а с профессиональной точки зрения художника («как создано, сделано»), становится ясно, что художники – классические мастера живописи и современные дизайнеры, создают творческий продукт с помощью единых, универсальных композиционных законов и средств, чтобы создать изображение на плоскости или визуальный объект гармоничный, прекрасный для зрителя и утилитарный для пользователя. Пытаясь анализировать ход композиционных размышлений классиков изобразительного искусства прошлого и современности, становится очевидно, что они, изучая, постигая законы гармонии природной формы, стояли у истоков современного дизайна.
Можно отметить и такое очевидное явление в искусстве дизайна как композиционное копирование, изучение, а затем и переосмысление мастерами современного дизайна шедевров изобразительного искусства прошлого. Восхищает человеческий талант, создавший образ – художественный искусственный организм в изобразительном искусстве, который оказывает влияние на зрителя в виде более позднего дизайн продукта. Интересно наблюдать как условный язык живописи Пабло Пикассо, Матисса, Малевича проявляется в дизайне интерьеров, одежды, промышленных объектов современности.
Дизайн (от англ, design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) – деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).
Считается, что в более широком смысле дизайн призван не только к художественному конструированию, но должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств.
Теоретической основой дизайна является техническая эстетика.
Термин «промышленный дизайн» был утверждён решением первой генеральной ассамблеи ICSID (International Council of Societies of Industrial Design, Международного совета организаций промышленного дизайна) в 1959 году; термин «дизайн» является профессиональным сокращением термина «промышленный дизайн».
Дизайнер – художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, вебдизайнер).
Под словом «design» англоязычная литература начала XXI века понимает и стиль, и проект, и проектирование, и собственно «дизайн» – профессиональную деятельность, наряду с архитектурой или инженерным проектированием.
Можно отметить, что дизайн – это современный, новый вид искусства, объединивший в себе архитектуру, скульптуру, живопись, графику, искусство кино и т. д., но, если мы посмотрим на различия между классическим изобразительным искусством и дизайном, можно увидеть еще одну линию раздела, проходящую между ними. Инженер может сделать красивый сайт или объявление в интернете, просто следуя инструкции; большинство подобных дизайн-проектов имеют подробную инструкцию и в большинстве из них дизайн основан на текущих тенденциях и влияниях. Таким образом, в современном технологичном дизайне все большее значение приобретает не человек, а возможности машины, инструментов труда.
Современные дизайнеры, как и художники классических видов искусства, открыты для восприятия и изучения природной формы бесконечно многообразного и прекрасного окружающего мира (следуют историческим, эпохальным традициям, используют природные и синтезированные материалы в соответствии с тенденциями современной эпохи, вкладывают в творческий продукт свои эмоции и темперамент) и претворяют полученные знания в искусственно созданной утилитарно-художественной форме — продукте дизайна.
Таким образом, продуктом дизайна являются искусственно созданные элементы природной среды, созданные по подобию природных форм (природных организмов). Создаются данные продукты деятельности дизайнера:
1) для художественного исследования природного мира;
2) для обеспечения духовных, эстетических потребностей человека, а также удовлетворения людей в русле производства материальных ценностей;
3) для обеспечения утилитарных и технических потребностей человека.
Благодаря единству композиционных законов, единству конечной цели любой художественной деятельности по созданию образной выразительности, происходит естественная непрерывная связь между создаваемыми вручную с помощью простых и почти неизменяющихся веками инструментов и материалов, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, станковой и монументальной живописью в их классическом понимании и современным, тиражируемым с помощью машин и станков, продуктом дизайна.
Разночтение термина «дизайн» точно выразил Томас Мальдонадо: «Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир…»
Он же, являясь председателем ICSID (ИКСИД) дал в 1969 году следующее определение:
«Дизайн является творческой деятельностью, цель которой – определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством».
В эпоху Возрождения существовало иерархическое разделение (в соответствии с традициями Средневековья) художника-ремесленника и художника-творца. Нужно отметить, что это разделение по позициям «ремесло» и «искусство» несло и деление профессионалов по социальному статусу.
Средневековье со времен Каролингов (XI–XII век н. э.) классифицировало виды искусства на «свободные» и «механические», при этом профессиональная деятельность художников попадала в разряд «механических», т. е. это область применения ручного труда.
«В те времена слова ars, arte одинаково обозначали ремесло и искусство. Artista di seta (букв.: мастер по шелку) и artista di pittura (мастер живописи) в глазах общества были равны. В практическом плане ремесленный статус художников фиксируется включением их в цеховую систему, уровнем доходов и цен на произведения искусства. Так, во Флоренции живописцы числились в “жирном" цехе врачей и аптекарей в качестве “подчиненных" (sottoposti), а зодчие и скульпторы образовывали “младший" цех каменщиков и деревоотделочников. Художник позднего средневековья приравнивается к квалифицированному ремесленнику. Исключением здесь могут быть лишь некоторые архитекторы, занимавшие место capo maestro при строительстве соборов или возглавлявшие строительные ложи, поскольку “со времен готики им приписывали знание некоторых 'свободных' искусств, в первую очередь геометрии и математики, т. е. наук квадривиума, и выделяли из числа прочих мастеров"»,[1] – пишет Головин В. П.
Головин В. П. в своем труде «Мир художника раннего итальянского Возрождения» пишет «…Однако уже в Италии XIV века можно обнаружить весьма любопытную тенденцию: “своеобразное раздвоение оценки профессии в целом и ее отдельных представителей, что лучше всего демонстрируют новеллы того времени"».
В. П. Головин приходит к выводу: «То, что безусловно неприемлемо для простых ремесленников, становится допустимым и возможным для художников. Это уже примета нового времени».
Так, например, Джотто объявляется в новеллистике философом и «мастером семи свободных искусств». Та же тенденция к повышению статуса Художника прослеживается в сочинениях гуманистов раннего Возрождения. Леон Баттиста Альберти в трактате «О живописи» сокрушался об упадке «отменных и божественных наук и искусств», включая в один ряд живопись, зодчество, музыку, геометрию и риторику, т. е. «формально он признавал принадлежность живописи и зодчества к числу “свободных" искусств». Лоренцо Валла признает, что изобразительное искусство близко смыкается с разрядом «свободных» искусств: «Я не знаю, почему искусства, настолько близкие к свободным искусствам, как живопись, ваяние, чеканка, зодчество, находились так долго и глубоко в упадке и почти вымерли вместе с самой литературой; я не знаю, почему они воскресли и возродились в этом веке и почему сейчас вырос столь богатый урожай как хороших художников, так и хороших писателей». Таким образом, в конце XV века гуманисты начинают относить живопись к «свободным» искусствам. Во времена кватроченто тривиум остается неизменным (грамматика, риторика, диалектика), квадривиум же (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) пополняется архитектурой, живописью, перспективой.
Головин В. П. в своем труде «Мир художника раннего итальянского Возрождения» пишет: «Уже ко второй половине XVI века Художник окончательно воспринимается обществом как свободный творец. Очень показательным в этом смысле событием явилось перезахоронение праха Якопо Каруччо да Пантормо, которое состоялось в день св. Троицы 24 мая 1562 года и знаменовало собой открытие пантеона художников. Неслучайно это событие имело место именно в День св. Троицы: подобно трем ипостасям Троицы на могиле Пантормо были изображены символы трех видов искусств – живописи, скульптуры и архитектуры, воплощающие собой единую сущность – искусство рисунка. В тот же день Вазари было провозглашено о создании Accademia delle Arti del Disegno, “при содействии которой незнающие учились бы, а знающие, побуждаемые достойным и похвальным соревнованием, приобрели бы много нового"».
Джорджо Вазари (1511–1574) Итальянский живописец, архитектор и писатель, основоположник современного искусствознания. Автор знаменитых «Жизнеописаний»
Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «disegno intero» означало рождённую у художника и внушённую Богом идею – концепцию произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года даёт следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».
В 1849 году в Англии вышел первый в мире журнал, имевший в названии слово «дизайн» – «Journal of Design», основанный государственным деятелем, художником-проектировщиком сэром Генри Коулом (он же выступал инициатором проведения Всемирной выставки в Лондоне 1851 года). В одном из первых номеров журнала было отмечено:
«Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте – строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором – украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово “дизайн" для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обеих сторон». Ричард Редгрейв, редактор «Journal of Design».
В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой – определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя».
В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчёркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектнохудожественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко – «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».
Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.
Научное освещение деятельности человека в сфере дизайна было дано в работах М. С. Кагана. Эти работы позволили выявить факторы, определяющие процесс формирования продуктов дизайна; соотношение, то есть координационные и субординационные связи таких факторов; закономерности дизайнерской деятельности.
Дизайн как творческий процесс можно разделить на:
1) художественный дизайн, как внешнее проявление формы – создание материального мира с точки зрения эстетики восприятия;
2) техническая эстетика – наука о дизайне, учитывающую все аспекты, и прежде всего конструктивность;
3) функциональность, комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д.
Необходимость создания сложным промышленным способом искусственных, новых элементов среды, сочетающих в себе утилитарные – технические и эмоциональные – выразительные качества, призывает дизайнера коммуницировать с инженерами, технологами, плановиками, экономистами, мастерами, рабочими и т. д.
Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.
Образ – идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
Функция – работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология – строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
Технологическая форма— морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
Эстетическая ценность – особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Герберт Саймон определяет дизайн следующим образом:
Инженеры-конструкторы – не единственные представители профессиональных дизайнеров. Дизайном занимается каждый, кто разрабатывает варианты действий, направленные на изменение существующих ситуаций в предпочтительные.