Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

§ 1. Наше понятие незаконного производства алкогольной продукции

1.1. Социальные последствия незаконного производства алкогольной продукции

Преступные нарушения в процессе незаконного производства и оборота алкогольной продукции имеют особенности, определяемые спецификой сферы производственной деятельности, широтой общественно опасных последствий. Незаконное производство и незаконный оборот алкогольной продукции осуществляются в рамках производственной деятельности в промышленных масштабах (для коммерческих, а не личных целей). Изготовление и последующий оборот такой алкогольной продукции посягают на жизнь и здоровье потребителей, к которым можно отнести все население страны, на права законных правообладателей товарных знаков на алкогольную продукцию, на экономическую безопасность государства, недополучающего значительные суммы налогов и сборов за производство и оборот алкогольной продукции, и на экологическую безопасность в районах массового спиртового производства.

Как макроэкономический результат – организуется неконтролируемое, малозатратное с точки зрения производственных издержек массовое производство алкогольной продукции, необоснованно растет объем алкогольной продукции в продаже, что в социальном плане в значительной мере способствует омоложению потребителей алкоголя. Наблюдаются массовые отравления некачественной фальсифицированной алкогольной продукцией. Неуплата акцизов и сборов за производство алкогольной продукции наносит существенный материальный ущерб государству. В результате незаконного производства большого количества дешевой не оплачиваемой налогами и акцизами алкогольной продукции происходит дисбаланс рыночных отношений алкогольного рынка. Несоблюдение правил обращения с бардой (отходом спиртового производства) нарушает экологическую безопасность в местах массового производства.

Проблема алкоголизации населения остается одной из основных социальных проблем для России. Под термином «алкоголизация» понимается распространение алкоголизма11, социальный процесс увеличения количества лиц, систематически злоупотребляющих алкоголем12. И похожи на правду данные социологов, отмечающих, что «нет ни одного субъекта Федерации, свободного от алкоголизма среди детей и подростков. Алкогольное заболевание стало серьезной угрозой разрушения генофонда нации и национальной безопасности России»13.

Влияние незаконного производства алкогольной продукции на алкоголизацию населения можно отразить, раскрыв механизм и факторы алкоголизации.

В настоящее время в социальной медицине алкоголизм рассматривается как социальное явление, выражающееся в прогрессирующем хроническом заболевании, психическом расстройстве, вызванном длительным систематическим злоупотреблением алкогольной продукции (так называемая модель общественного здоровья)14. Алкоголизация в этом случае понимается как социальное явление увеличения количества лиц, систематически злоупотребляющих алкоголем.

С точки зрения такого подхода среди факторов, определяющих степень алкоголизации населения, чаще других выделяют: 1) конституциональные (половозрастные) характеристики лица15, генетический набор и личностные особенности16; 2) внешние факторы окружающей среды (климатические, санитарные, производственные, социально-классовые и иные); 3) характеристики алкогольной политики в стране: законодательно установленный возраст разрешенного потребления алкоголя, стоимость алкогольных напитков, набор и крепость алкогольной продукции в продаже17. Для расчета современных темпов алкоголизации необходим учет всех вышеназванных факторов. Характеристики управления алкогольной отраслью в стране, в значительной мере влияющие на степень алкоголизации населения, также требуют тщательного анализа для разработки мер противодействия незаконному производству и обороту.

Еще в начале ХХ в. исследователи пришли к выводу, что «алкогольная продукция – не обычный товар, и законы ее потребления кардинально отличны от общепринятых законов потребления в силу психологических мотивов, делающих поступки людей не подвластными логике экономической целесообразности»18. Как писал автор одного из наиболее фундаментальных экономических исследований потребления алкогольной продукции начала ХХ в. В. К. Дмитриев, необходимо пересмотреть функциональную зависимость цены и спроса на алкоголь ввиду психологических особенностей и потребности населения в алкогольной наркотизации19. Закон рынка – чем ниже цена, тем выше спрос – действует в отношении алкогольной продукции очень условно, поскольку при резком повышении цен на алкоголь происходит переориентация потребителей на домашние спиртные напитки и прочие дешевые суррогаты.

Невзирая на данные аналогичных исследований, современные законодатели большинства стран мира, как пишет Я. И. Гилинский, приравнивают алкогольную продукцию к обычным потребительским товарам, спрос на которые ограничивается только платежеспособностью населения, а попытки ограничения доступности спиртного рассматриваются как препятствие осуществлению права свободного выбора20.

По данным социологических исследований, в возрасте 12–22 лет алкогольные напитки в нашей стране периодически потребляют более 80 % лиц21. Более 75 % всей молодежи постоянно потребляет пиво22. К примеру, за 2000–2005 гг. заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла с 18,1 до 20,7 случая на 100 тыс. человек23. При сохранении этой тенденции к 2025 г. уровень заболевания алкоголизмом среди подростков достигнет 31,1 случая на 100 тыс. человек, т. е. увеличится почти вдвое по сравнению с 2000 г.

Ранняя алкоголизация как социальное явление представляет особый интерес для криминологов, поскольку в значительной мере способствует росту подростковой преступности. В состоянии алкогольного опьянения молодые люди, в силу особенностей их психологического и физиологического развития, становятся особенно агрессивными. В литературе отмечается прямая зависимость между общим потреблением алкогольной продукции несовершеннолетними и криминализацией населения24.

Российская модель потребления алкогольной продукции характеризуется наличием больших доз крепкой алкогольной продукции. Как пишет Г. Г. Заиграев, более 65 % опрошенных лиц выразили серьезную озабоченность нарастающими размерами пьянства и связанных с ним негативных последствий (преступности, заболевания алкоголизмом, смертности по причинам, связанным с алкоголем, и т. п.). Больше всего тревожит людей растущее неблагополучие семьи, безнадзорность детей из-за беспробудного пьянства родителей, приобщение детей и подростков к алкоголю25.

Под влиянием различных условий и факторов (природно-климатических, экономических, социокультурных) в России утвердилась грубая культура потребления алкоголя, характеризуемая преимущественным потреблением крепких спиртных напитков в больших дозах, пониженным вниманием к закуске, сознательным стремлением к сильному опьянению26.

В современной русскоязычной литературе выделяются три стадии алкоголизма:

1) резкое усиление влечения к опьянению, потребление трудно контролируемого количества алкоголя;

2) максимальный рост толерантности (устойчивости) к алкоголю, когда увеличиваются разовые и суточные дозы принимаемого алкоголя, появляется похмельный синдром, почти полностью утрачивается способность контролировать потребление алкоголя в любой ситуации;

3) стойкое снижение толерантности к алкоголю: все чаще возникают неврологические припадки, похмелье становится более тяжелым и длительным, со стойким снижением настроения, тревогой, немотивированными страхами, появлением кратковременных обманов восприятия или дезориентировки, психозами и отчетливыми нарушениями памяти и внимания27.

Так, вышеописанная грубая культура потребления алкоголя свидетельствует о том, что у значительной части взрослого населения страны уже проявляется физическая и психическая зависимость от алкоголя с признаками начинающейся психической деградации.

Правовой анализ ситуации позволяет сделать вывод, что законодатель, налагая ограничения на производство алкоголя и его оборот, пытается снизить уровень потребления в целом. Незаконное производство поставляет значительную часть алкогольной продукции на открытый рынок, чем серьезно деформирует систему борьбы с алкоголизацией страны. Поэтому незаконное производство алкогольной продукции с точки зрения социальных последствий может быть определено как разновидность производственной деятельности, влекущей опасные последствия для общественного здоровья и для общественной нравственности.

Непоступление акцизов в бюджет влечет материальный ущерб государству. В отдельные исторические периоды производство и оборот алкогольных напитков давали более четверти казенных (бюджетных) доходов28. По данным ряда исследований, в последние годы доля акцизов от торговли и производства алкогольной продукции в бюджете Российской Федерации колеблется в пределах 2 %, однако объем рынка алкогольной продукции не сокращается, а теневая его часть, по оценкам экспертов, составляет 45–55 % от его объема29.

При этом для исправления такого несоответствия ничего не делается. Очевидно, это выгодно не только незаконным предпринимателям.

Нижеприведенная диаграмма № 1 отражает динамику уплаченных и недополученных акцизов на алкогольную продукцию за период 1997–2012 гг.30

Диаграмма 1


Собираемость акцизов и потери бюджета от их невыплат в 1997–2012 гг.31

Неудивительно, что объем не поступивших в бюджет акцизов зачастую значительно превышает объем поступивших акцизов. Так произошло в 2005, 2006, 2009 гг. Аналогично варьировалась и доля недополученных акцизов, стабильно составляя 43–55 % от общей суммы начисленных акцизов (см. диаграмму 2). Тенденция, судя по динамике, сохранится в ближайшие годы на уровне около 48 % недополученных акцизов, т. е. денег, в доход бюджета.

Диаграмма 2


Динамика доли не уплаченных в бюджет акцизов в 2000–2015 гг. (%)32

Очевидно, что в 2000–2012 гг. неизменно оплачивалась только половина начисляемых акцизов. Сумма, подлежащая оплате, рассчитывается исходя из заказанных объемов производственных мощностей. Выпускаемое количество марок акцизного сбора должно примерно соответствовать ожидаемому объему выпускаемой алкогольной продукции. При условии, что оплачивается только половина марок, можно утверждать, что вторая половина остается невостребованной. Зачастую марки похищаются для последующей реализации. В то же время алкогольная продукция, выпущенная за счет оставшихся официально невостребованных производственных мощностей, производится в обход официальной статистики, без оплаты отчислений в бюджет.

В результате официально незарегистрированного производства большого количества дешевой, не оплачиваемой налогами и акцизами алкогольной продукции возникает дисбаланс в рыночных отношениях на алкогольном рынке. При этом нарушение требований по технологическому и сырьевому обеспечению производства, требований по учету спирта и готовой продукции, а также иных требований во многом позволяет недобросовестным предпринимателям сократить рискованные издержки (путем приписок в документах, недослива из цистерн спирта и алкогольной продукции при транспортировке, манипуляций с измерительными приборами). За счет таких махинаций возможно снижение оптовых и розничных цен на продукцию значительно ниже конкурентов. В результате складывается ситуация, когда массовое нарушение технологий производства становится привычным и повсеместным явлением.

Акцизное налогообложение издавна было призвано сдерживать потребление «социально вредных товаров»33. В то же время питейные сборы всегда были особым источником доходов казны. Но, по мнению современного исследователя этих вопросов А. С. Мартынова, в настоящее время питейный доход потерял былую значимость, поэтому в стране возможно реформирование всей структуры алкогольного рынка с ужесточением госконтроля за производством и оборотом алкогольной продукции34. Без сомнений, основной упор должен быть сделан на «борьбу с производством некачественной алкогольной продукции, с коррупцией в данной области, с преступным бизнесом»35.

В Российской Федерации производство алкогольной продукции является особенно прибыльным, поэтому можно согласиться с авторами, считающими, что акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий36.

Под нарушение технологических правил производства подпадает и нарушение правил утилизации химически вредной барды (жидких отходов производства спирта). Барда незаконно сливается в ближайшие водоемы и на поля. В результате под угрозой оказывается экологическая безопасность общества.

За рубежом применяются технологии, позволяющие использовать барду в сельском хозяйстве как корм для животных37.

По закону производство этилового спирта, технология изготовления которого предусматривает получение барды, допускается только при наличии возможностей для ее полной переработки или утилизации на очистных сооружениях (п. 5 ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»38. Поскольку это основной закон, который будет нами исследоваться и к которому мы будем постоянно апеллировать, в том числе указывая на его слабые места, в дальнейшем для экономии времени и средств будем называть его – Закон).

В отсутствие технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать или утилизировать барду, действие лицензии может быть приостановлено до устранения выявленных нарушений (до 6 месяцев). В противном случае лицензия может быть аннулирована судом по заявлению лицензирующего органа (п. 1 ст. 20 Закона). Таким образом, утилизация барды возложена на производителей. Однако высокая стоимость специального оборудования для переработки делает его приобретение экономически невыгодным и приводит к тому, что непереработанная, высокотоксичная барда сливается в местные водоемы, вызывая ухудшение экологической обстановки. В настоящее время даже «подсобное» использование барды крайне затруднено из-за колоссальных объемов получаемых отходов: на 1 дал спирта ее приходится порядка 12 дал39.

Опыт Франции, США и ряда других стран показывает, что при использовании современных технологий возможна переработка около 90–95 % всего объема жидкой барды40. Однако высокая стоимость такого оборудования, как уже говорилось, является главной проблемой для российских производителей41 и, по их словам, основной причиной обхода законодательных требований по обеспечению безопасности производства алкогольной продукции.

Закон не устанавливает требований к технологиям переработки барды, критериев оборудования, что выливается в двойные стандарты экологической безопасности спиртзаводов, не исключая возможностей существования экологически вредных производств.

Законодательно понятие «барда» определяется лишь указанием на то, что это опасный отход производства42, без понимания состава этого токсичного отхода и требований к оборудованию для его очистки. Все это вызывает серьезные экологические проблемы утилизации барды.

Использование барды как сырья для производства этилового спирта законодательно запрещено (п. 2 ст. 11 Закона). Однако зачастую в производственных процессах ее отправляют на повторную переработку и используют в качестве сырья при производстве новой алкогольной продукции.

Несмотря на то, что отсутствие документации, подтверждающей возможность переработки и утилизации барды, является основанием для приостановления лицензии, среди причин отказа в выдаче лицензии на производство этилового спирта отсутствие данной документации не фигурирует. В этом случае можно говорить не о противоречивости законодательства, а о его полной бессистемности.

Выходом из сложившегося положения видится предлагаемое нами включение следующей формулировки в Закон: «Отсутствие документации, подтверждающей возможность полной переработки и (или) утилизации барды (отсутствие технических паспортов и иных документов, подтверждающих технические возможности оборудования, а также документов, подтверждающих право владения заводом-производителем таким оборудованием) является основанием отказа в выдаче лицензии на производство этилового спирта и алкогольной продукции».

Этот вопрос необходимо рассматривать в аспекте экологической безопасности регионов и комплексно решать путем предоставления возможности предприятиям-производителям самостоятельно закупать такое оборудование. При этом ужесточение контроля за исполнением законодательства о переработке барды должно сопровождаться созданием технических условий для закупки специального перерабатывающего оборудования и анализом материальных возможностей закупки оборудования организациями по приемлемым ценам.

В случае отсутствия таких условий применение норм об обязательном использовании специального оборудования вызовет рост массового незаконного производства алкогольной продукции или полную монополизацию рынка, поскольку возможность работать останется только у оснащенных таким оборудованием производителей. Кроме того, не должна игнорироваться серьезная угроза экологической опасности заводов – производителей спирта и алкогольной продукции.

Анализ последствий незаконного производства алкогольной продукции позволяет сделать вывод, что борьба против дальнейшей криминализации этой деятельности должна основываться не только на интересах налогообложения, но в первую очередь на интересах простых людей и общества в целом. Противодействие должно учитывать исторический и зарубежный опыт разработки системы борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции.

Экономический анализ незаконного производства алкогольной продукции, проведенный А. П. Алегиным, позволил сделать вывод, с которым стоит согласиться: государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции необходимо, однако осуществляться оно должно в мере, требуемой для защиты здоровья и безопасности потребителей алкогольной продукции, прав собственности и экономических интересов производителей43.


1.2. История алкоголя в России44

Еще в трудах Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) можно найти описание опытов с указанием того, как испарять воду нагреванием и сгущать образовавшиеся пары охлаждением. Но первые системные упоминания о перегонке жидкостей были найдены в трудах арабских ученых, которые относятся к тысячному году до н. э. В X в. испанский араб Разес (Абу-Бакр Мухаммед ибн Захарийя ар-Рази) дал конкретный рецепт приготовления спирта. В действительности во всем мире алхимики искали способ приготовления философского камня. Разес не был исключением. Изобретение спирта явилось побочным эффектом поисков философского камня. В этом смысле можно сказать, что спирт – побочное дитя, рожденное вне брака с философским камнем. Первоначально пар не охлаждали, поэтому большая часть спирта улетучивалась. Остатки спирта были на вес золота, во всяком случае, ценились именно так. Даже в былинах об Илье Муромце говорится об угощении философским вином.

– А сходи-ко ты, Илья, в погреба славны глубокие,

А принеси-ко ты чарушку полнешеньку,

А ты выпьешь сам на здравие.

А он принес ли чару полнешеньку.

– А ты пей-ко ли, Илья, да на здоровьице,

А ты кушай-ко, Илья, для себя ли ты!

А он выпил ли чарушку полную.

А спросили его старцы прохожие:

– А уж что же ты, Илюша, в себе чувствуешь?

– А я чувствую ли силу великую…

Слово «алкоголь» имеет арабские корни. Его придумал философ и алхимик Раймунд Луллиу. Происходит от ai и eohl – часть малейшей пыли. Это вполне обосновано, учитывая, как добывался первый спирт. Этим словом стали называть высшую степень перегонки – квинтэссенцию (от лат. quinta essential – пятая сущность).

Вплоть до XVI в. спирт использовался только как лекарство, хотя его целебные свойства были не изучены и сильно преувеличены.

В свою очередь, в Европе был открыт способ получения опьяняющей основы вина, которая оказалась прозрачной, летучей и легковоспламеняющейся жидкостью с большой способностью растворять различные вещества и не замерзать при сильных отрицательных температурах. Называлась такая процедура извлечением «духа вина» (по-латыни spiritus vini). Отсюда произошло название «спиритус», которое в дальнейшем трансформировалось во всем известное слово – «спирт». Спирт первоначально производили из винограда.

До того момента, как в Россию завезли спирт, на Руси в качестве увеселительных напитков употребляли переброженный естественным образом мед и сваренное пиво. Другими словами, в России долгое время крепких спиртных напитков не существовало. Поэтому говорить о том, что у нас в стране существуют прочные питейные традиции (во всяком случае, применительно к крепким спиртным напиткам) по меньшей мере неправильно.

Впервые спирт попал в Россию как лекарство в 1386 г. с послами из Генуи. При княжеском дворе состоялась торжественная церемония демонстрации свойств нового лекарства, но лекарство не произвело на окружающих особого впечатления и распространения не получило. Вторая попытка насаждения спирта состоялась в 1430 г.: генуэзцы по пути в Литву посетили Василия II Темного и подарили ему крепкий напиток под названием aqva vitae (в переводе с лат. – вода жизни). Причем было разъяснено, что напиток, так сказать, имеет многоцелевое назначение. Не привыкшие к крепкому спиртному русские стали употреблять новый напиток, предварительно сильно разбавляя его в ведре водой. Наверное, с тех пор в ход пошло выражение «пить ведрами».

Через несколько лет Василий II признал «воду жизни» вредным напитком и даже запретил его ввоз. Но было поздно. «Вода жизни» стала контрабандным товаром, а государство, вместо того чтобы контролировать процесс распространения иностранного алкоголя и собирать большие таможенные пошлины, пыталось с этим бороться. Борьба была безуспешной. Так что уже тогда стало ясно, что бороться с пьянством только запретительными мерами невозможно.

Только к середине XV в. в Московском государстве создается собственное винокурение (производство спиртосодержащей продукции). Первоначально спирт разрешили производить монахам, которые нашли достойную замену винограду, не произраставшему на Руси, – пшеничные зерна. Отечественный спиртовой продукт получил название «хлебное вино». Автор идеи такого довольно точного названия остался неизвестным. В 1472 г. великий князь Иван III впервые ввел монополию на производство и продажу всех алкогольных напитков, включая мед и пиво. Русское хлебное вино быстро приобрело популярность не только в России, но и в Европе. Например, известно, что в 1506 г. в шведских летописях был зафиксирован факт первого ввоза пшеничного спиртосодержащего напитка. Шведы назвали его «горящее вино».

В 1517 г. в труде польского историка и географа Матвея Меховского «О двух Самартиях» о жителях Московии сказано следующее: «Они часто употребляют горячительные пряности или перегоняют их в спирт, например, мед и другое. Так, из овса они делают жгучую жидкость, или спирт, и пьют, чтобы спастись от озноба и холода: иначе от холода они замерзли бы»45.

В этом же году Московское княжество посетил некто Сигизмунд Герберштейн, который так описал увиденное: «В рыбные дни мне привозили забитую рыбу и много больших копченных на воздухе без соли осетров; еще графинчик с pranndt wein, которую они всегда пьют перед обедом. Наконец, стольники вышли за кушаньем, снова не оказав никакой чести государю, и принесли aqva vitae, которую они всегда пьют в начале обеда»46.

Как видно, судя по всему, в то время в России производились разнообразные крепкие алкогольные напитки, точного названия которым не было. Кроме того, они отличались своеобразием, поскольку иностранцы толком не могли найти им какой-либо эквивалент на своем языке. Кстати, попутно отметим, что иностранцев удивили довольно простые, можно сказать, демократические порядки, которые были при дворе.

В 1533 г. в Москве, на Балчуге, напротив Кремля, было открыто первое питейное заведение, которое называлось «Царев кабак». Иван IV Грозный быстро оценил выгоду от монополии на питейные заведения, и кабаки получили широкое распространение не только в Москве, но и по всей Руси. При этом в кабаках продавалась только выпивка, есть приходилось идти в трактиры. Кабак – питейный дом, но не откупной, а вольной продажи спиртного. Трактир (от лат. tracto – угощаю) – гостиница с рестораном, позднее ресторан низшего разряда. К этому времени, как считается, относится и первое упоминание о водке применительно к алкогольной продукции. Впрочем, водкой сначала называли только лекарственные настойки на основе хлебного вина. О происхождении этого слова будет сказано ниже.

Основными посетителями питейных заведений сначала были царские опричники и служилые люди. Как известно, сам царь частенько организовывал пьяные оргии. Простым людям разрешалось приходить в питейные заведения только по праздникам: на Пасхальной неделе, в Рождество Христово и на Дмитровскую субботу (Родительская суббота, день поминовения усопших). За употребление спиртного в другие дни простого человека могли заключить под стражу. Такой вот оригинальный один из первых опытов борьбы с пьянством.

В 1590 г. окружение царя Федора Иоанновича подготовило и издало указ, запрещающий частную торговлю хмельными напитками в корчмах и шинках. Корчма – от слова «ковш», получила распространение преимущественно в юго-западных регионах страны. Шинок – преимущественно в южных регионах, на Украине – небольшое питейное заведение (небольшой кабачок).

Только за монастырями оставили право на производство медовухи и пива. Практически кабаки стали единственным местом, где можно было легально получить спиртные напитки. Но спиртного не хватало. Тогда хозяевам кабаков было предписано наладить собственное производство хлебного вина. Монополия была нарушена, что привело к резкому ухудшению качества алкогольной продукции. В середине XVII в. Москву и некоторые крупные города захлестнула волна так называемых кабацких бунтов, из-за не только плохого качества спиртных напитков, но и из-за их недостатка, поскольку владельцы кабаков были не в состоянии удовлетворить своими силами возросший спрос населения. Бунты, как водится, были жестоко подавлены, но питейное производство подверглось решительной модернизации. Так, в числе прочего была введена система винных откупов, т. е. право производить хлебное вино или торговать им, заплатив в казну процент от прибыли.

В 1716 г. Петр I предложил дворянству и купечеству заниматься винокурением на своих землях. Созданная им система просуществовала вплоть до правления Екатерины II. Однако Екатерина II оставила право на производство алкогольных напитков только за дворянским сословием.

Надо сказать, помещики тщательно следили за качеством изготовляемого хмельного продукта. Сколько было помещиков, столько было разновидностей хлебного вина. Причем хлебным вином назывались ароматизированные сорта спиртных напитков, которые получали, вначале разбавляя вторичную перегонку спирта молоком, а затем, перегнав эту смесь в третий раз, доливали в нее воду и различные растительные добавки из трав, ягод, фруктов, а после этого полученный продукт еще раз перегоняли, в четвертый раз. Такие алкогольные напитки помещики называли простой водкой. Вплоть до начала XIX в. термином «водочные изделия» обозначали крепкие настойки с добавлениями пряноароматизированных веществ.

В 1819 г. Александром I вновь была введена государственная монополия на производство спиртных напитков. Впрочем, государство оставляло за собой только право на производство и оптовую торговлю алкогольной продукцией, а розничная торговля была отдана в частные руки. Для того чтобы предупредить спекуляцию спиртными напитками, на них была установлена твердая цена по всей империи – 7 руб. ассигнациями за ведро (12,3 л). Монополия Александра I продержалась 7 лет.

После смерти Александра I новый император Николай I, руководствуясь в первую очередь не экономическими, а политическими соображениями, в 1826 г. частично, а с 1828 г. полностью отменил монополию на спиртные напитки и отдал производство алкоголя в руки помещиков. Наверное, это был примирительный жест по отношению к дворянству после жестокого подавления восстания декабристов.

Но в 1851 г. Николай I, понимая, что отсутствие монополии ведет к значительным потерям для казны, ввел акцизно-откупную систему, суть которой сводилась к тому, что хлебное вино сначала производили на казенных винокурнях и оптом продавали откупщику. Торговцы, извлекая собственную выгоду, стали непомерно завышать цены, что привело к резкому недовольству среди населения.

В дальнейшем в России пытались ввести, как и в Европе, акцизную систему. (Акциз – от лат. assidere – означает налагать, устанавливать, облагать и представляет собой один из видов косвенных налогов.) Но и здесь эффект был прямо противоположный от ожидаемого. Пшеничное сырье было заменено на картофельное, что резко ухудшило качество алкогольной продукции. Конец XIX в. ознаменовался катастрофическим ростом хронических алкоголиков, чего на Руси и в России никогда не было. Строго говоря, с этого момента начался отсчет борьбы с алкоголизмом. А если говорить честно, борьбы алкоголизма с населением России.

В 1848 г. шведский ученый Магнус Гусе предложил термин «алкоголизм» для обозначения совокупности патологических изменений в организме вследствие неумеренного потребления алкоголя. Со временем он приобрел и более широкое, социальное значение – как выражение негативных последствий потребления алкоголя для общества, выражение социальной патологии.

Спохватившись, чиновники разрешили продавать в кабаках не только спиртное, но и еду. Хлебное вино обязали разливать в стеклянные бутылки, которые специально закупали за границей, поскольку в России производство бутылок тогда еще не было налажено. До этого спиртные напитки, как было сказано, продавались только ведрами.

Когда было придумано слово «водка», доподлинно неизвестно. Неизвестен и автор этой идеи, так же как и автор словосочетания «хлебное вино», о чем уже говорилось. Во всяком случае, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» автор пишет о том, как русские солдаты пили водку (именно такое слово было употреблено) накануне Бородинской битвы. Скорее всего, само слово происходит от слова «вода», поскольку при всем разнообразии приемов и способов ее изготовления самым ценным продуктом в ней, как это ни странно, может быть, звучит, является вода. Кроме того, качественно приготовленная водка, в отличие, например, от той же украинской горилки, внешне похожа на воду и чиста, и прозрачна на вид, как родниковая вода.

Неофициальным годом рождения водки в современном понимании и качестве этого алкогольного продукта можно считать 1895 г. Дело в том, что в 1894 г. была введена очередная водочная монополия. На этот раз суть реформы заключалась в комплексном решении следующих проблем: установление контроля государства над продажей водки, над ее отпускными ценами, количеством и качеством содержащегося в ней спиртового продукта. Министру финансов С. Ю. Витте требовались деньги для задуманных им амбициозных реформ, и самое простое решение этой проблемы – ввести дополнительную плату за потребление алкогольной продукции. Сопровождалось введение монополии масштабной пропагандистской кампанией. Были созданы специальные комиссии, организованы лаборатории, привлечены специалисты в области химии и биологии. Любопытно, что одну из таких правительственных комиссий возглавил Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Д. И. Менделеев был знаменит не только созданием Периодической таблицы химических элементов, но и тем, что в 1865 г. защитил диссертацию, имевшую примечательное название «О соединении спирта с водою». Проведя многочисленные опыты, знаменитый химик нашел идеальное соотношение объема веса частей спирта и воды, а также доказал, что оптимальная крепость напитка должна равняться 40 градусам. Благодаря открытию Менделеева государством был установлен единый эталон на водку. Официально это произошло в 1866 г. по инициативе министра финансов М. Х. Рейтерна. Впрочем, министр руководствовался не только и не столько выводами Менделеева. Дело в том, что в стране осуществлялся переход на акцизную систему взимания налогов по примеру Европы. Согласно новой системе акциз должен был исчисляться в зависимости от крепости алкогольного продукта. Самым распространенным на тот момент алкогольным напитком был так называемый полугар крепостью 38–39 %. Чиновники из налогового ведомства замучились постоянно умножать такие неудобные цифры. Рейтерн своим приказом установил крепость государственного алкогольного продукта в 40 %, сам не подозревая, что совершил канонический акт. (Канонический – твердо установленный, взятый за образец, от греч. kanes и лат. canna – тростник, камыш, палка. Тростниковый прут служил инструментом для измерения точной длины.) С тех пор считается, что крепость русской водки должна быть именно 40 %.

Странно, но человек, которому Россия обязана мировой славой, остался в истории практически обойденным вниманием. Конечно, он бы сильно удивился, что именно это его нововведение прославило его имя в веках. Михаил Христофорович Рейтерн (1820–1890) родился в Смоленской области. Он закончил Царскосельский лицей и был выдающимся государственным деятелем своего времени. Достаточно сказать, что в 1862–1878 гг. он возглавлял российское правительство. Он может по праву считаться одним из локомотивов реформ Александра II в переносном и прямом смыслах этого слова, поскольку был инициатором и непосредственным руководителем бурного железнодорожного строительства. В 1862 г. Рейтерн стал министром финансов и был на этой должности вплоть до 1878 г. Это были самые тяжелые годы для переходной российской экономики. В частности, он как министр финансов обеспечивал финансирование Русско-турецкой войны (кстати, был яростным ее противником). До него в России частный кредит был только в виде ростовщиков. При нем в 1864 г. в Петербурге был открыт первый частный коммерческий банк, правопреемником которого, как известно, себя считает Сбербанк. Вскоре, благодаря его непосредственной поддержке, создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки и т. д. Справедливости ради надо отметить, что строительство железнодорожных полотен сопровождалось масштабными злоупотреблениями, спровоцированными и ошибками Рейтерна, который создал неконтролируемые железнодорожные концессии, что привело к нескольким кризисам. Что касается водки, то и здесь не все было безоблачно. Первоначально введенный Рейтерном акциз в 4 копейки с градуса был слишком низким и привел к неслыханному до этого распространению пьянства среди обычных подданных. В 1864 г. акциз был увеличен до 5 копеек. Затем шло постепенное, но абсолютное неуклонное повышение акциза, в среднем на 1 копейку. При этом интересно, что в 1873 г. акциз в России был повышен еще на 1 копейку, а в Царстве Польском – на 1,5. Можно с уверенностью сказать, что сборы от употребления алкогольных напитков стали для Рейтерна, как министра финансов, сильным дополнительным материальным подспорьем для неустойчивой финансовой системы страны. В 1890 г. Рейтерн за достигнутые заслуги был возведен в графское достоинство. Скончался он в Санкт-Петербурге.

Между прочим, в 1880 г. Д. И. Менделеев, тоже один из создателей легенды о водке, выдвигался в академики, но его опередили Ф. Ф. Бильштейн и Н. Н. Бекетов. По этому поводу разразился международный скандал, ведь к этому времени Менделеев был всемирно признанным ученым и, кстати, академиком нескольких зарубежных академий. Спустя некоторое время Д. И. Менделееву предложили вновь избираться. Впрочем, предложение было высказано слишком формально, да и гарантий, что академики опять его не забаллотируют, не было. Д. И. Менделеев гордо отказался.

Результатом такой масштабной работы по изобретению водки стал вывод о том, что хлебное вино надо избавить от наличия в нем примесей, к которым относили прежде всего эфиры и сивушные масла. Надо сказать, что к этому времени появились промышленные ректификационные аппараты, позволяющие получать спирт крепостью более 95 %. В таком спирте содержание сивушных масел составляет 6 мг/л. Кроме того, ректификационные аппараты позволяли производить спирт практически из любого сырья – от зерна до картофеля, свеклы, мелассы и другого крахмалосодержащего сырья. Это невероятно удешевляло весь технологический процесс. Другим следствием рассматриваемого технологического новшества стало то, что в 1895 г. впервые в мире был принят нормативный документ об изготовлении монопольного алкогольного продукта только из ректификационного спирта с обязательной обработкой углем, т. е. был введен государственный стандарт на изготовление водки.

Надо сказать, что введенная в 1894 г. монополия на производство водки должна была сопровождаться целым рядом реформ, которые, в свою очередь, планировалось завершить только в 1913 г. Между прочим, на тот период времени по потреблению абсолютного алкоголя Россия находилась на последних местах среди всех наиболее развитых мировых стран. На первом месте была Франция, жители которой потребляли в абсолютных значениях 19,04 л алкоголя на душу населения, на втором – Бельгия (12,58 л), на третьем – Италия (12,31), на четвертом – Швейцария (11,73), на пятом – Дания (10,92), на шестом – Великобритания и Ирландия (10,63), на седьмом – Германия (9,13), на восьмом – Австро-Венгрия (8,59), на девятом – Швеция (5,28), на десятом США (5,61), на одиннадцатом – Россия (2,80). Примечательно при этом, что пива в России употребляли 0,15 л на душу населения (для сравнения: во Франции – 1,05; Бельгии – 7,80; Великобритании – 8,11; Германии – 4,26; США – 2,88), виноградного вина вообще не пили (во Франции – 13,95; Италии – 11,83; Швейцарии – 6,77; Австро-Венгрии – 2,02; США – 0,25), крепких спиртных напитков больше 40 градусов – 2,65 л на душу населения (во Франции – 4,04; Бельгии – 4,90; Дании – 7,25; Австро-Венгрии – 5,00; в США – 2,48).

Кстати, любопытно, что когда в 1758 г. Джордж Вашингтон избирался в законодательную ассамблею штата Вирджиния, он бесплатно раздал избирателям 28 галлонов рома, 50 галлонов ромового пунша, 34 галлона вина, 46 галлонов пива и два галлона сидра. Пикантность ситуации заключалась в том, что избирателей было всего 391 человек.

Между тем, как известно, в 1914 г. началась Первая мировая война, и в России был издан царский указ о прекращении производства и продажи алкогольной продукции с 19 июля 1914 г. Было оставлено только несколько заводов, которые производили спирт для нужд фронта. Известный английский политический деятель Ллойд Джордж сказал по этому поводу: «Это самый величественный акт национального героизма, который я знаю». В свою очередь, знаменитый отечественный ученый И. Н. Введенский так комментировал первые результаты действия вынужденного «сухого закона». Оказалось, что закрытие казенных винных лавок и вообще запрещение торговли крепкими напитками и их суррогатами повлекло за собою уменьшение числа душевнобольных. Число поступивших с алкогольными психозами равнялось: за октябрь 1913 г. – 21, ноябрь – 21, декабрь – 27, январь 1914 г. – 18, февраль – 21, март – 41, апрель – 42, май – 20, июнь – 34, июль – 22, август (после введения «сухого закона») – 5, сентябрь – 1, октябрь – декабрь – ни одного. Число лиц, попадавших в вытрезвители, также резко пошло на убыль. Например, при полицейском доме Спасской части, считавшейся одной из самых нетрезвых петроградских частей, в январе 1914 г. было 928 человек, в феврале – 743, в марте – 802, в апреле – 836, в мае – 917, в июне – 666, в июле – 474, в августе (после введения «сухого закона») – 123, в сентябре – 100, в октябре – 71, в ноябре – 56, в декабре – 31. Также упала преступность, причем в самых ее опасных проявлениях, на улицах городов и поселков стало намного спокойнее. В Петрограде в августе 1914 г. преступность сократилась на 20 %, Москве – на 47 %, Тамбове – на 43 %, Одессе – на 50 %, Уфе – на 64 %, Туле – на 75 %, Орле и Ростове – на 80 %, Костроме – на 95 %, Симферополе – на 50 %, Симбирске – на 95 %. Также сократилось число несчастных случаев на производстве и количество пожаров. Так, в Самарской губернии число пожаров сократилось на 41,5 %, Казанской – на 44 %. В Москве, например, число несчастных случаев на фабриках, заводах, во время строительства и на железных дорогах сократилось на 80 %.

Одновременно, как утверждал И. Н. Введенский, произошло повышение производительности труда – от 30 до 60 %. Качество работы улучшилось, а брак уменьшился. Рабочие стали заметно меньше прогуливать из-за пьянства. При этом существенно увеличились их доходы. Например, если с июля по октябрь 1913 г. в московские сберегательные кассы было внесено 3 250 000 руб., то за этот же период 1914 г. – 6 000 000 руб.

Все это было хорошо, но держалось на штыках солдат и не было подкреплено развитием альтернативных форм и видов занятий граждан после работы, внедрением общей культуры поведения. Если не считать, конечно, альтернативным занятием участие в мировой войне. К тому же объемы изготовляемого спирта превышали запросы фронта, и его уже некуда было девать.

В результате на складах крупных городов скопилось большое количество вина и водки, что после Февральской революции 1917 г. привело к нескольким масштабным пьяным бунтам, следствием которых были многочисленные жертвы среди населения, в том числе и гибель людей непосредственно в бочках с вином. Люди в них просто тонули47.

В дальнейшем советское правительство продлило «сухой закон» до 1925 г., хотя он практически повсеместно нарушался. Тем не менее следует отметить тот факт, что, несмотря на эксцессы революций и Гражданской войны, Россия в 1920-х гг. потребляла только 0,8 л абсолютного спирта на душу населения.

Фактической отменой «сухого закона» стало выпущенное в 1925 г. винно-водочное изделие, которое называлось «Русская горькая». Крепость этого алкогольного напитка колебалась от 20 до 30 градусов. В историю этот продукт вошел под неофициальным названием «рыковка», по имени председателя Совета Народных Комиссаров СССР того времени А. И. Рыкова.

В 1927 г. был подготовлен первый советский стандарт, который назывался «стандарт на вино очищенное (водку)» – ОСТ-116. Несмотря на это, стандарт был утвержден только в 1931 г. Таким образом, такое понятие, как «хлебное вино», окончательно исчезло из употребления. 23 января 1936 г. был утвержден новый стандарт на водку, который впервые закрепил нормативное определение данного алкогольного продукта: «бесцветная и прозрачная смесь этилового ректификационного спирта (ОСТ-278) с водой, имеющей жесткость не более 2,5 немецких градуса, обработанная активированным углем, пропущенная через фильтры и обладающая характерным для водки вкусом и запахом». Согласно стандарту предусматривались три сорта водки: 40 %, 50 % и 56 %. Только после этого впервые на этикетке появилась надпись – «водка»48. Строго говоря, именно эта вполне конкретная дата и должна считаться датой основания водки, ее, при желании, и следует отмечать.

Интересно, что во время Великой Отечественной войны, в отличие от Первой мировой, «сухой закон» в Советском Союзе не вводился. Более того, как правило, перед боем выдавались так называемые «наркомовские 100 грамм». Первоначально спиртное начали выдавать солдатам во время Советско-финской войны 1939–1940 гг. Это было связано с чрезвычайно трудными погодными условиями, в которых приходилось действовать красноармейцам. 22 августа 1941 г. Сталин подписал постановление № 562с (т. е. секретно) «О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии», в котором было установлено, что начиная с 1 сентября красноармейцу и начальствующему составу войск первой линии действующей армии было положено выдавать 100 граммов 40-градусной водки.

Надо сказать, что потребление алкоголя на душу населения в 1913 г. в нашей стране было достигнуто только к середине 1960-х гг. Поэтому можно совершенно точно утверждать, что массовой проблемы алкоголизации ни подданных Российской империи, ни граждан Советского Союза не было. Впрочем, нельзя при этом забывать, что культура потребления алкогольных напитков в развитых странах с течением времени серьезно изменилась в лучшую сторону. Например, в США есть штаты, в которых продажа спиртных напитков осуществляется только с содержанием не более 14 % алкоголя. Наиболее строгое антиалкогольное законодательство в штате Юта, где властвуют мормоны. Мормоны – представители так называемой Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Слово произошло от одноименного названия Книги Мормона, составленной и опубликованной в 1830 г. Джозефом Смитом-младшим, который должен считаться, соответственно, основателем этой секты. Книга Мормона, согласно ее последователям, это перевод древних летописей коренного населения Америки, до ее открытия европейскими мореплавателями, в которых описываются их встречи с Иисусом Христом после его воскрешения. В одном из рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе («Этюд в багровых тонах») мормоны предстают едва ли не хуже, чем язычники, в семьях которых легально разрешены совместные браки двух и более семей. В общей сложности около 38 % американцев живут в условиях либо юридического «сухого закона», либо фактического «сухого закона». Там, где продажа алкоголя разрешена, она строго лицензируется. Крепкие алкогольные напитки продают только в специализированных магазинах, торгующих с 11 до 23 часов, и не секундой позже. Без документа, удостоверяющего личность (чтобы убедиться в том, что покупателю исполнился 21 год), никто не продаст даже пива. Кстати, то же самое касается и питейных заведений.

После войны население России, особенно в деревнях и в крупных городах с так называемыми градообразующими предприятиями, стало откровенно спиваться. Либерализация общественной жизни после смерти Сталина не только не остановила этот процесс, но его ускорила. Из-за этого наблюдался стремительный отток молодого населения из сельской местности и не менее стремительная деградация оставшегося населения. Спивались целые деревни. Никакие милицейские меры не давали результата. Более того, социальная политика местных руководителей была направлена на расширение алкоголизации населения. Поскольку занять людей в плане культурных, спортивных и иных мероприятий было особенно нечем, местные чиновники, чтобы избежать массового недовольства людей, намеренно закрывали глаза на массовое злоупотребление спиртными напитками. При этом не обращалось внимание даже на то, что сокращался срок жизни граждан и что происходило невероятное омоложение пьянства.

Все это происходило в течение достаточно длительного времени. Особенно масштабные проблемы с алкоголизацией граждан происходили, когда во главе государства находился Л. И. Брежнев. Даже неоднократные увеличения цены водки не притормаживали этот процесс. Кстати, при этом в бюджет страны лицемерно закладывалось увеличение потребления водки, а следовательно, и доходов государства.

16 мая 1985 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, на основании которого, в свою очередь, был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»49. Инициаторами указа считаются М. С. Горбачев и Е. К. Лигачев. Благородные цели, которыми руководствовались разработчики указа, были полностью искажены чиновниками, которые его исполняли. В частности, были в значительной мере уничтожены виноградники в некоторых районах Крыма и Краснодарского края, образовался страшный дефицит водки и другой алкогольной продукции, началась массовая спекуляция, а люди стали употреблять одеколоны, лосьоны и другие товары, в которых номинально должен был присутствовать спирт. Водка стала самым дефицитным товаром, на ее приобретение были введены талоны (впервые после Великой Отечественной войны!). Все это не могло не сказаться самым отрицательным образом на социально-негативном поведении людей. Из-за водки люди дрались около магазинов, а другие сумели на этом нажиться и заработать свой первый криминальный капитал. Когда на одной из встреч кто-то из рабочих попросил Горбачева исправить ситуацию, тот ответил: «А ты не пей!»

Кстати, в СССР бюджет страны на 30 % формировался за счет государственной монополии на алкогольную продукцию, о чем говорилось несколько выше. Следовательно, горбачевская борьба с пьянством весьма чувствительно ударила по экономике страны, и именно в то время, когда мировые цены на нефть начали резкое падение.

За короткое время два раза повышались цены на спиртное, особенно резко на водку – в сентябре 1985 г. и августе 1986 г. Пол-литра водки теперь стоили 10 руб. – почти вдвое больше, чем в 1985 г. 10 руб. – это примерно 5 % среднего месячного заработка советского трудящегося, и регулярная доступная выпивка стала многим не по карману. Доступность ее была еще больше ограничена с помощью резкого ужесточения режима торговли, главным образом сокращения в несколько раз числа магазинов, торгующих спиртными напитками.

Некоторые населенные пункты и целые районы были объявлены «зонами трезвости» – легальная продажа спиртного в них прекратилась. С этими так называемыми «зонами трезвости» доходило до абсурда. Дело в том, что иногда «зонами трезвости» провозглашались районы, в которых большинство проживающих составляли люди, отбывшие наказания в исправительно-трудовых учреждениях. Полагать, что они вдруг резко, ни с того ни с сего перестанут пить, было за гранью идиотизма!

Впрочем, несмотря на издержки антиалкогольной кампании, эта кампания дала несколько важных результатов. Так, продолжительность жизни мужчин увеличилась более чем на 3 года, а женщин – на 2 года. Это позволило продлить и сохранить жизнь почти 1 млн граждан. Смертность населения от причин, непосредственно связанных с алкоголизмом, снизилась более чем вдвое. Продажа алкоголя на душу населения, по официальным данным, сократилась очень резко: с 8,4 л чистого спирта в 1984 г. до 3,3 л в 1987 г.

С другой стороны, в некоторых отношениях меры оказались явно неэффективными. Резко увеличилось число зарегистрированных молодых потребителей наркотических и токсических веществ. Но самая серьезная проблема была связана с масштабным распространением незаконного производства и оборота алкоголя. Самогон гнали повсеместно, при этом использовалось дешевое и низкое по качеству сырье. В стране начались массовые отравления алкогольным суррогатом. Вскоре стало ясно, что наблюдается известный эффект бумеранга, когда быстро достигнутые положительные результаты нивелируются проблемами, как старыми, так и новыми, которые не только полностью уничтожают эти результаты, но еще и ухудшают прежнее состояние дел.

Таким образом, принятое в 1985 г. радикальное антиалкогольное законодательство привело к повальному самогоноварению, увеличению потребления токсичных спиртосодержащих бытовых и лекарственных препаратов, продуктов бытовой химии.

Через несколько лет государство отменило драконовские порядки, но не отказалось от государственной монополии на производство и, главное, на продажу спиртосодержащей продукции, которая продержалась вплоть до 1992 г., когда 7 июня ее отменил указом Президент России Б. Н. Ельцин50. Некоторые горячие головы, к слову, утверждают, что «сухой закон» 1985 г. положил начало краху Советского Союза.

Несмотря на это, вопреки ожиданиям, ситуация с ростом потребления спиртных напитков не стала катастрофической, хотя душевое потребление чистого алкоголя выросло примерно на треть и достигло 15 л в год. Кризис ситуации с употреблением алкоголя достиг своего пика к середине 1990-х гг. В дальнейшем ситуация несколько выправилась. Так, например, в 2007 г. в России было продано 232,2 млн дал, что на 7,2 млн дал меньше, чем в 2006 г. Если до 2004 г. продажа водки ежегодно сокращалась на 0,5–1 %, то в 2004 г. продажа сократилась сразу на 7 %, в 2005 г. – еще на 2,5 %, в 2003 г. – на 3 %. Водку вытесняют менее крепкие алкогольные напитки, а также виски, текила, джин и т. п.51 В то же время настораживает, что существенно сократилось производство вина в стране (на 7 %). Более того, впервые за всю постсоветскую историю России рост производства пива в 2008 г. составил всего 1 %, в то время как в 2007 г. этот показатель равнялся 7 % (т. е. сократился ровно в 7 раз!).

Между прочим, следует развеять иллюзию, что больше всех в мире пьют россияне. Россияне (особенно русские) никогда не были и так и не стали мировыми лидерами по употреблению спиртных напитков. Россия находится на 8-м месте по употреблению алкогольной продукции. На первом неизменно находятся упрямые ирландцы. Но особых поводов для радости тоже нет. В Российской Федерации употребляется 15 л чистого алкоголя в год, во Франции – 10,8 л, в Испании – 10,1 л, на Украине – 9,8 л, в Германии – 9 л, Великобритании – 7,5 л, Финляндии – 7,1 л, Италии – 7 л, Японии – 6,5 л. При этом, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 л, это представляет опасность для здоровья нации. Каждый выпитый сверх указанной нормы литр укорачивает среднюю продолжительность жизни у мужчин как минимум на год, у женщин – на четыре месяца.

К тем цифрам, которые уже приводились в данной работе, можно добавить, что, по данным Министерства здравоохранения России, в стране насчитывается более 2 млн алкоголиков. Если учесть, что официально фиксируется только каждый 10-й случай заболевания, у нас сейчас не менее 20 млн алкоголиков, т. е. каждый седьмой россиянин. Самое страшное, что увеличивается количество пьющих женщин. Если в середине 1990-х гг. соотношение алкоголиков мужчин и женщин составляло 9: 1, то в начале 2000-х гг. оно составляло уже 6: 152.

С одной стороны, это может говорить о повышении уровня культуры потребления спиртных напитков, но, с другой стороны, свидетельствует об омоложении пьянства (во всяком случае, пивного, поскольку пиво сейчас не пьют, наверное, только в детском саду), а также о том, что общая неблагополучная ситуация с пьянством в стране изменилась с абсолютно катастрофической до просто катастрофической.

По другим данным, с учетом употребляемых суррогатов, потребление алкоголя составляет от 20 до 30 л в год на душу населения. От 370 до 500 тыс. человек, из которых 78 % – это мужчины, ежегодно умирают от болезней, так или иначе связанных с пьянством.

Удельный вес смертности от случайных отравлений алкоголем в Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Омской и Саратовской областях возрос на 6—18 %53.

Общее число россиян, признанных хроническими алкоголиками, составляет 2,5 % населения страны (с учетом женщин и детей). В то же время алкоголизация населения – процесс в высшей степени латентный. Согласно данным экспертов, в России может быть от 4 до 5 млн алкоголиков, из которых примерно 60 % не считают себя алкоголиками.

За последние 10 лет возраст молодых людей, употребляющих алкоголь, сократился в крупных городах на два года и переместился с 16–18 лет на 13–14 лет. 82 % молодых людей в возрасте 12–22 лет регулярно употребляют алкоголь, причем 9,4 % из них – очень часто. На первом месте среди употребляемых алкогольных напитков все еще находится пиво (86 %), на втором – водка (33 %), на третьем – вино (28 %). Ежедневно или через день пьют алкогольные напитки 33 % юношей и 20 % девушек.

Что касается культуры потребления алкоголя, то именно в этом видится главная проблема, с которой столкнулась Россия. Являясь хранителем традиций, алкоголь во Франции в то же время выступает и как проводник современной духовной жизни. Уровень своей компетентности и эрудиции во французском обществе принято подтверждать познаниями в виноделии. Свою личную ответственность в деле сохранения окружающей среды выражают выбором натуральных вин, полученных исключительно биологическим путем. Забота о красоте тела и фигуры проявляется в выборе высококачественного дорогого вина.

Примечательно, что еще в ноябре 2008 г. первый в то время вице-премьер правительства России В. А. Зубков заявил о необходимости очередного возвращения к государственной монополии на производство алкогольной продукции.

Таким образом, история алкоголя в России позволяет сделать следующий вывод.

Бороться с алкоголизмом чрезвычайно трудно потому, что борьба идет с последствиями, а не с причинами. Воздействовать на причины распространения алкоголизма: во-первых, не через что, поскольку соответствующей системы не существует (старая сломана, новая только создается); во-вторых, некому, поскольку нет специалистов (старые ушли, новых не обучили); в-третьих, как это ни страшно звучит, некогда, ведь результат нужен сегодня, а кропотливая работа, которая только и может дать положительный результат, такого эффекта не предусматривает, да и результат появится (если он будет) через несколько лет (а может, и десятилетий). В свое время Петр I хотел поставить на учет весь лесной фонд государства, говоря, что думает о будущем. Мы же сейчас беспощадно леса вырубаем, что уж там говорить про алкоголиков. Не до них!

Между тем среди главных последствий алкоголизма: 1) рост детской смертности; 2) рост числа детей, больных олигофренией; 3) травматизм с тяжкими последствиями и увеличение смертности мужчин в наиболее трудоспособном возрасте; 4) распад семей и семейных ценностей; 5) женский алкоголизм, неизбежно приводящий к деградации личности самой женщины и ее окружения.


1.3. Историческая трансформация целей борьбы с незаконным производством алкогольной продукции

В сфере производства и оборота алкогольной продукции в настоящее время принято выделять три аспекта государственного управления:

1) медико-социальный – снижение алкоголизации населения и пьянства как социального времяпрепровождения, снижение отравлений некачественным алкоголем, а также ликвидация массового распространения некачественного дешевого алкоголя;

2) фискальный – увеличение сборов в госказну, контроль акцизообложения, снижение возможности теневого производства;

3) промышленно-производственный – сохранение и дальнейшее развитие отрасли производства алкоголя, как водочной отрасли и производства крепкого алкоголя, так и винной и слабоалкогольных напитков (которые по химическому составу тоже относятся к алкогольным напиткам)54.

Контроль государства над алкогольной отраслью почти всегда был направлен на обеспечение полноты собираемости акцизов и предотвращение уклонения от уплаты налогов. Так называемые винные монополии вводились в сложные исторические периоды, при особой потребности бюджета в дополнительных средствах для решения острых социальных проблем. В широком смысле госмонополия на производство и оборот алкогольной продукции понимается как правовой режим контроля правительства над этими процессами, при жесткой нормативной определенности и недопущении усиления саморегулирования организаций.

Норвежский исследователь этого вопроса Т. Угланд пишет, что контроль алкогольной отрасли посредством государственной монополии является одним из наиболее распространенных способов регулирования производства алкогольной продукции в европейских странах55.

В последнее десятилетие XIX в. перед законодателем стояли схожие с современными социальные и экономические задачи: ограничение пьянства, повышение безопасности алкогольной продукции, повышение эффективности налогообложения в целях пополнения бюджета.

Во времена разработки винной реформы С. Ю. Витте (1892–1914) концептуально незаконное производство алкогольной продукции могло быть понято как несоответствие качественным характеристикам и отсутствие государственного разрешения на производство. Применялись разработки антиалкогольного законодательства, направленные на ограничение незаконного (неоплачиваемого акцизами) производства, установление требований к законному производству и обороту и снижение темпов алкоголизации населения.

Описывая исторические закономерности установления правовых запретов на незаконное производство алкогольной продукции в России, авторы подобных исследований утверждают, что жесткость таких запретов варьировалась в зависимости от ряда факторов: 1) отношение правительства к алкогольному производству; 2) патернализм в производстве отечественной алкогольной продукции; 3) жесткость антиалкогольного законодательства и мер борьбы с пьянством и алкоголизмом; 4) экономическое состояние государства и необходимость дополнительного привлечения средств в бюджет56.

Современное уголовное и административное законодательство не определяет понятия незаконного производства алкогольной продукции. Требования, которые нарушаются при нерегистрируемом производстве алкогольной продукции, закреплены в Законе. Это требования к качеству сырья, экономическому состоянию производителя и контрольно-учетной технике на производстве. В современном противодействии незаконному производству алкогольной продукции упускается из вида, на наш взгляд, цель – обезопасить население от некачественного алкоголя и тем самым сохранить здоровье потребителей. Акцент, к сожалению, делается только на обеспечение налоговых поступлений.

Исторический анализ законодательства в России конца XIX – начала ХХ в. позволяет сделать вывод, что в это время применялись успешные разработки антиалкогольного законодательства, направленные на ограничение незаконного производства и одновременно на повышение качества законного производства алкоголя.

Системная разработка социально-медицинских, фискальных, экономико-промышленных аспектов производства алкогольной продукции, учет прав и интересов основных субъектов производственной деятельности в этой сфере, которые были осуществлены в рассматриваемый период времени, могут быть взяты за основу борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции и преодоления негативных последствий этой деятельности. Применение опыта именно такой модельной конструкции незаконного производства алкогольной продукции будет полезным для снижения опасности поставок низкокачественной продукции для потребителей.

Отсутствие стандартов качества выпускаемой продукции и невысокие требования потребителей привели к распространению низкокачественной алкогольной продукции. Поэтому алкогольная реформа, запланированная С. Ю. Витте, беспрецедентная по объему и новизне, была нацелена не только на увеличение доходов казны, но и на улучшение качества крепких напитков и повышение культуры их потребления57. Одной из причин введения госмонополии Минфин считал необходимость заботы об ограждении народного здравия путем снабжения населения вином, свободным от вредных примесей, а также ограничение пьянства58, поскольку плохое качество потребляемой алкогольной продукции вызывало отравления и провоцировало быстрое привыкание к нему – алкоголизм и снижение продолжительности жизни59.

Низкая культура потребления алкогольной продукции к концу XIX в. стала характерной для крестьянской, рабочей, обывательской и купеческой среды. Часть доходов от винного дела шла на борьбу с социальным недугом – пьянством, создавались попечительства о народной трезвости, медицинские приюты для опьяненных, применялись и другие социально полезные меры.

Среди требований, предъявляемых в описанный исторический период к производству и обороту алкогольной продукции, можно выделить следующие: 1) требования к субъекту производства (это могли быть в том числе и частные лица, приобретавшие спирт у местных винокуренных заводчиков); 2) к процессу и качеству производства (все вино, предназначенное для реализации, должно было изготавливаться из спирта ректификованного, очищенного на казенных заводах горячим способом, крепостью не ниже 40°).

Продажа спирта и алкогольной продукции составляла исключительное право казны в казенных винных лавках. Реализация алкогольной продукции иными субъектами считалась шинкарством (от слова «шинок» – место, где торговали из-под прилавка алкоголем домашнего изготовления). Это нарушало государственную монополию на этот вид деятельности. Шинок – так именовали питейный дом на Украине. Шинкарством стали называть незаконную подпольную деятельность по производству алкоголя для продажи.

Запрещалась и продажа алкогольной продукции на розлив: распивать вино можно было только в заведениях трактирного типа. Разрешалась лишь продажа запечатанных сургучом бутылок60.

Так, концептуальное законодательное понимание незаконного производства алкогольной продукции предполагало определение его несоответствия установленным качественным характеристикам и отсутствие государственного разрешения на его производство. Государство имело исключительное право продажи спиртных напитков. В целях предупреждения сбыта алкогольной продукции помимо казны-продавца производство, будучи частным промыслом, осталось под особым надзором государства. Позднее это ограничение было введено в целях регулирования отрасли промышленности сообразно с интересами народного хозяйства (ради предупреждения появления очень крупных винокуренных заводов, вывода их, по возможности, из городов и поощрения сельского винокурения)61. Крепкие напитки приготовлялись на отдельных заводах, устраиваемых порознь один от другого и не имевших никакой связи между собой62.

В описываемый период рост алкоголизма населения России имел колоссальные темпы, вызванные началом промышленного производства дешевой, общедоступной картофельной водки63. Массовая пролетаризация и урбанизация населения в конце XIX в. способствовала увеличению потребления алкогольной продукции (официальной и неофициальной)64. А низкая культура пития и давняя кабацкая привычка пить водку без закуски, что называется, на ходу способствовала появлению атмосферы терпимости к пьяным людям65. Благоприятным условием для незаконного производства алкогольной продукции были низкие требования потребителей к качеству алкогольной продукции, позволявшие производителям экономить на сырье и технологиях. Некачественность алкогольной продукции провоцировала быстрое привыкание к алкоголю и развитие алкоголизма. Все это приводило к снижению продолжительности жизни людей, особенно из числа низших слоев населения.

Ранее существовавшая акцизная система предполагала производство крепких алкогольных напитков при условии уплаты акциза всеми желающими. Критерием незаконности была только неуплата акцизного сбора, поэтому «успех был у той фирмы, которая имела низкую себестоимость продукции»66, а «качество продукции практически у всех отечественных производителей было низким», как заключил в 1894 г. правительственный Комитет по изучению качества «высших питей» во главе с Д. И. Менделеевым и С. Ю. Витте. Две трети исследованных в лаборатории водок частных фирм были изготовлены из спирта-сырца и содержали метиловый спирт, азотную кислоту, аммиак, азот амидных соединений, большое количество солей и опасных эфиров67. Обращаем особое внимание на этот факт, поскольку других данных, опровергающих его, в литературе столь высокого уровня нам обнаружить не удалось.

Центральная химическая лаборатория добивалась, чтобы главными принципами проводимой реформы стали: 1) концентрация всего производства водки у государства; 2) установление высокого единого национального госстандарта качества; 3) устранение искусственных примесей из этилового спирта; 4) изготовление алкогольной продукции исключительно из зерна, а не из картофеля и другой более дешевой продукции68. Три из четырех требований имели не только экономическую обусловленность, но и медико-социальную.

После ухода С. Ю. Витте с поста министра финансов отношение правительства к реформе изменилось, появились другие цели и задачи: фискальные интересы в питейной монополии стали доминирующими. Законодатель в его борьбе с незаконным производством алкогольной продукции переключился на борьбу с неуплатой налога в казну – цель, которая стала главной в концептуальном понимании незаконного производства алкогольной продукции, а критерий неоплаты акцизных сборов стал основным для признания производства алкогольной продукции незаконным.

19 июля 1914 г. в связи с вступлением России в Первую мировую войну Николаем II была объявлена мобилизация. Введение царским указом запрета на продажу алкогольных напитков планировалось изначально только на период мобилизации. Но уже в августе было объявлено, что запрет на продажу алкоголя (за исключением ресторанов) будет действовать вплоть до окончания войны.

Позднее С. Ю. Витте отметит несомненное возрастание качества крепких напитков за счет лучшей очистки спирта от вредных примесей, что благотворно сказалось на здоровье населения. Упорядочение торговли водкой способствовало искоренению таких позорных явлений, процветающих при частной торговле, как «пропитие беднейшими классами населения всего имущества»69.

Проведенный исторический анализ позволяет сделать вывод, что до официального введения винной монополии С. Ю. Витте (Циркуляр от 28 ноября 1896 г.) не предъявлялось юридических требований ни к качеству производимой алкогольной продукции, ни к самой алкогольной продукции, доминировала только уплата акциза. «Нажим на извлечение из питейной монополии обширных денежных средств дал с казначейской точки зрения прекрасные результаты. Пьянство же осталось» (из речи С. Ю. Витте на заседании Государственного совета 10 января 1914 г.)70. При этом объемы незаконного производства сократились, а уровень культуры алкоголепотребления вырос.

Юридически требования винной монополии С. Ю. Витте были ориентированы на борьбу с социальной проблемой пьянства и медицинской проблемой массовых отравлений алкогольной продукцией. Экономические нужды государства переориентировали противодействие производству и распространению некачественной алкогольной продукции в сторону увеличения контроля за акцизными сборами.

Применение описанного опыта реформирования алкогольного рынка может быть использовано не только в условиях государственной монополии, но и при современных рыночных условиях функционирования алкогольной отрасли при формулировании конструкции регулирования алкогольного рынка, преследующей в том числе и цель противодействия незаконному производству и обороту алкогольной продукции.

После установления в России советской власти незаконное производство алкогольной продукции было отнесено к категории хозяйственных преступлений.

УК РСФСР 1922 г. предусматривал ответственность за незаконное производство алкогольной продукции и спиртных напитков вне зависимости от нацеленности производителя на ее последующий сбыт. Так, ст. 140 УК РСФСР 1922 г., предусматривающая наказание за приготовление и хранение вин, водок и иных спиртных напитков без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости с целью сбыта, соединила в себе разнородные составы71. Сам сбыт сначала не считался уголовно наказуемым деянием (до ноября 1922 г.)72.

Как пишет Е. С. Лебедева, ссылаясь на Т. С. Тоболкина, цель наживы охватывается понятием «в виде промысла», поскольку почти невозможно разграничить, когда занятие преступной деятельностью ведется для получения основного и дополнительного источника существования, а когда – с целью наживы73. Так впервые была установлена ответственность за изготовление алкогольной продукции для личных целей.

Применение этих составов было удивительно результативным, поскольку сотрудники милиции, активно работавшие по выявлению очагов незаконного производства алкогольной продукции и самогоноварения, премировались (премия в размере 50 % штрафных сумм). Органами милиции была проделана огромная работа по борьбе с пьянством и самогоноварением. За 1922–1924 гг. к ответственности было привлечено 338 тыс. правонарушителей74.

Исключительное право на производство и сбыт наливок и настоек было предоставлено государственным водочным заводам, находящимся в ведении Центрального управления государственной спиртовой промышленности, что привело в очередной раз к росту самогоноварения.

Аналогично сложилась ситуация в конце 1980-х гг., когда противодействие массовой алкоголизации населения осуществлялось довольно жесткими мерами по ограничению производства и оборота алкогольной продукции. В основном эти меры касались увеличения контроля за оборотом спирта и алкогольной продукции, в том числе большой упор был сделан на алкогольные напитки домашней выработки. Эти напитки не разливались в заводскую упаковку и производились зачастую в домашних условиях для личного потребления, а также для обмена и взаиморасчетов между гражданами. Граждане-потребители покупали такую алкогольную продукцию без товарного знака (этикетки), отдавая себе отчет в том, что она имеет незаводское происхождение). То есть преследовались в первую очередь нарушения правил оборота алкогольной продукции, наиболее негативно влияющие на наполняемость бюджета акцизными сборами и налогами. Ответственность возлагалась на работников торговых предприятий и предприятий общественного питания, складов, баз (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом»75), особенно занимающихся спекуляцией (п. 13 названного постановления). Попутно такие жесткие ограничения стимулировали снижение потребления алкогольной продукции, уменьшение алкоголизации населения. Однако основной задачей их оставалась фискальная. Чрезмерная жесткость ограничений на продажу заводской алкогольной продукции и потребление алкоголя в целом (продажа водки производилась только с 14 часов, а количество пунктов продажи было резко сокращено) привела к последующему массовому распространению самогоноварения и домашнего виноделия в СССР.

В конце 1980-х гг. предметом правового регулирования, главным образом, был не порядок производства алкогольной продукции, а порядок ее оборота и порядок потребления алкогольной продукции. Регламентация правил потребления алкогольной продукции в значительной степени способствовала сокращению легального потребления алкогольной продукции. Нелегальное потребление стимулировало нелегальное производство.

Загрузка...