Предисловие

На заседании Совета Безопасности РФ в сентябре 2002 г. с тревогой отмечалось, что в стране насчитывается более 2 млн наркоманов. За последние пять лет количество потребителей наркотиков в стране увеличилось почти в 3,6 раза, что означает огромный рост числа лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами. Учитывая серьезную угрозу национальной безопасности страны, Президент Российской Федерации провел в Кремле заседание Президиума Госсовета по вопросу о состоянии и мерах противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Проблема наркотиков – это самостоятельный фактор, который изменил структуру преступности. Большая часть преступлений сейчас совершается либо из-за наркотиков, либо под их воздействием.

Обычных мер по борьбе с наркотиками недостаточно, нужны новые предложения, которые бы привели к существенным изменениям в этой области.

Суть рассматриваемой проблемы заключается в ее структурности, сложности и своеобразной многослойности. Наркотизм и наркомания сегодня в России – это 1) наркобизнес; 2) наркополитика; 3) наркокультура; 4) многомиллионный слой наркозависимых людей, живущих по существенно иным, чем нормальное общество, законам.

Наркотик в общественном сознании и подсознании – это давно уже не медикамент. Это именно средство разрушения человеческой психики и создания зависимости потребителя от поставщика.

Наркополитика имеет несколько составляющих. Это государственная политика некоторых стран, построенная на производстве наркотиков как продукте национальной экономики; использование наркотиков как фактически психотропного оружия; наконец, это отсутствие внятной и принципиальной борьбы с наркоманией: если нет антинаркотической политики, то автоматически возникает наркополитика, пусть как пассивное признание невозможности справиться с проблемой. Наркокультура – это позорное явление, существует в России легально, открыто и повсеместно. Странно было бы говорить о выработке «общественного иммунитета» к потреблению наркотиков в условиях фактической пропаганды и распространения наркокультуры.

Нарконаселение – это люди с асоциальным поведением, люди, не способные справляться ни с правами, которые им гарантируются законом, ни тем более с обязанностями, которые несут перед обществом все нормальные граждане. Более того, наркозависимые люди берут себе прав больше, чем остальные, а обязанностей несут гораздо меньше.

Если наркомания – это наркокультура, то прежде чем обязывать воспитывать «общественный иммунитет», надо запретить пропагандировать наркотики. Если наркомания – это нарконаселение, зависящее в своих действиях не от своей воли, т. е. несвободное по определению, а от чужой или вообще от «вещества», то эта часть населения как неспособная к нормальному общественному поведению должна поражаться в правах – избирательных, образовательных, имущественных, семейных.

Если наркомания и наркомафия – это наркобизнес, то нужно бороться с этим как с бизнесом, т. е. в первую очередь разорять его. Не высокими налогами, разумеется, ибо бизнес этот нелегален, а конфискацией (обязательной) всего имущества, на кого бы оно ни было оформлено. Должен наказываться и потребитель преступного бизнеса, хотя, конечно, мягче, чем производитель и торговец.

Если наркомания и наркомафия – это политика, то бороться с ней нужно и политическими методами, арсенал которых более чем широк. Необходимо не только держать оборону, но и перейти к активным «превентивным операциям».

В докладе рабочей группы Госсовета по вопросам борьбы с наркоманией предложено сделать ровно 33 усилия: 9 – в области совершенствования законодательства, 10 – в организационно-административной деятельности и 14 – в первоочередных целевых мероприятиях: от мониторинга ситуации путем регулярных опросов населения до «картирования территорий, засоренных дикорастущими наркотикосодержащими растениями». Однако к действительно кардинальным мерам можно отнести всего лишь три. Во-первых, предлагается создать «правовую базу для введения института „мнимого соучастия“, позволяющего раскрывать сеть наркоторговцев». Во-вторых, усовершенствовать миграционную политику, чтобы воспрепятствовать проникновению и оседанию в стране нелегальных мигрантов. И в-третьих, предусмотреть в законодательстве РФ «нормы, регулирующие недобровольное лечение больных наркоманией или токсикоманией без их согласия или согласия законных представителей».

Кроме того, предлагается создать государственный научный межведомственный центр по исследованию проблем с незаконным оборотом наркотиков.

Проблема наркомании представляет собой совокупность медицинской, юридической, социальной, экономической проблем, ее решение требует комплексного подхода. В настоящее время созданы правовые предпосылки для общего и социального предупреждения и пресечения различных проявлений распространения наркотиков. Уголовно-правовые средства противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ занимают важное место в системе предпринимаемых государством мер, направленных на преодоление наркотизма, на борьбу с ним.

Несовершенство редакции норм о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ снижает эффективность уголовно-правовых средств борьбы с наркотизмом и порождает ошибки в деятельности органов следствия и судов.

Криминологический анализ незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ позволяет сделать выводы о мерах предупредительного характера правоприменительных органов.

В работе освещаются теоретические и практические аспекты применения положений действующего уголовно-процессуального законодательства, Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Закона «О милиции» при проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения незаконного оборота наркотиков.

Анализ литературы по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков свидетельствует, что эти вопросы исследуются изолированно, без учета положений правовых норм других отраслей права и комплексного анализа конкретной категории дел.

Вместе с тем в судебной практике нормы различных отраслей законодательства применяются комплексно. Однако среди ученых и практиков нет единства взглядов по комплексному применению имеющихся институтов и норм административного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. Сотрудники правоприменительных органов, судьи испытывают сложности при уяснении элементов составов преступлений, предусмотренных ст. 228–232 УК РФ, при определении правовых основ осуществления оперативно-розыскных мероприятий и проведении их таким образом, чтобы полученные результаты могли эффективно использоваться в доказывании по уголовным делам.

Проведенный нами анализ свидетельствуют о недостаточной теоретической разработке вопросов комплексной реализации норм Уголовно-процессуального кодекса, Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, законодательства об оперативно-розыскной деятельности применительно к деятельности органов следствия и осуществления правосудия в целях противодействия незаконному обороту наркотиков.

Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость более глубокого исследования всех аспектов такого многофакторного социального явления, как наркотизм, и разработки комплекса мер правового и социально-экономического характера, направленных на его преодоление.

Указанные данные требуют принятия адекватных правовых мер со стороны законодательных органов России. Несмотря на принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», необходим подробный анализа всей нормативной базы по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включая соответствующие Международные конвенции ООН, Конституцию Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, иные законы, регулирующие правоотношения в данной сфере. Применение норм о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ во многом является проблемным, по ряду вопросов практика не выработала единых подходов, что порождает острую потребность в толковании и разъяснении отдельных норм. Необходим юридический анализ правовых мер борьбы с наркотизмом.

Предлагаемый комментарий норм о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ отражает попытку системно проанализировать Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в его взаимосвязи с международным правом, конституционными нормами, нормами других отраслей права.

Высказанные по отдельным вопросам суждения отражают хотя и основанное на законе, но все же субъективное мнение, правомерность которого проверяется судебной практикой, а во многом и основывается на ее данных.

Очевидно, что сегодня, назрела необходимость углубленного анализа наркотизма, его социально-психологических, криминологических, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных аспектов, изучения опыта борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, выработка предложений и рекомендаций по комплексной профилактике.

В настоящей работе предложены варианты совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Загрузка...