Коррупция – социальное явление, которое существовало и существует в любом обществе, отличаясь лишь своими масштабами и формами проявления. Коррупция – такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей, каков бы он ни был этот социальный порядок. Люди давно пытаются осмыслить его, найти причины коррупции и способы ее ограничения.
В принятом Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» в статье 1 законодательно введены основные понятия:
Коррупция: – а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах физического лица.
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Большая советская энциклопедия определяет коррупцию, как преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, представляемых ему по должности, в целях личного обогащения.
Юридическая энциклопедия дает классическое определение коррупции – это использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ, как в личных, так и групповых интересов.
В переводе с латинского слово «коррупция» означает подкуп, порча, упадок. Греческое слово «коррупция» определяется как «порча», причем изначальный ее смысл – это порча воды, расстройство желудка вследствие принятия недоброкачественной пищи. В античной Греции это понятие имело и социальный смысл – упадок нравов, расстройство порядка. В древнем Риме под коррупцией понимался подкуп судьи.
Фактически первую антикоррупционную заповедь дал сам Господь через Моисея, который записал то, что услышал с неба: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8). Понятно, что данное предупреждение (а для верующих людей – прямой запрет) обобщает предшествующий опыт столкновения людей с коррупцией. Цитата интересна и другим: она сосредотачивает внимание на мерах предотвращения коррупции, на ее условиях, на социальных явлениях, связанных с ней. Здесь, в частности, речь идет о том, что, приняв дар, чиновник может оказаться в условиях так называемого конфликта интересов (стать слепым и начать совершать не правое дело).
Коррупция в Древнем Риме достигла масштабов, достойных великой империи. Взятка рассматривалась как простейший и вполне нормальный способ «смазать машину», то есть заставить государственный механизм поработать в интересах раскошелившегося. Сильные лидеры вроде Юлия Цезаря понимали, что бороться с коррупцией жизненно необходимо, но чрезвычайно сложно. Цезарь запретил наместникам в провинциях принимать золотые венки от восторженного населения. Римляне избирали своих должностных лиц на один год без права повторного выдвижения. Правда, отработавших, по нынешним меркам, этот ничтожный срок, на улицу не выталкивали, а находили им какое-нибудь приличное занятие. Фактически в то время в Римской империи существовало что-то вроде покупки и продажи должностей. Если деньги были, как сейчас говорят, «занесены», а должность не предоставлена или предоставлена, а потом отобрана, римлянин имел право вчинять судебные иски на возмещение материальных и моральных убытков.
Великий китайский реформатор Ванг Анши (1021–1086 г.г.) в своих усилиях по ограничению коррупции называл два воспроизводящихся источника коррупции: «плохие законы и плохие люди». Он писал: «Но что я хочу теперь особенно подчеркнуть, это то, что история доказывает невозможность обеспечения должного управления, если полагаться только на власть закона, предназначенного для контроля должных лиц, если последние не являются людьми, соответствующими их работе. Подобным образом тщетно ожидать эффективного управления, если, располагая правильными людьми на правильных позициях, вы ограничиваете их многочисленными мелкими изнуряющими ограничениями». Мы видим, что тысячу лет назад умные люди понимали – далеко не все определяется законами и инструкциями.
Сегодняшнее положение с взяточничеством в России имеет исторические предпосылки, оно уходит своими корнями в далекое прошлое. Коррупция на Руси считалась делом обыденным. Зарождение «легальной» коррупции относится к X–X1 вв. Тогда по примеру Византии возникает институт «кормления» – древнерусский институт направления главой княжества провинции своих представителей (воевод, наместников) без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет «кормить» наместника. Наместник обладал огромными полномочиями, и население не скупилось ему на подношения. «Откормленные» воеводы возвращались в столицу – Москву. Они везли с собой накопленное «добро», «подарки», «излишки» которых изымались еще при въезде в «златоглавую» в пользу казны. Так возникала круговая порука взяточников провинциальных и столичных. Чиновники высокого ранга, назначаемые верховной властью, также за труды свои зарплаты не получали и официально жили кормлением, т. е. подношениями местного населения. Кормление было официально отменено в 1556 году, чиновников перевели на жалованье, но традиция и привычка жить и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго и, возможно, до настоящего времени.
Не одолел коррупцию и Петр I, который считал борьбу с ней наиважнейшим делом, поскольку она разрушала изнутри его любимое детище – «регулярное государство». Не помогло принятие специальных законов: «О воспрещении взяток и посулов»; «О наказании за взятки и лихоимство»; «О наказании хищников за взятки лишением имения и живота». Есть исторический пример. Глава тайной полиции, учрежденной Петром I, оберфискал Алексей Нестеров написал царю в отношении проделок сибирского генерал-губернатора Матвея Гагарина: «Проведал я в подлиннике, что князь Гагарин свои и других честных людей товары пропускает в Китай под видом государевых с особенными, от него назначенными купчинами, отчего сам, так и эти его приятели получают превеликое богатство». Мало того, Гагарин просто грабил китайские караваны, однако президент Ревизион – коллегии князь Яков Долгоруков, слывший неподкупным, покрывал его за взятки. Брал деньгами, лошадьми, строительными материалами и железом. После многочисленных интриг и дознания с пристрастием Гагарин сознался во всех смертных грехах. Петр приказал его повесить.
Поистине «золотым» для российской коррупции стал XVIII век. По размаху с ней в это время могло сравниться только прямое казнокрадство.
Приводится исторический пример. Отчаявшись безысходностью борьбы с лихоимством, Николай 1 предпринял попытку отыскать в своем государстве губернатора, не берущего взятки. К великому изумлению венценосного социолога таковых оказалось всего двое: губернатор Ровно Радищев и Киевский – Фундуклей. Николай I, посмотрев гоголевского «Ревизора», признал: «Всем досталось, а мне больше всех!» Другое его высказывание звучит как формула и актуально ныне: «Россией правят столоначальники».
Наш соотечественник ученый П.А. Берлин, живший в начале XX века, писал: «В стране с отсталым политическим строем, с отсталым законодательством взятка сплошь и рядом выступала «в конституционной» роли». Кроме того Берлин описывал явление социального взаимодействия между политической властью и бюрократией: «Стремясь привязать к себе чиновничество крепкими узами, правительство сквозь пальцы смотрит на обогащение с помощью взяток и обмана казны. Оно знало, что если чиновники-взяточники и обманывают, и разоряют казну, то, с другой стороны, в политическом отношении они всегда являются наиболее угодливым элементом». Набиравшее силу дореволюционное предпринимательство по рукам и ногам было сковано коррумпированными чиновниками. Коррупция стала мощным тормозом на пути прогресса, развития рыночных отношений.
Неспособность государственного аппарата управлять страной в начале ХХ века, привело ее к грани социального взрыва, и стала одним из существенных факторов, приведших к революции 1917 года.
В.И. Ленин и его соратники, возглавившие первое в мире советское социалистическое государство, были просто напуганы масштабами нашествия нового коммунистического чиновничества. В условиях развала экономики, распределять и перераспределять государственное достояние весьма прибыльное дело. Только за первые 10 лет советской власти численность бюрократического аппарата увеличились с одного до четырех миллионов человек. Рождалась новая советская номенклатура. Что-то похожее происходит и в современной России.
Во время правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко и особенно М.С. Горбачева номенклатура захватила все ступени власти не только в экономике, но и в общественно-политической жизни народа, не признавая контроля над собой. В последние годы советской власти фактически формируется легализованная система взяток снизу доверху. Появилась новая форма отечественной коррупции – сращивание госаппарата с преступным миром, что придало власти черты классической мафии. Фактически советская номенклатура в последние годы стала продуцировать мафиозные структуры, которые неслыханно окрепли и легализировались после распада СССР. Сейчас коррупция стала, к сожалению, нормой, теперь мы имеем то, что имеем.
Как видим, попытки рационального осмысления коррупции и борьбы с ней весьма стары.
Возможно, ли реально противодействовать коррупции, введя этот процесс в системные рамки, или может быть надо говорить только о снижении крайне негативного эффекта от коррупции для государства и общества.
Можно считать, что в условиях современной России начало борьбы с коррупцией относится к 2000 году.
В феврале 2000 года, в период проведения президентской предвыборной кампании, в ответ на вопрос «как Вы собираетесь бороться с коррупцией?» В.В. Путин заявил: «Здесь может быть только одно лекарство – единообразное понимание законов и последовательная борьба за их исполнение. Последовательная, жесткая и настойчивая. Никакого своеобразия, никакого особого подхода к этому быть не может. Нужна просто настойчивая, последовательная и принципиальная борьба с коррупцией. Должен сказать, что это одна из составных важнейших задач государства в направлении того, чтобы сделать нашу страну экономически привлекательной и политически развитой. Без борьбы с коррупцией никакого прогресса в сфере экономики невозможно, его не будет. И поэтому это была и остается одной из приоритетнейших задач государства».
В марте 2000 года, касаясь темы коррупции, Путин заявил, что «мы будем напряженно и настойчиво работать в плане борьбы с коррупцией». По его мнению, «прежде всего государство должно преодолеть слабость и неэффективность своего аппарата во всем, что касается защиты прав собственности, прав инвесторов, прав кредитора». Путин сказал, что «мы будем настойчиво двигаться в этом направлении».
22 июня 2000 года, после избрания Президентом Российской Федерации, В.В. Путин заявил, что «коррупция разъедает страну».
27 октября 2003 года Путин заявил: «В некоторых странах созданы системы по борьбе с коррупцией. Считаю целесообразным сделать то же самое и у нас. Прошу Правительство и дам соответствующие поручения администрации Президента разработать в течение двух недель соответствующие предложения».
24 ноября 2003 года В.В. Путин подписал указ об образовании Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Как отмечается в тексте указа, Совет образован «в целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны». Путин также своим указом постановил утвердить прилагаемое Положение о Совете при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. В день подписания указа на встрече с членами правительства Путин попросил «администрацию президента сделать все необходимое, чтобы наладить работу этой структуры». В Совет входят премьер, главы Совета Федерации и Госдумы, главы Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Согласно положению о Совете, подписанном Путиным, при Совете были созданы две комиссии – по противодействию коррупции и по разрешению конфликта интересов.
Комиссия по противодействию коррупции создается для «подготовки предложений по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления». Задачи комиссии – «анализ деятельности» органов власти для «выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции», «анализ федеральных законов в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции». Комиссия будет готовить предложения по совершенствованию «правовых, экономических и организационных механизмов» функционирования органов власти для «устранения причин и условий» для коррупции. Комиссия может разрабатывать проекты законов. Кроме того, новый орган займется подготовкой предложений по «совершенствованию правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения и пресечения должностных преступлений и иных злоупотреблений властью, в том числе в правоохранительных органах». Также комиссия будет разрабатывать меры «по усилению общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной и муниципальной службе», готовить предложения по сотрудничеству с другими странами и международными организациями, разрабатывать меры «по предотвращению действий» органов власти и их должностных лиц, направленных «на ограничение или устранение конкуренции на рынке товаров и услуг». Предложения комиссии должны направляться в Совет по борьбе с коррупцией.
Комиссия по разрешению конфликта интересов создается для «рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием ситуаций, когда личная заинтересованность лиц, замещающих государственные должности РФ (кроме Военнослужащих), и государственных гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности президентом
РФ и правительством, влияет или может повлиять на объективное исполнение ими должностных обязанностей». В задачи комиссии входит «урегулирование конфликта интересов, способного нанести вред законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ». Комиссия будет осуществлять «методическое руководство комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, образуемыми государственными органами». Комиссия также должно подготовить предложения по проекту положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов. Основанием для рассмотрения комиссия является «наличие конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей» или «совершение поступков, умаляющих авторитет государственной власти или вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности соответствующего лица при исполнении им должностных обязанностей». Комиссия не будет рассматривать «сообщения о преступлениях и правонарушениях, проводить проверки по фактам нарушения служебной дисциплины». При возможном возникновении конфликта интересов у самих членов комиссии они обязаны до начала заседания заявить об этом. В таком случае этот член комиссии не будет принимать участия в рассмотрении вопросов, по которым у него возник конфликт интересов. Решения комиссия носят рекомендательный характер, но в случае необходимости они могут быть направлены президенту и премьер-министру. Решения Совета по борьбе с коррупцией при необходимости оформляются «в виде проекта указа, распоряжения или поручения Президента РФ».
12 января 2004 года состоялось первое заседание Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Путин на заседании заявил, что главная задача Совета как консультативного органа – это выявление причин и условий распространения коррупции и на этой базе – выработка системной антикоррупционной политики, политики, отраженной как в действующем законодательстве, так и в организации правоприменительной работы. Путин акцентировал внимание на следующем: «Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия „коррупция“ и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях». По мнению Путина, корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти. Путин сказал, что «власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, но прямо нужно сказать: большого эффекта они, к сожалению, не дали». Путин заявил, что масштабы этого явления будут сокращаться только по мере того, как в стране будут укрепляться право, институты демократии и цивилизованный рынок, а органы власти станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с её причинами.
На заседании Путин обозначил главные, по его мнению, приоритеты в борьбе с коррупцией:
Во-первых, необходимо наладить постоянную и системную аниткоррупционную экспертизу законодательства. Как в уже действующих законах, так и на стадии их подготовки следует выявлять положения, ведущие к злоупотреблениям и самой возможности коррупции. Надо избавить правовое поле от пустых деклараций, от норм двойного толкования и внутренних противоречий. В законах должны оставаться только ясные и реалистичные требования, а также прописаны четкие механизмы их применения.
Во-вторых, Совету предстоит подключиться к работе по анализу деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Уже создана соответствующая комиссия, результаты которой должны повлиять не только на ход административной реформы, но и на определение антикоррупционной составляющей государственной политики. Исполнение любых административных процедур должно быть максимально прозрачным: органам власти надо навсегда расстаться с традициями решения государственных и муниципальных задач вне бюджетного и налогового законодательства. А бюджет и установленные законом внебюджетные фонды обязаны стать для власти единственной формой образования и распространения денежных средств.
Третье направление деятельности – это оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткая регламентация прав и обязанностей чиновников и связанная с этим задача: создание работающего механизма разрешения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе. Надо поставить чиновника в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, по сути, для налогоплательщиков, оплачивающих из своего кармана услуги государственного аппарата. Не нужно стесняться повышать материальное благосостояние, повышать заработную плату чиновников, но их деятельность должна быть прозрачной, открытой и абсолютно понятной обществу. Совету предстоит образовать рабочие комиссии из специалистов, знающих эту проблематику и имеющих высокий авторитет в профессиональной и общественной среде. Совет должен обладать объективной информацией о масштабах коррупции, знать, в каких областях она наиболее укоренилась, оперировать в работе понятными правовыми критериями и оценками. Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия «коррупция» и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях.
В качестве ещё одной задачи Совета Путин обозначил разработку эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью. По мнению Путина, чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. Путин сказал, что эту тему уже не раз поднимали, но эффективно работающих механизмов контроля пока не создано.
По инициативе Президента РФ были приняты решения по ратификации Международных Конвенций по борьбе с коррупцией.
В конце 2003 года Путин подписал распоряжение «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».
В декабре 2005 года Путин внёс в Госдуму на ратификацию Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Эта конвенция была подписана от имени РФ в городе Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 года. Текст Конвенции разработан учрежденным Генеральной Ассамблеей ООН в этих целях Специальным комитетом, в работе которого активно участвовала сформированная правительством РФ межведомственная делегация. В Конвенции получили дальнейшее развитие положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая ратифицирована Россией федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 26-ФЗ и которая вступила в силу для РФ 25 июня 2004 года. В основу Конвенции положен комплексный подход, отражающий сложную социальноправовую природу коррупции, разнообразие мер и многоуровневый характер борьбы с этим злом.
В марте 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Эта конвенция создает комплексную правовую основу для практического взаимодействия правоохранительных органов различных государств в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений коррупционного характера, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств, возвращения средств, полученных преступным путем, в страну происхождения, а также содержит ряд стандартов по предупреждению коррупции и борьбе с ней.
2 июля 2006 года Путин внёс на ратификацию в Госдуму европейскую Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была разработана в рамках Совета Европы и подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 27 января 1999 года. По состоянию на 23 марта 2006 года участниками Конвенции являлись 32 государства, а подписали, но пока не ратифицировали Конвенцию ещё 15 государств.
Ратификация Конвенции будет способствовать совершенствованию правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, а также международного сотрудничества в этой области и станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское правовое пространство.
26 июля 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
5 февраля 2007 года Путин подписал указ о создании Межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в национальном законодательстве положений антикоррупционных конвенций. Конкретно в российских законах должны быть отражены положения Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
3 февраля 2007 года президентским указом Путина указ о создании Совета по борьбе с коррупцией был признан утратившим силу. Тем самым Совет был распущен.
В феврале 2007 года Путин подписал указ об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по борьбе с коррупцией.
Сразу после избрания Президентом страны в интервью британской газете «Файнэншл таймс» 21 марта 2008 года Д.А. Медведев сказал: «Необходимо подготовить план по борьбе с коррупцией в стране. Он должен включать в себя как минимум три раздела.
Первое – это законодательные изменения в области уголовного права и процессы, связанные как с нашими международными обязательствами, так и с ткущей ситуацией в стране. Это, наверное, не самое сложное. Коррупцию невозможно задушить изменением законов.
Второе, гораздо более сложная вещь, – это, именно, создание антикоррупционных стимулов. А вот это зависит от очень значительных параметров: от общего уровня жизни в стране, уровня зарплаты, от того, насколько, безусловно, и жестко применяются законы в отношении тех, кто нарушает закон, в отношении, так называемых коррупционеров, тех, кто берет взятки, совершает другие коррупционные действия.
Наконец, может быть, самая высшая форма такой мотивации, когда для лица, которое собирается совершить какое-то преступление, получить взятку и так далее, становится очевидным, что этого не следует делать, потому что это разрушит всю его жизнь. Когда брать взятку не просто страшно, а неприемлемо по другим соображениям: неприлично и может разрушить его будущую жизнь, карьеру, уничтожить пенсию и так далее.
Именно это останавливает полицейских, других государственных служащих от того, чтобы совершать подобные действия в других странах.
И третья, последняя вещь, – это именно то, о чем я говорил, – изменение правосознания, изменение мышления людей. Таким образом, это законы, система стимулирования и общее улучшение экономического климата в стране, и формирование современного правосознания».
25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции».
В статье «Россия вперед» и ежегодном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию в 2009 году, коррупция названа одним из главных барьеров на пути нашего развития. Борьба с ней, – подчеркнул он, – должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла.
Коррупция существует во всех странах независимо от уровня их развития. Наиболее благополучны те государства, где антикорруционная культура общества поддерживается всем набором мер – от морально-нравственных до силовых и карательных. «Общепризнанно, – подчеркивает Д. А. Медведев, – что коррупция является одним из самых существенных препятствий для экономического роста и развития. Это, конечно, и международная проблема – проблема каждой отдельной страны. Среди причин высокой степени коррупции в нашей стране – и несовершенство политических институтов, и непрофессионализм наших бюрократов и, с другой стороны, просто непонимание и незнание, нежелание знать зачастую законы со стороны населения. И здесь государству и гражданскому обществу нужно вести работу с самыми разными социальными группами».
Сразу после избрания Президентом РФ, в июле 2012 года Путин утвердил состав совета при президенте России по противодействию коррупции. Возглавил совет сам Путин. Также в состав совета вошли глава СКР Александр Бастрыкин, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, директор ФСБ России Александр Бортников, помощник президента Лариса Брычева, вице-спикер Госдумы Юрий Воробьев, глава Конституционного суда Валерий Зорькин и глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Кроме того, место в совете получили глава администрации президента Сергей Иванов, глава МВД Владимир Колокольцев, министр юстиции Александр Коновалов, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Эльвира Набиулина, мэр Москвы Сергей Собянин, министр труда Максим Топилин, глава Счетной палаты Сергей Степашин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин и другие.
Выступая 12 декабря 2012 года с Посланием Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что наступление на коррупцию будет продолжено. Он пообещал «твердо и последовательно» проводить политику очищения и обновления власти и отметил, что чиновник на государственной службе должен быть готов к строгому общественному контролю. Одну из мер, призванных способствовать этому назвал Президент – ограничение для чиновников на зарубежные счета, ценные бумаги и акции.
«Какое доверие может быть к чиновнику или политику, который говорит громкие слова о благе России, а свои средства, денежки старается вывести за границу?» – сказал Президент в Послании. Он попросил поддержать законодательные предложения об ограничениях для госслужащих в этой сфере, а ограничения должны касаться «всех должностных лиц, принимающих ключевые решения»: и первых лиц государства, и правительства, и администрации президента, их близких родственников, и членов обеих палат парламента.
В декабре 2013 года своим Указом Президент Российской Федерации В.В. Путин создал в структуре Администрации Президента управление президента по вопросам противодействия коррупции. Управление по борьбе с коррупцией должно участвовать в подготовке антикоррупционных законопроектов, профильных распоряжений и поручений Президента. Главное – управлению поручено проверять «достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения, либо гражданами, претендующими на замещение этих должностей». Все проверенные сведения могут стать достоянием общественности. Они вправе касаться любого чиновника, даже первого уровня, министерств, ведомств, чиновников прокуратуры и Следственного комитета, соблюдения государственными и муниципальными служащими антикоррупционного законодательства. Управление по борьбе с коррупцией создано на базе Управления государственной службы и кадров Администрации Президента.
(Приложение Указ Президента № 878 от 03.12.13)
В России коррупция – это и историческое наследие советского общества, и феномен, характерный для переходной экономики, который появился как побочный продукт рыночных реформ.
По данным исследования Международного центра Transparency International (Трансперенси Интернешнл), по Индексу Восприятия Коррупции (ИВК), который учитывает состояние дел в госсекторе и измеряется в баллах. Наивысший уровень – 0, наименьший – 10.
В 2005 г. Россия занимала 126 место в мире, в 2006 г. 121 место, в 2007 году Россия находилась на 143 месте в мире. В данном рейтинге 1 место занимает Дания, Финляндия, и Новая Зеландия, с уровнем баллов -9,3, на последнем 179 месте находится Сомали. В 2009 году Россию поставили на 146 место из 177 возможных мест с уровнем баллов – 2,1 – по соседству с Камеруном, Эквадором, Кенией и Зимбабве, Украиной и Таджикистаном. По итогам 2010 года Россия находилась на 154 месте. По итогам 2012 года Россия вышла на 133 место, в 2013 году занимает 127 место, в 2014 – 126 в этом международном рейтинге. На одной строчке с нами сейчас Никарагуа, Пакистан и Мали.
В России зафиксирован один из самых высоких уровней коррумпированности в государственном секторе за последние восемь лет. На последних местах рейтинга – Сомали, Северная Корея и Афганистан. Такой вывод делает Центр, основываясь на ежегодном исследовании индекса восприятия коррупции в 177 странах. Специалисты делают выводы, что деятельность профильных органов по противодействию коррупции не соответствуют масштабам распространенности данного явления.
Коррупцию следует рассматривать как криминологическое и социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Кирилл Кабанов глава Национального антикоррупционного комитета пишет, что коррупция сама по себе – это не разовая взятка. Это бизнес, выстроенный, многоуровневый, особенно в бюджетной сфере и управлении государственным имуществом. Бизнес этот затевается с целью получения коррупционной ренты. И все стороны в нем – и представители легального бизнеса, и чиновники – лица заинтересованные.
Коррупция является проявлением негативных нравственных качеств людей, корыстолюбивых и властолюбивых, злоупотребляющих своим служебным положением, равнодушных к нуждам других людей. Негативные нравственные качества влекут за собой целый букет экономических болезней – преступность, коррупцию, глубокое социальное неравенство, сильное расслоение и криминализация общества, миллионы нищих и беспризорных на фоне сытых и богатых людей.
Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем глобального характера, которая угрожает социально-экономическому и политическому развитию, подрывает демократические и моральные устои общества.
В самых общих чертах коррупцию в уголовно-правовом смысле можно определить как противоправную, осуществляемую вопреки интересам государства и общества, виновную деятельность публичных должностных лиц, носящую характер подкупа-продажи. Эта деятельность совершается лично или через посредников путем незаконного испрашивания, получения либо предоставления имущества, благ, услуг, а равно путем злоупотребления или превышения власти, полномочий, корыстно использующегося служебного положения, имеющегося статуса, возможностей и направленная на достижение личных, групповых или корпоративных интересов.
Коррупция одна из основных угроз международной безопасности и стабильности. Для России это еще и фактор национальной стагнации экономики, сохранения социального неравенства; она разлагает моральные принципы и сознание российского общества, порождает чувство бессилия и безысходности, недоверия к правительству и равнодушия к будущему. Коррупция как системное явление не ограничивается злоупотреблениями отдельного чиновника в связи с использованием им государственных функций в личных корыстных целях. Это система, при которой существуют условия для подобных злоупотреблений.
Ее масштабы и глубина проникновения во все поры общественного и государственного организма таковы, что тема борьбы с коррупцией перешла сегодня в разряд важнейших стратегических задач. Их решение требует системного и комплексного подходов, объединения усилий институтов государства и общества, ежедневной кропотливой и целенаправленной работы по формированию антикоррупционной политики как самостоятельного направления осуществления внутренней политики российского государства.
К сожалению, следует отметить, что борьба с коррупцией в нашей стране системно не велась. Свидетельство этому принятие законов о противодействии коррупции, о регулировании государственного и муниципального финансового контроля затянулось на многие годы. В Российской Федерации трижды – в 1993, 1995 и 2002 годах разрабатывались проекты федеральных законов, направленные на борьбу с коррупцией, имеющие различное наименование, целью принятия, которых, являлось создание законодательных механизмов противодействия коррупции, но по разным причинам до 2008 года, они так и не были приняты.
Коррупционные проявления больше происходят в период перехода от плановой экономики к рыночной – это самый благоприятный период для процветания коррупции.
К примеру, за 30 лет реформ в Китае к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около 1 миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. С 2000 года расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10 – 20 лет заключения. По мнению китайских ученых отставание политических реформ от экономических позволяет чиновникам скрывать от общественного контроля управление госимуществом и природными ресурсами. Это помогает им превращать народное богатство в личную собственность.
Негативным побочным явлением считают ученые, стал процесс «капитализации власти», то есть превращение служебного положения в капитал, приносящий дивиденды. За мзду чиновники оказывают предпринимателям услуги, но решительно избегают попадать к ним в зависимость. Необходимо жестко пресекать попытки превратить власть в товар, который можно купить. Китайцы говорят, что «партия никогда не позволит, чтобы хвост управлял собакой». Дэн Сяопин в отношении преступников говорил: «Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». В конце 2010 года в КНР обнародована Белая книга «Усилия Китая по борьбе с коррупцией и формированию неподкупного партийного и правительственного аппарата». В книге подчеркивается, что более важной задачи на нынешнем этапе реформ не существует.