Часть I. Практика

Практика осознанности

Практика осознанности – это осознанность как таковая, как бы банально это ни звучало. Итак, что же такое осознанность? Осознанность – это обычное сознание, лишённое субъективных суждений и оценочного восприятия. Практика осознанности – это быть одним лишь вниманием, восприятием.


Осознанность – это наблюдение без оценки, отождествления и анализа. Осознаётся всё то, что можно осознавать, всё, что попадает во внимание. Осознаются наблюдаемые предметы, ощущения тела, эмоции, мысли, состояния (даже очень глубокие), ощущения от осознания, само осознание.


Признак реализации практики осознанности – это когда без отождествления и оценки наблюдается совершенно всё, что попадает во внимание, в том числе и само наблюдение. И это единственный настоящий признак правильной практики, всё остальное вторично.


Практика осознанности – это когда пьёшь чай и видишь, как пьётся чай. Когда думаешь мысль и видишь, как течёт мысль. Когда осознаёшь – и видишь, как проявляется осознание. Практика осознанности – это полнота внимания.


Итак, осознавать – это просто видеть объект осознания таким, каков он есть, не подразумевая о нём ничего. Осознавать – это видеть объект со стороны, отстранённо (не приписывая ему того или иного отношения к своему эго).


Искусство практики осознанности заключается в принятии всего того, что существует в текущем моменте ровно таким, какое оно есть. Вот и вся практика, больше в ней ничего нет. Ничего не пытайся найти, ничего не пытайся удержать. Просто наблюдай всё, что видишь таким, какое оно есть.


Подведём итог: практиковать осознанность – это смотреть на каждый объект наблюдения (всё, что попадает во внимание: физические предметы, мысли, ощущения, само внимание) со стороны. Всё сводится к такому пониманию: ты либо спишь в явлении (отождествлён с ним, считаешь его собой), либо смотришь на него со стороны.


Здесь приведено достаточно обобщённое описание практики осознанности. И в полной мере оно понятно только тому, кто уже знаком с этим действом. Далее мы более подробно рассмотрим практику осознанности во всех её деталях. И начнём с самых азов.

Начало практики осознанности

Начинать практику осознанности следует с наблюдения физического мира и ощущений своего собственного тела. Нужно просто видеть мир таким, каков он есть. Наблюдай звук дождя за окном, ощущай, как чай протекает через твоё горло, осознавай своё дыхание, будь свидетелем того, как руки моют посуду. Просто будь телом.


Практика осознанности должна быть естественна. Не пытайся привязать свой взгляд к какому-то определённому предмету – пусть внимание плавно течёт. Наблюдай всё так, как оно наблюдается.


Просто смотри. Ничего не знай об объекте, который видишь, и не испытывай какой-либо веры относительно него. Наблюдай всё таким, какое оно есть здесь и сейчас.


Осознанность тела доступна всем живым существам на Земле. Даже домашние животные это могут делать. Даже насекомые это могут делать. И следует научиться наблюдать всё именно так. И нет такого человека, у которого это может не получиться. По сути, даже сама идея учить кого-либо осознанности является полнейшей глупостью – все умеют это с самого раннего детства. Практика восприятия началась ещё до появления сознания и личности.


Сперва практикой осознанности следует заниматься два раза в день по 15–30 минут. И не обязательно для этого принимать позу лотоса, можно делать это даже лёжа или на прогулке. Никаких ограничений в практике осознанности нет. Ты можешь практиковать даже просто прибираясь в квартире (любой физический труд или спорт являются хорошим времяпрепровождением для практики).


И со временем, хотя бы через неделю после начала практики, можно будет перестать ограничивать временной интервал. Когда появится необходимый опыт, можно будет практиковать осознанность в любой момент, когда она проявляется сама собой. Но при этом, переходя на новый режим практики, не нужно переусердствовать. Когда осознанность идёт сама собой – нужно осознавать, но когда осознание становится мутным и вялым – лучше сделать небольшой перерыв. Во время практики взгляд всегда должен оставаться предельно ясным.


Можно ли продолжать осознавать, когда взгляд уже стал размытым? Разумеется, наблюдение можно продолжить, но следует понимать, что оно уже не даёт тех результатов, что были в более чистом восприятии. Потому, как бы ни хотелось этого избежать, о перерывах лучше не забывать.


Необходим ли переход на спонтанный режим практики осознанности? Если ты хочешь просто получать удовольствие от практики, то нет. Если же ты хочешь достичь просветления, то практиковать осознанность спонтанно тебе придётся в любом случае. Необходимо будет научиться совершать практику во время минут расслабления, во время пути на работу и с работы, и так далее. Любая минута, в которой можно без отождествления осознавать всё и вся, должна использоваться для осознания. И знай: спонтанно практикуя осознанность ты однажды заметишь, что она вдруг начала включаться сама собой. Усилия для старта осознания уже не будут затрачиваться. Так ты окончательно освободишься от графика практики, полностью перейдя на спонтанный режим.

Осознание мыслей

Сама по себе практика осознанности бесконечно проста. Нет ничего более естественного, чем созерцание того, что попадает во внимание. И с наблюдением предметов физического характера у практикующего никаких проблем быть не должно. Но со временем он обратит внимание, что, когда совершается практика, в его голову приходят мысли. И он не может их созерцать так же, как физические предметы. Когда начинающий практикующий видит дерево, то он просто видит дерево; когда же в голову приходит мысль, он будто сам становится этой мыслью на время и оставляет практику.


Для многих эта проблема становится камнем преткновения. Многие начинают считать, что все мысли следует уничтожить и таким образом остаться исключительно в наблюдении физических ощущений и предметов. Но в действительности такой подход неверен. Практика осознанности – это наблюдение без оценки, отождествления и анализа всего и вся, а не только физических предметов. Ничто не должно исключаться из практики, в том числе и мысли. К тому же следует понимать, что по-настоящему остановить мысли раз и навсегда невозможно. Они всё равно вернутся так или иначе. Потому с ними нужно научиться гармонично взаимодействовать.


Итак, суть взаимодействия с мыслями в практике сводится к простому правилу: начало мысли нельзя уловить, но всегда можно осознать её «середину» или конец. И когда возникает момент, где можно осознанно выбрать поддержание разговора с мыслью или же её наблюдение со стороны, практикующий выбирает именно наблюдение. Не поддерживай диалог с мыслями, а просто смотри на них без оценки и отождествления. А после того, как ты смог отстранённо посмотреть на мысль, отпусти её, подобно тому, как ты отпускаешь из своего взгляда увиденные деревья и камни. Вот и всё.


Проблема с наблюдением мыслей закончится в тот момент, когда хотя бы на одну мысль в критической точке её бытия ты сможешь посмотреть без отождествления (не видя в ней своего эго, понимая, что мысль существует сама собой, без твоего влияния), со стороны. Так ты положишь начало своему наблюдению мыслей. Далее ты сможешь спокойно созерцать, как любая мысль приходит во внимание, полностью захватывая его собой (или отождествлением с собой), как в конце концов проявляется критическая точка её осознания и как она погружается в небытие.


Тебе нужно просто научиться замечать критическую точку в бытии каждой мысли. Именно она и есть промежуток тишины между мыслями. Именно она и есть постоянно присутствующий, но многими игнорируемый элемент вечности. Тебе нужно лишь научиться быть этой точкой осознанности, а не переживанием уходящей и ожиданием последующей мысли.


И знай: тебе следует научиться наблюдать со стороны как относительно тихие мысли, так и крайне бурные. Нужно научиться находить и в тех, и в других критическую точку осознанности. Необходимо натренироваться наблюдать ум во всех его состояниях.


И не пытайся успокаивать ум, не ищи тишины в нём. Ум и есть беспокойство, ему не стать другим. Просто наблюдай его, когда он приходит во внимание. Наблюдай ровно таким, каков он есть сейчас, не пытайся его изменить (сделать мысли более тихими). Когда же он не пытается активно показывать себя – тогда созерцай физический мир и своё тело.


Также не пытайся во время практики решить проблему последней мысли. За ней всегда будет следующая. А за ней – ещё одна. И так далее. Ум бесконечен в своих перерождениях. Просто смотри на то, что есть здесь и сейчас. И помни: мысли – это просто радио на фоне, и не более того.


И запомни ещё одно правило, дорогой друг: научившись наблюдать мысли, не заигрывай с ними. Во время практики оставайся в позиции наблюдателя, не будь наполовину думающим и рассуждающим. Наблюдать нужно только те мысли, которые приходят сами. Те же мысли, которые можно не генерировать, лучше не генерировать. Мысли должны наблюдаться лишь тогда, когда их нельзя избежать. Просто наблюдай.


Итак, суть проста: ты должен позволять приходить и уходить любым мыслям. Но ты не должен отождествляться ни с одной из этих мыслей, не должен следовать ни за одной из них. Или можно сказать иначе: ты не должен сопротивляться появлению какого-либо умствования, но при этом также ты не должен верить, что эта мысль есть ты истинный. Нужно лишь смотреть со стороны на все флуктуации ума.


И знай: если наблюдение мыслей в какой-то момент даётся очень тяжело, пусть твоё взгляд по умолчанию будет направлен именно на физический мир и тело. В таком состоянии не нужно концентрировать своё внимание конкретно на уме. Как было сказано выше: мысли нужно наблюдать только тогда, когда они приходят сами собой.


Но если, несмотря на всё сказанное, тебе пока сложно наблюдать мысли, попробуй сначала наблюдать слова. Поговори с кем-нибудь во время практики осознанности. Видеть слова без оценки и отождествления в разы проще, чем мысли. Отличаются же от мыслей они только тем, что мысли имеют более «внутреннюю» природу. И когда ты освоишься со словами, придёт черёд и абсолютно всех мыслей.


Также здесь нужно сказать, что без оценки и отождествления осознаваться должны совершенно все мысли без исключения. Даже вопросы не вызывают поиска ответов во время практики. Они просто остаются вопросами и созерцаются, как и прочие мысли. Вопрос – это лишь мысль, но не приказ найти некую информацию. Также созерцается и знание, с ним тоже более нет отождествления. Это не сокровище, а лишь объект наблюдения. И это касается даже знания о просветлении (или о практике). Отождествлённость с ним ничем не лучше отождествлённости с любой другой мыслью.


Ум постоянно перерождается, обращаясь то в одну мысль, то в другую. И в каком бы образе он ни представал, тебе нужно смотреть на него без отождествления, быть будто бы до него. Тебе следует научиться воспринимать мысли как совершенно пустые образы и слова ума и полностью потерять веру в них. Каждая мысль – это всего лишь мысль, но не что-то большее. Каждая мысль – это совершенно пустой объект наблюдения, но не то, с чем нужно отождествиться и чему нужно следовать. Итак, суть проста: нужно научиться видеть мысли только как мысли, а не отождествляться моментально с тем посылом, который они несут. Практика осознанности – это наблюдение со стороны всего и вся. Потому всё крайне просто: не верь мыслям (будь выше и глубже их посыла), а просто наблюдай их со стороны. И на этом всё.


Научившись осознавать мысли, практикующий осознаёт и все свои желания (осознаётся даже желание осознавать). Каждое желание – это не более чем очередная мысль, только несколько более яркая, чем прочие. Впрочем, это не означает отказ от реализации всех желаний. Практика осознанности – это именно безоценочное наблюдение всего и вся, но не отказ от всего и вся. Потому некоторые желания вполне могут реализовываться. Но реализовываться они должны без оценки и отождествления. И, разумеется, также практикующий помнит, что все желания удовлетворить невозможно – их поток бесконечен по своей природе (никакое желание не станет раз и навсегда последним). Остаётся просто наблюдать, как некоторые желания реализуются, а некоторые – нет. Наблюдать, но не отождествляться ни с чем.


Но если во время практики осознанности ты вдруг замечаешь у себя отождествлённость и оценку, то не борись с ними. Просто пронаблюдай их как очередные мысли. И это лучшее, что с ними можно сделать. Отождествлённость и оценка не являются чем-то большим, чем мыслями, и поступать с ними нужно соответственно. Никогда не борись с отождествлениями, просто наблюдай их со стороны.


И помни: намерение осознавать – это такое же желание, как и всё прочее. Так же, как и все прочие желания, оно просто течёт и реализуется. В нём нет ничего высшего и сверхъестественного. Его тоже нужно наблюдать, как и всё остальное. Абсолютно любое действие или желание действия должно созерцаться со стороны.


Более того, следует научиться смотреть со стороны на абсолютно любые движения ума. Нужно научиться без отождествления созерцать ум даже в тот момент, когда он делает выбор. Нужно начать видеть, что этот выбор, как и всё прочее, происходит совершенно автономно. Выбор – это лишь очередная полностью автоматическая мысль (пусть и с большей претензией на отождествление, чем даже желание. И претензия эта целиком и полностью строится на ассоциации ощущения, возникающего во время выбора, с неким эго). Выбор следует созерцать со стороны, как и всё прочее.


Не должно остаться ни одной мысли, на которую ты не смотришь без отождествления, отстранённо, со стороны. Даже самые сокровенные вещи должны быть осознаны должным образом. Когда возникает мысль о чём-то важном – немедленно изучи её и пойми, что она совершенно пуста, в ней нет никакого «Я». Она пришла во внимание совершенно самостоятельно и так же из него уйдёт. Не должно быть ничего такого, что есть здесь и сейчас, но в чём присутствует отождествление. Не должно быть ничего такого, что при наблюдении ты считаешь собой истинным, а не просто объектом созерцания. Всегда смотри в суть вещей.


Запомни, дорогой друг: нет ни одного отождествления, которое можно оставить. Нет ни одной важной мысли, которую можно переживать, а не наблюдать со стороны (будь то даже мысль о близких, работе, творчестве, или практике осознанности). Практика осознанности должна быть абсолютна, ты должен смотреть со стороны на совершенно все объекты, что есть в твоём внимании. И даже само внимание должно наблюдаться со стороны, впрочем, об этом будет сказано в соответствующей главе.


Также запомни и ещё одно предупреждение: во время наблюдения мыслей не нужно их визуализировать. Ты должен наблюдать их такими, какие они есть. Не пытайся играть с воображением.


Итак, мысли являются проблемой, лишь пока присутствует вера, что истинный ты и есть эти мысли. Когда же отождествления нет, мысли просто наблюдаются и не вызывают желания что-то с ними сделать. Когда с мыслями нет отождествления, они всегда без исключения выглядят как нечто виртуальное и несущественное. И не нужно как-то демонизировать свой ум – просто научись его наблюдать со стороны. Да, он постоянно будет пытаться совершить обман, одарив тебя отождествлённостью, но такова его природа. Нужно лишь научиться не поддаваться на эти провокации. И тогда ум из хозяина, несущего вечные страдания, превратится в хитрого слугу и помощника.

Наблюдение чувств и состояний

Научившись наблюдать мысли, увидев, как они рождаются, воспринимаются и растворяются, человек должен научиться наблюдать и чувства. По сути, чувства ничем не отличаются от мыслей. Разница между ними только в том, что мысли более жёстки по своей природе, а чувства более плавны и тягучи.


Техника же взаимодействия с чувствами полностью аналогична технике взаимодействия с мыслями. У каждого чувства-состояния есть критическая точка, после которой наблюдение объекта без отождествления становится возможным. И в этой точке следует полностью переключаться на осознание. Следует начать смотреть на состояние со стороны, быть будто бы до него. А после того, как ты смог без отождествления посмотреть на чувство-состояние, просто отпусти его, как ты отпускаешь всё, что сумел осознать.


Особенно осторожным нужно быть с ощущениями, возникающими во время практики осознанности. Порой они могут быть чрезвычайно красивыми (иногда эти ощущения напоминают состояния из детства, зачастую и очень раннего), и начинающий практик может подумать, что эти ощущения и есть просветление. Но на самом деле это лишь очередные объекты наблюдения. Их следует только осознавать, но не нужно отождествляться ни с одним из них! Не нужно ни одно из этих состояний делать целью практики, просто наблюдай всё и вся со стороны, в том числе и эти ощущения.


И кроме позитивных чувств во время практики без отождествления должны наблюдаться и негативные, например напряжение или скука. Наблюдать без оценки и отождествления нужно вообще всё. Совершенно любые мысли, чувства и состояния должны осознаваться без оценки и отождествления. Реальность всегда будет их предоставлять в огромном количестве и разнообразии, и всё представленное ею должно быть осознано должным образом. Следует научиться наблюдать со стороны даже состояние дисциплинированности во время практики. Другими словами: нужно научиться наблюдать со стороны как своё собранное, так и своё расслабленное состояние. Не должно остаться ни одного состояния, которое не наблюдается со стороны.


Также помни: для практики не нужно искать идеальное состояние. Просто наблюдай то состояние, которое есть здесь и сейчас. Смотри на него со стороны, будь будто бы до него. И знай: поиск идеального состояния для практики вызывает страдание. Наблюдай без отождествления желание поиска этого состояния, пусть оно не будет тобой. Практику крайне важно научиться наблюдать без отождествления своё напряжение или желание поиска идеального состояния, просто быть до всего этого.


Запомни, дорогой друг: уму всегда свойственно стремиться в более качественное состояние, чем есть сейчас. Он всегда создаёт желание достигнуть большего, чем есть в этом моменте. И тебе нужно научиться отлавливать эту мысль осознанием. Ты не должен отождествляться с этим желанием и пытаться воплощать его. Тебе следует просто пронаблюдать его со стороны, когда оно возникает. По сути, эта мысль не является чем-то большим, чем видоизменённой идеей найти завершённость (об этом говорилось в предыдущей главе), и поступать с ней нужно соответственно.


Отдельно нужно сказать, что во время первых практик осознанности возможно появление во внимании различных переживаний, которые ранее были задвинуты на задний план. Здесь нужно запомнить одно: совершенно всё и вся должно наблюдаться без оценки и отождествления. Совершенно все вещи подобного рода должны быть осознанны. Ни от одной из них не нужно убегать, но каждую нужно наблюдать без оценки и отождествления.


Этот момент является очень важным для начинающего практика. В сущности, совершенно всё, что приходит во внимание, должно быть рассмотрено без оценки и отождествления. Исключением не должны быть даже самые неприятные и страшные вещи. Даже страх смерти не должен быть пропущен. Впрочем, этому будет посвящена отдельная глава. Сейчас же следует запомнить лишь одно: ты должен осознавать без оценки и отождествления совершенно всё, что будет появляться во внимании. Совершенно любые чувства и мысли. И необычно прекрасное, и невозможно ужасное не должно быть пропущено.


И запомни, дорогой друг: ты полностью освобождаешься от любого явления, на которое ты научился смотреть без оценки и отождествления. Потому практика осознанности – это не заигрывание с негативом, а полная победа над ним. Разумеется, негативные мысли и ощущения не исчезнут полностью в один момент, но в первый же миг осознанного взгляда они сразу перестанут значить что-либо.


И, конечно же, в этой главе необходимо упомянуть, что собирание и искание переживаний и состояний – это глупейшее занятие. Ни одно из переживаний или состояние никогда не будет вечным. Все они без исключения приходят и уходят. И именно по этой причине не нужно жаждать переживаний и не нужно их бояться. Просто наблюдай. Осознание – это единственное, чему нужно себя посвятить во время практики. Осознание – это единственное, что должно происходить с приходящими во внимание чувствами и состояниями.


И, разумеется, сказанное вовсе не означает необходимость прекращения чувств и ощущений как таковых. Как и в случае с мыслями и желаниями, чувства и состояния должны просто наблюдаться, но не пресекаться. Наблюдаться должны радость и печаль, энергичность и апатия, напряжение и расслабленность, гордыня и вина, заинтересованность и скука. Даже любовь к близким и неприязнь к недоброжелателям должны наблюдаться без оценки и отождествления. Как ни одна мысль в практике не должна быть пропущена или задавлена, так и все чувства, и состояния должны быть осознанны.


Ты можешь переживать всё, что приходит (в том числе и отказ от каких-то переживаний, если он имеет место), но переживать это ты должен в осознании.


Как наблюдать яркие ощущения и состояния? Точно так же, как и неяркие. Не нужно пытаться снизить их концентрированность и крепость. Наблюдай всё таким, какое оно есть. Как это возможно при яркости наблюдаемого объекта? Просто наблюдай – со временем ты увидишь, что у тебя это получается. Со временем становится ясно, что наблюдение всегда течёт, и даже тогда, когда яркое ощущение практически полностью охватывает восприятие.


И помни: никогда не нужно расстраиваться по поводу того, что ты заснул в очередной мыслеформе или ощущении. Важно лишь то, что сейчас ты уже смотришь на эту мысль или переживание со стороны.


Суть в действительности проста: нужно научиться воспринимать мысли и ощущения-состояния (даже очень глубокие), но не считать их собой. Нужно научиться в критической точке бытия любой мысли (или ощущения-состояния) обращать на неё осознанный взгляд и быть будто бы до неё, смотреть на неё со стороны.

Наблюдение осознания

Научившись наблюдать мысли и чувства, практик учится осознавать само осознание (или наблюдение, или восприятие, или внимание). Нужно понимать, что это является высшим пилотажем практики осознанности, потому спешить с осознанием осознания не стоит. Сперва научись без каких-либо проблем осознавать чувства и мысли.


Итак, что же такое осознание? Это просто восприятие как таковое. Начинающим практику может казаться, что осознание – это вспышки осознанности, которые возникают и исчезают в течение всей жизни человека. Однако более опытный практик знает, что осознание есть всегда, но зачастую человек ассоциирует себя не с ним, а с различными мыслями. Потому запомни: осознание – это постоянно присутствующее восприятие.


Наблюдение же осознания происходит по очень простой схеме: когда ты наблюдаешь некий объект (нечто физическое, мысль или ощущение), просто посмотри на того, кто сейчас смотрит на этот объект. Просто посмотри на само внимание, которое сейчас созерцает наблюдаемое нечто.


Просто позволь осознанию встать до самого осознания, как оно встаёт до каждого наблюдаемого им объекта. Разреши ему посмотреть на само себя без отождествления и оценки (позволь ему смотреть на себя и не видеть в себе никакого «Я», как оно не видит его во всех прочих объектах наблюдения).


Разумеется, рассмотреть осознание как физический объект или ощутить как чувство или мысль не получится. Но тебе удастся засвидетельствовать сам факт бытия осознания. И этого вполне достаточно. Так ты сможешь прикоснуться к осознанию хотя бы на миг.


Есть ли способ не только прикоснуться к осознанию, но и наблюдать его постоянно? Ответ на этот вопрос таков: тот, кто постоянно находит осознание в каждом акте наблюдения, со временем начинает понимать, что осознание окутывает совершенно все объекты наблюдения. Так, рано или поздно осознание начинает замечаться совершенно в любой момент практики. Просто находи осознание в каждом акте наблюдения. Этого более чем достаточно.


Можно ли осознание видеть без использования подручных средств, то есть объектов наблюдения? Со временем ты настолько привыкнешь прикасаться к осознанию за каждым предметом наблюдения, что контакт станет практически постоянным. Впрочем, стремиться к этому не нужно. Каждый объект осознания ты наблюдаешь, а затем отпускаешь и переходишь к следующему объекту. Такова же ситуация и с осознанием – оно не является чем-то из ряда вон выходящим. Не нужно стремиться наблюдать только его.


Можно ли осознание наблюдать как сферу, в которой происходит всё наблюдаемое? Да, так тоже можно делать. Однако при этом следует понимать, что образ сферы – это лишь очередная мысль, которую нужно наблюдать, но не само осознание как таковое. Осознание – это просто осознание как таковое. Следует научиться наблюдать его таким, какое оно есть, а не прятать его за очередным надуманным образом.


И отдельно нужно сказать, что человек, наблюдающий осознание, непременно заметит, что, если смотреть непосредственно на само осознание, мысли и ощущения становятся куда более тихими и порой исчезают вовсе. Но практик не пытается их останавливать – он просто осознаёт всё, что есть во внимании в данный момент. Запомни: научившись наблюдать само осознание, не ограничивайся только им. Осознавать нужно всё то, что приходит во внимание. Не забывай о мыслях и физических ощущениях, если они есть в этом моменте. Чтобы по-настоящему видеть сферу под названием «осознание», тебе нужно без оценки и отождествления созерцать всё то, что возникает в ней. В осознании ничто не должно быть отброшено или пропущено, если оно есть здесь и сейчас.


Также нужно дать ещё один совет: не имей стремлений в практике. Если сейчас естественным образом есть желание наблюдають физические объекты, то наблюдай их. Если хочется наблюдать ум, то наблюдай его. А если взгляд сам стремится видеть осознание, то ты должен смотреть на него. Ты должен просто осознавать, а не обязательно стремиться к одному из этих трёх направлений. Просто будь естественным. Со временем ты поймёшь, что на самом деле эти три направления в сущности являются одним и тем же, – всё это просто практика осознания. Впрочем, если есть стремление в какую-то определённую сторону, пусть и оно тоже будет наблюдаемо в своей реализации. Практика осознанности – это тотальное осознание, а не что-либо ещё.


Итак, ранее, в главе о мыслях, было сказано, что нужно научиться наблюдать со стороны намерение практиковать осознанность, поскольку оно не является чем-то большим, чем мыслью. Теперь же, дорогой читатель, тебе следует научиться наблюдать со стороны сам процесс практики осознанности. Осознанность должна посмотреть сама на себя со стороны, как смотрит на все прочие предметы. Она должна посмотреть на себя без отождествления и увидеть себя именно такой, какая она есть.


Что же происходит после того, как практик научился наблюдать и само наблюдение? Что происходит, когда он наблюдает не только физические ощущения, мысли и чувства, но и само осознание? Больше не остаётся объектов, которые нужно учиться наблюдать. И далее практика не ожидает ничего, кроме просветления. Впрочем, подробнее об этом будет сказано в следующей части книги.

Сомнения в практике

Людям, которым присущ перфекционизм, порой свойственно думать о том, правильно ли происходит практика осознанности или нет. И зачастую эти мысли могут обращаться в достаточно серьёзное сомнение. Но на самом деле беспокоиться ни о чём не нужно. Все сомнения совершенно беспочвенны.


Если по какой-либо причине кажется, что практика происходит несовершенно, то следует понять лишь одно: нет правильной или неправильной практики осознанности. Если ты практикуешь наблюдение – значит, всё уже правильно. Ничего не нужно улучшать ни в себе, ни в практике. Нет никакой финальной глубины и чистоты восприятия в практике осознанности. Нет идеального состояния для практики и наиболее подходящего предмета для наблюдения. Нужно наблюдать то, что наблюдается. Наблюдать так, как наблюдается. Расширять или углублять взгляд вовсе не требуется. Также не требуется расширять и время осознанности. Не пытайся урвать дополнительное мгновение, но и не упускай того, что доступно. Не нужно улучшать свою практику осознанности. В том виде, в каком она есть, она уже достаточна для просветления.


И если тебе всё же кажется, что практика идёт неправильно, то наблюдай без отождествления саму мысль о неправильности. Только тотальное безоценочное наблюдение. И оно всегда правильное.


Впрочем, можно подойти к этой проблеме и с другой стороны: просто спроси себя, для кого сейчас практика идёт не так. Для самого осознания, которое в принципе безразлично ко всему и вся и является просто «кинокамерой», либо для какого-то объекта, который должен сейчас только осознаваться. И всегда дело будет именно в объекте. И когда ты обнаружишь этот объект после данного вопроса, просто осознай его, как и всё прочее.


Но если, несмотря на сказанное, некая жажда закрыть внутреннюю незавершённость всё же осталась, следует запомнить: никакой завершённости нет. Завершённости нет ни в чём, даже в самой практике осознанности. Потому просто без отождествления наблюдай незавершённость, а не пытайся её удовлетворить. Так проблема уйдёт. Когда есть чувство, будто чего-то не хватает, что-то нужно сделать и мир будет совершенен – просто наблюдай всё и вся, в том числе и это чувство.


Незавершённость в принципе не может быть удовлетворена. Она всегда сможет принять новую форму и вновь пристроиться во внимании. И не нужно с ней бороться, нужно просто понимать: чувство незавершённости – это всего лишь очередной объект наблюдения. Не отождествляйся с ним, а просто осознавай его.


И как нет завершённости, так же нет смысла, совершенства и определённости. Не пытайся их найти и удовлетворить свои амбиции. Просто смотри на мысли о них. Просто смотри.


Когда возникают мысли о совершенстве, завершённости, смысле, определённости и всём прочем – нужно только осознавать эти мысли как очередные объекты наблюдения. Осознавать, а не отождествляться с ними и начинать им потворствовать. Этих волков нельзя накормить, можно лишь потерять отождествление с ними (и касается это не только практики, а вообще всего и вся).


И, опережая повествование, следует сказать заранее: просветление не подарит тебе никакой завершённости (смысла, совершенства и т.д.). Научиться обращаться с жаждой завершённости нужно прямо здесь и сейчас. Как говорил третий патриарх Дзен Сосан: «Осознавать – значит жить, не беспокоясь о несовершенстве».


Что же заставляет людей искать совершенства, определённости, завершённости и смысла? Только идея того, что ты должен заполучить нечто, и тогда жизнь станет полноценной. Но эта идея не более, чем иллюзия. В действительности совершенно осознавать ты можешь в абсолютно любых условиях, в том числе и таких, какие есть прямо сейчас. И ничего вовсе не нужно улучшать или заполучать. Ты уже сейчас совершенно осознаёшь, ничто не нуждается в улучшении.


Впрочем, можно сказанное выразить проще: не старайся во время практики. А если всё же стараешься, то без оценки и отождествления наблюдай своё старание, будь до него. Практика осознанности – это не напряжение внимания и не его активация. Практика осознанности – это просто обычное внимание как таковое (если говорить грубо, то практика осознанности – это отождествление с вниманием (вместо привычного отождествления с телом и мыслями)). Внимание и все объекты, которое оно наблюдает в своей естественности в этот момент.


Есть ли какой-то секрет избегания старания в практике? Да, есть: тебе нужно видеть всё именно таким, какое оно есть, не пытаясь это как-то изменить. Если у тебя нет желания сделать мысли более тихими или осознание более обширным, то и никакого напряжения не будет возникать. Но, если напряжение всё же возникло, ты уже знаешь, что с ним делать: просто наблюдай его таким, какое оно есть, не пытайся с ним бороться. Наблюдай напряжение без отождествления, смотри на него со стороны. Просто смотри. А когда ты отстранённо рассмотришь напряжение – переведи взгляд на следующий объект наблюдения. Просто наблюдай.


Напряжение вовсе не является проблемой, которую нужно решать. Напряжение и расслабленность – это лишь объекты наблюдения. Напряжение и расслабленность – это всего лишь состояния. И в соответствующей главе уже было сказано, как именно их следует наблюдать. Просто наблюдай напряжение со стороны. Наблюдай со стороны даже само намерение напрячься.


Зачем человек вообще пытается стараться в практике? Это происходит только для увеличения удовольствия, которое он имеет от практики. И, разумеется, старание наоборот всё портит. Но, конечно же, современный человек приучен стараться, потому рекомендация отбросить старание вряд ли будет им услышана. И именно потому самым совершенным решением проблемы является наблюдение своего старания со стороны, без отождествления.


Пойми одну простую истину: удовлетворённость практикой ничем не отличается от неудовлетворённости в ней. И то и другое – только лишь очередные объекты наблюдения, но не что-то большее. Более того, даже покой и суетливость – это только объекты наблюдения. Нет ничего такого, что не является всего лишь очередным объектом наблюдения.

Загрузка...