Предисловие. Праздник, который не выучен

Эта книга завершает трилогию об организации жизни детского сада на основе образовательных пространств, написанную педагогами московского Центра образования «Школа самоопределения». Две другие книги: «Пространство детского сада: познание, экология» и «Пространство детского сада: музыка, движение». В первой из них вы прочитаете о пространствах лаборатории, математических игр, «Тихой гавани» (для детей, которые не спят), об организации высокой овощной гряды на дворовом участке и о вариантах увлекательных экологических событий, ставших традиционными. Во второй книге представлены пространства музыкального движения, детского оркестра и концертного зала, особенности работы в физкультурно-воспитывающем пространстве спортивных комплексов, секреты организации сезонных олимпиад и большого зимнего праздника – «Цирка».

Некоторые из обсуждаемых в книгах пространств, занятий и событий выглядят совершенно оригинальными, другие – более привычными для воспитателей. Но их роднит, что возникали они по инициативам конкретных педагогов и в тесной связи с интересами и потребностями детей.

Книга, которую вы держите в руках, рассказывает, как сложившиеся в детском саду традиции поддержки детской инициативы и инициатив воспитателей, привычное сотрудничество педагогов с семьями воспитанников прочно увязывают друг с другом в целом ряде сложившихся культурных практик сферы художественно-эстетического, речевого и социально-коммуникативного развития.

Основой организации и планирования жизни в нашем детском саду служит идея образовательных пространств. Под образовательным пространством мы понимаем некую совокупность специально организованных средовых условий, в которую входят окружающие ребенка люди, окружающая культурная среда (или среды) и разнообразие форм определенного вида деятельности, в которую включен ребенок. Это пространство создания возможностей двигаться по своей собственной траектории, формировать себя[1].

Идея превращения живет у нас все время, и наши пространства постоянно меняются. Залы с готовым пространством, где уже все есть, все нарисовано, панно висят, нам кажется, – это мертвые залы. В них жить нельзя и делать что-то трудно.

А наше пространство делает сам педагог, каждый что-то свое вносит. Поэтому хорошо, когда появляются в коллективе новые люди, все тогда само обновляется.

Вся деятельность в наших группах построена на основе совместного творчества детей и взрослых (воспитателей и родителей). Подробных сценариев общих событий детского сада мы никогда не пишем, тем более не используем никаких чужих сценариев, хотя и договариваемся о некоторых идеях, которые осуществляют сами их инициаторы.

Не случайно в наших праздниках много импровизации. Такая же импровизация возможна и в будние дни (то приходит в группу «коза», то группа получает какое-то таинственное письмо…). Это события, которые инициируют деятельность в группах.

Каждый ребенок имеет право на собственное видение своей деятельности, на инициативу в том, чем он занимается в данное время, независимо от того, занят он рисованием, музыкальным движением или физическими упражнениями на нашем сложном физкультурном комплексе, где каждый ребенок сам учится определять меру своих возможностей и сил.

У нас никогда не было заученных праздников, с мучительным чтением детьми неинтересных для них стихов и отрепетированными диалогами с приглашенными сказочными персонажами. Никогда не было боязни воспитателей, что ребенок что-то забудет, ни туда пойдет, ни там сядет.

Главное для нас – атмосфера естественности и искренности.

Пространство художественного творчества представлено в нашем детском саду целым рядом взаимопроникающих областей: изобразительной, музыкальной, пластической, художественного конструирования, театральной. Все эти пространства представлены как в общем поле детского сада, так и внутри групп.

В детском саду в целом:

• через художественные мастерские и студии: музыки, музыкального движения, оркестра, фольклора, изобразительного искусства, рукоделия;

• через праздники, концерты и сюжетно-ролевые игры и подготовку к ним.


Внутри групп:

• через развитие эмоциональной отзывчивости и накопление у ребенка эстетических впечатлений;

• через предоставление самых разных возможностей творческой деятельности различных видов: рисование, свободное музицирование, художественное конструирование, создание своих «сказок» и т. д.


Задача каждого из этих пространств – создание условий для приобретения ребенком новых возможностей самовыражения, работы со своим внутренним состоянием, развития своей индивидуальности, овладения новым языком общения с самим собой, другими людьми и миром.

Особое внимание уделяется здесь освоению ребенком способов перевода впечатлений, образов, эмоциональных состояний с одного языка художественной выразительности на другой.

Так, например, работа со «сказками», ежеутренне создаваемыми детьми, позволяет ребенку сначала выразить свое актуальное состояние в рисунке, затем перевести его в вербальный план, а после этого воплотить в движении.

Все это позволяет, с одной стороны, воспринимать мир (и внешний и внутренний) во всей его полноте и целостности, а с другой – находить наиболее близкие, естественные для себя способы и средства самовыражения.

Приобретаемый в этом пространстве сенсорный опыт, развитие чувства ритма и эмоционально-образное развитие подчинены той же самой задаче – освоению ребенком окружающего мира природы и мира человеческой культуры через чувственное восприятие, сохранению доверия к этим мирам, усилению вкуса к жизни.

Для лучшего понимания книги попробую представить общий очерк традиций, характерных для всех групп нашего детского сада.

Ритм года находит свое отражение в праздниках:

• Первое сентября,

• День рождения детского сада,

• Осенний бал,

• Праздник фонариков,

• Новогодний праздник,

• Цирк,

• Масленица,

• Праздник песни,

• Олимпиады (осенняя, зимняя, весенняя),

• Выпускной бал…

А еще в событиях, связанных с созданной на участке грядой: весенний посев, осенний сбор урожая, наблюдение за растениями и жизнью насекомых, птиц в течение года. Это события общие для всего сада. А из особенного: например, в группе есть «Cтолик времен года», на котором, в зависимости от времени года, меняется наполнение: поделки, открытки, букеты, овощи-фрукты, персонажи и т. д.

Ритм недели. Каждый день недели обладает какой-нибудь особенностью: дети знают, что во вторник мы мастерим игрушки с Папой Карло, в четверг смотрим картины (программа «Кругозор»), в пятницу всей группой готовим угощение для родителей. Кроме этого, дети знают, в какой час какого дня их ждет то или иное занятие. Ритм недели ощущается ребенком как череда встреч с людьми, организующими различные интересные пространства и виды деятельности, и как соотнесение определенных событий жизни группы с днями недели.

Ритм дня. Каждое утро, придя в сад, дети «пишут» сказки. Затем вся группа собирается на утренний круг, где мы выбираем сказочника, играем в различные игры. Вечером каждого дня (за угощением со свечами) мы читаем сказки, написанные утром. Завтрак, обед, полдник, прогулки, дневной сон, свободная игра происходят в одно и то же время, изо дня в день. В течение дня чередуются состояния динамической нагрузки и покоя, свободная деятельность и деятельность на занятиях, требующая концентрации внимания.


…Когда школа или сад выжимает все соки, то не хватает людям совместной удачи, совместно прожитой радости. Вот почему мы все эти праздники придумываем. Но когда ты его провел – это такое счастье, и ты снова ощущаешь в себе силы.

Традиции – очень важная вещь. Но еще важнее их нетрафаретность, чтобы праздник каждый раз рождался заново.

Загрузка...