Книга «ПРОСТОРНЕЕ НЕБА, ВЕЛИЧЕСТВЕННЕЙ ПУСТОТЫ» возникла как результат вдохновенного порыва поделиться мудростью Муджи с теми, кто ищет непреходящего счастья, спокойствия и любви. С теми, кто ищет Истину. C теми, кто стремится к Самореализации, но пока, возможно, еще не очень хорошо знаком с самоисследованием и недвойственным подходом Адвайты. Это простой, прямой и мощный способ смотреть на истину нашего существования. Хотя на первый взгляд он может показаться сложным и пугающим, ведь самоисследование бросает вызов даже наиболее глубоко укоренившимся убеждениям и концепциям о том, кто мы и как мы воспринимаем мир. По этому поводу Муджи часто рассказывает историю о том, как он впервые столкнулся с самоисследованием в виде учения индийского мудреца Шри Раманы Махарши (1879–1950), который дал этой древней духовной мудрости новое рождение.
«После мощного переживания, случившегося со мной в 1987 году благодаря общению с христианским мистиком, моя жизнь, как внутренняя, так и внешняя, претерпела множество изменений, так что в итоге я уволился из местного колледжа, где работал преподавателем живописи. Однажды я почувствовал желание зайти в магазин духовной литературы в центре Лондона. Я не привык читать книги, но как только увидел фотографию Раманы Махарши на обложке одной из них, сразу ощутил желание открыть эту книгу. Его лицо излучало тепло и свет, которые мгновенно проникли в мое сердце. Однако, когда я открыл книгу, моей реакцией было: „Ох! Что это такое?!“ Слова, напечатанные в этой книге, ощущались как нечто слишком интеллектуальное и сумбурное, и я даже подумал, что кто-то в типографии по ошибке поместил на обложку не ту фотографию. От фотографии веяло глубокой безмятежностью, тишиной и покоем, но краткие инструкции по самоисследованию, содержавшиеся в книге, совершенно в тот момент мной не воспринимались.
Поэтому я закрыл книгу Раманы Махарши и отложил ее. Вместо нее в том же магазине я купил другую книгу, озаглавленную „Евангелие от Шри Рамакришны“.
Она сразу тронула меня. И хотя я вырос в христианской традиции, мудрость индуистского святого Шри Рамакришны была столь универсальной, что по-настоящему покорила мое сердце. Каждое его слово глубоко отзывалось в моем существе, и эти слова пришли как раз вовремя, ведь я так хотел найти кого-то, кто помог бы мне лучше понять те переживания, которые у меня были в то время. Позже я узнал, что Шри Рамакришна был не только великим святым, преданным в традиции бхакти, но и совершенно освобожденным мудрецом с точки зрения недвойственного пути джняны – пути чистого самопознания.
В 1993 году у меня появилось стремление и возможность поехать в Индию. Я полагал, что единственной целью моей поездки был Дакшинешвар, предместье Калькутты, где жил и учил Рамакришна. Ничего больше в Индии я не знал. Ни путеводителя Lonely Planet, ни каких-либо других путеводителей у меня не было. И в духовном отношении я был тогда довольно наивен – ничего не знал о гуру, духовных путях и медитации и уж точно никогда ничего не слышал об Адвайте. Я знал только божественную любовь Христа и Рамакришны.
Однако до Калькутты я (до сих пор) так и не доехал. Вместо этого судьба привела меня к встрече с моим мастером, Шри Харилалом Пунджей, или, как его с любовью называют, Пападжи. И только благодаря милости и присутствию Пападжи, прямого ученика Шри Раманы Махарши, я, в конце концов, смог воспринимать и понимать в своем сердце учение Шри Раманы.
Я сразу увидел и понял, что самоисследование – это наиболее прямой подход к Истине. И он должен был быть прямым, потому что я не обладаю большим запасом внимания и меня привлекает только то, что непосредственно, безотлагательно и просто».
В последовавшие за этим годы люди стали собираться вокруг Муджи. Некоторые просто подходили к нему и спрашивали, можно ли немного посидеть рядом с ним, потому что в его присутствии чувствовали умиротворение. Другие начинали задавать ему вопросы, связанные с поиском Истины. Способность вести таких искателей возникла в Муджи спонтанно, и вскоре то, что началось как небольшие неформальные встречи, переросло в полноценные собрания, сатсанги, которые стали посещать сотни человек.
В начале 2012 года Муджи давал сатсанги в Тируваннамалае, на юге Индии. На эти сатсанги приходило около 500 человек. Среди них был Эйб Гутманн, американец из Колорадо, которого сразу вдохновила беспощадная ясность, мудрость и юмор, с которыми Муджи вел ищущих к обнаружению их истинной природы. Следующие четыре года Эйб собирал воедино эту книгу, отбирая, расшифровывая и редактируя самые важные записи сатсангов, которые он посетил лично или слушал онлайн. Во время сатсангов Эйб часто задавал Муджи вопросы, связанные с отношениями, психологией и местом человека в этом мире. Он чувствовал, что ответы на такие вопросы могли бы быть интересны тем, кто еще не знаком с сатсангами. В дальнейшем Эйб неоднократно переделывал структуру книги в соответствии с пожеланиями и комментариями Муджи и команды Mooji Media Publications. Так, благодаря его стараниям и настойчивости книга появилась на свет.
Когда летом 2015 года Муджи предложил закончить работу над книгой «Просторнее неба, величественней пустоты», одновременно с этим Эйб получил предложение от издательства Sounds True опубликовать эту книгу. Подобные случаи синхронии часто имеют место в присутствии мастера. Рукопись подверглась финальной ревизии и шлифовке командами Sounds True и Mooji Media при участии Эйба. Это было поистине международное сотрудничество, с длительными скайп-сессиями, в процессе которых силами редакторов из Ришикеша (Индия), Монте-Сахаджи (Португалия) и Нью-Йорка (США) редактировались отдельные места. Этот процесс разворачивался на фоне милости и гармонии пятинедельного сезона сатсангов Муджи в Ришикеше в 2016 году, куда съехались более 2000 человек со всего мира. Перевод книги на русский язык был осуществлен летом 2017 года в ашраме Муджи в Монте-Сахадже (Португалия) по заказу издательства «АСТ».
Результатом стала книга, которую вы держите в руках. Пусть она станет для вас бесценным проводником на пути к Самореализации через бескомпромиссный свет и мудрость самоисследования.
Откровения и указатели Муджи величественно просты, а то пространство, куда они ведут, лежит за пределами слов. Вам не потребуется изучать никаких особых техник или практик, – самоисследование в его простоте подобно взгляду в зеркало, в котором вы видите свое вневременное лицо. Однако, как показывает история самого Муджи, этот взгляд внутрь поначалу может показаться чем-то сложным, в силу некоторой новизны языка, огромности потенциала и непривычной прямоты указателей.
Муджи очень пластично и метафорично обращается с языком, используя его для того, чтобы намекнуть и провести нас к внутреннему, непосредственному и интуитивному переживанию Истины, которая и есть мы, хотя пока мы этого не осознаем. Читая эту книгу, не застревайте и не обдумывайте значение отдельных слов, предложений и абзацев. Вместо этого позвольте энергии слов войти в ваше сердце и существо и не вмешивайтесь в этот процесс оценивающим и интерпретирующим умом. И тогда вы обнаружите, что в какой-то момент понимание просто случилось естественным образом.
Основные указатели в том или ином виде намеренно повторяются на протяжении книги, чтобы дать возможность этому пониманию возрасти и укрепиться. Суть этих указателей на нашу истинную природу проста и доступна для всех, в том числе для детей. Тем не менее, сам процесс освобождения от дорогих нам концептуальных представлений о самих себе, которые мы подпитывали так долго, может занять некоторое время.
Хотя Муджи касается в этой книге многих тем, на самом деле он всегда говорит только об обнаружении нашей истинной природы. Он часто подчеркивает, что, когда мы ищем Истину, нам нет необходимости знать слишком многое. Поэтому упор делается не на учение и изучение, а на обнаружение и непосредственный опыт. Так что если вы столкнулись с чем-то таким, что не сразу понятно, или с чем-то, что кажется вам бессмысленным, пусть вас это не смущает. Не застревая на этом, просто продолжайте читать и оставайтесь открытыми.
Гораздо более важно, когда вы найдете что-то такое, что глубоко отзывается в вас, позволить себе какое-то время просто побыть с этим полностью. Предоставьте этому возможность сделать свою работу внутри вас. Муджи утверждает, что одного указателя, глубоко воспринятого и усвоенного в сердце, достаточно, чтобы привести вас домой.
«Просторнее неба, величественней пустоты» – это книга, насыщенная мудростью и откровениями Муджи, и она исполнена открытости, любви и чувства юмора, которые он источает. Она также содержит многие из любимых историй Муджи, которые он использует для иллюстрации своих указателей, а также четкие наставления для самоисследования. Книга построена таким образом, чтобы привести тех, кто еще не знаком с Муджи и его учением, к непосредственному распознаванию и переживанию Истины. Тем же, кто уже знаком с его указателями, книга дает прекрасную возможность еще глубже погрузиться в окончательное понимание.
Часть I «Шаг в Единство», представляет основу учения Муджи и его откровений. В частности, первая глава передает суть самоисследования как такового. Это глава, которую нужно перечитывать снова и снова, пока вы как следует не поймете самоисследование и не сможете использовать его мощь для достижения освобождения.
Часть II «Жизнь в ее динамическом выражении», в основе своей содержит вопросы, касающиеся нашего места в этом мире, отношений, семьи, работы, жизненных трудностей и тому подобные вещи. Хотя эти предметы обычно не находятся в центре внимания Муджи, он затрагивает эти темы, потому что они важны для многих – в частности, для тех, кому в новинку глубокий и простой подход рассмотрения своей вневременной природы. Неуклонно указывая на источник нашего Бытия, Муджи показывает, что Истина – это не что-то такое отвлеченное, не связанное с практической жизнью, наоборот – она неотделима от жизни. Более того, она насыщает каждый аспект проявленного и его проживание.
«Просторнее неба, величественней пустоты» – книга, составленная на основе живых диалогов и скомпонованная по определенным темам, так чтобы она была легко понятна читателю, для которого сатсанг – нечто новое. Однако не следует воспринимать представленные здесь высказывания Муджи на ту или иную тему как исчерпывающее освещение этой темы. Муджи отвечает спонтанно на запрос момента, и, как это часто случается с истинными мастерами, его взгляды на одну и ту же тему могут отличаться в зависимости от момента и даже казаться противоречивыми. Нужно помнить, что он отвечает не только на внешний вопрос, но и на внутренний запрос вопрошающего и руководствуется интуицией.
Структура книги не отличается чрезмерной упорядоченностью, которая могла бы прийтись по вкусу логическому, обусловленному уму. Муджи обращается к глубинному разуму, изначально присущему каждому человеческому существу, что означает: за каждым человеком без исключения он признает способность пробудиться к истинному распознаванию. Он знает цену обучению, росту, развитию, но предлагает и вдохновляет нас пойти дальше и обнаружить то всеобъемлющее Бытие, которое и есть мы сами.
«Очень часто в нашей культуре к нам относятся как к кому-то, чьи духовные возможности очень ограничены. Как будто той силы, которая у тебя есть, недостаточно, и будто для твоего внутреннего роста необходимо, чтобы люди „знающие“ разжевали и разбавили для тебя необходимую для этого роста пищу, чтобы ты смог ее усвоить. Но для истинного искателя очень важно понять, что он должен быть достаточно открыт к подлинным вызовам, эти вызовы необходимы, чтобы пробудить в нем живое устремление к истинной свободе. Чтобы освободиться, тебе придется прорваться сквозь плесень личностной обусловленности, вырваться из своего кокона. Каждый искренний ищущий должен быть готов пройти через необходимую трансформацию от сознания гусеницы к бабочке свободы!»