От автора


Помните, как в детстве мы бежали к родителям с разбитой коленкой, со сломанной игрушкой или обиженные соседским мальчишкой? Радость, злость, грусть, зависть – все свои чувства мы несли родителям, ожидая от них понимания и поддержки. Всегда ли родители реагировали принятием? Многие слышали в ответ: «Нечего было туда лезть», «А ты сам не лучше», «Что реветь из-за ерунды? Это всего-навсего игрушка». Оттого, что нас ругали за негативные чувства, становилось ещё обиднее и больнее. И наоборот, когда нас жалели и поддерживали, становилось легче, проблемы переставали казаться ужасными.

Всё это касается и наших собственных детей. Когда мы относимся к ним с сочувствием, когда принимаем их эмоции, дети верят, что их любят вне зависимости от того, хорошо они себя ведут или плохо. Наказывая за негативные чувства, мы лишаем их возможности найти причину этих чувств, разобраться с ними и идти дальше.

Замечали, как часто мы прибегаем к морализаторству? Каждую историю, с которой приходит ребёнок или которая произошла у нас на глазах, мы используем как повод для нравоучений. Мы считаем важным найти виновного, отругать, пристыдить, напомнить о том, что сто раз говорили так не делать, потребовать вынести урок. Нам кажется, что в этот момент мы вкладываем в голову ребёнка полезную информацию. Но почему же она вызывает с его стороны сопротивление и желание закрыться?

Мне не хотелось бы, чтобы вы восприняли эту книгу как возможность прочитать ребёнку мораль. Пусть она станет поводом для разговора, честного и искреннего. О своих чувствах, эмоциях, ситуациях, в которых вы оказывались. Пусть она объединяет. Не заставляйте ребёнка делать выводы и не требуйте от него пересказа основной идеи. Это разрушает эмоциональную безопасность, а ведь именно она формирует доверие, открывающее возможность передать друг другу свои ценности.

В этой книге вы найдёте истории, которые могут случиться с каждым ребёнком. Прочитав их, обсудите, почему не стоит отказываться от того, что любишь, даже если это не нравится другим; что делать, если друг украл ценную вещь; как себя вести, когда заблудился в лесу или потерялся в городе; как справиться с эмоциями, если что-то не получается, и как не ударить младшую сестру, сломавшую ценную вещь.

Будьте готовы поговорить с ребёнком на тему личных границ. Как реагировать, если подруга мамы хочет тебя обнять и поцеловать, а ты этого не хочешь? Можно ли свалить вину на другого, если случайно испортил бабушкин пирог? Что значит «некрасивая» и стоит ли обзывать других людей?

Даже если ваш ребёнок ещё не попадал в подобные ситуации, он наверняка о них слышал. Не бойтесь обсуждать сложные темы заранее! Знания помогают нашим детям справляться с эмоциями и успешнее взаимодействовать с другими людьми.


Мир начинается с эмпатии!

Наталья Ремиш

Загрузка...