Предисловие Схватка в микроскопических джунглях

Где бы вы ни находились, вокруг вьются, ползают и парят мириады удивительных существ, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Все эти мельчайшие обитатели флоры и фауны изучаются наукой микробиологией, ставшей феноменально популярной после распространения коронавируса.

Обычно мы представляем себе эти микроорганизмы как отдельные клетки, вращающиеся вокруг своей оси. Но в действительности микробы собираются миллионами, формируя тем самым огромные сообщества, известные как биопленки.

Не так давно в структуре бактериальных биопленок впервые обнаружилась сеть проводящих канальцев: через них внутрь поступают питательные вещества, и через них же мы сможем доставить антибиотики сквозь «защитные линии» микробов.

Надо сказать, что уничтожить бактериальную клетку саму по себе не так уж сложно, но вместе они способны быстро формировать биопленки, чрезвычайно устойчивые к внешним воздействиям. Такие сообщества напоминают микроскопические крепости, огражденные от внешней среды стеной специальных веществ. Лекарственным препаратам трудно проникнуть внутрь, да и враждебным чужим бактериям не просто преодолеть это препятствие.

Мы знаем о биопленках в водопроводе и даже на медицинских инструментах. Избавиться от них далеко не просто, поэтому микробиологи настойчиво ищут способы атаковать эту бактериальную крепость в обход.

Анализируя микроскопические изображения биопленок, ученые заметили, что, несмотря на свою кажущуюся непроницаемость, биопленки пронизаны сетью микроскопических каналов, которые, видимо, служат для поглощения и распределения питательных веществ между клетками в сообществе. Их можно сравнить с тайными ходами в крепости, ведущими к источнику свежей воды, – и, как всякие тайные ходы, проходят они глубоко внизу.

Каналы поглощают питательные вещества снизу и транспортируют их наверх, тогда как традиционная обработка антибиотиками производится с верхней стороны биопленки. Но раз ученые обнаружили тайный ход снизу, то в будущем они смогут доставлять по нему препараты внутрь «ограждения», чтобы нейтрализовать бактерии быстро и эффективно.

Ученые показали, как микроорганизмы приспосабливаются к болезни носителя. В первую очередь микробы меняют свой рацион. Бактерии и карта их метаболизма помогут предупреждать заболевания.

Если человек испытывает проблемы с микрофлорой, это может обернуться для здоровья большими проблемами. Но как реагируют на заболевания сами микроорганизмы? На этот вопрос попытались ответить российские ученые. Для этого они в тысячах опытов исследовали поведение микробов в здоровом и больном организме.

Объем полученных данных оказался таков, что для его анализа пришлось задействовать суперкомпьютеры Stampede и LoneStar. Ученые решили смоделировать пародонтит – воспалительное заболевание тканей пародонта. При этом заболевании общий состав микроорганизмов остается неизменным.

Оказалось, что во время болезни у микроорганизмов резко меняется обмен веществ. К примеру, если живущие в здоровом теле бактерии питаются фруктозой, то в случае заболевания они могут перейти на другие виды сахаров. Таким образом выяснилось, что, имея данные про обмен веществ, можно с легкостью влиять на популяцию бактерий.

Эти исследования очень помогли в составлении планов преодоления коронавирусной инфекции, когда потребовалось определить биологические маркеры-признаки заболевания. Иными словами, оказалось, что ряд болезней можно выявить задолго до появления первых симптомов. Особенно актуально это звучит, когда речь идет о борьбе со вторичными волнами коронавирусной инфекции.

Практически во всех первых случаях COVID-19 люди заражались исходным китайским штаммом, который затем мутировал весной 2020 года в Италии. Там коронавирус несколько недель незаметно распространялся, после чего разошелся по всему миру и продолжил свои мутации.

В настоящее время в мире в основном распространяются итальянский, британский и южноафриканский штаммы коронавируса, которые мутировали в самых различных частях света. Причем каждая разновидность коронавируса обладает своими опасными свойствами – например, вызывает цитокиновый шторм[1].

Клетки иммунной системы выделяют цитокины, которые должны предупредить другие клетки той же системы о наличии опасного вируса. Однако если иммунитет не смог в нужной степени ограничить размножение коронавируса, то цитокинов станет слишком много. Избыточная ложная тревога может просто убить организм за счет сильнейших воспалительных процессов.

Если в очаге коронавирусной инфекции слишком много клеток иммунной системы (что типично для тяжелых больных), то цитокины, попадающие на поверхность соседней иммунной клетки, заставляют ее сильнее вырабатывать собственные цитокины. В итоге концентрация этих молекул повышается так сильно, что наступает цитокиновый шторм.

Цитокиновый шторм часто встречается при заражении новым штаммом коронавируса, из-за которого резко возросло количество инфицированных в Великобритании, что сильно встревожило эпидемиологов во всем мире.

Эксперты по всему миру проявляют сдержанность в оценках. Согласно первым исследованиям британских ученых, новая разновидность коронавируса обладает необычайно большим количеством генетических мутаций, в основном, в спайк-белке. Этот белок необходим вирусу, чтобы проникнуть в клетки.

Мутации необязательно дают вирусу преимущества в селекции, даже если и есть такая возможность. Например, британская экспертная группа по исследованию угроз, вызванных новыми респираторными вирусами, указывает, что этот вариант вируса, вероятно, по антигенам отличается от прежних. Есть указания на случаи реинфицирования среди тех, кто ранее уже сталкивался с другим типом вируса.

Правда, статистическая достоверность тут несколько меньше, чем для положительных результатов: число умерших среди легких больных ниже, и набрать среди них статистику нужного объема по этой причине сложнее.

Кроме британского вируса, ученые выявили новый штамм в Швейцарии и Испании, его назвали 20A.EU1. Скоро он стал быстро распространяться по странам Европы. Об этом сообщили вирусологи из Базельского университета.

Как выяснили ученые, новая волна пандемии в Европе может быть связана с мутацией коронавируса среди испанских сельскохозяйственных рабочих. Он быстро распространился по большей части Западной Европы и на него стала приходиться значительная доля новых случаев заражения COVID-19.

Ключевую роль в распространении этого штамма сыграли люди, которые возвращались из отпусков в Испании. По мнению российских инфекционистов, быстрое распространение 20A.EU1 показывает, что карантинные меры на границах Евросоюза были недостаточными для сдерживания пандемии.

Они также отметили, что вирус 20A.EU1 не похож ни на одну известную версию вируса SARS-CoV-2. Кроме того, вирусологи из МГУ опубликовали статью, в которой говорится, что до него была известна мутация, которая привела к появлению штамма коронавируса D614G. Ученые уверены, что этот штамм сделал вирус более заразным.

В ходе клинических испытаний погибал 41 % всех пациентов, попавших на ИВЛ (искусственную вентиляцию легких), 25 % получавших только кислород и 13 % тех, кто мог дышать сам. Таким образом, повышение смертности на 22 % в последней из этих групп в любом случае убило меньше людей, чем спасло в результате снижения смертности в первой и второй группах.

Так, генеральный директор Европейской лаборатории молекулярной биологии не исключает серьезные отличия в симптомах нового варианта вируса. Он считает, что «Если бы новый тип вируса сильно влиял на течение болезни, мы бы это уже увидели».

Новосибирские вирусологи выяснили, что в летние месяцы темпы распространения COVID-19 снижаются из-за разрушительного воздействия ультрафиолета на коронавирус. В то же время, сезонное влияние солнечного излучения на передачу болезни невелико по сравнению с факторами социальной безопасности. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Известия РАН». Ученые, политики и работники здравоохранения стремятся определить, в какой степени COVID-19 может стать сезонным заболеванием. От понимания этого аспекта зависит стратегия реагирования на пандемию. Исследователи из МГУ вместе с коллегами из НГУ (Новосибирск) применили набор статистических методов, чтобы проанализировать, как четыре переменные (УФ-излучение, температура, влажность и осадки) коррелируют с ежедневным темпом роста случаев COVID-19 – показателем того, насколько быстро болезнь распространяется в том или ином регионе.

Авторы исследования также оценили время задержки между изменениями погодных условий и зарегистрированными случаями COVID-19, учитывая инкубационный период вируса, а также дополнительные задержки из-за тестирования. Исследователи обнаружили доказательства того, что УФ-излучение солнечного света снижает передачу COVID-19, но незначительно. К примеру, темпы среднесуточного прироста заболевших COVID-19 в Москве в июне 2020 года составили 12 % по сравнению с 13-ю в мае того же года. Модель показала, что в северных регионах с умеренным климатом за период с января по июнь темпы роста должны снизиться на 7,4 процентных пункта, а к декабрю – увеличиться на 7,8 процентных пункта. В южном полушарии, соответственно, картина будет обратной. При этом ученые считают, что УФ-излучение – главный природный фактор, влияющий на распространение коронавирусной инфекции.

За влиянием УФ-излучения на передачу COVID-19 могут стоять несколько факторов. Первый – биологический. Ультрафиолет разрушает нуклеиновые кислоты, которые вирус использует для кодирования своей генетической информации. Другой фактор – поведенческий. Летом, когда солнечно, люди чаще выходят на улицу, что делает вирус более уязвимым. Российские микробиологи считают, что УФ-излучение может инактивировать вирус в процессе его передачи, например, когда он находится в воздухе или на открытой поверхности.

По мнению российских специалистов, сезонное влияние ультрафиолета на передачу болезни существует, но оно в целом невелико по сравнению с действенностью мер социального дистанцирования, таких как запрет на поездки или изоляция дома.

Коронавирус продемонстрировал все признаки сезонности и бушует сильнее всего там, где температура ниже местной нормы. Поэтому очевидно, что он может дать очень сильную новую волну – как некогда «испанка».

Загрузка...