Человека современного, думающего и развитого давно уже не прельщает идея зарабатывать деньги только ради того, чтобы до конца дней своих лежать на пляже, ни о чем не заботиться и ничего больше не делать. Критерии счастья изменились. Чаще всего, пытаясь дать определение счастью, люди описывают это состояние такими фразами, как «это когда получается», «когда задумываешь что-то, и оно реализуется», «это такое ощущение, как будто тебя ведут откуда-то свыше». На первый план выходит потребность человека реализовывать себя, и не только в работе, а в жизни вообще. Все очевиднее становится тот факт, что успешный человек нашего времени – это человек, увлеченный своей жизнью.
Представим себе двоих, работающих в одной сфере, на одной и той же должности и в одинаковых условиях. Только один из них любит свое дело, а для другого это просто работа.
Первый просыпается утром с радостью на душе: впереди у него целый день, полный приятных событий. Он с легкостью просыпается утром и с радостью собирается на работу – ему не терпится приступить к своим делам. Второй поднимается с трудом. Вставать не хочется, но надо. Впереди его ждут нескончаемые, бессмысленные дела, которыми он вынужден заниматься изо дня в день.
Первый приходит на работу в отличном настроении. Все у него спорится, все получается. Он справляется с десятком дел одновременно и делает это легко, как будто без особых усилий. Результат нравится ему самому и вызывает восхищение у других – никто не смог бы сделать лучше! Второй заставляет себя взяться за работу. Все, что можно отложить на потом, он откладывает, все, что можно не делать, не делает. Работой он занимается механически, без души. Ничто не доставляет ему радости – ни сам процесс, ни результат. Сделал как-нибудь, и слава богу. Время тянется, и, кажется, рабочему дню нет конца.
Первый заканчивает день с чувством приятного удовлетворения. День удался. Возможно, было нелегко, но он справился! В голове уже крутятся новые идеи, он полон планов на следующий день. Второй к концу дня чувствует сильную усталость и опустошение. Мысль о том, что завтра его ждет точно такой же день, приводит его в отчаяние.
Из этого примера мы видим, что человек, который любит свое дело, живет принципиально иной жизнью, нежели тот, кто просто «ходит» на работу. Чувство реализованности распространяется не только на рабочую деятельность человека, но и на его жизнь вообще.
Задор, вдохновение, энтузиазм, жизнелюбие – эти качества становятся характерными чертами человека и проявляют себя во всех жизненных ситуациях. Такой человек развивается сам и дает импульс для развития окружающих его людей.
Человека, занимающегося делом, к которому у него явный талант, отличают три главных качества. Во-первых, он с легкостью, без особых усилий достигает превосходных результатов: кому-то другому пришлось бы трудиться в поте лица и доводить себя до изнеможения, а талантливый человек делает все «на раз», будто играючи. Во-вторых, результат его труда уникален и неповторим: он делает так, как ни сделает никто другой. Ему можно подражать, у него можно учиться, но его невозможно скопировать. И, наконец, в-третьих, любимое дело не утомляет и не истощает его – напротив, оно придает ему сил и вдохновляет на новые достижения.
Отсюда становится понятно, что талант позволяет человеку постичь один из самых совершенных механизмов, подаренных нам природой:
действие → результат → удовлетворение → желание действовать → действие
Центральным моментом в этой цепочке является чувство удовлетворения, достигая которого, человек испытывает прилив сил и естественное желание действовать дальше. Само слово «удовлетворение» содержит в себе значение его составляющих – удовольствие от творения. Именно это чувство является толчком, который запускает механизм по новому кругу и сподвигает человека идти вперед, предпринимать что-то новое, узнавать, искать, творить.
Когда чувство удовлетворения не наступает, а результаты человека не радуют, он разочаровывается и перестает предпринимать новые попытки. Рано или поздно он бросает дело. Либо, если вынужден продолжать, делает все через силу, автоматически, безо всякого желания. Результаты такой деятельности удручают еще больше – и его самого, и окружающих.
Легче всего человеку прочувствовать действие этого механизма, занимаясь тем, к чему он изначально расположен. При каком условии человек может испытать удовлетворение от сделанного? Прежде всего, ему должен нравиться сам процесс. Невозможно получить удовольствие, принуждая себя делать что-то или действуя против собственной воли.
Стремление к чему-либо зарождается в душе. Именно поэтому мы говорим «найти себе дело по душе», «к этому делу у меня душа не лежит», «в это дело я вложил всю свою душу». Что человеку по душе, то и будет получаться лучше всего.
Другое условие – достижение уникальных результатов. Душа всегда подсказывает человеку, чем ему нужно заниматься. К чему человек тяготеет, что ему по душе – то и будет получаться лучше всего. Занимаясь любимым делом, человек добивается наилучших результатов и остается при этом энергичным, вдохновленным и неутомимым. В противном случае всегда найдется кто-то, кто делает дело лучше, талантливее. И человек неизбежно будет испытывать чувство, что он находится не на своем месте.
В глубине души у каждого есть понимание того, чем бы ему хотелось заниматься. Спросив любого взрослого, на своем ли он месте, всегда получишь точный ответ.
Человек, который «дорвался» до своего таланта и реализовывает свою мечту, всегда ответит однозначно, «да». Равно как и тот, кто находится не на своем месте, точно это знает. Он может не знать своего места, не представлять его четко и определенно, но он всегда безошибочно чувствует, что нынешнее место не его.
Возвращаясь к нашему примеру о двух работающих, зададимся вопросом: означает ли, что второй человек лишен таланта? Разумеется, нет. Проблема в том, что, в отличие от первого, этот человек находится не на своем месте. Его талант не реализуется, и потому его работа, как и его жизнь в целом, наполняется чувством неудовлетворенности.
Каждый человек приходит в эту жизнь с каким-то талантом, и это имеет свое объяснение. Талант – это способность к чему-либо, имеющаяся у человека с рождения, а значит, пришедшая с ним из прошлого воплощения. То, чему он обучился в прошлом, мастерство, которое приобрел, и есть талант, то есть, уже имеющийся навык, учиться которому заново ему не нужно. Задача этой жизни – использовать свой талант и развивать другие.
Свою роль в своевременном определении и развитии таланта у ребенка, несомненно, играют родители. Для большинства это давно не является секретом. Удивительно другое: сила родительского влияния не ослабевает с годами, и повзрослевшие дети исповедуют родительские установки, не осознавая ни своих истинных способностей, ни необходимости их реализовывать. Например, многие ошибочно считают, что реализуют свой талант, тогда как на деле всего лишь осуществляют желания родителей.
Существуют четыре основные модели отношения родителя к таланту ребенка. Опишем их вкратце.
1. Осуществить свою мечту посредством ребенка
Нереализованность родителя в любимом деле часто превращается в обязанность для его ребенка: мать, мечтавшая стать балериной, делает балериной свою дочь; отец, не сумевший добиться успехов в спорте, с малых лет тренирует сына с тем, чтобы победы на спортивной арене заслужил он. Проблема в том, что истинное призвание детей при этом не берется во внимание, не учитывается и не раскрывается. Можно приучить ребенка делать что-то очень хорошо, на пятерку, но невозможно при этом заставить его жить в любви и испытывать счастье. Ведь осуществляя мечту родителя, человек делает счастливым его, а не себя.
Современная жизнь изобилует примерами родителей, самозабвенно посвятивших себя карьере ребенка и ставших впоследствии их менеджерами. По эгидой благих намерений такие родители преследуют одну единственную цель – руководить человеком и распоряжаться его временем, средствами и жизнью.
2. Идти по стопам родителя
Иногда родитель, сам достигший больших высот в какой-либо сфере, обязывает ребенка идти по своим стопам: осваивать ту же профессию, продолжать династию, развивать семейное дело. Однако талант любого человека – это уникальный дар, данный только ему одному. Далеко не всегда талант ребенка совпадает с талантом его родителя, такой случай скорее исключение, чем правило. А вот ребенок, обязанный продолжать дело своего известного родителя наперекор своим желаниям, как раз не редкость. Именно из-за подобных ситуаций родилось мнение, будто на детях талантливых родителей природа отдыхает. Это вовсе не так. Просто талант таких детей находится в другой области, но зачастую остается непонятым и нереализованным.
3. Помощь или вред
Часто, видя, что у ребенка есть явные способности к чему-либо, родитель искренне желает помочь ребенку развивать их. Проблема возникает, когда родитель слишком рьяно берется за дело, строит далекоидущие планы и тем самым превращает любимое занятие в обязанность. Очень скоро у ребенка пропадает желание заниматься тем, что еще недавно его увлекало. Он будет пытаться найти себе другое увлечение. Однако если отношение родителя принципиально не меняется, и любое занятие ребенка он старается превратить в упорный, дисциплинированный труд, то может случиться так, что ребенку ни одно занятие не будет по душе. И дело здесь не в том, что у ребенка нет особых талантов, а в том, что ни одному из них не удается развиться, ведь талант может только раскрыться в ребенке сам, нельзя сделать это насильно.