Глава 1. Предметная область психологии и многообразие видов психологического знания

1.1. Экстернально-имплицитный вариант определения предметной области психологии

Применительно к любой отрасли научного знания следует разграничивать понятия объект и предмет науки. Объектом изучения психологии как одной из отраслей научного знания является психика, предметом – определенные ее свойства, их взаимосвязи и факторы, которые на них влияют. Развитие психологии – это одновременно и дифференциация места психологии среди других научных дисциплин, в том числе и по их отношению к психике, поскольку некоторые из ее свойств, факторы на них влияющие, могут входить в предметные области разных отраслей знания. Поэтому определить предметную область психологии – значит разграничить свойства психики по их принадлежности к разным отраслям науки. Поскольку же эти свойства не перестают быть свойствами самой психики, то правильнее говорить (считать), что меняются формы обнаружения этих свойств, то, как они предстают в рамках той или другой отрасли. Метафорически можно сказать, что все имеет внешнюю (то, как нечто «выглядит» со стороны) и внутреннюю (то, как нечто существует само по себе, само для себя) стороны, и при этом сами эти характеристики взаимно обратимы.

Обозначим ряд проблем, которые имеют место на границе психологии с другими дисциплинами и которые можно трактовать как «участки» внешней границы предметной области психологии.

Как известно, знания о психике долгое время аккумулировались в рамках философских учений, и, соответственно, психология рассматривалась как одна из философских дисциплин. Но и приобретя статус самостоятельной научной дисциплины, характеристики предметной области психологии предполагают осмысление их с позиций разделов философии: психоонтологической и психогносеологической проблем.

Онтология – философское учение о бытии. Проблема состоит в том, что можно по-разному понимать, что является началом, субстанцией, тем, что существует само по себе и является первоосновой всего существующего. При этом в самой трактовке субстанции с позиций количественно ориентированного подхода выделяются три направления: монизм, дуализм, плюрализм, а с точки зрения ее качественной характеристики – идеализм и материализм. Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении духа и материи. Утверждение первичности, приоритета (но не во времени, а в вечности) материи и вторичности духа – это материализм. Признание первоначалом духа является идеализмом, спиритуализмом. Дух может трактоваться при этом как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (панэтеизм, персонализм). Соответствующие изменения претерпевает и понятие души, которое изначально обозначает предмет психологии как духовного субъективного начала, соотносящегося с телом человека, «обитающего» в нем.

Гносеология – философское учение о познании, в рамках которого сосуществуют также два направления, которые можно обозначить, используя термины «гностицизм» и «агностицизм» в несколько расширительном по отношению к историко-философской традиции виде. Это вторая сторона основного вопроса философии: может ли человек иметь адекватное знание о мире, в котором он живет, об универсуме, исчезающе малой частью которого он является. Отрицательный ответ на такого рода вопросы дают представители скептицизма и агностицизма. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты отвергают подобным образом истолкованную теорию познания, рассматривая познание то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как логический процесс получения новых выводов из сделанных допущений и принятых аксиом. На бытовом уровне психогносеологической проблеме соответствует два ответа: один – «Чужая душа потемки, а своя собственная тем более», и другой – «Наиболее достоверное знание человек имеет о своей душе, всякое другое знание опосредствовано его знанием о себе. Мера достоверности его знания о другом определяется степенью достоверности его знания о самом себе».

Процесс конституирования психологии в качестве самостоятельной отрасли научного знания получил мощный импульс от разработки психофизической проблемы. Немецкий ученый Г. Фехнер, изучая связи между энергетическими характеристиками стимула и интенсивностными характеристиками ощущений, установил, что в определенном диапазоне величин они связаны логарифмической зависимостью. Впоследствии подобного рода соотношения были экстраполированы из сферы изучения сенсорных процессов на область изучения эстетических, политических и т. п. предпочтений, на основе которых у субъекта формируются соответствующие оценочные шкалы.

Еще один участок внешней границы предметной области психологии может быть закреплен за психохимической проблемой. Как хорошо известно уже на уровне повседневного опыта, есть множество веществ, которые при их попадании в организм носителя психики существенно меняют его поведение. В элементарной форме их наличие в пище может обнаруживаться как изменение вкусовой чувствительности, как влияние на аппетит. В общем случае – это психотропные вещества. Имеются различные классификации таких веществ по их влиянию на психику. Например, нейролептики, транквилизаторы, седативные препараты, антидепрессанты, психостимуляторы, психотомиметики. С точки зрения химии они различаются своим строением. Психохимическая проблема заключается в том, чтобы найти связь между строением таких веществ и тем эффектом, который они производят, будучи введенными в организм носителя психики.

На границе между психологией и физиологией существует психофизиологическая проблема, отдельными аспектами которой являются, например, установление связей между гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, и эмоциональными состояниями, между паттернами активности некоторых областей мозга и мыслительными процессами, между локальными поражениями морфологической структуры мозга и нарушениями высших психических функций (афазией, амнезией, апраксией, агнозией).

На границе между этнографией и психологией существует этнопсихологическая проблема. Ее содержанием является установление взаимосвязей между типами хозяйственной деятельности в определенных природных условиях, характером духовной культуры, свойственной различным этносам, выделяемым по признакам общности территории проживания и языка, и особенностями психической организации типичных представителей этносов. Иначе говоря, этнопсихологическая проблема заключается в установлении взаимоскоординированного описания взаимосвязей между параметрами, используемыми при описании макросоциональных общностей, и параметрами, характеризующими интрапсихическую организацию отдельного человека.

Еще один участок границы предметной области психологии может быть закреплен за психосоциальной проблемой, понятой как нахождение регулярных связей между параметрами социологически ориентированных описаний контактных социальных общностей (численный состав группы, возрастно-половой состав, распределение статусов и т. п.) и феноменами, характеризующими интрапсихическую реальность индивидуума, идентифицирующего себя с группой.

В качестве психолингвистической проблемы могут быть поняты, с одной стороны, трудности перевода описаний психических феноменов с языков (в том числе искусственных), различающихся грамматиками, с другой стороны, это описание механизмов преобразований намерений говорящего в языковые сигналы (кодирование) и интерпретация этих сигналов слушателем (декодирование), проблемы целостного описания речевых сообщений, механизмов их порождения и восприятия. Можно сказать, что в целом предложенный вариант характеристики предметной области психологии сводится к проблеме взаимодополнительности и несводимости друг к другу разных языков описания психической реальности.

1.2. Интернально-имплицитный вариант определения предметной области психологии

Современная психология включает в себя множество отдельных отраслей, которые как бы дробят единое поле психологического исследования. Поэтому еще одним вариантом его характеристики может стать характеристика предмета каждой отдельной отрасли. Но чтобы характеристика получилась целостной, нужно предварительно определенным образом структурировать все многообразие отраслей. Одним из вариантов достижения этого является использование пентабазиса категорий: субстанция, пространство, время, энергия, информация. Трудность, которая при этом возникает, обусловлена, прежде всего, тем, что существует большое число вариантов классификации отраслей психологии. Тот вариант, который излагается в данном случае, с одной стороны, не покрывает всей номенклатуры, а с другой, – включает такие отрасли, которые могут отсутствовать в каком-то другом варианте.

На первом ярусе излагаемой классификации располагаются пять отраслей, соответствующих элементам принятого пентабазиса: категории субстанции соответствует общая психология; категории пространства, поскольку пространство трактуется как многообразие сосуществующих, отличных друг от друга элементов, – дифференциальная психология; категории времени, поскольку время можно трактовать как многообразие сменяющих друг друга и генетически связанных между собой элементов, – генетическая психология; категории энергии, поскольку энергия есть основа различных форм активности, – психология активности; категории информации – информационная психология.

Приведем некоторые комментарии к изложенной схеме. Общая психология выявляет и формулирует мировоззренчески-методологические основы формирования и изучения психики в процессе филогенеза, онтогенеза и социогенеза носителей психики. Дифференциальная психология изучает многообразие индивидуально-типологических различий психической организации преимущественно и в первую очередь у человека. Генетическая психология, например, в таком ее конкретном воплощении как генетическая эпистемология Ж. Пиаже описывает генезис субъективной картины мира от состояния эгоцентризма, при котором отсутствует осознание специфики позиции самого субъекта, через овладение интерсубъективным знанием к осознанию объективности субъективного при сохранении их качественной несводимости друг к другу. Психология активности изучает различные формы субъект-объектного взаимодействия, при котором происходит объективация субъективного и субъективация объективного, материализация идеального и идеализация материально воплощенного. Информационная психология изучает преобразования информации при ее переходе от одного носителя к другому, информационные системы, в которых действуют механизмы генерирования, кодирования, распознавания, фильтрации, принятия решений, функционирование которых характеризуется параметрами пропускной способности, информационной емкости, длительностью циклов преобразования и т. п.

Загрузка...