Примечания

1

См.: Smith B. L. Propaganda // Encyclopædia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/propaganda (дата обращения: 03.09.2022).

2

Diggs-Brown B. Strategic public relations: An audience-focused approach. Boston, MA: Wadsworth Cengage Learning, 2012. P. 48.

3

Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2004. С. 163.

4

Propaganda // A dictionary of science, literature, and art: in 3 vols. Vol. 3 / ed. by G. W. Cox. London: Longmans, Green, and Co., 1867. P. 114.

5

Lasswell H. D. Teh theory of political propaganda // The American political science review. 1927. Vol. 21, no. 3. P. 627.

6

Бернейс Э. Пропаганда / пер. с англ. И. Ющенко. М.: Hippo publishing, 2010. С. 14–15.

7

Там же. С. 15.

8

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О рекламе». – Здесь и далее все ссылки на российские и международные нормативные правовые акты приводятся по СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2022).

9

См.: Грачев М. Н. Политика: коммуникационное измерение. Тула: Изд-во Тульск. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. С. 13–18.

10

Цуладзе А. М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. С. 100–101.

11

Kris E., Leites N. Trends in twentieth century propaganda // Psychoanalysis and social sciences. 1947. Vol. 1. Р. 393.

12

См.: Князев С. «Обезьяний процесс»: как в США запрещали эволюцию // RT на русском. 2018. 10 июля. URL: https://russian.rt.com/science/article/534942-obezianiy-process-ssha (дата обращения: 03.09.2022).

13

«Обезьяний процесс»: школьница против эволюции // РИА Новости. 2007. 22 февраля. URL: https://ria.ru/20070222/61128912.html (дата обращения: 03.09.2022).

14

Алексий II: недопустимо навязывать школьникам дарвиновскую теорию // РИА Новости. 2007. 29 января. URL: https://ria.ru/20070129/59841605.html (дата обращения: 03.09.2022).

15

Просвещение // Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 21. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 110.

16

Правоторов В. Ф. Пропаганда // Там же. С. 95.

17

Плеханов Г. В. О задачах социалистов в борьбе с голодом в России // Плеханов Г. В. Сочинения: в 24 т. / под общ. ред. Д. Рязанова. Т. 3. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. С. 397.

18

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 ч. Ч. 3. М.: Тип. Лазарев. ин-та восточных языков (А. Мамонтов), 1865. С. 458.

19

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. [2-е изд.] Т. 1. СПб.; М.: Изд. книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1880. С. 4.

20

См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. 3-е изд., испр. и знач. доп.; под ред. [и с предисл.] И. А. Бодуэна де Куртенэ. Т. 1. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1903. Стб. 11; Т. 3. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1907. Стб. 1309.

21

Словарь русского языка, составленный Вторым отделением Императорской Академии наук / [ред. Я. К. Грот]. [Т. 1.] Вып. 1. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1891. Стб. 11.

22

Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. Т. XI. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. Стб. 1250.

23

Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. Т. 3. М.: Русский язык, 1987. С. 508.

24

Кутенева Т. А. Смысловая динамика идеологем советской эпохи: от идеологии, пропаганды и агитации до пиара: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. С. 16–17.

25

Там же. С. 6.

26

См.: Булгак О. В. Политическая реклама как составляющая часть предвыборной агитации // Власть. 2012. № 8. С. 50–53; Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М.: Никколо М, 1999; Лисовский С. Ф. Политическая реклама. М.: Маркетинг, 2000; Никитина Т. И. Политическая реклама в электоральном процессе // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149, № 3. С. 215–226; Шахновский А. Л. Политическая реклама как составная часть политических технологий: терминологический аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. 2013. № 1. С. 57–62.

27

См.: Николаев Н. Н. Политическая и социальная реклама в общественной жизни российской эмиграции XX века // Диалог со временем. 2012. № 41. С. 374–382; Сальникова М. В. Политическая реклама в дореволюционной России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4 (44). С. 90–92.

28

См.: Ковалева А. М. Политическая реклама как инструмент формирования политической культуры молодежи современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 22–27.

29

См.: Ачкасова В. А., Журавлева Н. Н., Азарова Л. В. Государственный PR в информационном обществе: российская практика // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды X Междунар. науч. – теор. конф., 26–27 октября 2018 г. / отв. за вып. О. Д. Шипунова. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. С. 171–173; Быков И. А. Государственный PR и политическая элита в современной России // Журнал политических исследований. 2019. Т. 3, № 3. С. 15–23; Втюрина А. С., Филатова О. Г. PR-сопровождение единого портала государственных услуг: проектный подход // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2014). СПб.: С.-Петерб. нац. исслед. ун-т информ. технологий, механики и оптики, 2014. С. 204–212; Зырянова О. Г. Связи с общественностью в органах власти как система управления общественным мнением // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции: сборник статей по материалам учебно-методической конференции. Краснодар: Кубан. гос. аграр. ун-т им. И. Т. Трубилина, 2017. С. 280–281; Коданина А. Л. Связи с общественностью в органах государственной власти и самоуправления // Социология власти. 2010. № 2. С. 218–227; Черкасов С. В. Связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления // Коммуникология. 2019. Т. 4, № 2. С. 65–72. URL: https://drive.google.com/file/d/1NVeLuCJi-GCIFaPz6tcdHKSfTvi_AaAL/view (дата обращения: 03.09.2022).

30

Филатова О. Г. Пропаганда в эпоху ботов, троллей и fake-news: теоретические подходы и прикладные исследования // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С. 89.

31

Володенков С. В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-пространстве как инструмент политического управления // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13, № 3. С. 58.

32

Пропаганда // Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. С. 181.

33

Манипуляция // Там же. С. 105.

34

Hughes G. C. Freedom to think // ARSP: Archiv für Rechts- und Sozialphilosophie / Archives for Philosophy of Law and Social Philosophy. 1968. Vol. 54, no. 3. Р. 289.

35

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. / пер. с нем. 2-е изд. Т. 21. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1961. С. 177.

36

Thomson O. Mass persuasion in history: An historical analysis of the development of propaganda techniques. Edinburgh: Paul Harris, 1977. P. 3.

37

Turner R. E. Teh great cultural traditions: Teh foundations of civilization: in 2 vols. Vol. 1. New York; London: McGraw-Hill, 1941. P. 312–313.

38

Законы Хаммурапи / пер. и коммент. В. А. Якобсона // История Древнего Востока: Тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2002. С. 188.

39

Дандамаев М. А. Отражение содержания Бехистунской надписи в труде Геродота // Краткие сообщения Института народов Азии. Иранская филология. 1963. Т. 67. С. 190–191.

40

Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. С. 9–10.

41

Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи): в 9 т. Т. 2 / пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина и B. C. Таскина; под общ. ред. Р. В. Вяткина. 2-е изд., испр. и доп.; под ред. А. Р. Вяткина. М.: Восточная литература, 2003. C. 15.

42

Там же. С. 157.

43

Мо-цзы / пер. с кит. М. Л. Титаренко // Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. / [сост. Ян Хин-шуна; ред. кол.: В. Г. Буров, Р. В. Вяткин, М. Л. Титаренко]. Т. 1. M.: Мысль, 1972. С. 196.

44

Артхашастра, или Наука политики / пер. с санскрита; изд. подгот. В. И. Кальянов. Л.: Изд-во Академии наук СССР, Ленингр. отделение, 1959. С. 452–453.

45

Геродот. История в девяти книгах / пер. и примеч. Г. А. Стратановского; под общ. ред. С. Л. Утченко. Л.: Наука, 1972. С. 28.

46

Лурье С. Я. История Греции / сост., авт. вступ. ст. Э. Д. Фролов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. С. 200.

47

Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. С. 4.

48

Платон. Государство / пер. А. Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 140–141.

49

Платон. Федр / пер. А. Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 177.

50

Аристотель. Риторика / пер. с др. – греч. О. П. Цыбенко; под ред. О. А. Сычева и И. В. Пешкова // Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. С. 7–8.

51

Цицерон М. Т. Об ораторском искусстве / пер. с лат. Ф. Петровского, М. Гаспарова. М.: АСТ, 2019. С. 14–15.

52

Scott K. Teh political propaganda of 44–30 B. C. // Memoirs of the American Academy in Rome. 1933. Vol. 11. Р. 7.

53

Блаженный Августин. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. СПб.: ΒΙΒΛΙΟΠΟΛΙΣ, 2006.

54

Григорий Великий (Двоеслов). Правило пастырское, или О пастырском служении / пер. с лат. Д. Подгурского. Киев: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. С. 82–253.

55

См.: Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново: Юнона, 1999. С. 147.

56

Иванян Э. А. Социальная роль средневековой религиозной пропаганды // Вопросы истории. 1973. № 2. С. 135.

57

Encomium Emmae Reginae / ed. by A. Campbell; with a suppl. introd. by S. Keynes. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1998.

58

Горелов М. М. «Панегирик Королеве Эмме»: свидетельство исторической памяти или политическая пропаганда? // Диалог со временем. 2010. № 33. С. 151.

59

См.: Koslin D. Turning time in the bayeux embroidery // Textile & Text. 1990. Vol. 13, no. 1. P. 28–29.

60

См.: Stürminger A. 3000 Jahre Politische Propaganda. Wien; München: Herold, 1960. S. 135–138.

61

См.: Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 1999. С. 7–10.

62

Павлова Т. А. Милтон. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 1997. С. 256.

63

Mann M. Teh sources of social power. 2nded.: in 4 vols. Vol. 1: A history of power from the beginning to AD 1760. New York: Cambridge University Press, 2012. P. vii.

64

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть / пер. с фр. В. И. Иванова // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Вып. 2. C. 149.

65

Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. С. 170.

66

См.: Edwards M. U. Printing, propaganda and Martin Luther. Berkeley, CA: University of California Press, 1994. P. 15.

67

Jowett G. S., O’Donnell V. Propaganda and persuasion. 5thed. Tohusand Oaks, Calif.: SAGE, 2012. P. 76.

68

Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: от Античности до конца XVIII века. М.: Аспект Пресс, 2010. C. 91.

69

См. рус. пер.: Федералист: Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / пер. с англ.; под общ. ред., с предисл. Н. Н. Яковлева, коммент. О. Л. Степановой. М.: Прогресс; Литера, 1994.

70

Morris R. B. Teh forging of the union: 1781–1789. New York: Harper & Row, 1987. P. 309.

71

Цит. по: Феллоуз Э. В. «Пропаганда»: история слова / пер. И. П. Зыряновой // Политическая лингвистика. 2009. № 3 (29). C. 155.

72

Прилуцкий В. В. «Масонский заговор» в контексте политической борьбы в США в конце XVIII – начале XIX вв.: первая атака на тайное общество // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. C. 98.

73

Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики. М.: Высшая школа, 1980. C. 52.

74

См.: Stürminger A. 3000 Jahre Politische Propaganda. S. 203–205.

75

Davison W. Ph. Some trends in international propaganda // Teh annals of the American Academy of Political and Social Science. 1971. Vol. 398: Propaganda in international affairs. P. 2.

76

Грачев М. Н. Система распространения нелегальной марксистской литературы в дореволюционной России как прототип современной коммуникационной сети // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2017. № 3. С. 31–35.

77

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург: Изд-во Гуманитар. ун-та, 2001. С. 34.

78

Дзялошинский И. М. Пропаганда и информация // Гуманитарный портал. 2007. 19 ноября. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5940 (дата обращения: 03.09.2022).

79

Представленный в настоящем параграфе материал был опубликован ранее в сокращенном варианте. См.: Грачев М. Н. Трансформация моделей эффективного информационного воздействия на массовую аудиторию (первая половина XX – начало XXI вв.) // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. Вып. 11 / гл. ред. Л. В. Минаева. М.: Ассоциация преподавателей по связям с общественностью, 2018. С. 25–40.

80

Lasswell H. Propaganda technique in the World War. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1927. P. 221.

81

Lasswell H. Propaganda technique in the World War. P. 9.

82

Ibid. P. 76.

83

Ibid. P. 217.

84

Черчилль У. Мировой кризис. Автобиография. Речи / пер. с англ. М.: Эксмо, 2003. C. 161.

85

Там же. C. 160.

86

Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. Teh people’s choice: How the voter makes up his mind in a presidential campaign. New York: Free Press, 1944; Berelson B., Lazarsfeld P., McPhee W. Voting: A study of opinion formation in a presidential campaign. Chicago: University of Chicago Press, 1954.

87

Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. Teh people’s choice… P. 103.

88

Ibid. P. 152.

89

Katz E. Mass communications research and the study of popular culture: An editorial note on a possible future for this journal // Studies in public communication. 1959. Vol. 2. P. 2.

90

Быкова Е. В. SMM – эффективный инструмент продвижения в цифровую эпоху PR // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. Вып. 7. М.: Ассоциация преподавателей по связям с общественностью, 2015. C. 86.

91

Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: в 4 кн. [Кн. 2]. Жизнь 2-я: Эпоха Брежнева. Ч. 2. М.: Прогресс-Традиция, 2006. C. 554–557.

92

Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004. C. 38.

93

Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N., Jackson-Beek M. The demonstration of power: Violence profile № 10 // Journal of communication. 1979. Vol. 29, no. 3. P. 180.

94

McCombs M. E., Shaw D. L. The agenda-setting function of mass media // Public opinion quarterly. 1972. Vol. 36, no. 2. P. 176–187; McCombs M. E., Shaw D. L. Structuring the “unseen environment” // Journal of communication. 1976. Vol. 26, no. 2. P. 18–22.

95

McCombs M. E., Llamas, J. P., Lopez-Escobar E., Rey F. Candidate images in Spanish elections: Second-level agenda-setting efefcts // Journalism and mass communication quarterly. 1997. Vol. 74, no. 4. P. 703–716.

96

Takeshita T. Exploring the media’s roles in defining reality: From issue-agenda setting to attribute agenda setting // Communication and democracy / eds M. Mc-Combs, D. L. Shaw, D. Weaver. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. P. 23.

97

Грачев М. Н. О соотношении концепций установления повестки дня и фрейминга // Век информации. 2018. № 2. Т. 2. С. 96.

98

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / пер. с англ. В. Н. Поруса // Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки / пер. с англ. И. Н. Веселовского, А. Л. Никифорова, В. Н. Поруса. М.: Академический проект, 2008. С. 332–333.

99

Garth J., O’Donnell V. Propaganda and persuasion. SAGE Publications, 1999. P. 6.

100

Garth J., O’Donnell V. Propaganda and persuasion. d. P. 2–5.

101

Ibid. P. 7.

102

Propaganda // Oxford English Dictionary. URL: http://www.oed.com/view/Entry/152605?rskey=WQ9U7W&result=1&isAdvanced=false (дата обращения: 20.12.2019).

103

Bentzen N. Understanding propaganda and disinformation // European Parliamentary Research Service. 2015. November. URL: http://www.europarl.europa.eu/Reg-Data/etudes/ATAG/2015/571332/EPRS_ATA(2015)571332_EN.pdf (дата обращения: 20.01.2019); Joint declaration on freedom of expression and “fake news”, disinformation and propaganda // Organization for Security and Co-operation in Europe. 2017. March 3. URL: https://www.osce.org/fom/302796?download=true (дата обращения: 21.01.2019).

104

Bentzen N. Understanding propaganda and disinformation.

105

Disinformation // European Union terminology. URL: http://iate.europa.eu/findtermsbylilid.do?lilId=1468454&langId=en (дата обращения: 15.07.2018).

106

Ibid.

107

Fake news // Macquariedictionary.com. URL: https://www.macquariedictionary.com.au/news/view/article/431/ (дата обращения: 15.07.2018).

108

Joint declaration on freedom of expression and “fake news”…

109

Propaganda and freedom of the media. Memorandum of the Ofifce of the OSCE representative on freedom of the media. Vienna, 2015. P. 34.

110

Ibid. P. 10.

111

Nowak M. U. N. Covenant on civil and political rights. CCPR commentary. Keln am Rhein: Engel, 2005. P. 472.

112

Bernays E. Propaganda. New York: Liveright, 1928.

113

Ellul J. Propaganda. Teh formation of men’s attitudes. New York: A. Knoph, 1965. P. 132.

114

Oddo J. Teh discourse of propaganda. Case studies from the Persian Gulf War and the war on terror. Teh Pennsylvania State University Press, 2018.

115

Почепцов Г. Пропаганда 2.0. Харьков: Folio, 2018.

116

Report of the defense science board task force on managed information dissemination. Washington, DC, 2001. URL: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/default/files/439736.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

117

Ten years on: Teh evolution of strategic communication and information operations since 9/11. Washington: U. S. Government printing ofifce, 2011. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CHRG-112hhrg67796/pdf/CHRG-112hhrg67796.pdf (дата обращения: 21.11.2018).

118

Paul C. Whither strategic communication? A survey of current proposals and recommendation. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 2009.

119

Paul C. Strategic communication: Origins, concepts, and current debates. Santa Barbara, Calif.: Praeger, 2011. P. 3.

120

Ten years on: Teh evolution of strategic communication… P. 5.

121

Bean H., Comor E. America’s ‘engagement’ delusion: Critiquing a public diplomacy consensus // International Communication Gazette. 2012. No. 74. P. 203–220.

122

Corman S. R. Understanding the role of narrative in extremist strategic communication // Countering violent extremism: Scientific methods and strategies / eds L. Fenstermacher, T. Leventhal. Washington DC, 2015. P. 36–43.

123

Miskimmon A., O’Loughlin B., Roselle L. Strategic narratives. Communication power and the new world order. New York: Routledge, 2013. P. 67.

124

Commander’s handbook for SC and communication strategy. Ver. 3.0. 2010. URL: https://archive.org/details/DTIC_ADA525371 (дата обращения: 20.01.2022).

125

Ten years on: Teh evolution of strategic communication…

126

EU strategic communications with a view to counteracting propaganda. European Parliament, Directorate-General for External Policies of the Union, European Union Institute for Security Studies. Belgium, 2016. https://www.doi.org/10.2861/476498

127

Ibid. P. 4.

128

Cornish P., Lindley-French J., Yorke C. Strategic communications and National Strategy. Chatham House* Report. Teh Royal Institute of International Affairs*, 2011. P. 4.

129

EU strategic communications… P. 4.

130

Bentzen N. Understanding propaganda and disinformation; Pawlak P. EU Strategic communication with the Arab world. European Parliamentary Research Service, 2016. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/581997/EPRS_BRI(2016)581997_EN.pdf (дата обращения: 18.10.2018).

131

Bentzen N. Understanding propaganda and disinformation. P. 1.

132

Ibid. P. 5.

133

Action plan on strategic communication. Ref. Ares no. (2015)2608242. Brussels: European Commission, 2015. URL: http://archive.eap-csf.eu/assets/files/Action%20PLan.pdf (дата обращения: 19.12.2018).

134

Ibid.

135

См., например: Гавра Д. П. Категория стратегической коммуникации: современное состояние и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3 (4). С. 229–233.

136

Грачев М. Н. Некоторые особенности проектирования стратегических политико-коммуникационных кампаний // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах / гл. ред. Л. В. Минаева. Вып. 9. М.: Ассоциация преподавателей по связям с общественностью, 2017. С. 36–51.

137

Егорова-Гантман Е. В тумане войны. Самара: Офорт; М.: Николло, 2010.

138

Петров И. Шойгу объявил о создании войск информационных операций // Российская газета. 2017. 22 февраля.

139

Filatova O., Bolgov R. Strategic communication in the context of modern information confrontation: EU and NATO vs Russia and ISIS // Proceedings of the 13thInternational Conference on cyber warfare and security (ICCWS 2018) / eds J. S. Hurley, J. Q. Chen. Washington DC: National Defense University, 2018. P. 208–219.

140

NATO Bi-SC information operations reference book. Version 1. North Atlantic Treaty Organisation, 2010. URL: https://info.publicintelligence.net/NATO-IO-Reference.pdf (дата обращения: 20.12.2022); Allied joint doctrine for information operations AJP-3.10. North Atlantic Treaty Organisation, 2009. URL: https://info.publicintelligence.net/NATO-IO.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

141

Fredheim R., Gallacher J. Robotrolling. 2018. Iss. 3. NATO Strategic Communications, Centre of Excellence. URL: https://www.stratcomcoe.org/robotrolling-20183 (дата обращения: 25.12.2020).

142

URL: https://www.digitalsherlocks.org/about (дата обращения: 05.09.2022).

143

URL: https://comprop.oii.ox.ac.uk (дата обращения: 15.01.2019).

144

URL: http://dashboard.securingdemocracy.org (дата обращения: 15.01.2019).

145

URL: https://botometer.iuni.iu.edu (дата обращения: 15.01.2019).

146

URL: https://www.cs.unm.edu/~chavoshi/debot/ (дата обращения: 15.01.2019).

147

Al-Heeti A. Facebook* will fight fake news with real newspaper ads (and more) // CNET. 2018. May 23. URL: https://www.cnet.com/tech/tech-industry/facebook-is-fighting-misinformation-with-news-literacy-campaign-help-from-researchers/ (дата обращения: 20.10.2019).

148

См.: Facebook* и Instagram* удалили 120 тыс. постов за вмешательство в выборы // Интерфакс. 2020. 19 октября. URL: https://www.interfax.ru/world/732108 (дата обращения: 21.10.2019).

149

URL: https://euvsdisinfo.eu (дата обращения: 05.09.2022).

150

Synopsis report of the public consultation on fake news and online disinformation. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/synopsis-report-public-consultation-fake-news-and-online-disinformation (дата обращения: 09.10.2018).

151

Подробнее см.: Filatova O., Bolgov R. Strategic communication in the context of modern information confrontation…

152

EU strategic communications… P. 8.

153

Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/nedostovernie-publikacii (дата обращения: 12.12.2020).

154

См., например: Barakhnin V. B., Muhamedyev R. I., Mussabaev R. R., Kozhemyakina O. Yu., Issayeva A., Kuchin Ya. I., Murzakhmetov S. В., Yakunin K. O. Methods to identify the destructive information // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1117. http://dx.doi.org/10.1088/1742–6596/1117/1/012001; Muhamedyev R. Machine learning methods: An overview // Computer modelling & new technologies. 2015. Vol. 19, no. 6. P. 14–29.

155

Подробнее о проекте см.: Yakunin K., Ionescu G. M., Murzakhmetov S., Mussabayev R., Filatova O., Mukhamediev R. Propaganda identification using topic modelling // 9thInternational Young Scientist Conference on Computational Science, YSC 2020, 05–12 September 2020. 2020. Vol. 178. P. 205–212.

156

Korencÿic D., Ristov S., Sÿnajder J. Document-based topic coherence measures for news media text // Expert Systems with Applications. 2018. Vol. 114. P. 357–373.

157

Neuendorf K. A. Teh content analysis guidebook. SAGE, 2016; Flaounas I., Ali O., Lansdall-Welfare T., De Bie T., Mosdell N., Lewis J., Cristianini N. Research methods in the age of digital journalism: Massive-scale automated analysis of news-content topics, style and gender // Digital Journalism. 2013. Vol. 1. P. 102–116.

158

Steinberger J., Ebrahim M., Ehrmann M., Hurriyetoglu A., Kabadjov M., Lenkova P., Steinberger R., Tanev H., Vázquez S., Zavarella V. Creating sentiment dictionaries via triangulation // Decision Support Systems. 2012. Vol. 53, no. 4. P. 689–694; Vossen P., Rigau G, Serafnii L., Stouten P., Irving F., Hage W. News reader: Recording history from daily news streams // Proceedings of the Ninth International Conference on Language Resources and Evaluation (LREC’14). 2014. P. 2000–2007; Li L., Zheng L., Yang F., Li T. Modeling and broadening temporal user interest in personalized news recommendation // Expert Systems with Applications. 2014. Vol. 41. P. 3168–3177.

159

Clerwall C. Enter the robot journalist: Users’ perceptions of automated content // Journalism Practice. 2014. Vol. 8. P. 519–531; Popescu O., Strapparava C. Natural language processing meets journalism // Proceedings of the 2017 EMNLP Workshop. Copenhagen, Denmark: Association for Computational Linguistics, 2017.

160

Hirschberg J., Manning C. D. Advances in natural language processing // Science. 2015. Vol. 349, no. 6245. P. 261–266.

161

Da San Martino G., Yu S., Barrón-Cedeno A., Petrov R., Nakov P. Fine-grained analysis of propaganda in news article // Proceedings of the 2019 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing and the 9thInternational Joint Conference on Natural Language Processing (EMNLP-IJCNLP). 2019. P. 5640–5650; Barrón-Cedeno A., Barrón-Cedeno A., Jaradat I., Da San Martino G., Nakov P. Proppy: Organizing the news based on their propagandistic content // Information Processing & Management. 2019. Vol. 56, no. 5. P. 1849–1864.

162

Da San Martino G., Yu S., Barrón-Cedeno A., Petrov R., Nakov P. Fine-grained analysis of propaganda…

163

Машечкин И. В., Петровский М. И., Царёв Д. В. Методы вычисления релевантности фрагментов текста на основе тематических моделей в задаче автоматического аннотирования // Вычислительные методы и программирование. 2013. Т. 14, № 1. С. 91–102.

164

Воронцов К. В., Потапенко А. А. Регуляризация, робастность и разреженность вероятностных тематических моделей // Компьютерные исследования и моделирование. 2012. Т. 4, № 4. С. 693–706.

165

Пархоменко П. А., Григорьев А. А, Астраханцев Н. А. Обзор и экспериментальное сравнение методов кластеризации текстов // Труды ИСП РАН. 2017. Т. 29 (2). С. 161–200. https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2017–29(2)-6

166

Torrey L., Shavlik J. Transfer learning // Handbook of research on machine learning applications and trends: algorithms, methods, and techniques / eds E. Soria, J. Martin, R. Magdalena, M. Martinez and A. Serrano. IGI Global, 2010. Р. 242–264.

167

Vorontsov K., Frei O., Apishev M., Romov P., Dudarenko M. Bigartm: Open source library for regularized multimodal topic modeling of large collections // Analysis of Images, Social Networks and Texts. AIST 2015. Communications in Computer and Information Science, vol. 542 / eds M. Khachay, N. Konstantinova, A. Panchenko, D. Ignatov, V. Labunets. Cham: Springer. P. 370–381.

168

Blei D. M., Ng A. Y., Jordan M. I. Latent Dirichlet allocation // Journal of machine learning research. 2003. Vol. 3. P. 993–1022; Jelodar H., Wang Y., Yuan C., Feng X. Latent Dirichlet allocation (LDA) and topic modeling: models, applications, a survey // Multimedia Tools and Applications. 2018. Vol. 78. P. 1–43.

169

Mimno D., Wallach H., Talley E., Leenders M., McCallum A. Optimizing semantic coherence in topic models // Proceedings of the 2011 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing. EMNLP 2011, 27–31 July 2011. Edinburgh, UK: John McIntyre Conference Centre, 2011. P. 262–272.

170

Преимущества подхода см.: Barakhnin V. B., Muhamedyev R. I., Mussabaev R. R., Kozhemyakina O. Yu., Issayeva A., Kuchin Ya. I., Murzakhmetov S. В., Yakunin K. O. Methods to identify the destructive information; Mukhamediev R. I., Mustakayev R., Yakunin K., Kiseleva S., Gopejenko V. Multi-criteria spatial decision making support system for renewable energy development in Kazakhstan // IEEE Access. 2019. Vol. 7. P. 122275–122288.

171

Zhu X., Goldberg A. B. Introduction to semi-supervised learning // Synthesis lectures on artificial intelligence and machine learning. 2009. Vol. 3, no. 1. P. 1–130.

172

Bradley A. P. Teh use of the area under the ROC curve in the evaluation of machine learning algorithms // Pattern Recognition. 1997. Vol. 30, no. 7. P. 1145–1159. https://doi.org/10.1016/s0031–3203(96)00142-2

173

Akobeng A. K. Understanding diagnostic tests 3: Receiver operating characteristic curves // Wiley Online Library. 2007. Vol. 96, iss. 5. P. 644–647.

174

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. 2-е изд. М.: Смарт Бук, 2009. С. 289.

175

Woolley S. C., Howard P. N. Computational propaganda: political parties, politicians, and political manipulation on social media. Oxford University Press, 2018. P. 21–40; 185–211; 212–238.

176

Wood A. Propaganda and democracy // Tehoria: An International Journal for Tehory. 2016. Vol. 31, no. 3. P. 381–394.

177

Например, Г. Г. Почепцов замечает: «Известно, что японцы, к примеру, покупали акции голливудских компаний, чтобы влиять на то, как будут выглядеть в американских фильмах японцы. Аналогично пытается влиять на западные кинопредставления и арабский мир. К примеру, в июле 1993 г. состоялась встреча между арабо-американцами и студией Диснея, в результате чего были удалены некоторые оскорбительные пассажи из песен фильма “Алладин”» (Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. С. 30). О пропаганде западного образа жизни в арабских странах также пишет А. А. Кашина, см.: Кашина А. А. Восприимчивость к «мягкой силе» арабских государств // Сборник статей по итогам работы V Международной научно-практической конференции «Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы» / ред. О. П. Иванов. М.: Диплом. акад. МИД России, 2020. С. 177–189.

178

Бернейс Э. Пропаганда / пер. с англ. И. Ющенко. М.: Hippo Publishing, 2010. С. 2.

179

Богданов С. В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. С. 132–152.

180

Бернейс Э. Пропаганда. С. 5.

181

Herman E. S., Chomsky N. Manufacturing consent. The political economy of the mass media. Pantheon. Reprint edition. 2002. URL: https://edisciplinas.usp.br/pl-uginfile.php/5537300/mod_resource/content/1/Noam%20Chomsky_%20Edward%20S.%20Herman%20-%20Manufacturing%20Consent_%20Teh%20Political%20Econo-my%20of%20the%20Mass%20Media-Bodley%20Head%20%282008%29.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

182

Цит. по: Колосов Ю. М. Массовая информация и международное право. М.: Статут, 2014. С. 12.

183

Дзялошинский И. М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. М.: НИУ ВШЭ. 2012. С. 368.

184

Баранов А. Н., Паршин П. Б. Категория пропаганды в лингвистической экспертизе текста // Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Вып. 12 (2). С. 53–65.

185

Бредихин А. Л., Удальцов А. А. Пропаганда как средство осуществления идеологической функции государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 10–14.

186

Василькова В. В., Трекин П. А. Компьютерная пропаганда: структурные характеристики и векторы исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 68–83. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.105

187

Журавлева Н. Н. Информационная политика государства по продвижению национальной культуры за рубежом: на примере России и Франции: дис. … канд. полит. наук. СПб., 2008. С. 91–95.

188

Taylor M., Kent M. L. Dialogic engagement: Clarifying foundational concepts // Journal of Public Relations Research. 2014. Vol. 26, no. 5. P. 384–398.

189

Бредихин А. Л., Удальцов А. А. Пропаганда как средство осуществления…

190

Бондарев А. С. Правовая пропаганда и обучение – формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2008. № 1. С. 4–16.

191

См.: Метелкина С. Пропаганда и современная дипломатия взаимосвязаны // МГИМО Университет. 2015. 14 апреля. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/270372/ (дата обращения: 19.02.2021).

192

См.: Там же.

193

Николайчук А. А., Баканова А. С. Пропаганда превратилась в глобальный фактор мировой политики // Российский институт стратегических исследований. 2016. 26 июля. URL: https://riss.ru/article/9999/ (дата обращения: 10.02.2021).

194

См.: Там же; Макарычева А. В., Еряшев Н. И. Изменение стратегии государств во внешнеполитической сфере под влиянием социально-гуманитарных трансформаций // Сборник статей по итогам работы V Международной научно-практической конференции «Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы». С. 141–149.

195

Bridge M. Children’s show is propaganda for Putin, say critics // Teh Times. 2018. November 17. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/childrens-show-is-prop-aganda-for-putin-say-critics-j9wxcvslm (дата обращения: 11.02.2021).

196

Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. С. 90–91.

197

Stanley J. How propaganda works. Princeton University Press, 2016; Lock I., Ludolph R. Organizational propaganda on the Internet: A systematic review // Public Relations Inquiry. 2020. Vol. 9 (1). P. 103–127.

198

См.: Почепцов Г. Г. Когнитивные войны в соцмедиа, массовой культуре и массовых коммуникациях. Харьков: Folio, 2019.

199

Колосов Ю. М. Массовая информация и международное право. С. 6.

200

Lock I., Ludolph R. Organizational propaganda on the Internet…

201

Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. С. 53.

202

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. С. 11–12; Jowett G. S., O’Donnell V. J. Propaganda and Persuasion. 5thed. Tohusand Oaks, Calif.: SAGE, 2012. P. 33; Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. С. 53.

203

Так, например, поисковые алгоритмы формируют так называемый информационный пузырь вокруг каждого пользователя, что ограничивает право человека на свободный доступ к информации.

204

См.: Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. С. 25.

205

Lock I., Ludolph R. Organizational propaganda on the Internet… P. 103–127.

206

Woolley S. C., Howard P. N. Computational propaganda…

207

Corneliu В. Teh ethics of countering digital propaganda // Carnegie Council for Ethics in International Affairs. 2018. Vol. 32, iss. 3. P. 305–315.

208

Ncube L. Digital media, fake news and pro-movement for democratic change (MDC) Alliance Cyber-Propaganda during the 2018 Zimbabwe Election // African Journalism Studies. 2019. Vol. 40. P. 44–61.

209

Василькова В. В., Трекин П. А. Компьютерная пропаганда…

210

Manovich L. Teh Science of culture? Social computing, digital humanities and cultural analytics // Journal of Cultural Analytics. Vol. 1, iss. 1. https://doi.org/10.22148/16.004

211

Василькова В. В., Трекин П. А. Компьютерная пропаганда…

212

Guddemi P. Metacommunication and its contents // Gregory Bateson on Relational Communication: From Octopuses to Nations. Cham: Springer. P. 87–107. https://doi.org/10.1007/978–3-030–52101-1

213

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. С. 33.

214

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. С. 43–44.

215

Lewin K. Forces behind food habits and methods of change // Bulletin of the National Research Council. 1943. Vol. 108. P. 35–65.

216

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. С. 260.

217

См.: Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-медиа, СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. С. 53–58.

218

Snopes. URL: https://www.snopes.com (дата обращения: 06.09.2022); Politfacts. URL: https://www.politifact.com (дата обращения: 06.09.2022).

219

Sample Ch., Justice C., Darraj E. Cyber conflict during competition // The cyber defense review. Special edition: International conference on cyber conflict (cycon u.s.), November 14–15, 2018. 2019. P. 171–192.

220

Marcellino W. M., Cragin K., Mendelsohn J., Cady A. M., Magnuson M., Reedy K. Measuring the popular resonance of daesh’s propaganda // Journal of Strategic Security. 2017. Vol. 10, no. 1. P. 32–52.

221

Kalathil Sh. Teh evolution of authoritarian digital infulence // PRISM. 2020. Vol. 9, no. 1. P. 32–51.

222

Craig S., Feder J. L., Cvetkovska S., Belford A. Macedonia’s pro-Trump fake news industry had american links, and is under investigation for possible Russia ties // Buzz-FeedNews. 2018. July 18. URL: https://www.buzzfeednews.com/article/craigsilverman/american-conservatives-fake-news-macedonia-paris-wade-libert (дата обращения: 06.09.2022).

223

Parekh D., Amarasingam A., Dawson L., Ruths D. Studying jihadists on social media: A critique of data collection methodologies // Perspectives on Terrorism. 2018. Vol. 12, no. 3. P. 5–23.

224

Пропаганда и свобода массовой информации. Памятная записка Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ / ОБСЕ. Представитель по вопросам свободы СМИ. Вена, 2015. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/d/6/219726.pdf (дата обращения: 16.12.2020).

225

См., например: Колмогорова А. В., Калинин А. А., Горностаева Ю. А. Разработка компьютерной программы автоматического анализа и классификации поляризованных политических текстов на английском языке по уровню их манипулятивного воздействия: практические результаты и обсуждение // Политическая лингвистика. 2017. № 64. С. 67–75; Паниотто В., Грушецкий А. Индекс результативности российской пропаганды // Вестник общественного мнения. 2015. № 1 (119). С. 106–115.

226

См., например: Василькова В. В., Трекин П. А. Компьютерная пропаганда: структурные характеристики и векторы исследования; Баранов А. Н., Паршин П. Б. Категория пропаганды в лингвистической экспертизе текста; Мазолин А. Исследования пропаганды в теориях массовой коммуникации // Аналитик. 2007. 2 октября. URL: http://rc-analitik.ru/file/%7B89440115-2a9a-4c24-a58c-9f7b01525937%7D (дата обращения: 06.09.2022); Коробова А. А., Болдырева Е. П. Политическая пропаганда в современной телекоммуникационной среде: механизмы повышения эффективности // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 3. С. 96–105.

227

Новый спектр политических настроений в российском обществе в 2020 году / Независимая исследовательская группа «Группа Белановского». [2019]. URL: http://sbelan.ru/Research-Presentations/NOVYJ-SPEKTR-POLITICh-ESKIH-NASTROENIJ-V-ROSSIJSKOM-OBShhESTVE-V-2020-g.pdf (дата обращения: 06.09.2022).

228

Осьминог 2. Мониторинг зарубежных СМИ по теме «Коронавирус в России». 12.03.2020–14.06.2020. URL: https://ст.россиясегодня.рф/i/files/Rossi-ya_Segodnya_research_2_2020.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

229

См., например: Почепцов Г. Г. Контрпропаганда и новые особенности пропагандистской войны // RELGA. 2016. № 15 (318). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4850&level1=main&level2=articles (дата обращения: 06.09.2022); Криницкий В. А. Политическая пропаганда экстремизма как средство манипулятивного воздействия на молодежь // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11. С. 66–69; Долгова Ю. И. Модели политической пропаганды на ТВ: выбор России // Вестник Московского государственного университета. Сер. Журналистика. 2002. № 1. С. 104–113; Иванов А. А. Коммуникативное пространство войны: пропаганда и общественные настроения: учебно-методическое пособие. СПб.: Скифия-принт, 2017.

230

Волосухина Н. В. К вопросу о трактовке понятия «концепт» и «фрейм» в современной лингвистике // Университетские чтения 2010: Материалы научнометодических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. Ч. 3. С. 41–46.

231

Iyengar S. Is anyone responsible? How television frames political issues. University of Chicago Press, 1991. P. 124.

232

См.: Fillmor C. Frame semantics // Linguistics in the morning calm. Ed. Teh Linguistic Society of Korea. Seoul: Hanshin, 1982. P. 173–174.

233

Minsky M. Memoir on inventing the confocal scanning microscope // Scanning. 1988. Vol. 10, iss. 4. P. 128–138. https://doi.org/10.1002/sca.4950100403.

234

См., например: Головчинер М. Н. Введение в системы знаний: Курс лекций. Томск: Томский гос. ун-т, 2011.

235

Rumelhart D. E., Ortony A. Teh representation of knowledge in memory // Schooling and the acquisition of knowledge / eds R. C. Anderson, R. J. Spiro, W. E. Montague. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1977. Р. 101.

236

Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ. В. В. Лучкова. М.: Прогресс, 1981. С. 73–75.

237

Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2015. С. 246–248.

238

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении? / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 208.

239

Lakoff G. The political mind. A cognitive scientist’s guide to your brain and its politics. Penguin Random House, 2009. P. 234–235.

240

Слезкин Ю. Эра Меркурия: Евреи в современном мире. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 189.

241

Бернер Е. Год «Желтых жилетов». Новая форма социальной борьбы или «протест XIX века»? // Красная весна. 2019. 31 декабря. URL: https://rossaprimavera.ru/article/343a89c4 (дата обращения: 06.09.2022).

242

См.: Там же.

243

Les gilets jaunes sont-ils foncièrement de droite? // RTBF. 2018. 23 novembre. URL: https://www.rtbf.be/info/belgique/detail_les-gilets-jaunes-sont-ils-foncierement-de-droite?id=10080135 (дата обращения: 06.09.2022).

244

Катасонов В., Лычковский В. Валентин Катасонов. За COVID-19 маячит тень Билла Гейтса // Мировоззрение русской цивилизации. 2020. 3 апреля. URL: https://www.razumei.ru/blog/Belyj_Rus/6816/valentin-katasonov-za-sovid-19-maya-chit-ten-billa-geitsa?ysclid=l7yxemcvhe961944079 (дата обращения: 16.09.2022).

245

Минздрав развязывает руки Поповой: вакцинация от коронавируса стала частью календаря профилактических прививок // Русский дозор. 2020. 17 декабря. URL: https://rusdozor.ru/2020/12/17/minzdrav-razvyazyvaet-ruki-popovoj-vakci-naciya-ot-koronavirusa-stala-chastyu-kalendarya-profilakticheskix-privivok/ (дата обращения: 06.09.2022).

246

Там же.

247

Там же.

248

См.: Сачивко С. 73 % россиян против прививки, а нас убеждают в обратном. Зачем? // Свободная пресса. 2020. 7 декабря. URL: https://svpressa.ru/society/article/283834/elenanew/ (дата обращения: 06.09.20212).

249

Сачивко С. 73 % россиян против прививки…

250

Мозолин А. А. Современная пропаганда как методологическая проблема // PR-Универсум: материалы I Межрегион. науч. – практ. конф. Томск, 2004. С. 37–47. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3148/2/Mozolin_2004_1.pdf (дата обращения: 07.09.2022); Bentzen N. Understanding propaganda and disinformation. European Parliamentary Research Service. 2015. November. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2015/571332/EPRS_ATA(2015)571332_EN.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

251

Wanless A., Berk M. Participatory propaganda: The engagement of audiences in the spread of persuasive communications // Proceedings of Social Media & Social Order, Culture Conflict 2.0. 2017. December 1. URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/53725/9788366675612.pdf?sequence=1page=123 (дата обращения: 07.09.2022).

252

About us // Teh Berkman Klein Center for Internet & Society at Harvard University. URL: https://cyber.harvard.edu/about (дата обращения: 01.08.2022).

253

Contents // Swiss Policy Research. URL: https://swprs.org/contents/ (дата обращения: 07.09.2022).

254

Ibid.

255

EU strategic communications with a view to counteracting propaganda / European Parliament. 2016. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2016/578008/EXPO_IDA(2016)578008_EN.pdf (дата обращения: 01.09.2022).

256

Пропаганда и свобода массовой информации…

257

См.: Gitter D. How efefctive is CCP propaganda? Even CCP members are increasingly unconvinced by official Party ideology // The Diplomat. 2017. October 24. URL: https://thediplomat.com/2017/10/how-efefctive-is-ccp-propaganda/ (дата обращения: 07.09.2022).

258

Allcott H., Gentzkow M. Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31, no 2. P. 1–28.

259

Chen R., Hanzhong L. Heterogeneous treatment effect estimation through deep learning // arXiv. 2018. October 26. URL: https://arxiv.org/pdf/1810.11010.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

260

Adamic L., Glance N. Teh political blogosphere and the 2004 U. S. election: Divided they blog. Paper presented at the 3rdInternational Workshop on Link Discovery (LinkKDD). URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/3333574/mod_resource/content/2/p36-adamic.pdf (дата обращения: 18.09.2022); Barberá P., Rivero G. Understanding the political representativeness of Twitter users // Social Science Computer Review. 2015. Vol. 33, iss. 6. P. 712–729.

261

Bumgi Min, Luwei Rose Luqiu. How propaganda techniques leverage their advantages: A cross-national study of the efefcts of Chinese international propaganda on the U. S. and South Korean audiences // Political Commucation. 2021. Vol 38, iss. 3. P. 305–325. https://doi.org/10.1080/10584609.2020.1763524

262

Okabe R. Cultural assumptions of east and west: Japan and the United States // Intercultural communication theory: Current perspectives / ed. by W. Gudykunst. Beverly Hills: Sage Publications, 1983. P. 21–44.

263

Tucker J. A., Guess A., Barberá P., Vaccari C., Siegel A., Sanovich S. Social media, political polarization, and political disinformation: A review of the scientific literature // SSRN. 2018. March 19. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3144139 (дата обращения: 07.09.2022).

264

Hobbs R. Propaganda in an age of algorithmic personalization: Expanding literacy research and practice // Reading Research Quarterly. 2020. Vol. 55, iss. 3. P. 521–533. https://doi.org/10.1002/rrq.301

265

Renee H., Kanižaj I., Pereira L. Digital literacy and propaganda // Medijske studije. 2019. Vol. 10, iss. 19. URL: https://pureportal.coventry.ac.uk/en/publications/digital-literacy-and-propaganda (дата обращения: 18.09.2022).

266

Sirlin N., Epstein Z., Arechar A. A., Rand D. G. Digital literacy is associated with more discerning accuracy judgments but not sharing intentions // Misinformation Review. 2021. December 6. https://doi.org/10.37016/mr-2020–83

267

Kreiss D. From epistemic to identity crisis: Perspectives on the 2016 U. S. Presidential Election // The International Journal of Press/Politics. 2019. Vol. 24, iss. 3. P. 383–388. https://doi.org/10.1177/1940161219843256

268

Fletcher R., Nielsen R. K. Are news audiences increasingly fragmented? A cross-national comparative analysis of cross-platform news audience fragmentation and duplication // Journal of Communication. 2017. Vol. 67, iss. 4. P. 476–498. https://doi.org/10.1111/jcom.12315

269

Aalberg T. International TV news, foreign affairs interest and public knowledge // Journalism Studies. 2013. Vol. 14, iss. 3. P. 387–406. https://doi.org/10.1080/1461670 X. 2013.765636

270

Stanley J. How propaganda works. P. 376.

271

Коробов А., Болдырева Е. Политическая пропаганда в современной телекоммуникационной среде…

272

Антонов Г. В. Особенности применения выборочного метода в прикладной социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2005. Вып. 4. С. 111–117.

273

Скрынникова И. В. Метафорический фрейминг политических событий: как формируются убеждения? // Материалы Всероссийской конференции по когнитивной науке. КИСЭ-2017. Казань, 30 октября – 3 ноября 2017 г. Казань: Издво Казанского ун-та, 2017. С. 267–278. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F750862390/Skrynnikova.PDF (дата обращения: 07.09.2022).

274

Там же.

275

Pennycook G., Rand D. G. Lazy, not biased: Susceptibility to partisan fake news is better explained by lack of reasoning than by motivated reasoning // Cognition. 208. Vol. 188. P. 39–50. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2018.06.011

276

Окольнишникова И. Ю. Как измерить степень покупательской вовлеченности в бренд? Разработка подходов к расчету уровня вовлеченности покупателей в бренд // Российское предпринимательство. 2011. № 1–2. С. 94–98.

277

URL: https://www.socialbakers.com/statistics (дата обращения: 07.09.2022).

278

Engagement rate: A metric you can count on // SocialBackers. 2013. February 25. URL: https://www.socialbakers.com/blog/1427-engagement-rate-a-metric-you-can-count-on (дата обращения: 07.09.2022).

279

Волкова И., Гужвий Д. Интегративный подход к измерению эффективности контента в новых медиа: постановка проблем // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22, № 3. С. 532–543.

280

Harvey K. Persuasion niche and political messaging // Encyclopedia of social media and politics / ed. by K. Harvey. Tohusand Oaks, CA: SAGE Publications, 2014. P. 958.

281

Westen D. Teh political brain: Teh role of emotion in deciding the fate of the nation. New York: Public Affairs, 2007. P. 155–169.

Загрузка...