Примечания

1

Здесь и далее астерисками (*) отмечены термины, раскрытые в Словаре терминов.

2

Из классических работ по рассматриваемой теме см.: Сергий (Страгородский), архим. Православное учение о спасении. М., 1991. (Репр. с изд.: Казань, 1898); Катанский A. Л. Учение о благодати Божией // Христианское чтение. 1900. Ч. 2. № 7. С. 3–47.

3

См., например: Столяров A. A. Свобода воли как проблема европейского морального сознания: Очерки истории: от Гомера до Лютера. М.: ГЛК, 1999.

4

Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М., 2004. С. 234.

5

По мнению ученых, «Ареопагитики» созданы неизвестным автором не ранее конца V в. См.: «Ареопагитики» // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 195–214.

6

Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику. II, 4 // Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 140.

7

См.: Кузенков П. В. Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2020. С. 19.

8

Именно поэтому известный логический парадокс: «Может ли Бог создать такой камень, который Сам не сможет поднять?» – некорректен.

9

Об онтологии прп. Максима см., в частности: Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М.: ИФ РАН, 2007.

10

Максим Исповедник, прп. Главы о любви. IV, 4 // Творения. Кн. 1. М., 1993. С. 134.

11

Максим Исповедник, прп. Главы о любви. IV, 6 // Творения. Кн. 1. С. 135.

12

Максим Исповедник, прп. Главы о любви. IV, 3 // Творения. Кн. 1. С. 134.

13

Максим Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну. 23 [10.18]; 74 [17] // О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., 2006. С. 110–111, 204. (Здесь и далее при указании на это издание в квадратных скобках приводится нумерация Амбигв по новейшему переводу Д. А. Черноглазова.)

14

Максим Исповедник, прп. Мистагогия. II // Творения. Кн. 1. С. 159–160.

15

Кузенков П. В. Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника. М., 2020.

16

Максим Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну. 101 [41а]: Из того же Слова на слова: «Обновляются естества, и Бог становится человеком» // О различных недоумениях… С. 277–278. См. также: Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. С. 19.

17

Максим Исповедник, прп. Главы о любви. III, 72 // Творения. Кн. 1. С. 130.

18

Ср.: Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. II, 10 // Творения. Кн. 1. С. 235.

19

Макси Исповедник, прп. О недоумениях к Иоанну. 24 [10.19] // О различных недоумениях… С. 114.

20

Подробнее см.: Кузенков П. В. Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника. С. 36–43. Там же см. ссылки на труды прп. Максима.

21

Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах. Гл. 21 // Добротолюбие. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 38.

22

Григорий Богослов, свт. Слово 14, о любви к бедным // Творения: В 2 т. Т. 1. ТСЛ, 1994. (Репр. с изд.: СПб., 1912). С. 221.

23

Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 3 // Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 87–88. (ТСО. Т. 37).

24

Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 16 // Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 141. (ТСО. Т. 37).

Загрузка...